Создание резервов для целей налогового учета
Содержание
1. Сущность и задачи учетной политики для целей налогообложения 2. Методы определения момента признания доходов и расходов и их группировки 3. Создание резервов для целей налогового учета 4. Учет основных средств для целей налогообложения 5. Учет покупных товаров, сырья, материалов и незавершенного производства 6. Раздельный учет доходов и расходов при разных налоговых режимах Библиографический список
Сущность и задачи учетной политики для целей налогообложения
Важными решениями, которые принимаются руководством организации, являются составление и утверждение учетной политики для налогового учета. При грамотном применении данного инструмента можно легально минимизировать налоговую нагрузку и иметь документ, позволяющий отстоять интересы организации в суде. Вопрос минимизации налога на прибыль, как ни странно это звучит, в большинстве случаев не интересует бухгалтеров. Это можно объяснить профессиональной склонностью к перестраховке и отсутствием личной материальной заинтересованности. Существует и иная ситуация: налоговый учет ведется, а методы и способы его ведения не прописаны в учетной политике. Формально это означает, что затраты по не определенным в учетной политике расходам, предполагающим вариативность учета, не могут быть приняты. По старинной русской традиции "пожарные" меры начинают приниматься только тогда, когда фискальные органы приступили к проверке. Но в спешке вряд ли удастся сформировать грамотный, продуманный документ. Учетная политика для целей налогообложения может приниматься как вместе с учетной политикой для бухгалтерского учета, так и отдельным документом. Целесообразнее принять ее отдельным приказом - в таком случае будет проще вносить корректировки в случае их необходимости.
Понятие "учетная политика для целей налогообложения" дано в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Таким образом, основная задача, которую надо решить организации при составлении учетной политики для целей налогообложения, - это выбор способов и методов учета доходов и расходов, применительно к которым законодательством предложена вариативность или по которым отсутствуют законодательные нормы. Организации необходимо определить порядок исчисления и уплаты налога на прибыль. Сначала необходимо установить порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль (ст. 286 НК РФ) - поквартально или ежемесячно. Если порядок исчисления определен как ежемесячный, то согласно п. 2 ст. 286 НК РФ возможны два варианта исчисления и уплаты ежемесячных платежей: - исходя из фактически полученной прибыли за прошлый месяц; - в размере одной трети фактически уплаченного налога на прибыль за предыдущий квартал. При принятии решения о переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической полученной прибыли организация должна уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
Методы определения момента признания доходов и расходов и их группировки
Прежде всего для целей налогового учета по налогу на прибыль надо установить метод определения момента признания доходов и расходов - кассовый метод или метод начисления. При выборе кассового метода следует помнить, что применять его можно, только если за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила согласно п. 1 ст. 273 НК РФ 1 млн руб. за каждый квартал. Кроме того, кассовый метод не могут применять банки, организации, являющиеся участниками договора доверительного управления имуществом и договора простого товарищества. Если организация сдает имущество в аренду, то ей следует определить, как будет учитываться этот вид деятельности: как основной или как вспомогательный. При этом читателям журнала стоит помнить, что налоговые органы руководствуются определением систематичности, данным в п. 3 ст. 120 НК РФ, - два раза и более в течение календарного года. Таким образом, если в течение одного календарного года было или планируется более одного случая заключения договора аренды, то, по нашему мнению, данный вид деятельности должен быть указан как основной. Организации необходимо также выбрать метод группировки затрат, которые могут быть с равными основаниями одновременно отнесены к нескольким группам расходов (п. 4 ст. 252 НК РФ). При этом возможно отнесение данных затрат на расходы, связанные с производством и реализацией, или на внереализационные расходы. Несомненное преимущество метода отнесения затрат к расходам от реализации - это возможность увеличения лимита по некоторым нормируемым расходам. Создание резервов для целей налогового учета
В целях более равномерного распределения во времени ряда расходов руководством организации может быть принято решение о формировании резервов. В этом случае в учетной политике должны быть приведены факт формирования резерва, метод отнесения затрат и метод списания резерва в случае, если резерв не был полностью использован. Итак, возможно создание: - резерва по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ). В случае его создания убытки по списанию безнадежных долгов в течение налогового периода будут производиться за счет сформированного резерва. Если созданный резерв не полностью использован в налоговом периоде, то возможен его перенос на покрытие убытков по списанию безнадежных долгов на следующий налоговый период (п. 5 ст. 266 НК РФ);
- резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (п. 2 ст. 267 НК РФ). Данный резерв можно создавать в случае, если организация производит товары или оказывает услуги, по которым предусмотрены гарантийный ремонт или обслуживание. Предельный размер данного резерва зависит от размера произведенных ранее затрат в подобных целях, а именно: он не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации вышеуказанных товаров за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации этих товаров за отчетный (налоговый) период. Если данная реализация производится менее трех лет, то для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации вышеуказанных товаров за фактический период такой реализации. Неиспользованный остаток по данному резерву также может быть перенесен на следующий налоговый период; - резерва под предстоящие ремонты основных средств (п. 3 ст. 260, ст. 324 НК РФ). Размер создаваемого резерва может быть определен в зависимости от цели его создания. Если резерв создается на проведение текущего ремонта, то его размер не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если же резерв создается для проведения особо сложного и дорогостоящего капитального ремонта, формирование резерва может производиться в течение нескольких налоговых периодов и в этом случае его размер может быть увеличен на сумму вышеуказанных отчислений. Размер ежемесячных отчислений на проведение дорогостоящего ремонта рассчитывается согласно смете предстоящего ремонта, графика его проведения и периода его формирования. Неиспользованный остаток по созданному резерву может быть перенесен на следующий налоговый период только в случае, если резерв создавался для дорогостоящего капитального ремонта, запланированного на будущий налоговый период;
- резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год (п. 1 ст. 324.1 НК РФ). В учетной политике при принятии решения о создании данного резерва должны быть определены способ резервирования, предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в вышеуказанный резерв. Целесообразнее формировать три резерва - отдельно по каждому из вышеперечисленных видов расходов, поскольку соответствующие выплаты могут иметь разные источники формирования и погашаться в разное время. При этом процент отчислений в данный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков и иных вышеназванных выплат к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. Размер оплаты труда и размер оплаты отпусков и выплат устанавливаются на основании сметы, составляемой на основании планируемых данных на следующий налоговый период (включая единый социальный налог на вышеуказанные выплаты). По окончании налогового периода необходимо произвести инвентаризацию вышеуказанного резерва и включить остаток по созданному резерву (при его наличии) в налоговую базу текущего налогового периода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|