Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели семейного образования

Семинар 5.

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Семейное образование как андрагогическая задача

Модели семейного образования

Принципы организации семейного образования

Проблемы семейного консультирования

Валеологическое образование в семье

 

 

Семейное образование как андрагогическая задача

 

В ситуации кризиса института семьи, резкого снижения рождае­мости, старения населения Украины возрастает актуальность семей­ного образования. Приобретение знаний и умений, способствующих преодолению проблемных (кризисных) моментов, играет огромную роль в функционировании семьи. Источником их получения выступают разнообразные формы семейного образования взрослых.

В прежние времена широкое распространение получил «роди­тельский всеобуч», представляющий собой систему подготовки, которую организовывали образовательные учреждения совместно с родительскими комитетами. Современные семьи обычно полу­чают обучающую информацию в школах (детских садах), где обу­чаются дети; медицинских учреждениях (консультации для бере­менных, рекомендации педиатра, невропатолога, нарколога, сек­солога); специальных службах поддержки семьи; клубных объеди­нениях по интересам; неформальном общении с людьми, пере­жившими сходные ситуации или находящимися в аналогичном семейном положении; средствах массовой информации и специ­альных изданиях, самостоятельно извлекая из потока разнород­ной информации нужную.

Как показывают исследования, общими для всех семей явля­ются проблемы здорового образа жизни, реализации полоролевых функций; правовой грамотности (представление о своих пра­вах как члена семьи, о формах социальной защиты, защиты до­стоинства, реализации своих прав на воспитание ребенка, насле­дование имущества, жилплощадь и др.); психологической культу­ры (общение, поведение в конфликтных ситуациях, поддержание благоприятной атмосферы в доме); экономики семьи (умение ве­сти хозяйство); образования детей.

Типичными кризисными или стрессовыми ситуациями, требу­ющими поддержки извне при перестройке модели поведения и освоении дополнительных функций всеми родственниками, можно считать вступление в брак (развод), рождение ребенка, его по­ступление в детский сад, школу, институт, служба в армии, же­нитьба (замужество), любые формы ухода из дома; переход на новое место работы или ее потеря; получение новой квартиры или переезд на место жительства в другой регион; серьезная ссо­ра, измена, смерть супруга.

В последнее десятилетие в нашей стране отмечается интенсив­ное развитие системы семейного образования и просвещения. По­мощь семье оказывает широкий круг учреждений и организаций разного профиля: семейные консультации, службы знакомств, раз­личные формы семейного просвещения (семейные университе­ты, факультеты, лектории), сексологические, педиатрические, пе­дагогические кабинеты. Разнообразны направления их деятельнос­ти: содействие в создании семьи (службы знакомств) и ее ук­реплении (консультации для конфликтующих и разводящихся супругов); помощь в воспитании детей (консультации и центры для родителей); профилактика семейных конфликтов (консуль­тирование и просвещение молодоженов, проблемных семей); се­мейная психологическая помощь неблагополучным семьям и др. С семьями работают специалисты различных профилей: педагоги, психологи, психиатры, социальные работники, юристы, сексо­логи.

Любая служба, ориентированная на помощь семье, призвана выполнять андрагогическую функцию, ее деятельность всегда ока­зывается связанной с формированием конкретных умений и опы­та выхода из кризисной ситуации, получением дополнительной информации о себе, приобретением психологической защиты, сме­ной коммуникативной модели. В связи с этим одной из важных андрагогических задач становится разработка типовых образова­тельных модулей, сопровождающих становление семьи.

 

Модели семейного образования

 

В соответствии с ориентированностью и характером необходи­мого обучения можно выделить несколько моделей образователь­ной помощи семье, существующих в отечественной практике.

Педагогическая модель направлена на оказание помощи семье в воспитании детей. Ана­лизируя вместе с родителями (иногда в при­сутствии ребенка) сложившуюся проблемную ситуацию, консуль­тант предлагает конструктивную программу мер выхода из нее, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка и родите­лей. Специалисты, работающие в этой модели, — педагоги, пси­хологи и социальные работники.

Диагностическая модель компенсирует дефицит специальной диагностической информации, что позволяет точнее сориенти­роваться в семейной ситуации, понять причину возникшей про­блемы. Помощь супругам, родителям осуществляется в форме ре­комендаций по принятию тех или иных решений: педагогиче­ских, психологических или организационных (например, посе­щение специалистов других профилей).

Психологическая модель помощи продуктивна, когда причины неблагополучия в семье кроются во внутрисемейном общении либо обусловлены личностными особенностями членов семьи. Психо­логическая модель помогает обнаружить и устранить межличност­ную дисгармонию, изменить систему эмоциональных связей, вза­имоотношений, реализующихся в общении, способы неадекват­ного реагирования в ситуациях, затрагивающих основные момен­ты жизни семьи.

Помощь консультанта состоит в том, чтобы разорвать пороч­ный круг, в котором конфликты порождают дезадаптационные черты характера членов семьи, что, в свою очередь, приводит к конфликтному общению. В психологической модели в качестве основного «орудия» используются закономерности человеческого общения — как в семье, так и между консультантом и клиентом. Основываясь на этих закономерностях, специалист стремится уси­лить внутренние ресурсы семьи в целом и ее членов, необходи­мые им для того, чтобы самим справляться с возникающими затруднениями. Такая модель, используемая прежде всего в рабо­те психологов, психиатров, психотерапевтов, предполагает раз­витие психологической и коммуникативной культуры, т.е. напря­мую связана с решением андрагогических задач.

Социальная модель помощи помимо анализа жизненной ситуа­ции и выработки рекомендаций предполагает непосредственное вмешательство в обстоятельства жизни клиентов Такого рода по­мощь оказывается, например, службой знакомств, которая пре­доставляет реальную возможность клиентам создать семью.

Медицинская модель помощи предполагает, что в основе семей­ных трудностей лежат болезни или болезненное развитие личности одного или обоих супругов, ребенка. Соответственно усилия спе­циалистов направлены на излечение, реабилитацию больных, адап­тацию здоровых членов семьи к специфической ситуации.

Юридическая модель компенсирует недостаточную юридиче­скую компетентность в решении семейных проблем и конфлик­тов. Консультант анализирует сложившуюся ситуацию и предла­гает юридически корректные способы выхода из нее.

Образовательный компонент должен сопровождать все виды помощи и в известном смысле предшествовать им. Так, повыше­ние педагогической, психологической, юридической компетент­ности составляет основу педагогической, психологической и юри­дической моделей. Прежде чем вынести диагностическое заклю­чение, необходимо провести совместную работу по углубленному анализу причин, мотивов посещения консультации, рефлексию обстоятельств семейной жизни и взаимоотношений. Перед тем как предлагать социальную помощь, важно понять, все ли собствен­ные ресурсы использовали клиенты, а если нет, то почему, что предусматривает развитие навыков саморефлексии.

Нередко сотрудники, оказывающие помощь семье в рамках той или иной модели, не имеют специальной андрагогической подго­товки. Одним из серьезных недостатков в их работе становится формальный перенос привычной дидактической позиции и прин­ципов взаимодействия на систему обучения взрослых людей, без учета их возраста и социального статуса. Непродуманность подхо­да не позволяет достичь поставленной цели в полной мере.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...