Модели семейного образования
Семинар 5. СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Семейное образование как андрагогическая задача Модели семейного образования Принципы организации семейного образования Проблемы семейного консультирования Валеологическое образование в семье
Семейное образование как андрагогическая задача
В ситуации кризиса института семьи, резкого снижения рождаемости, старения населения Украины возрастает актуальность семейного образования. Приобретение знаний и умений, способствующих преодолению проблемных (кризисных) моментов, играет огромную роль в функционировании семьи. Источником их получения выступают разнообразные формы семейного образования взрослых. В прежние времена широкое распространение получил «родительский всеобуч», представляющий собой систему подготовки, которую организовывали образовательные учреждения совместно с родительскими комитетами. Современные семьи обычно получают обучающую информацию в школах (детских садах), где обучаются дети; медицинских учреждениях (консультации для беременных, рекомендации педиатра, невропатолога, нарколога, сексолога); специальных службах поддержки семьи; клубных объединениях по интересам; неформальном общении с людьми, пережившими сходные ситуации или находящимися в аналогичном семейном положении; средствах массовой информации и специальных изданиях, самостоятельно извлекая из потока разнородной информации нужную. Как показывают исследования, общими для всех семей являются проблемы здорового образа жизни, реализации полоролевых функций; правовой грамотности (представление о своих правах как члена семьи, о формах социальной защиты, защиты достоинства, реализации своих прав на воспитание ребенка, наследование имущества, жилплощадь и др.); психологической культуры (общение, поведение в конфликтных ситуациях, поддержание благоприятной атмосферы в доме); экономики семьи (умение вести хозяйство); образования детей.
Типичными кризисными или стрессовыми ситуациями, требующими поддержки извне при перестройке модели поведения и освоении дополнительных функций всеми родственниками, можно считать вступление в брак (развод), рождение ребенка, его поступление в детский сад, школу, институт, служба в армии, женитьба (замужество), любые формы ухода из дома; переход на новое место работы или ее потеря; получение новой квартиры или переезд на место жительства в другой регион; серьезная ссора, измена, смерть супруга. В последнее десятилетие в нашей стране отмечается интенсивное развитие системы семейного образования и просвещения. Помощь семье оказывает широкий круг учреждений и организаций разного профиля: семейные консультации, службы знакомств, различные формы семейного просвещения (семейные университеты, факультеты, лектории), сексологические, педиатрические, педагогические кабинеты. Разнообразны направления их деятельности: содействие в создании семьи (службы знакомств) и ее укреплении (консультации для конфликтующих и разводящихся супругов); помощь в воспитании детей (консультации и центры для родителей); профилактика семейных конфликтов (консультирование и просвещение молодоженов, проблемных семей); семейная психологическая помощь неблагополучным семьям и др. С семьями работают специалисты различных профилей: педагоги, психологи, психиатры, социальные работники, юристы, сексологи. Любая служба, ориентированная на помощь семье, призвана выполнять андрагогическую функцию, ее деятельность всегда оказывается связанной с формированием конкретных умений и опыта выхода из кризисной ситуации, получением дополнительной информации о себе, приобретением психологической защиты, сменой коммуникативной модели. В связи с этим одной из важных андрагогических задач становится разработка типовых образовательных модулей, сопровождающих становление семьи.
Модели семейного образования
В соответствии с ориентированностью и характером необходимого обучения можно выделить несколько моделей образовательной помощи семье, существующих в отечественной практике. Педагогическая модель направлена на оказание помощи семье в воспитании детей. Анализируя вместе с родителями (иногда в присутствии ребенка) сложившуюся проблемную ситуацию, консультант предлагает конструктивную программу мер выхода из нее, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка и родителей. Специалисты, работающие в этой модели, — педагоги, психологи и социальные работники. Диагностическая модель компенсирует дефицит специальной диагностической информации, что позволяет точнее сориентироваться в семейной ситуации, понять причину возникшей проблемы. Помощь супругам, родителям осуществляется в форме рекомендаций по принятию тех или иных решений: педагогических, психологических или организационных (например, посещение специалистов других профилей). Психологическая модель помощи продуктивна, когда причины неблагополучия в семье кроются во внутрисемейном общении либо обусловлены личностными особенностями членов семьи. Психологическая модель помогает обнаружить и устранить межличностную дисгармонию, изменить систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении, способы неадекватного реагирования в ситуациях, затрагивающих основные моменты жизни семьи. Помощь консультанта состоит в том, чтобы разорвать порочный круг, в котором конфликты порождают дезадаптационные черты характера членов семьи, что, в свою очередь, приводит к конфликтному общению. В психологической модели в качестве основного «орудия» используются закономерности человеческого общения — как в семье, так и между консультантом и клиентом. Основываясь на этих закономерностях, специалист стремится усилить внутренние ресурсы семьи в целом и ее членов, необходимые им для того, чтобы самим справляться с возникающими затруднениями. Такая модель, используемая прежде всего в работе психологов, психиатров, психотерапевтов, предполагает развитие психологической и коммуникативной культуры, т.е. напрямую связана с решением андрагогических задач.
Социальная модель помощи помимо анализа жизненной ситуации и выработки рекомендаций предполагает непосредственное вмешательство в обстоятельства жизни клиентов Такого рода помощь оказывается, например, службой знакомств, которая предоставляет реальную возможность клиентам создать семью. Медицинская модель помощи предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни или болезненное развитие личности одного или обоих супругов, ребенка. Соответственно усилия специалистов направлены на излечение, реабилитацию больных, адаптацию здоровых членов семьи к специфической ситуации. Юридическая модель компенсирует недостаточную юридическую компетентность в решении семейных проблем и конфликтов. Консультант анализирует сложившуюся ситуацию и предлагает юридически корректные способы выхода из нее. Образовательный компонент должен сопровождать все виды помощи и в известном смысле предшествовать им. Так, повышение педагогической, психологической, юридической компетентности составляет основу педагогической, психологической и юридической моделей. Прежде чем вынести диагностическое заключение, необходимо провести совместную работу по углубленному анализу причин, мотивов посещения консультации, рефлексию обстоятельств семейной жизни и взаимоотношений. Перед тем как предлагать социальную помощь, важно понять, все ли собственные ресурсы использовали клиенты, а если нет, то почему, что предусматривает развитие навыков саморефлексии. Нередко сотрудники, оказывающие помощь семье в рамках той или иной модели, не имеют специальной андрагогической подготовки. Одним из серьезных недостатков в их работе становится формальный перенос привычной дидактической позиции и принципов взаимодействия на систему обучения взрослых людей, без учета их возраста и социального статуса. Непродуманность подхода не позволяет достичь поставленной цели в полной мере.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|