Предупреждение преступности несовершеннолетних
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел. Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются: — социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; — социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; — центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
Учреждения социального обслуживания: территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.
Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Функцию организации взаимодействия государственных органов субъектов Федерации по указанным вопросам осуществляют также Комиссии по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти. При городских, районных органах местного самоуправления образованы специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся в специальной реабилитации (в структуре органов социальной защиты населения), специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния (в структуре органов образования).
Неспециализированные субъекты профилактики: семейные детские дома, социальные и медико-психологические центры. Важное место среди них занимают также общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники милиции и др. В последние годы появились новые субъекты социализации и профилактического воздействия на отклоняющееся поведение и преступления несовершеннолетних (Центр «Дети улиц», Международный фонд «Правопорядок-Центр», фонды «Правопорядок», «Безопасность», Фонд культуры, Детский фонд; комитеты по делам молодежи, центры реабилитации и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи; коммерческие центры «Подросток»; детские приюты; социальные центры лечения и реабилитации несовершеннолетних, страдающих наркоманией и алкоголизмом; благотворительное общество «Милосердие»; Фонд молодежных инициатив; комитет по делам детства и материнства Минсоцзащиты России).
Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел, воспитательные колонии.
Основными направлениями совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: — гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения; — профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания; — усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации; — признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска; — строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.
Основные направления ОВД в предупреждении преступности несовершеннолетних: 1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних; 2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности; 3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений; 4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.
Индивидуальная профилактика.
Цель – исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Проводится в двух случаях: - когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии; -когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Успех достигается при своевременной постановке «диагноза», наличии указанных явлений. Позволяет выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития.
Особое внимание органы внутренних дел уделяют несовершеннолетним: — ведущим антиобщественный образ жизни (употребляющим спиртные напитки, наркотики, не занятым учебой и общественно полезным трудом); — группирующимся на антиобщественной основе; — вернувшимся из специальных школ и профтехучилищ; — осужденным условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тем, к кому применена отсрочка исполнения приговора; — освобожденным из воспитательных колоний.
Общегосударственной программы борьбы с беспризорностью: разработка системы ювенальной юстиции; внедрение методик работы с детьми, входящими в группу риска (в том числе и входящими в асоциальные группировки), а также вывода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи одного из родителей или собственное бегство, употребление алкогольных напитков и наркотиков, любовные неудачи и т.п.).
Библиографический список (основной) 1. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. А. И. Долговой.— 2-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФА М), 2002.— С. 764—782. 2. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Э. Эминова.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2002.— С. 481—510. 3. Криминология: учеб. пособие / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак.; [авт.: Т. И. Богуш и др.]; под ред. Н. Ф. Кузнецовой. - М.: Проспект, 2007. - 328 с. 4. Криминология: учеб. пособие / Моск. ун-т МВД России; под ред. С. Я. Лебедева, М. А. Кочубей. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. - 519 с.
(дополнительный) 1. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность.— 2000.— № 7. 2. Королев Ю. А. Семья как субъект права // Журнал российского права.— 2000.— № 10. 3. Меркушов Д. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российская юстиция.— 2000.— № 6. 4. Мустаханов Р. Защита жилищных прав несовершеннолетних: реальная или мнимая? // Законность.— 2000.— № 10. 5. Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Постановление Минтруда РФ от 29.03.2002 г. № 25 //В данном виде документ опубликован не был. 6. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием: Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 г. № 217 // Рос. газ. — 2002.— 13 апр.— № 67; СЗ РФ.— 2002.— 15 апр.— № 15.— Ст. 1434. 7. Пчелинцева Л. М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права.— 2001.— № 6. 8. Раев Д. Пределы прав несовершеннолетних эмансипированных граждан // Российская юстиция.— 2001.— № 8. 9. Тигунцева Г.Н. Социально-психологическое изучение личности подростка - правонарушителя Иркутской области (опыт и результаты) / Г. Н. Тигунцева // Соц. политика и социология. - 2007. - № 1. - С. 161-169.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|