Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь философских терминов.

Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, обозначающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, которое выступает лишь как цель научного познания.

Агностицизм – учение, согласно которому человек не способен познать сущность, не может иметь достоверное знание о них.

Аксиология – учение о ценностях.

Аналитическая философия – направление в философии XX в., сводящее философию к анализу языка, который считается единственным способом постановки философских проблем, отрицающее способность философии отражать объективный мир.

Антиномии – противоречащие друг другу суждения.

Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания.

Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычников.

Апория (гр. aporia – нет выхода) – непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.

Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный.

Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство чего-либо.

Богочеловечество – категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с Богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами.

Верификация (лат. verus – истинный, facere – делать) – установление достоверности высказываний опытным путем.

Вещество – вид материи, который, в отличие от физического поля, обладает массой покоя.

Волюнтаризм – направление, признающее волю первоосновой бытия.

Воля – способность к реализации усилий, деятельности, направлению на достижение цели, это также способность к достижению цели, реализованная в деятельности.

Время – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем в мире.

Врожденные идеи – понятие теории познания. Обозначает идеи, изначально присущие человеческому мышлению, и не зависящие от опыта (исходные мировоззренческие принципы, нравственные ценности, аксиомы логики и математики).

Всеединство – категория, показывающая единство трех миров: природного, социального и духовного.

Географическая среда – среда, включающая как естественную среду обитания, так и искусственную, т.е. «вторую природу», как результат преобразования естественной среды в процессе человеческой деятельности.

Герменевтика – искусство понимания, искусство истолкования текстов.

Гилозоизм – философское учение о всеобщей одушевленности материи, т.е. утверждение наличия души у любой вещи.

Гносеология – философская теория познания. В западной философии в таком же смысле используется понятие эпистемология.

Гуманизм – 1)движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности; 2) система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности.

Дедукция - логический вывод от общего к частному; выведение новых мыслей чисто логическим путем.

Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Движение – способ существования материи, ее всеобщий атрибут, «это изменения вообще» (Ф.Энгельс).

Диалектика – учение о развитии, учение о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия и познания.

Диалектический материализм – направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах.

Дуалисты – философы, считавшие, что в основе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное.

Дух – философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала.

Душа – понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.

Естественное право – понятие политической и правовой мысли. Означает совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независящих от социальных условий.

Закон – устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, предметов, явлений.

Западники – сторонники западного пути развития в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру.

Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное, идеальное.

Идеализм объективный – форма идеализма, направление, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала.

Идеализм субъективный – направление, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.

Идеальное – субъективный образ объективного мира, который возникает в целесообразной деятельности человека и является одним из ее моментов.

Имманентное – то, что внутренне присуще данной вещи, явлению, процессу.

Императив – правило, которым руководствуются в поведении, правило, побуждающее к поступку.

Индивидуальность – совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей.

Индукция – логический вывод от частного к общему.

Интенция (лат.intentio – стремление) – направленность сознания на какой-то предмет.

Интерес – избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем.

Иррационализм – направление в философии, которое ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности; пессимистическая оценка познавательных и деятельностно-преобразовательных возможностей человека, отрицание исторического и социального прогресса.

Истина (объективная истина) – адекватное отражение объекта познающим субъектом, содержание которого не зависит от познающего субъекта.

Картезианство – совокупность взглядов Декарта и его последователей.

Категорический императив – правило, требующее обязательного исполнения.

Категория – предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения действительности.

Концепция – основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения.

Космизм – направление в русской философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое.

Космос – в философии древних греков видимая или умопостигаемая нами часть вселенной, подчиняющаяся принципу целостности, гармонии и разумному пониманию.

Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил Космоса) и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была характерна для Древней Индии, Древнего Китая. Древнего Востока).

Креационизм – учение о сотворении мира богом из ничего.

Критицизм – подход в теории познания, который выявляет основания различных феноменов знания, анализирует условия их возможности и подтверждает или, напротив, отвергает их претензии на роль знания.

Личность – 1. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. 2. Индивид как субъект социальной деятельности, свойства которого детерминированы конкретно-историческими условиями жизни общества.

Марксизм – мировоззрение, заключающееся в диалектико- материалистическом подходе к миру, признании формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений.

Материализм – философское направление, признающее материю в качестве первичного и независимого от сознания начала бытия мира, а сознание – в качестве вторичного, производного.

Материя – «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И.Ленин).

Мессианизм – черта русской философии, показывающая ее пророческий характер, ее способность предвидения хода истории и предугадывания средств контроля над нею и управления процессами социальной жизни.

Метафизика – ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще; противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей.

Метод – способ и средство познания и практического изменения явлений и процессов, соответствующий законам и принципам, действующим в сфере этих явлений.

Методология – способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Мифология – форма мировоззрения, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях развития общества.

Монизм – утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция духовная или материальная.

Натурфилософия –философское учение о природе.

Наука – теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.

Номинализм – учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена.

Ноосфера – сфера разума; целенаправленное, разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью и ее результатами, информацией и опытом.

Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Объект – предмет направленности человеческой деятельности; то, на что направлена деятельность.

Онтологизм – позиция в теории познания, согласно которой философы сначала предполагают некоторую картину реальности, а потом объясняют, почему эту реальность может познать человек.

Ответственность – это социальное отношение к общественным ценностям.

Относительная истина – неполнота знаний, их незавершенность; знания, содержание которых может быть уточнено или пересмотрено дальнейшим развитием науки.

Отражение – всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел.

Пантеизм – философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению.

Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей II –VIII вв., имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

Перцепция (лат. percipere - воспринимать) – чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств.

Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза, и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Познание – общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека.

Потребность – нужда в чем-либо, социально обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека.

Практика – сторона предметной деятельности, характеризующийся изменением и преобразованием природы и общества.

Принцип – основоположение знаний, науки.

Природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Провиденциализм – религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами – провидением, богом.

Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Пространство – всеобщая форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие во всех материальных системах.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных явлений, ведущее к возникновению нового качественного состояния.

Рассудок – уровень мыслительной деятельности, основной функцией которого является мыслительное упорядочение, систематизация явлений, материала чувственности.

Рационализм – 1. Н аправление в теории познания, выдвигающее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. 2. Идейно-теоретическое течение, возвеличение человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характеризующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.

Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.

Римский клуб – международная общественная организация, основанная в 1968 г. с целью исследования развития человечества в эпоху НТР; поощряет проекты и публикует доклады по глобальным проблемам.

Русская идея – национальный идеал русского народа, определяющий цели его исторического развития и его задачи.

Самоорганизация (саморегулирование) – способность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних механизмов управления.

Свобода - способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями в условиях наличия выбора и познания объективной необходимости этих интересов и целей.

Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов.

Сенсуализм – направление в теории познания утверждающее, что единственной основой познания являются ощущения.

Система – совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии.

Скептицизм – философская концепция, высказывающая сомнение в возможности достижения объективной истины; позиция в теории познания, предлагающая начинать познание с радикального сомнения.

Славянофилы – сторонники особого пути России в истории, который обусловлен якобы религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, тягой его к нравственным ценностям.

Смысл жизни – результат определения главных жизненных целей индивида, которые связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей, заложенных природой в человеке.

Соборность – 1) объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективного обсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества; 2)внутренняя духовная связь между людьми, лежащая в основе подлинно человеческого общения; она священна, ибо определена Богом.

Сознание – высший уровень психической активности человека как социального существа, свойство высокоорганизованной материи – мозга.

Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов принципов формальной логики, намеренное выдавание лжи за истину.

Социальная адаптация – вид взаимодействия личности или социальной группы со средой, сочетающее приспособление к условиям существования с видоизменением среды.

Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий.

Социальный институт – социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; определенный аспект социального организма в виде организованных систем связей и социальных норм.

Субстанция (от лат substantia– то, что лежит в основе) - то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Субъект – личность, социальные группы, общество, осуществляющие духовную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью.

Схоластика – «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское учение.

Телеология -религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

Теория – система идей, взглядов, направленных на познание, объяснение явлений, процессов объективного мира.

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

Трансцендентный – выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.

Триада – метод философского конструирования, включающий три элемента.

Труд – целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на окружающую среду с целью удовлетворения своих потребностей.

Фатализм – признание предопределенности мирового процесса, жизни, действий человека роком, судьбой.

Феномен (явление) – основное понятие в философии Канта, показывающее обнаружение вещи человеческим сознанием в искаженном виде.

Феноменология – философское направление, стремящееся освободить сознание от связи с внешним миром, т.е. исследовать «чистое» сознание, выявив его предельные характеристики.

Философия – 1.Развивающееся теоретическое знание, имеющее своим предметом и основанием универсальные законы и принципы. 2.Наука об универсальных законах и принципах бытия. 3. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природу, общества и мышления.

Хаос – в мировоззрении древних греков неорганизованное состояние вселенной, не подчиняющееся принципу целостности, являющееся первопотенцией мира и причиной уничтожения его организованных частей.

Ценность – социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности.

Цивилизация – 1. Синоним культуры. 2. Ступень общественного развития, следующая за варварством. 3. Замкнутый, относительно изолированный социально-исторический организм, в основе которого лежат культурные особенности.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, отличается от остальных живых существ тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями; субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Экзистенциализм – философия существования, которое, в отличие от сущности, познается не разумом, а чем-то внерациональным.

Эклектика – произвольное соединение в единое целое разнородных фактов, принципов и противоположностей.

Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

Эпикуреизм – учения, исходившие из идей древнегреческого философа Эпикура, основавшего в 306 г. до н.э. собственную философскую школу «Сад» в Афинах. Эпикур связывал цель жизни с понятием счастья, как отсутствия страдания и безмятежностью духа.

Эпистемология – теория научного познания, исследующая его сущность, специфику, структуру метода, уровни, взаимосвязь с другими формами познания.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...