Словарь философских терминов.
Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, обозначающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, которое выступает лишь как цель научного познания. Агностицизм – учение, согласно которому человек не способен познать сущность, не может иметь достоверное знание о них. Аксиология – учение о ценностях. Аналитическая философия – направление в философии XX в., сводящее философию к анализу языка, который считается единственным способом постановки философских проблем, отрицающее способность философии отражать объективный мир. Антиномии – противоречащие друг другу суждения. Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания. Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычников. Апория (гр. aporia – нет выхода) – непреодолимое противоречие при разрешении проблемы. Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный. Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство чего-либо. Богочеловечество – категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с Богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами. Верификация (лат. verus – истинный, facere – делать) – установление достоверности высказываний опытным путем. Вещество – вид материи, который, в отличие от физического поля, обладает массой покоя. Волюнтаризм – направление, признающее волю первоосновой бытия. Воля – способность к реализации усилий, деятельности, направлению на достижение цели, это также способность к достижению цели, реализованная в деятельности.
Время – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем в мире. Врожденные идеи – понятие теории познания. Обозначает идеи, изначально присущие человеческому мышлению, и не зависящие от опыта (исходные мировоззренческие принципы, нравственные ценности, аксиомы логики и математики). Всеединство – категория, показывающая единство трех миров: природного, социального и духовного. Географическая среда – среда, включающая как естественную среду обитания, так и искусственную, т.е. «вторую природу», как результат преобразования естественной среды в процессе человеческой деятельности. Герменевтика – искусство понимания, искусство истолкования текстов. Гилозоизм – философское учение о всеобщей одушевленности материи, т.е. утверждение наличия души у любой вещи. Гносеология – философская теория познания. В западной философии в таком же смысле используется понятие эпистемология. Гуманизм – 1)движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности; 2) система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности. Дедукция - логический вывод от общего к частному; выведение новых мыслей чисто логическим путем. Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Движение – способ существования материи, ее всеобщий атрибут, «это изменения вообще» (Ф.Энгельс).
Диалектика – учение о развитии, учение о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия и познания. Диалектический материализм – направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах. Дуалисты – философы, считавшие, что в основе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное. Дух – философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Душа – понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. Естественное право – понятие политической и правовой мысли. Означает совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независящих от социальных условий. Закон – устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, предметов, явлений. Западники – сторонники западного пути развития в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру. Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное, идеальное. Идеализм объективный – форма идеализма, направление, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала. Идеализм субъективный – направление, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта. Идеальное – субъективный образ объективного мира, который возникает в целесообразной деятельности человека и является одним из ее моментов. Имманентное – то, что внутренне присуще данной вещи, явлению, процессу. Императив – правило, которым руководствуются в поведении, правило, побуждающее к поступку. Индивидуальность – совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей. Индукция – логический вывод от частного к общему. Интенция (лат.intentio – стремление) – направленность сознания на какой-то предмет. Интерес – избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем.
Иррационализм – направление в философии, которое ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности; пессимистическая оценка познавательных и деятельностно-преобразовательных возможностей человека, отрицание исторического и социального прогресса. Истина (объективная истина) – адекватное отражение объекта познающим субъектом, содержание которого не зависит от познающего субъекта. Картезианство – совокупность взглядов Декарта и его последователей. Категорический императив – правило, требующее обязательного исполнения. Категория – предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения действительности. Концепция – основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения. Космизм – направление в русской философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Космос – в философии древних греков видимая или умопостигаемая нами часть вселенной, подчиняющаяся принципу целостности, гармонии и разумному пониманию. Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил Космоса) и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была характерна для Древней Индии, Древнего Китая. Древнего Востока). Креационизм – учение о сотворении мира богом из ничего. Критицизм – подход в теории познания, который выявляет основания различных феноменов знания, анализирует условия их возможности и подтверждает или, напротив, отвергает их претензии на роль знания. Личность – 1. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. 2. Индивид как субъект социальной деятельности, свойства которого детерминированы конкретно-историческими условиями жизни общества.
Марксизм – мировоззрение, заключающееся в диалектико- материалистическом подходе к миру, признании формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений. Материализм – философское направление, признающее материю в качестве первичного и независимого от сознания начала бытия мира, а сознание – в качестве вторичного, производного. Материя – «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И.Ленин). Мессианизм – черта русской философии, показывающая ее пророческий характер, ее способность предвидения хода истории и предугадывания средств контроля над нею и управления процессами социальной жизни. Метафизика – ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще; противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей. Метод – способ и средство познания и практического изменения явлений и процессов, соответствующий законам и принципам, действующим в сфере этих явлений. Методология – способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Мифология – форма мировоззрения, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях развития общества. Монизм – утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция духовная или материальная. Натурфилософия –философское учение о природе. Наука – теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира. Номинализм – учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена. Ноосфера – сфера разума; целенаправленное, разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего. Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью и ее результатами, информацией и опытом. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Объект – предмет направленности человеческой деятельности; то, на что направлена деятельность.
Онтологизм – позиция в теории познания, согласно которой философы сначала предполагают некоторую картину реальности, а потом объясняют, почему эту реальность может познать человек. Ответственность – это социальное отношение к общественным ценностям. Относительная истина – неполнота знаний, их незавершенность; знания, содержание которых может быть уточнено или пересмотрено дальнейшим развитием науки. Отражение – всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел. Пантеизм – философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей II –VIII вв., имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. Перцепция (лат. percipere - воспринимать) – чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств. Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза, и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Познание – общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека. Потребность – нужда в чем-либо, социально обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека. Практика – сторона предметной деятельности, характеризующийся изменением и преобразованием природы и общества. Принцип – основоположение знаний, науки. Природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества. Провиденциализм – религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами – провидением, богом. Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Пространство – всеобщая форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие во всех материальных системах. Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных явлений, ведущее к возникновению нового качественного состояния. Рассудок – уровень мыслительной деятельности, основной функцией которого является мыслительное упорядочение, систематизация явлений, материала чувственности. Рационализм – 1. Н аправление в теории познания, выдвигающее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. 2. Идейно-теоретическое течение, возвеличение человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характеризующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии. Римский клуб – международная общественная организация, основанная в 1968 г. с целью исследования развития человечества в эпоху НТР; поощряет проекты и публикует доклады по глобальным проблемам. Русская идея – национальный идеал русского народа, определяющий цели его исторического развития и его задачи. Самоорганизация (саморегулирование) – способность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних механизмов управления. Свобода - способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями в условиях наличия выбора и познания объективной необходимости этих интересов и целей. Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов. Сенсуализм – направление в теории познания утверждающее, что единственной основой познания являются ощущения. Система – совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии. Скептицизм – философская концепция, высказывающая сомнение в возможности достижения объективной истины; позиция в теории познания, предлагающая начинать познание с радикального сомнения. Славянофилы – сторонники особого пути России в истории, который обусловлен якобы религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, тягой его к нравственным ценностям. Смысл жизни – результат определения главных жизненных целей индивида, которые связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей, заложенных природой в человеке. Соборность – 1) объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективного обсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества; 2)внутренняя духовная связь между людьми, лежащая в основе подлинно человеческого общения; она священна, ибо определена Богом. Сознание – высший уровень психической активности человека как социального существа, свойство высокоорганизованной материи – мозга. Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов принципов формальной логики, намеренное выдавание лжи за истину. Социальная адаптация – вид взаимодействия личности или социальной группы со средой, сочетающее приспособление к условиям существования с видоизменением среды. Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий. Социальный институт – социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; определенный аспект социального организма в виде организованных систем связей и социальных норм. Субстанция (от лат substantia– то, что лежит в основе) - то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Субъект – личность, социальные группы, общество, осуществляющие духовную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью. Схоластика – «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское учение. Телеология -религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. Теория – система идей, взглядов, направленных на познание, объяснение явлений, процессов объективного мира. Теоцентризм – тип философского мировоззрения, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог. Трансцендентный – выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний. Триада – метод философского конструирования, включающий три элемента. Труд – целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на окружающую среду с целью удовлетворения своих потребностей. Фатализм – признание предопределенности мирового процесса, жизни, действий человека роком, судьбой. Феномен (явление) – основное понятие в философии Канта, показывающее обнаружение вещи человеческим сознанием в искаженном виде. Феноменология – философское направление, стремящееся освободить сознание от связи с внешним миром, т.е. исследовать «чистое» сознание, выявив его предельные характеристики. Философия – 1.Развивающееся теоретическое знание, имеющее своим предметом и основанием универсальные законы и принципы. 2.Наука об универсальных законах и принципах бытия. 3. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природу, общества и мышления. Хаос – в мировоззрении древних греков неорганизованное состояние вселенной, не подчиняющееся принципу целостности, являющееся первопотенцией мира и причиной уничтожения его организованных частей. Ценность – социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности. Цивилизация – 1. Синоним культуры. 2. Ступень общественного развития, следующая за варварством. 3. Замкнутый, относительно изолированный социально-исторический организм, в основе которого лежат культурные особенности. Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, отличается от остальных живых существ тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями; субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Экзистенциализм – философия существования, которое, в отличие от сущности, познается не разумом, а чем-то внерациональным. Эклектика – произвольное соединение в единое целое разнородных фактов, принципов и противоположностей. Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания. Эпикуреизм – учения, исходившие из идей древнегреческого философа Эпикура, основавшего в 306 г. до н.э. собственную философскую школу «Сад» в Афинах. Эпикур связывал цель жизни с понятием счастья, как отсутствия страдания и безмятежностью духа. Эпистемология – теория научного познания, исследующая его сущность, специфику, структуру метода, уровни, взаимосвязь с другими формами познания. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|