Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция организационно-экономических и правовых форм  предприятий в России в переходный период.




 

Переход к новой экономической системе, базирующейся на рыночных началах, потребовал институциональных изменений в экономике. Среди них – образование новых субъектов хозяйства, адекватных этой системе.

 

Факторы изменения субъектов хозяйства в переходной экономике.

Основными факторами, обусловившими эти изменения в условиях усиления рыночных начал, являются следующие:

 - разгосударствление экономики: существенное сокращение непосредственного вмешательства государства в деятельность предприятий, децентрализация хозяйственных решений и тому подобное;

 - разгосударствление собственности: существенное сокращение доли государственной собственности, возникновение многообразия форм собственности, включая важную роль частной собственности;

 - изменение в структуре экономики: в частности, возрастание роли торговли, сферы услуг (включая банковские, страховые и прочие деловые услуги), других видов деятельности по обеспечению функционирования рынка;

 - усиление демонополизации экономики, возрастание роли рыночно-конкурентного механизма во взаимоотношениях между предприятиями;

 - более высокая степень открытости экономики, усложнение и расширение формы взаимодействия с зарубежным бизнесом;

 - введение механизма банкротства несостоятельных предприятий, ужесточение бюджетных ограничений;

 - формирование правовой (законодательной) базы функционирования предприятий в условиях рыночной экономики;

 - другие факторы, связанные со становлением предпринимательства и рыночного режима хозяйствования.

Новые субъекты хозяйства, адекватные новым экономическим условиям, формировались двумя основными способами. Во-первых, это реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразования в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы. Во-вторых, это создание совершенно новых предприятий, когда их участники собирают начальный капитал и проходят в соответствии с принятыми процедурами государственную регистрацию. Снятие ограничений на создание новых предприятий, а также ограничений относительно размеров частных предприятий резко интенсифицировали институциональные изменения в экономике.

Изменения количественных и структурных характеристик субъектов хозяйства в переходной экономике России.

В итоге значительно выросло количество предприятий и усилилось их многообразие. По данным Госкомстата РФ на 1.01.1996г. в России насчитывалось без малого 2 млн 250 тыс. предприятий (включая организации, объединения, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения и организации - ЕГРПО)[2]. Для сравнения отметим, что во всей экономике СССР на 1.01.1987 г. насчитывалось 514,3 тыс. самостоятельных предприятий, учреждений и организаций. При этом следует иметь в виду формальный характер многих предприятий: так, из общего количества зарегистрированных в России предприятий реально работало и платило налоги примерно 50%.

Многообразной стала структура предприятий по формам собственности. Резко выросла доля предприятий, находящихся в частной собственности – 46,3% всех предприятий. Доля государственных предприятий составила лишь 10,7%, из них: находящихся в федеральной собственности – 6,3%, в собственности субъектов федерации – 4,4%. Доля муниципальной собственности составила 8,8%, собственности общественных объединений – 4,2%, прочих форм собственности (в том числе собственность совместных предприятий, иностранных юридических лиц и граждан, смешанная собственность) – 12,9%. Налицо кардинальное изменение структуры предприятий по формам собственности, решительное разгосударствление собственности и экономики. Усилилось многообразие предприятий и по их размерам. Резко увеличилась доля малых предприятий, как за счет разукрупнения прежних предприятий, так и за счет создания новых фирм с небольшим количеством работников. Более многообразной становится и структура предприятий по отраслям экономики. Увеличилось число предприятий, непосредственно связанных с расширением рыночных начал в переходной экономике: так, на начало 1996 года количество предприятий, специализирующихся на коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (посреднические, маркетинговые и прочие услуги) достигло 66,7 тысяч (увеличение за 2 последних года составило 1,7 раза); предприятий, занятых операциями с недвижимостью – 7,3 тысяч (увеличение – в 3,2 раза); предприятий в сферах финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения – 43,6 тысяч (увеличение в 2 раза).

Таким образом, для переходной экономики характерными являются кардинальные изменения в количестве и структуре предприятий, отражающие образование новых субъектов хозяйства в условиях разгосударствления экономики и усиления в ней роли рыночных отношений.

Изменения касаются и типов предприятий.

Специфика реализации различных типов предприятий в переходной экономике. Характерными чертами функционирования предприятий и их различных типов в переходной экономике можно считать следующие:

- нечеткость и изменчивость законодательной базы и, как следствие, одновременное наличие старых и новых форм предприятий, их организационная и юридическая хрупкость, нечеткая статистическая картина;

 - механическое копирование (в той или иной мере) сложившихся за рубежом форм предприятий и механизмов их функционирования без достаточного учета национальных особенностей страны и условий переходного периода;

 - сильное воздействие кризисных явлений переходной экономики и, как следствие, неустойчивость экономического положения предприятий, высокая тяга к спекулятивным действиям, к хищническому предпринимательству и тому подобное;

 - высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики (по некоторым оценкам, ее удельный вес в российском ВВП приближается к 40-50%, а в ее сфере тем или иным образом занято примерно 30 млн человек);

 - прямое или косвенное воздействие на деятельность многих предприятий криминальных структур, рэкета;

 - слабая спецификация прав собственности, неразвитость традиций цивилизованной рыночно-предпринимательской деятельности;

 - возникновение предпринимательских структур не только путем создания совершенно новых предприятий, но и путем приватизации ранее действовавших предприятий (с точки зрения роли этих предприятий в экономике второй путь следует признать наиболее значительным и характерным);

 - большое число неработающих формально зарегистрированных предприятий (среди причин: кризисность экономики, трудности привлечения финансовых средств, а также нацеленность ряда из них на проведение разовых спекулятивных операций, функции «запасного аэродрома» и тому подобное);

 - высокая степень бюрократизма при открытии предприятий-юридических  лиц (отсутствие опыта и изменчивость нормативных актов, традиции регламентации, корыстные мотивы чиновников и тому подобное).

Эти черты носят общий характер. Своеобразие переходного периода характерно и для отдельных типов предприятий. Для индивидуального предпринимательства граждан в переходной экономике свойственны слабая организованность и правовая защищенность, хаотичность и стихийность деятельности, высокая доля официально незарегистрированных предпринимателей. В условиях кризисной экономики весьма ненадежными становятся обладающие большим риском для его участников товарищества (исключая прежние ТОО). Фактически складываются такие формы стихийного партнерства и кооперирования предпринимателей с их особыми взаимоотношениями, которые заменяют собой товарищества с юридическим статусом. Немало специфичных черт в переходной экономике имеют АО. В ОАО часто размыты права собственности, нет ясной картины фактического распределения экономической власти, когда реальный хозяин нередко скрывается за подставными лицами и фирмами. В условиях массового разгосударствления государство с трудом находит и реализует свою роль в АО как владелец пакета акций. Неотрегулированность фондового рынка ведет к появлению разного рода финансовых «пирамид», массовому обману и разорению вкладчиков. Трудное финансово-бюджетное положение государства, характерное для переходной экономики, ведет к увеличению выпуска государственных ценных бумаг, что деформирует фондовый рынок, приводит к ухудшению условий обращения корпоративных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные предприятия в условиях атмосферы разгосударствления оказались на начальном этапе преобразований без четкого механизма функционирования, без строгого определения прав и обязанностей руководителей, что вело к разбазариванию средств, необоснованно высоким доходом руководителей.

Таким образом, специфика переходной экономики накладывает целый ряд особенностей на функционирование различных типов предприятий.


   

 

Заключение

 

Итак, в работе, мною были раскрыты понятие фирмы (предприятия), его организационно-правовые формы и  их характеристики, а также функционирование фирм в экономике переходного периода.

В Российской Федерации законодательством предусмотрены такие организационно-правовые формы предприятий, как: государственные и муниципальные унитарные предприятия; полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество (открытого и закрытого типа); производственный кооператив.

По-моему, самой перспективной формой крупного предпринимательства является открытое акционерное общество, позволяющее с легкостью привлекать дополнительные капиталы путем эмиссии акций, дающее его участникам возможность свободно распоряжаться своими акциями, сочетающее интересы владельцев больших пакетов акций и мелких акционеров. А конструкции обществ с ограниченной ответственностью и производственного кооператива могут успешно использоваться в сфере индивидуального или семейного бизнеса.


 

Список использованной литературы

 

1. Булатов А.С. Экономика. Учебное пособие для студентов вузов М., МГИУ, 2003.

2) Долгопятова Т.А. Переходная модель поведения российских промышленных предприятий (по данным эмпирических исследований 1991-1995г). Вопросы экономики М.,1996, №11.

3) Емцов Р.Г., Лукин Н.Ю. Учебное пособие по экономике МГУ им. Ломоносова. М. Дис, 1997

4) Курс экономической теории. Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, АСА,2004

5) Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М. Прогресс, 1993.

6) Менар К.Л. Экономика организаций. М.: Инфра-М, 1996.

7) Михайлушкин А.И., Шишко П.Д. Экономика, учебник для технических вузов. М., Высшая школа, 2001

8) Носова С.С. Экономическая теория. Учебник для вузов. М., ИНФРА-М, 2002

9) Соколин В.Л. Российский статистический ежегодник. М. Федеральная служба государственной статистики. 2004

10) Теория переходной экономики. Под редакцией В.В.Герасименко, М.,ТЕИС, 1997

11) Экономика. Учебник под редакцией А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова, М., Проспект, 2001


Приложение

Таблица 1.Число предприятий и организаций по формам собственности (тысяч).

 Виды собственности 1995 1998 2000 2002 2004
 Всего 1946 2727 3106 3594 4150
Государственная 325 143 150 155 161
Муниципальная 171 178 108 231 426
Частная 1216 2014 2312 2726 3238
Собственность общественных и религиозных организаций 53 158 213 237 252
Прочие виды (включают смешанную, российскую, иностранную) 181 235 234 245 253

 

Таблица 2. Число предприятий по формам собственности (в % к итогу).

Виды собственности 1995 1998 2000 2002 2004
Всего 100 100 100 100 100
Государственная 16,7 5,4 4,8 4,3 3,9
Муниципальная 8,8 6,5 6,4 6,4 5,9
Частная 62,5 73,9 74,4 75,8 78,0
Собственность общественных и религиозных организаций 2,7 5,8 6,9 6.6 6,1
Прочие виды (включают смешанную, российскую, иностранную) 9,3 8,4 7,5 6,8 6,1

[3]


Таблица 3. Достоинства и недостатки различных форм собственности.

 

Форма предприятия Основные достоинства Основные недостатки
Индивидуальное предприятие 1.Легко создать. 2.Легко контролировать. 3. Свобода действий. 4. Меньше регулирования со стороны государства.   1. Трудно найти средства для расширения фирмы. 2. Меньшая стабильность. 3. Владелец должен вести работу по управлению предприятием.
Товарищество 1. Легко создать. 2. Можно разделить работу по управлению. 3. Легче собирать более крупные суммы денег для развития, чем в индивидуальной фирме. 4. Регулирование со стороны государства не особенно жесткое. 1. Возможны конфликты между партнерами. 2. Выход (смерть) одного из партнеров требует переоформления документов предприятия. 3. Полные товарищи несут ответственность имуществом. 4. Для крупных проектов собрать средства крайне трудно.
Корпорация (Акционерное общество)     1. Можно собрать огромный капитал путем продажи акций. 2. Ответственность акционеров ограничена. 3. Максимальная стабильность предприятия при смене ее совладельцев. 4. Возможность найма менеджеров. 1. Государственное регулирование обычно достаточно жесткое. 2. Высоки организационные и управленческие расходы. 3. Владельцы фирмы подлежат двойному обложению налогом (на прибыль фирмы и на личные доходы, сформированные из прибыли, оставшиеся после уплаты налога на прибыль).

 


[1] Михайлушкин А. И., Шишко П. Д.»Экономика для технических ВУЗов». М.: Высшая школа 2001г. стр. 387

[2] Справочник Госкомстата РФ: Социально-экономическое положение России в 1995 году. М.1996. Стр.215

[3] В.Л Соколин Российский статистический ежегодник. Федеральная служба государственной статистики. М. 2004 Стр.258

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...