Духовно-нравственные основы патриотического воспитания.
Кудрявцев Константин Николаевич, Кандидат педагогических наук, Г. Магнитогорск. 8-351-906-33-82
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Эпиграфом к своему выступлению хотелось бы напомнить строчку из известной песни: «Нас ждет огонь смертельный, и все ж бессилен он…».
В ходе моего выступления, нам предстоит ответить на вопрос: На чем должно базироваться патриотическое воспитание в России? Какой источник и фундамент должно иметь? Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. (БСЭ. — 1969—1978). Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранить её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. Основой же патриотизма является духовно-нравственный строй общества. Та вера, с которой народ созидает и живет на своей земле, защищает и оберегает её. В своей диссертации я выделил веру в Бога, как необходимый и значимый прием воспитания. Могу сказать, что, в свое время, светская, школьная и семейная педагогика много потеряли, отвернувшись от этого приёма, каким для русского народа является Православная вера. Именно Православие является скрепляющим стержнем всех пластов традиционной культуры и воинского искусства. Как золотая нить оно пронизывает наше мировоззрение, фольклор, народные праздники, творчество,быт, обычаи и ритуалы. Как человек более 20 лет занимающийся русским боевым искусством, могу сказать, что я чувствую, что есть некоторое отличие русской воинской культуры от других видов боевых искусств. Причем спорт развивается по своим законам, ставя во главу угла спортивные достижения, а воинское служение развивается по законам духовным. Побеждая не только и не столько физическими качествами, сколько именно силой духа. Недаром А. Гитлер перед вторжением на территорию Советского Союза, в марте 1941 года говорил: «Предстоящая военная кампания это нечто больше, чем просто противостояние двух политических военных систем. Это конфликт мировоззрений, конфликт идей!».
В сознании современного человека, выращенного на ценностях западной культуры, достижения должны быть материальными. То есть если человек совершил подвиг, он должен получить медаль, признание, вознаграждение, приз. Он должен пожинать плоды своего подвига, а если он просто погиб, например, как Александр Матросов, закрыв своей грудью амбразуру вражеского ДОТа, в чем его заслуга? Как же любит свою Родину русский человек? В Православии любовь всегда носит жертвенный характер. И не важно любовь это к ближнему или к Родине. Ведь в Евангелие от Иоанна сказано «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Этой заповедью Господь показывает нам высшую степень любви. Любви не той, которой ты пользуешься, а той, за которую ты готов отдать свою жизнь. И он не просто об этом говорит, он это и исполняет, отдав свою жизнь на кресте во имя всего человечества. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Евангелие от Иоанна, гл. 3, ст.16). Это и есть воинский подвиг. Русский воин идет на войну не побеждать, не убивать врага. Он идет на войну… с готовностью умереть. То есть повторить подвиг Христа. Показать ту меру любви, которой учит нас святое писание. Как говориться в нашей народной поговорке: «Сам погибай, а товарища выручай!». Главное слово здесь – «Погибай» и тогда ты победишь. К слову, Фридрих II Великий говорил: «Русского солдата мало убить, его надо еще и повалить!». Давайте вспомним надпись на стене Брестской крепости – «Умираю, но не сдаюсь!». То есть смерть для русского человека, это не поражение. Это продолжение. Воин, он воин Христов здесь. Когда он умирает, он продолжает быть воином и там, продолжая молиться о тех, кто остался на земле. Давайте посмотрим на икону вознесения Господня и поймем: ибо нет смерти для верующего человека. Погибая за веру, за Отечество, за други своя на поле брани, воин попадает в царство небесное. И нет ему смысла бояться смерти, так как в ней он чает дорогу в лучшую жизнь. Именно поэтому русские, идя на смертный бой, рвали на груди рубаху. Чтобы показать врагам крест – символ бессмертия. Показать, что нет смерти для верующего человека.
История знает много примеров когда наши воины шли против превосходящих многократно сил противника. На что они надеялись? Для чего они шли? Чего хотели добиться? Ответ один – они шли умирать. И это был единственный выход. Потому что не сможет русский человек жить дальше зная, что какая-то нечисть будет жить где-то рядом. Шли умирать и поэтому побеждали. На гербе нашей страны изображен Георгий Победоносец. Давайте вспомним, что он был талантливейшим военачальником у римского императора Диоклетиана. Уже в двадцать лет он был назначен начальником прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых). И вот однажды император приказал убить всех христиан в войске. Георгий явился к нему при параде, во всех медалях и регалиях и сказал: «Я христианин! Убей меня. Но не трогай моих солдат». Диоклетиан долго боролся с Георгием, заставляя отречься от Христа и принять язычество, но не смог сломить его дух и в страшных пытках казнил его. Так Георгий повторил путь Христа и стал предводителем не только римского войска, но и всего православного воинства. Способность отдать жизнь за Отечество, за счастье ближнего мы отмечаем в эпизодах на протяжении всей нашей истории. Первые русские святые – Борис и Глеб, явившие высшую христианскую Любовь и смирение. Они ценой своих жизней не допустили кровопролития. Борис был воеводой и после смерти киевского князя дружина ратовала ему пойти на Киев, взять княжеский престол, но он отдал право наследования своему старшему брату – Святополку. А дружину распустил по домам. За что и погиб. Спустя какое то время его подвиг повторил и Глеб.
Монах Алексий – Пересвет. Во время битвы на Куликовом поле вышел на поединок с Челубеем, непобедимым заговоренным воином, колдуном в поколениях. Вышел на смерть и победил его. Кузьма Минин. Что он тогда сказал на площади народу? А он сказал: «Отечество нужно спасать! Жизнью своей спасать! Все продадим, дома, жен, детей продадим, но Отечество спасем!». Давайте вспомним подвиг Ивана Сусанина. Его слова: «Предателя хотите во мне найти? Не найдете! Все здесь останетесь!» Человек жизнь свою отдал за будущее своей страны, за своего царя – Михаила Романова. Русский летчик Петр Николаевич Нестеров. Совершил первый воздушный таран в истории. А 22 июня около 5 часов утра старший лейтенант Иван Иванов, совершил первый таран в Великой отечественной Войне. Летчик при таране погиб, звания Героя Советского Союза он был удостоен посмертно. Нужно сказать, что уже с первых часов войны наши воины были готовы к самопожертвованию. В первые дни войны было совершено рекордное количество таранов. Немецкая авиация потеряла столько самолетов, сколько не потеряла за предыдущие два года войны, воюя в Европе с 1939 года. И это при том, что авиационная военная наука описывает прием «таран», как гарантированно смертельный для летчика. Нельзя оставить без внимания и таран моторизированной колонны военной техники Николаем Гастелло. Который он совершил 26 июня 1941 года, направив свой подбитый самолет вместе с экипажем и боекомплектом в колонну военной техники немцев. За годы Великой Отечественной Войны подвиг экипажа Н.Ф. Гастелло повторили официально ещё 506 экипажей, а воздушные тараны повторили 595 летчиков. Чтобы остановить врага наши воины шли и на танковые тараны, прыгали под Можайском с самолетов, без парашютов в глубокий снег с винтовками на военную технику, закрывали амбразуры ДОТов. Причем Александр Матросов был далеко не единственным человеком совершившим свой известный подвиг. За годы Отечественной войны этот подвиг повторили более 400 человек.
Более 100 раз наши летчики приземлялись в тылу противника чтобы забрать своих сбитых товарищей, спасти раненых. В истории Великой Отечественной Войны остался и беспримерный подвиг Александра Мамкина, который в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года прилетел за линию фронта за детьми в девятый раз. В самолёт Мамкина удалось втиснуть десять детей, их воспитательницу и двух взрослых раненых партизан. На обратном пути у линии фронта самолет попал под огонь немецкого истребителя. Загорелся мотор, пламя добралось до открытой кабины пилота. Горели унты и комбинезон с парашютными лямками, обугливался шлемофон, в огне начали плавиться стёкла лётных очков. Летчик, сгорая заживо, подобрал подходящую площадку и успешно посадил самолёт на своей территории. 17 апреля лётчик Мамкин умер. Героизм и способность к самопожертвованию живет в нашей крови и по сей день. Подвиг Н. Гастелло в 1985 году в Афганистане повторил Анатолий Николаевич Левченко, а 12 марта 2012 года майор Сергей Александрович Солнечников во время учебных занятий накрыл гранату своим телом, спасая своих подчиненных от неминуемой смерти. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основа наших побед – это жертвенный характер служения тому, что мы любим и чем мы дорожим. В этом сила нашей любви к Родине, источник и основа патриотического воспитания.
Спасибо за внимание!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|