к литературному сознанию Древней Руси
1. Смысл названия «Повести временных лет». 2. История формирования летописи. Основные редакции и гипотезы исследователей (А. А. Шахматов, Д. С. Лихачев, Б. А. Рыбаков). Исторические данные и филологические гипотезы. 3. Источники «Повести временных лет». 4. Проблема свода в «Повести…»[1]: 1) свод источников и авторского текста; 2) свод идеологий; 3) свод мировоззрений; 4) литературное единство «Повести…» 5. Проблема жанров летописного повествования: основные научные решения (Я. С. Лурье, Д. С. Лихачев). Приведите примеры документальных погодных записей, топонимических легенд, преданий, сказаний, исторических повестей в составе памятника. Насколько четко определяются границы жанров? 6. Фольклорные начала в летописи: влияние жанра и стиля устного народного творчества. В каких фрагментах оно проявляется и почему? Где граница между «этикетными» и «фольклорными» мотивами и образами? 7. Историческая концепция в «Повести…». Как она отражается в композиции текста? Какие мотивы следует считать ключевыми? Какими средствами снимается изначальная фрагментарность повествования? 8. Основные темы летописи: библейская история, фрагменты общеславянской истории, христианизация Руси, отношения с Византией, княжеские междоусобицы. Место библейских сюжетов в общем контексте «Повести…» Сколько сюжетных «завязок» мы можем обнаружить в летописи и как объясняется их значительное количество? Есть ли в тексте следы субъективности летописца и как эти моменты соотносятся с установкой на объективность повествования? 9. Проблема «реализма» или «реалистических элементов» в летописи. Для ответа на этот вопрос рассмотрите повесть об ослеплении Василька Теребовльского. Как в ней воплощается амбивалентность героев; почему именно в этом фрагменте такое внимание уделяется неоднозначным, многоплановым характеристикам? Проследите, как сочетаются в тексте «этикетные» (условно–канонические) и «реалистические» (конкретные) элементы. Как строится сюжет и как достигается эффект присутствия?
10. Двойственное изображение человека в «Повести…» Приведите примеры эпических и этикетных характеристик персонажей. 11. Художественное пространство и время летописного текста: 1) как описывается пространство (перемещения людей, путешествия, походы)? Как оно характеризуется? 2) рассмотрите на конкретных примерах «глагольность» летописного повествования. Связано ли это качество со спецификой пространственно–временных изображений? 3) рассмотрите традиционно последовательное, развернутое во времени летописное повествование и сопоставьте его с атипичными фрагментами. В чем оригинальность сюжетной организации истории о смерти Олега? Почему временная инверсия обеспечивает столь значительный эффект? 12. Грань между историей и литературой в летописи. Найдите наиболее эффектные, по вашему мнению, приемы превращения информации в описание: 1) избыточные детали; 2) вещественность описаний (отказ от глагольности); 3) прямая речь. Разберите три типа прямой речи в «Повести…» (документальная, иллюстративная и сюжетная) с привлечением примеров; 4) «художественная иллюзия» (О. В. Творогов), создаваемая этикетным повествованием. Тексты: 1. Повесть временных лет: В 2 ч. Ч. 1. М.; Л., 1950. 2. Повести Древней Руси XI—XIII вв. Л., 1983. Научная литература: 3. Демин А. С. «Свои» и «чужие» этносы в «Повести временных лет» // Демин А. С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998. 4. Кизилов Ю. А. Историческое мировоззрение авторов «Повести временных лет» // Вопросы истории. 1978. № 10. С. 61—78.
5. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971 (разделы о поэтике художественного времени и пространства). 6. Словарь книжников и книжности Древней Руси: XI – первая половина XIV в. Вып. 1. Л., 1987. С. 337—342. 7. Творогов О. В. Сюжетное повествование в летописях XI—XIII вв. // Истоки русской беллетристики. Л., 1970. С. 31—66. 8. Шайкин А. А. Эпические герои и персонажи «Повести временных лет» и способы их изображения // Русская литература. 1986. № 3.
[1] Здесь и далее сокращенные названия отдельных текстов даются в данной форме, в отличие от жанровых обозначений: «Повесть…» (т.е. «Повесть временных лет») и повесть (как жанр).
Читайте также: Борьба виртуальных реальностей на примере взаимоотношений Древней Руси и Золотой Орды Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|