Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лесные и торфяные пожары, их последствия




Из множества ЧС наиболее многочисленными, часто повторяющимися являются лесные пожары, на долю которых приходится до 70% всех ЧС.
Под лесным пожаром понимают неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.
Пожары, охватывающие обширные территории лесов в течение короткого промежутка времени, называют массовыми.
Подземный, или торфяной, пожар – пожар, который возникает в торфяном слое, находящемся на глубине от нескольких десятков сантиметров до десятков метров.
Классификация лесных и торфяных пожаров:
По характеру распространения лесные пожары могут быть:
1) низовыми;
2) верховыми;
3) подземными (торфяными).
Низовой пожар – лесной пожар, распространяющийся по нижнему ярусу лесной растительности. Низовые пожары наиболее часты, на их долю приходится около 80% всех случаев лесных пожаров.
Верховой пожар охватывает верхний полог леса. Проводником горения при нем служат хвоя, листья и ветки кроны деревьев. Верховой пожар быстро распространяется, если имеются высохшие, поврежденные вредителями деревья. Верховые пожары чаще всего бывают при ветрах в области антициклона – с ясной, сухой и солнечной погодой, в зоне с вертикально восходящими токами воздуха.
По скорости продвижения полосы горения, а также по высоте пламени, верховые и низовые пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.
Подземные (торфяные) пожары возникают на торфянистых почвах. При таком пожаре горит торфяной горизонт с корнями растущих деревьев, которые затем падают. Они опасны своими неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что их кромка (полоса горения) не всегда заметна и существует опасность провалиться в прогоревший торф. Признаками подземного пожара служат горячая земля и дым, идущий из почвы.
Причины возникновения и возможные последствия:
В 80–90% случаев виновником возникновения пожаров оказывается человек, его небрежность при пользовании огнем в лесу во время работы или отдыха. Причинами лесных пожаров также могут быть грозовые разряды (удары молнии в высокие деревья).
Первичными поражающими факторами лесных пожаров являются огонь, высокая температура воздуха, ядовитые газы, образующиеся в процессе горения, обрушение деревьев и обширные зоны задымления.
Лесной пожар может стать причиной возникновения вторичных поражающих факторов. Крупные лесные пожары вблизи городов приводят к прекращению полетов самолетов, перекрывают движение по автомобильным и железным дорогам, служат причиной резкого ухудшения экологической обстановки.
Профилактика лесных и торфяных пожаров
В пожароопасный сезон в лесу запрещается:
1) бросать горящие спички и окурки;
2) употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся материалов;
3) оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки;
4) заправлять горючим топливные баки при работающих двигателях автомашин;
5) оставлять бутылки или осколки стекла;
6) разводить костры в местах с сухой травой;
7) выжигать траву под деревьями, на полянах, стерню на полянах или на полях вблизи леса.

Природные ЧС биологического происхождения

Эпидемия – быстрое и массовое распространение острозаразной болезни (инфекции) среди людей.
Инфекционные болезни людей – это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами (микробами).
Активность эпидемического процесса меняется под влиянием природных и социальных условий (плотности населения, жилищных условий, санитарно-коммунального благоустройства населенных пунктов и т.д.).
Возникновение и расширение эпидемического процесса возможно при наличии источника инфекции, механизма передачи инфекции, восприимчивости человека.
Зараженные люди и животные называются источниками инфекции.
Восприимчивость – способность организма человека, животного, растения отвечать на внедрение, размножение и жизнедеятельность вредных микробов (развитие инфекционного процесса) комплексом защитно-приспособительных реакций.
Механизм передачи возбудителя болезни (инфекции) включает выведение возбудителя из зараженного организма, пребывание его в течение того или иного срока во внешней среде и внедрение возбудителя в организм здорового человека или животного.
Известно шесть основных механизмов передачи инфекции:
1) пищевой (брюшной тиф, дизентерия и др.);
2) водный (холера, брюшной тиф и др.);
3) воздушно-капельный (менингит, корь, грипп и др.);
4) воздушно-пылевой (пневмония, столбняк);
5) контактно-бытовой (грипп, сибирская язва);
6) через передатчиков (вшей – сыпной тиф, клещей – энцефалит и др.).
Эпизоотия – состояние распространенности инфекционных болезней сельскохозяйственных животных на конкретной территории в определенный промежуток времени.
Профилактика распространения инфекций
Профилактика проводится по трем основным направлениям: устранение источника инфекции, исключение путей передачи возбудителя инфекции, повышение невосприимчивости людей и животных (проведение иммунизации).
Устранение источника инфекции включает:
1) дезинфекцию – уничтожение возбудителя в объектах внешней среды, в помещениях, на территориях, на белье, одежде, коже;
2) дезинсекцию – уничтожение во внешней среде вредоносных насекомых;
3) дератизацию – уничтожение грызунов.
При возникновении очага инфекции на зараженной территории вводится карантин или обсервация.
Обсервация вводится при установлении возбудителей инфекций, не относящихся к группе особо опасных, а также в районах, непосредственно соприкасающихся с границей карантинной зоны.
Карантин – полная изоляция очага заражения от населения (окружающего). Вокруг очага инфекции, как правило, устанавливается охрана, запрещается въезд или выезд, а также вывоз имущества.
Санитарно-гигиенические мероприятия включают обязательное соблюдение простых правил личной и общественной гигиены.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разновидностями опасных и чрезвычайных ситуаций являются опасные и чрезвычайные ситуации социального происхождения, которые по своим разрушительным последствиям не уступают, а порой и превосходят природные, техногенные, экологические и иные катаклизмы. Это обусловлено причинами, связанными с деятельностью человека и социума, которые придают этим катастрофическим явлениям и процессам осознанный, изощренный и целенаправленный характер. Знание сущностных характеристик и классификации этих социальных аномалий служит теоретической и методологической основой для анализа возможности их возникновения на территории России и ее регионов.
К таким социальным угрозам в полной мере относятся и такие уродливые явления современности как детская беспризорность и наркомания.
Безнадзорность и беспризорность детей представляют угрозу будущему России, поскольку перспектива развития государства непосредственно зависит от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
Устранению детской безнадзорности и беспризорности должна соответствовать социальная политика, направленная не на ликвидацию последствий, а на преодоление причин, порождающих детскую безнадзорность и беспризорность, их раннюю профилактику.
Особая опасность наркомании для общества состоит именно в том, что она ведет к интеллектуальной деградации тех, кто должен составить новую образованную и квалифицированную элиту государства.
Наркомания - это огромные дополнительные расходы общества на социальные нужды. Лечение и социальная реабилитация наркозависимых лиц исключительно дорого обходится как государству, так и самим наркоманам. Статистика неумолимо свидетельствует о теснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезнейшими заболеваниями.
Социальный опыт свидетельствует, что безопасность – это приемлемый риск, который существует, но не является фатальным с точки зрения его превращения в реальную опасность. Опасности, как правило, не возникают неожиданно. Им предшествует накопление факторов риска. Обнаружение, анализ этих факторов, прогнозирование с их помощью степени вероятности самой опасности, сроков ее возникновения, направленности, возможного ущерба и т. п. – важнейшие задачи диагностики опасности и угроз. Она включает определение показателей и индикаторов измерения риска, выявление критериев опасностей и угроз, а также их пороговых значений с точки зрения приемлемого для социальной системы риска.
Накопленный мировой опыт решения задач управления рисками ЧС, анализ реального состояния и прогноз показывают, что эта проблема вполне обоснованно стала важной составной частью государственной политики в области устойчивого развития национальной безопасности и безопасности международного сообщества в целом. Диагностика опасностей, знание факторов риска, умение их прогнозировать являются важными компонентами подготовки специалиста в сфере безопасности, в том числе учителя безопасности жизнедеятельности.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 17 дек.
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

3. Михайлов Л., Губанов В. Безопасность в ЧС социального характера ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2006.
4. Михайлов Л., Губанов В. Риск как категория безопасности жизнедеятельности ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2006

5. Панкратов В. К. Risk Management – Управление риском. Жизнь и безопасность.
6. Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.
7. Ярочкин В.И. Секьюритология - наука о безопасности жизнедеятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...