Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция образов женщины от революции 1917 года до наших дней

Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
В кольчуге за родину встанет,
Над мертвым врагом не всплакнет.

Г.Гончарова

В этих строках отражена вся сущность русской женщины. Какие бы образы она не примеряла, в нашем представлении это всегда сильная, выносливая, мудрая женщина. Историческая судьба русских женщин непроста: они были не просто наблюдателями страшных событий ХХ века – они принимали активное участие.

Революция – одно только слово рисует в сознании картины бунта и вызывает внутреннее состояние безудержного стремления к переменам. Сам термин английского происхождения, поэтому во времена революций в России применялись понятия «переворот», «заговор». В противовес реформированию и трансформированию революция представляет собой резкий перелом системы, а государство является слишком массивной системой, чтобы такое всеохватывающее переустройство произошло в спокойном режиме. Отсюда следует, что революция ведёт к радикальным переменам во всех подсистемах общества. Социальные изменения не разрешили мгновенно всех российских проблем, главной целью которых служило уничтожение классового неравенства. Стремление сгладить сословное неравенство в российском обществе не обошло стороной и гендерный порядок.

Первая мировая война сотрясла весь мир и послужила ярким показателем уровня развития каждой из стран, перекроив карту Европы. Эскалации напряжённости на международной арене оттенила все слабые стороны государства, показала его всестороннюю отсталость. Революция в России явилась кардинальной попыткой скорейшим образом создать новое государство, готовое к вызовам современности. Таким образом, 3 марта 1917 года была ликвидирована царская монархия, а победа Февральской революции трансформировала Россию в самую свободную воюющую державу [1]. Как это ни парадоксально, но гендерный порядок целиком и полностью исходил со стороны государства и активно им насаждался посредством формальных и неформальных правил в форме политических законов и агитаций. Череда деструктивных событий продолжалась и после Октябрьской революции к власти пришли большевики. Итогом стала Гражданская война (1918–1922 гг.), охватившая всю страну и расколовшая народ на два враждующих лагеря – «красных» и «белых», то есть советские и антисоветские вооружённые силы. Обе конфликтующие стороны практиковали диктаторский режим правления. На горе всем буржуям мировой пожар раздули и с 1922 года победившие большевики («красные») начинают строить Союз Советских Социалистических Республик.

Возвращаясь к гендерному образу русской женщины, стоит отметить, что эволюция прошла постепенно. Устранение социального неравенства касалось не только классов и сословий, но и полов. Искры свободы, исходившие от костра Революции, осветили дорогу слабому полу. Так, начали своё существование женсоветы. Но это, пожалуй, результат не столько свободы, сколько запросов Новой экономической политики [5]. Эксперименты в сфере семейно-брачных отношений были разрешены путём дефамилизации и политической мобилизации женщин. Женщин стали привлекать в партийные ряды и выдвигать на государственные посты. Демократизация управления была отражена в известных плакатах следующего типа: «На кухне дома не сиди. На выборы в Совет иди. Раньше работница темная была, а теперь в Совете решает дела» [2]. Большинство женщин представляло неграмотную часть населения и ни в какие трудовые коллективы инкорпорированы не были, поэтому вовлечение в политическую жизнь сопровождалось трудностями. Приучившихся веками быть опорой традиционной семьи и частной жизни, женщин вдруг стали призывать отдавать детей в детские сады на «коммунистическое воспитание». Чтобы отстоять у жизни свои ещё не завоёванные права, женщине приходится совершать над собой гораздо большую воспитательную работу, чем мужчине [3, 15]. Изживая старые взгляды, в школы стараются привлекать большее количество девушек. Члены женсоветов – делегатки, отстаивают интересы женщин, однако истинной целью женсоветов было стремление внушить коммунистические идеи. Правовые институты должны сочетать старые патриархальные установки и новые идеологемы равенства полов. В это же период в силу вступают кодексы о браке, семье, опеке и разводе, которые предоставили женщинам при вступлении в брак право выбора фамилии, места жительства и даже отца для своего ребёнка как в зарегистрированном браке, так и вне его, а также право на аборт. Женщины осваивают создание нового быта – общественного. Теперь они не просто домохозяйки, а полноправные члены общества, завоёвывающие гражданские права и занимающие свою профессиональную нишу на поприще бесклассового социал-коммунизма. В конце 20-х годов была достигнута эмансипация, окультуривание и индокринация женщин.

Великая депрессия, сороковые-роковые, тяжёлые годы послевоенной реабилитации спровоцировали жёсткую экономическую мобилизацию женщин. Таким образом, экономическая конъюнктура России стала причиной новой концепции – тоталитарной андрогинии. Попытка исключить сексизм и уравнять возможности женщин во всех сферах жизни привели к формулировке нового понятия, исключающего деление на мужчин и женщин, – советского человека. Стоит отметить, что такой подход скорее подчёркивает концепцию гендерного эссенциализма, чем устраняет. Пока мужчины сражаются за Родину и погибают, женщины овладевают мужскими профессиями и являются главными участниками процессов коллективизации и индустриализации. Они работают комбайнерами, строителями, железнодорожными рабочими, управляют различного вида транспортом и при этом рожают детей. Однако эпатированная семейная политика берёт функции матери на себя. Отсюда следует, что женщины становятся отчуждёнными от собственных детей подобно тому, как капиталисты отчуждаются от продуктов производства. Женщины продолжают служить в обществе орудием производства. Такие нагрузки лишили женщину по-настоящему семейного счастья, но подарили им полную независимость по всем линиям от мужского элемента. Добытые женщинами права в области семьи и брака в широком понимании начинают упразднять исходя из социо-политических соображений.

По окончании войны женщина теряет свои лидирующие позиции. До этого она занималась хорошо оплачиваемыми видами деятельности, которые ранее были присущи преимущественно мужчинам, а отныне возрождается тактика межполового разделения труда. Женщины начинают заниматься шитьём, вязанием, созданием уюта, добычей дефицитных товаров. В период «оттепели» происходит частичное восстановление приватности частной жизни, женщины начинают отступать от образа «работающей матери» и вовлекаются в домашние дела. Во второй половине ХХ века возрастает роль бабушек, в частности в семейном кругу. Женщины разделяют воспитание своих детей со своими матерями. В 1970-1980-е годы господствует идеология материнства, государство пропагандирует новую установку «правильной женственности», согласно которой деторождение является фундаментальной функцией женщины [4]. Совмещение ролей матери и работницы облегчилось многочисленными, но несущественными по величине льготами. Это была попытка маргинализировать процесс маскулинизации женщин и натурализировать их женскую сущность. Таким образом, женщина становится важным «узлом» в социальных сетях и играет центральную роль в сфере услуг. Однако домашнее хозяйство по-прежнему остаётся в ведении женщины и поглощает практически всё внерабочее время. В таких условиях женщина не располагает временем на повышение профессиональной квалификации и личностного роста.

В конце 1980-х годов ветер либерализма навеял практику повседневной взаимодополнительности гендерных ролей. Если в период расцвета советского социализма гендерный порядок зависит от политических констелляций, то в позднесоветский период наблюдается демографический детерминизм. Криминализация социально-экономической сферы способствовало развитию образа женщины «хранительницы домашнего очага». Проблемы с трудоустройством возобновили явления домашнего насилия женщин.

Во времена демографического перехода в обществе формируется определённый дискурс, культивирующий в сознании людей стремление к позднему браку, малодетству, откладыванию материнства. Такие тенденции заимствованы у Запада и распространяются через средства массовой коммуникации. Отсюда следует, что в современной России различают три основные тенденции развития гендерной образности: 1) сохранение гендерной образности советских времён, 2) сочетание дореволюционного традиционализма и советского нетрадиционализма гендерно-семейных моделей, 3) западная модель.

Проанализировав всё вышеизложенное, можно сделать заключение, что гендерные образы складываются в общественном сознании и обусловлены положением всех сфер жизни человека. От революции 1917 года по настоящее время образность женщины прошла следующие условные трансформации: член семьи рабочего, советский человек, работающая мать, заботливая мать… Определить образ современной русской женщины довольно нелегко. Кажется, что сегодня она может занимать любой социальный статус и совмещать совершенно различные роли. Казалось бы, она обрела гражданские права, независимость и возможность реализации в карьере, а с другой стороны она не застрахована от домашнего насилия, её заработок ниже, чем у мужчин, динамика фертильности развивается по нисходящей траектории, то есть растёт вероятность бесплодия и окончательной бездетности. Что ж, история покажет грядущие образы русской женщины, а сейчас мы можем только наблюдать и предполагать.

1. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М., История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005. – 768 с.

2. Денисов А. Кухаркины дети // Кузнецкий рабочий: электронная газета. 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kuzrab.ru/publics/index.php?ID=22585&sphrase_id=1037818 (дата обращения: 10.09.2017).

3. Елизарова А.И. Воспоминания // Коммунистка. 1922. № 2.

4. Рабжаева М. Историко-социальный анализ практик семейной политики в России XX в. // Социс. 2004. № 6.

5. Пушкарева Н.Л. Гендерная система Советской России и судьбы россиянок // Издательство «Новое литературное обозрение». 2012. № 117.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...