Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек не наследует моральные нормы.

Духовная культура и образование

Духовная культура -это совокупность нравственного опыта человека в сфере различных направлений своей деятельности – в быту и общественном производстве, труде и отдыхе, науке и искусстве, в сфере отношений человека с миром природы, с Богом и самим собой. Духовная культура образуется опытом всех живших и живущих поколений людей. Именно она задает смысловое поле всей культуре вообще, являясь ядром цивилизации. Это в широком смысле понимания феномена духовной культуры. В узком смысле это понятие обозначает вид человеческого опыта, построенного на духовном знании. Например, духовная психология. Естественно, что к духовной культуре относится освоение религии и богословских наук. Духовная культура образуется совокупным опытом миллиардов живых и живущих людей.

Культура-результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития. Бывает культура труда, быта, общения, поведения, образования, речи и языка, мышления, питания, чувства. Культура бывает материальной и духовной. Материальная ориентируется на результаты производства, духовные на более высшие, духовные ценности. Далее перечисляем еще одни разновидности культуры.

Следует выделить три разновидности культуры – народную, массовую и элитарную. Народной культурой называют культуру широких народных масс.

Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи.

Такой вид культуры, как элитарная, зачастую формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе.

К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности.

Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры.

Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур. Помимо выделения в культуре общества различных форм культуры, выделяют субкультуры — части общей культуры, систему ценностей, традиций, обычаев, присущих определённой социальной группе. Говорят о молодёжной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, поведением, обычаями её представителей, манерой причёсываться, одеваться. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких людей. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от преобладающей культуры, но противостоит господствующим ценностям, находится в конфликте с ними. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодёжное движение хиппи в 1960-х гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность.

В настоящее время в духовной жизни большинства стран мира наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

Национальная культура-это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям; Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям; моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и добре и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры. Духовная культура является средством аккумуляции, хранении и передачи накопленного опыта. Переход в России от тоталитарному и демократическому государству сопровождается глубоким кризисом.

Мораль (от лат.moralis, mores-относящийся к нраву, характеру)-форма общественного признания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведения людей. Мораль изучается в совокупности с нравственностью.

Натуралистический подход Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подход Мораль дарована человеку Богом
Социологический подход Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Культурологический подход Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

Таблица. Моральные требования и представления

Нормы поведения Моральные качества Нравственные принципы Морально-психологические механизмы Высшие моральные ценности
«не лги»; «не укради»; «почитай старших» и т.д. Доброжелательность; справедливость; мудрость и т.д. Коллективизм-индивидуализм; эгоизм-альтруизм и т.д. Долг; совесть Смысл жизни; свобода; счастье и т.д.

Человек не наследует моральные нормы.

Образование

Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.

Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.

В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое.

Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс.

Образование, как и научные дисциплины, бывает точным (математика и т.п.) и гуманитарным (литература и т.п.). Такие науки, как медицина, психология, биология и химия иногда еще относят к естественно-научным учебным предметам. Образование имеет множественные функции. В частности, демократизация, индивидуализация, гуманитаризация, гуманизация образования. В нашей стране проводятся постоянные реформы образования, направленные на его модернизацию и гуманизацию. Они имеют разные результаты и наполнение.

Религия

Религия является одной из форм общественного сознания. А в научном смысле мы говорим о религии, как об особой форме осознания мира, которая обусловлена верой в сверхъестественное. Любой вид религии включает в себя моральные нормы и типы поведения, а также представляет собой объединение людей в определенные организации.

Примером такой организации является церковь. Основу для религии представляют собой понятия о Боге, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о нравственности и честности. Именно поэтому религия – это одна из фундаментальных подсистем духовной сферы жизни общества. Бывают мировые и национальные религии. Различают ислам, иудаизм, христианство (православие и католицизм), буддизм, конфуцианство, а также такие малые разновидности религии, как баптизм и методизм.

Наука

Сферой деятельности человека, направленной на теоретическую систематизацию и выработку знаний о действительности принято называть наукой. Легче всего сказать, что наука представляет собой сбор объективных знаний о мире.

Человеческая цивилизация не смогла бы развиваться без науки. Многие познания людей о мире были получены именно впоследствии длительных научных исследований, и с каждым днем человечество делает все больше и больше новых открытий. Невозможно себе представить современного мира без науки.

ИСКУССТВО

 

Искусство – отражение окружающего мира в художественных образах. С помощью искусства художник или скульптор передает свои замыслы и переживания.

Предмет искусства – человек, его взаимодействие с окружающим миром и обществом. Произведение искусства – художественное произведение, не только отражающее мысли и эмоции автора, но и способное вызывать эти переживания в зрителях. Черты искусства: образность, творческий характер, субъективное восприятие, чувственно-эмоциональное переживание.

Функции искусства: эстетическая (формирует эстетический вкус, понимание прекрасного), коммуникативная (как средство общения), воспитательная, познавательная.

История искусства. Первые следы первобытного искусства в виде наскальной живописи относят к эпохе палеолита (20–40 тыс. лет до н. э.). В античном мире искусство достигло высокого уровня (архитектура, скульптура, поэзия, театр). В нем преобладало мифологическое начало, т. е. основными прообразами были мифологические божества, прославлялись активные герои, демонстрировалось единство людей в обществе.

В средние века искусство развивалось в рамках теологии (религии), в это время строились монументальные храмы, получила распространение иконопись, фресковое искусство. Герой средневекового искусства смиренен и пассивен. В эпоху Возрождения (Новое время) мастера стремились вернуться к античным мотивам и канонам в архитектуре, живописи, скульптуре, поэзии, театре. Провозглашалась индивидуальность людей, приоритет личности над обществом. В современном искусстве, начиная с конца XIX в., появилось множество новых видов искусства (кино– и фотоискусство).

Виды искусства:

• архитектура (зодчество) – искусство, представляющее собой здания (градостроительная архитектура) и сопутствующие сооружения (садово-парковая архитектура);

• скульптура – искусство, произведения которого имеют трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов с помощью вырезания, высекания, лепки, литья и ковки;

• фрески – одна из техник стенной росписи (рисование по сырой штукатурке красками);

• живопись – изображения с помощью цвета (портреты, натюрморты, пейзажи, исторический и бытовой жанр);

• декоративно-прикладное искусство связано с бытовыми нуждами (например, изготовление посуды, мебели);

• литература – вид искусства, выражающийся в словесно-письменной форме (мифы, былины, поэзия, проза);

• музыка – отражение действительности в звуках (вокальная – пение и инструментальная – исполняющаяся на инструментах);

• театр (опера и балет) – вид искусства, выражающийся в сценическом действии актера перед зрителями;

• кино– и фотоискусство – искусство, воссоздающее с помощью съемки реальные или инсценированные действия на материальных носителях (фото-, кинопленках и др.).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...