Пример 4. Формирование приемов выделения главного.
Приведите примеры как на химическом материале можно формировать приемы анализа, сравнения, обобщения, выделения главного Пример 1. Формирование приемов анализа. а) Предположите, какими химическими свойствами обладает вещество следующего строения: СН3-СООН- Ослабление связи между кислородом и водородом в гидроксильной группе объясняется разностью электроотрицательностей атомов углерода, кислорода и водорода. Атом углерода приобретает некоторый положительный заряд. Этот атом углерода притягивает к себе электронное облако от атома кислорода гидроксильной группы. Компенсируя смещенную электронную плотность, атом кислорода гидроксильной группы оттягивает к себе электронное облако соседнего атома водорода. Связь -ОН в гидроксильной группе становится более полярной, и атом водорода приобретает большую подвижность. Т.е. в этой группе электронная плотность связи О—H смещена к атому кислорода, имеющему большую электроотрицательность. В свою очередь под влиянием поляризованной карбонильной группы такое смещение усиливается еще в большей степени. В результате облегчается отрыв атома водорода в виде протона — происходит процесс кислотной диссоциации: Химические свойства карбоновых кислот обусловлены подвижность атома водорода гидроксогруппы в карбоксиле. В растворе уксусной кислоты лакмусовая бумажка краснеет.Подобно неорганическим кислотам, карбоновые кислоты являются слабыми электролитами, а потому диссоциируют обратимо:СН3 СООН = СН3СОО- + Н+. Уксусная кислота взаимодействует с металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода: 2СН3 СООН + Мg = (СН3 СОО)2Мg + Н2. Уксусная кислота взаимодействует с основными оксидами и амфотерными оксидами с образованием соли и воды:
2СН3 СООН + СuО = (СН3 СОО)2Cu + Н2О, 2СН3 СООН + ZnО = (СН3 СОО)2 Zn + Н2О. Уксусная кислота взаимодействует с основаниями идет реакция нейтрализации: HCl +КОН=KCl+H2O СН3СООН + КОН = СН3СООК + H2O Уксусная кислота как слабый электролит взаимодействует с солями более слабых кислот: 2СН3 СООН + СaСО3 = (СН3 СОО)2 Са + Н2О + СО2 . Идет реакция этирификации с образованием уксусного эфира, который имеет приятный запах C2H5OH + CH3COOH --------> CH3COOC2H5 + H2O образуется сложный эфир - этилацетат (этиловый эфир уксусной кислоты) б) «Логические цепочки». Учитель начинает фразу: «Алканы- углеводороды, поэтому……», далее учащиеся продолжают, используя слов «потому,что,следовательно, однако, кроме того и т.д.» Пример 2. Формирование приемов сравнения. а) Прочитайте по учебнику химии материал "Химические элементы". Сравните свойства металлов и неметаллов. Для этого сначала сопоставьте между собой свойства трех выбранных вами металлов, затем – свойства трех неметаллов; после чего осуществите противопоставление свойств данных групп металлов и неметаллов по наиболее характерным признакам. Ответ и сделанные вами выводы запишите в таблицу. При выполнении вышеперечисленных заданий заполните следующую таблицу: Сравнение физических свойств и металлов и неметаллов
б) Сравните моно-, ди- и полисахариды по следующим признакам:
1. Роль в живых организмах 2. Физические свойства. 3. Химические свойства: Пример 3. Формирование приемов обобщения. а) Почему амины называют органическими основаниями? Что общего в строении спиртов и фенолов? Какие спирты, первичные или третичные, легче дегидратируются и почему? Почему температура кипения спиртов намного выше, чем у соответствующих углеводородов?С какими из приведенных веществ, взаимодействует глицерин: йод, водород, натрий азотная кислота? б) Перечислите свойства, характерные как для минеральных, так и для органических кислот. Пример 4. Формирование приемов выделения главного. Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания на основе использования содержания учебника. Учащимся предлагается выполнить задание, используя текст учебника, и письменно оформить отчет о проделанной работе. Задание: От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу. «Скорость химических реакций»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|