Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основой этой классификации являются следующие положения.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология лиц с нарушением слуха»

1. Предмет и задачи сурдопсихологии как отрасли специальной психологии. История становления сурдопсихологии в России.

2. Связь сурдопсихологии с другими науками.

3. Медицинская классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В. Нейманом.

4. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха, предложенная P.M. Боскис.

5. Причины нарушений слуха.

6. Методы психологического изучения детей с нарушением слуха.

7. Сурдопсихология о компенсации и сверхкомпенсации дефекта.

8. Понятие о сложном дефекте. Осложнённые формы глухоты.

9. Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.

10. Психологические особенности позднооглохших детей.

11. Особенности зрительного восприятия глухих детей. Методы исследования.

12. Кожная чувствительность и осязание у глухих детей.

13. Статические и кинестетические ощущения у глухих.

14. Особенности внимания глухих детей.

15. Условия развития произвольного внимания у глухих детей.

16. Особенности образной памяти глухих детей. Методы исследования.

17. Особенности словесной памяти у глухих детей. Методы исследования.

18. Особенности репродуктивной и оперативной памяти детей с нарушением слуха,

19. Особенности воображения у глухих детей. Методы исследования.

20. Наглядно-действенное мышление у глухих детей. Методы исследования.

21. Наглядно-образное мышление у глухих детей. Методы исследования.

22. Словесно-логическое мышление у глухих детей. Методы исследования.

23. Психологические особенности формирования речи.

24. Особенности развития словесной речи у глухих детей.

25. Особенности овладения грамматическим строем языка у глухих детей.

26. Особенности письменной речи глухих детей.

27. Дактильная речь - своеобразная кинетическая форма словесной речи.

28. Психологические особенности жестовой речи.

29. Особенности игровой деятельности глухих детей.

30. Общие и специфические закономерности становления предметно-практической деятельности у глухих и слабослышащих детей.

31. Особенности учебной деятельности детей с нарушением слуха.

32. Особенности формирования психологических признаков трудовой деятельности людей, имеющих нарушения слуха.

33. Система обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей.

34. Общие и специфические особенности в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха.

35. Особенности становления межличностных отношений у детей с нарушениями слуха.

36. Роль семьи в развитии личности ребёнка с нарушением слуха.

37. Развитие интересов у детей с нарушением слуха.

38. Основные задачи и особенности психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.

39. Методы, используемые при обследовании детей с нарушениями слуха.

40. Диагностика готовности детей с нарушением слуха к школьному обучению.


1. Предмет и задачи сурдопсихологии как отрасли специальной психологии. История становления сурдопсихологии в России.

Сурдопсихология – раздел специальной психологии, изучающий закономерности психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания, в частности – в условиях специального обучения.

Предметом сурдопсихологии являются изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсации нарушений различной сложности.

Ее задачи:

- выявить общие и специфические закономерности психического развития людей с нарушенным слухом по сравнению с людьми, имеющими сохранный слух;

- исследовать пути предотвращения немоты у людей с дефектами слуха, исключающими нормальное речевое общение;

- выявить особенности их познавательной деятельности;

- выяснить компенсаторные возможности замены слухового восприятия зрительным, вибрационными ощущениями и пр.;

- изучить особенности мышления, памяти и других психических процессов, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвитости слуховых ощущений;

- изучить закономерности развития их личности;

- разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха;

- дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интеграции людей с нарушенным слухом в общество, в частности проблемы интегрированного обучения.

Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых можно преодолеть недостатки слуха, получить достаточное образование, обеспечить участие в трудовой деятельности.

Начало систематической разработки проблем сурдопсихологии в нашей стране относится к 30-м гг. XX в., когда была создана теория Л. С. Выготского о структуре детского психического разви­тия, отклоняющегося от нормального. Л. С. Выготским были вве­дены понятия о первичном дефекте и его прямых последствиях (вторичные дефекты). Применительно к рассматриваемой катего­рии детей нарушение слухового восприятия — это первичный де­фект; замедленное сравнительно с нормальным и своеобразное развитие — это вторичный дефект, или вторичные последствия.

В более ранний период (в конце XIX — начале XX в.) изучение отдельных вопросов психологии глухих детей и взрослых осуще­ствлялось в рамках общей психологии и сурдопедагогики, науки о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха.

В 30 — 70-е и последующие годы XX столетия проводилось все­стороннее изучение психического развития детей с нарушениями слуха. Были выделены три группы детей с недостатками слуха: глухие (родившиеся с глубоким нарушением слуха или потеряв­шие слух в раннем детстве); позднооглохшие (потерявшие слух пос­ле овладения речью); слабослышащие,т. е. с частичной потерей слуха (Р. М. Боскис, Т. А. Власова и др.). Изучались закономерности пси­хического развития детей с недостатками слуха в тех или иных условиях их воспитания и обучения, прослеживались этапы фор­мирования речи, развития ощущений и восприятия, памяти, во­ображения и мышления, становления черт личности (Р. М. Бос­кис, Л.В.Занков, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, Н.Г.Морозова, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и др.).

В 1930 — 1960-е гг. наибольшее внимание обращалось на разви­тие психики у детей с нарушениями слуха в школьном возрасте. С 1950-х гг. выделились проблемы изучения психических особеннос­тей взрослых людей с недостатками слуха (А. П. Гозова, В. Н.Чулков и др .), а также проблемы развития психики детей в преддошкольном и дошкольном возрасте (Б.Д.Корсунская, Н.Г.Морозо­ва, А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Э. И.Леонгард и др.). В 1970-е гг. была поставлена, а в дальнейшем получила всестороннее рассмот­рение проблема психического развития детей со сложным дефек­том, имеющих не только нарушения слуха, но наряду с ним и другие первичные нарушения (С.А.Зыков, М.Ф.Титова, Г. П.Бертынь, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова и др.). Необходимо отметить, что один из вариантов сложного дефекта — глубокое нарушение слуха и зрения — изучался психологами и педагогами столь же давно, как и глухота, — начиная с 1930-х гг. в специально создан­ных условиях воспитания и обучения (И. А. Соколянский, А. И. Ме­щеряков и др.).


 

2. Связь сурдопсихологии с другими науками.

При решении проблем воспитания и обучения детей с недостатками слуха используются данные смежных наук:

1) общая и специальная психология;

2) общая и специальная педагогика;

3) аудиология – наука, изучающая слух детей. Современные достижения в области медицины, и в частности аудиологии, способствуют решению ряда вопросов воспитания и обучения (классификация детей с недостатками слуха, развитие слухового восприятия и др.).

4) нейрофизиология. Для успешной организации педагогического процесса в школах глухих и слабослышащих необходимо знание законов высшей нервной деятельности детей с нарушенной системой анализаторов. Идеи, выдвинутые И.М. Сеченовым, физиологическое учение И.П. Павлова позволяют правильно понять физиологические механизмы формирования речи у глухого ребенка.

5) медицина: нейропатология, общая патология, анатомия, физиология, псизиатрия, ЛОР.

6) совершенствование теории и практики формирования речи у детей с недостатками слуха осуществляется на основе законов лингвистики и психолингвистики.

3. Медицинская классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В. Нейманом.

В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом. Ее отличие от ранее разработанных в том, что диагноз глухота ставится при меньшей степени потери слуха (75...80 дБ). Устанавливаются три степени тугоухости в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000 Гц).

1 группа глухих – воспринимает самые низкие частоты 125–250 Гц (не различает каких–либо звуков речи, реагирует только на громкий голос у уха: крик, звук горна и др.).

2 группа глухих – воспринимают низкие частоты 125–250–500 Гц (Реагируют на громкий голос около уха. Различают гласные а, о, у. Воспринимают интенсивные звуки на близком расстоянии).

3 группа глухих – воспринимают низкие и средние частоты 125–1000 Гц (реагируют на голос разговорной громкости около уха, различают 3–4 гласных звука, многие различают некоторые знакомые слова).

4 группа глухих – 125–2000 Гц (большинство слышат голос разговорной громкости около уха и на небольшом расстоянии (50 – 60 см), различают почти все гласные, некоторые согласные, отдельные знакомые слова и фразы).

Тугоухость может быть выражена также в различной степени. Большинство слабослышащих воспринимают диапазон частот до 4000 Гц и выше.

1 степень – снижение слуха в речевом диапазоне не превышает 50 Дб, восприятие частот в пределах 125–8000 Гц. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1м, речевое общение вполне доступно.

2 степень – снижение слуха в речевом диапазоне до 70 Дб, речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии 1 м, речевое общение затруднено.

3 степень – снижение слуха в речевом диапазоне превышает 70 Дб, речь разговорной громкости становится неразборчивой даже у самого уха, общение может осуществляться при помощи громкого голоса на близком от уха расстоянии


 

4. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха, предложенная P.M. Боскис.

Классификация Р.М. Боскис:

1) степень поражения слуховой функции;

2) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;

3) время возникновения нарушения слуха.

Основой этой классификации являются следующие положения.

1. Деятельность нарушенного слухового анализатора у ребенка отличается от деятельности нарушенного слухового анализатора у взрослого. Взрослый к моменту наступления нарушения слуха имеет сформированную словесную речь, словесное мышление, представляет собой сформировавшуюся личность. Нарушение слуха у него – в первую очередь препятствие для общения с опорой на слух.

У ребенка нарушение слуха влияет на весь ход его психического и речевого развития, приводит к возникновению целого ряда и вторичных нарушений, в том числе к нарушению развития мышления, речи, познавательной деятельности.

2. Большое значение в понимании развития ребенка с нарушенным слухом имеет учет взаимозависимости слуха и речи: чем выше уровень развития речи у ребенка, тем больше возможности использования остаточного слуха. Способность опираться на сохранные остатки слуха больше у того, кто владеет речью.

3. Критерием оценки нарушения слуховой функции у ребенка является возможность использования остаточного слуха для развития речи. Критерием отграничения детей с частичным нарушением слуха от глухих детей является возможность использования слуха в общении и развития речи при данном состоянии слуха. По этому критерию проводится разграничение тугоухости и глухоты.

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии. По аудиометрическим данным глухота – это не только снижение слуха выше 80 децибел, но и потеря или снижение слуха на различных частотах. Особенно неблагоприятным является потеря или резкое снижение слуха в области частот, относящихся к речевым.

Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины. По данным аудиометрии, обнаруживается снижение слуха менее 80 децибел.

В современной сурдологической практике термин «тугоухий» применительно к детям с частично нарушенной слуховой функцией используется преимущественно в медицине, а в сурдопедагогике принято использовать соответствующий термин «слабослышащий».

4. Степень и характер речевого развития при нарушениях слуха обусловлены рядом причин: степенью нарушения слуха; временем возникновения слухового нарушения; педагогическими условиями развития ребенка после наступления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка.

Р.М. Боскис выделены две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. К категории глухих относятся те дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи.

Глухие и слабослышащие различаются по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающе аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуха.

Отдельную группу в отношении формирования речи и ее восприятия составляют позднооглохшие. Эти дети отличаются тем, что к моменту наступления у них нарушения слуха они обладали уже сформировавшейся речью. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи (так как после возникновения нарушения слуха без специальной педагогической поддержки словесная речь начинает распадаться), но все они имеют навыки словесного общения, в той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление. Для таких детей при поступлении в специальную школу (школу для слабослышащих детей) важной первоочередной задачей является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия обращенной к ним речи.


 

5. Причины нарушений слуха.

Медицинские исследования причин нарушения слухауказывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т.д. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. В числе причин значительное место занимают последствия острого воспаления среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и не воспалительных заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.) и связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевой трубы. Наиболее серьезно отражаются на слухе эти заболевания в тех случаях, когда они возникают в раннем возрасте.

К числу сравнительно редко встречающихся причин нарушения слуха можно отнести поражения центральных отделов слухового анализатора, возникающие в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма, кровоизлияние, опухоль). При таких поражениях наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза, и, следовательно, понимания того, что человек слышит.

Специалисты обращают внимание на выраженную зависимость распространенности и причины различных видов тугоухости от принадлежности детей к той или иной возрастной группе. Так, если на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха. Среди последних главное место наряду с последствиями воспалительных заболеваний органа слуха занимают неадекватное применение ототоксических медикаментов, в частности антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (например, использование современной аудиомузыкальной техники – плейеров).

 

Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев и др.) все причины и факторы нарушений слуха делят на три группы.

Первая группа – причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты и тугоухости.

Вторая группа – факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха).

Третья группа – факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха).

Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов.

Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы.

Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты и тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха.

К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхождения, следует отнести различные нарушения метаболизма, которые ведут к постепенному накоплению в организме ненужных веществ (шлаков), неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха. Фоновыми факторами врожденного происхождения могут быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, или неблагоприятное воздействие на плод антибиотиков, каких-либо химических веществ, асфиксия при родах. Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового фактора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой) вызовут выраженное нарушение слуха.


 

6. Методы психологического изучения детей с нарушением слуха.

При изучении особенностей психики детей и взрослых, имею­щих нарушения слуха, используются основные и вспомогательные методы психологии, которые в данном случае приобретают опреде­ленную специфику.

К основным методам относятся метод наблюде­ния и психологический эксперимент.

К вспомогательным — метод анализа продуктов деятельности, метод тестов, анкетирование и др.

Применяется изучение специальной литературы, обобщение передового педагогического опыта, изучение документации.

При обследовании детей дошкольного и школьного возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические методики, все виды психологического эксперимента (лабораторный, естественный, обучающий), направленные на выявление особенностей в развитии восприятия, пространственных представлений, памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Если дети не владеют словесной речью или владеют ею недостаточно, применяется невербальная форма заданий, когда и ребенок и взрослый могут не пользоваться устной речью: условия заданий вытекают из характера предъявленного материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов. Если ребенок владеет жестовой речью, то ее можно использовать для объяснения инструкции. К таким формам предъявления, или переводу, широко обращаются американские психологи. При этом особую важность приобретает отработка согласованного взаимодействия между психологом и переводчиком.

При проведении обследования детей с нарушениями слуха Т. В. Розанова советует использовать предварительное аналогичное задание, относительно более легкое, но по существу такое же, как основное. Только после того как ребенок выполнит предварительное задание, можно переходить к основному. В более старшем возрасте возможно письменное предъявление инструкций.

При обследовании детей с нарушениями слуха необходимо использовать задания, направленные на изучение всех видов восприятия, предметных действий, конструирования, образной и словесной памяти, пространственных и временных представлений, всех видов мышления. В школьном возрасте особую важность приобретает изучение навыков чтения, письма, счета и учет выявленных особенностей при разработке программы коррекционной работы.

Большое значение при обследовании детей с нарушениями слуха имеет анализ продуктов деятельности, в этом случае изучению подлежат материальные или материализованные результаты разных видов деятельности — изобразительной, конструирования, учебной, трудовой. Анализ позволяет выделить то, что ребенок делает по указаниям взрослых, и то, что он выполняет самостоятельно. На разных этапах развития глухих детей важно подвергать анализу продукты различных видов деятельности: в дошкольном и младшем школьном возрасте — рисунки, аппликации, поделки из пластилина, конструкции; в среднем школьном — письменные работы, сочинения, которые раскрывают лексические и грамматические особенности речи; в юношеском — результаты трудовой деятельности.

В настоящее время за рубежом, особенно в США, для определения уровня интеллектуального развития детей и взрослых с нарушениями слуха широко используются тесты. Для тестирования людей с нарушениями слуха создаются специальные шкалы действия, включающие задания на составление узоров, идентификацию картинок, решение головоломок из блоков, складывание фигур по образцам и т.п. Основной их особенностью является то, что решение достигается путем операций с различными элементами предметов, а речь используется минимально. Хорошо зарекомендовали себя матрицы Дж. Равена (широко использовались в работах Т. В. Розановой) и подобные им наглядные задачи. Плодотворны попытки применения стандартизированных шкал, разработанных для исследования детей, имеющих нормальный слух (шкала Д. Векслера, школьный тест умственного развития, созданный под руководством К.М. Гуревича).

 


 

7. Сурдопсихология о компенсации и сверхкомпенсации дефекта.

Компенсация психических функций — это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.

Выделяют два типа компенсации.

Первый — внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия.

Второй тип — межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций.

Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций.

Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нарушениями слуха предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.

В теории компенсации психических функций Л. С. Выготского можно выделить ряд важных положений.

Первое. Л. С. Выготский придавал большое значение включению детей с нарушениями психического развития в разнообразную социально значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта. При выпадении из нормального функционирования какого-либо органа чувств другие органы начинают выполнять те функции, которые у нормального человека ими обычно не исполнялись.

Второе. Л. С. Выготский ввел понятие о структуре дефекта, о системном характере нарушений. Это положение является ключевым при организации необходимых условий обучения и воспитания, условий, способствующих успешной компенсации.

Своеобразие структуры психического развития глухого ребенка можно представить в следующем виде: первичный дефект — нарушение слуха, вторичное отклонение — нарушения в развитии речи или отставание в нем, отклонения третьего порядка — своеобразное развитие всех познавательных процессов — восприятия, памяти, воображения, мышления, отклонения четвертого порядка — нарушения в развитии личности.

Третье. Л.С.Выготский сформулировал положение о связи задач общего воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость.

Четвертое. Основной путь к компенсации людей с различными нарушениями развития Л.С.Выготский видел во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. Л. С. Выготский высоко оценивал потенциальные возможности компенсации у людей с нарушениями слуха.

Пятое. Глубокий смысл имеет положение Л.С.Выготского о том, что «сама по себе слепота, глухота и тому подобные частные дефекты не делают еще носителя их дефективным». По его мнению, судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. Поэтому говорящий глухой, участвующий в общей жизни и воспринимающий ее во всей полноте и многообразии, не будет сам ощущать своей неполноценности и не даст для этого повода другим.

Положительной стороной идеи сверхкомпенсации он считал оценку не страдания, а усилий, направленных на его преодоление. Компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только при условии, когда дефект становится осознанным. Сверхкомпенсация, с одной стороны, детерминируется характером, степенью дефекта и резервными силами организма, а с другой — внешними условиями. Понятие о сложном дефекте. Осложнённые формы глухоты.


 

8. Понятие о сложном дефекте. Осложнённые формы глухоты

"Сложный дефект - сочетание двух или более числа нарушений в системах организма, что обуславливает существенное своеобразие их психофизического развития" (Г.П. Бертынь). Глухие дети со сложной структурой дефекта - это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием - глухота - имеют одно или несколько системных нарушений.

У глухих и слабослышащих детей помимо на­рушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений:

- нарушения деятельности вестибулярного аппарата;

- разные варианты нарушения зрения;

- минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первич­ной задержке психического развития. При этом какие-либо отри­цательные факторы могут прямо воздействовать на мозг, или, в другом случае, мозговая недостаточность возникает вследствие тя­желых соматических болезней: сердечно-сосудистой системы, ды­хательной, выделительной и т.д., — изменяющих работу мозга;

- обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;

- нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебраль­ному параличу или другим изменениям в регуляции двигательной
сферы;

- локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корко­вых и подкорковых образований);

- заболевания центральной нервной системы и всего организ­ма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниа­кально-депрессивному психозу и др.);

- тяжелые заболевания внутренних органов — сердца, легких,
почек, пищеварительной системы и др., ведущие к общему ослаб­лению организма;

- возможность глубокой социально-педагогической запущен­ности.

 

У детей с НС возможны дополнительные первичные нарушения различных органов и систем. Известно несколько форм наследственного нарушения слуха, которое сочетается с поражением зрения, кожной поверхности, почек и других органов (синдром Ушера, Альстрема, Варденбурга, Альпорта, Пендрера и др.)

синдром Ушера – имеет генетическую природу и характеризуется врожденной от умеренной до резко выраженной степени нейросенсорной потерей слуха с вестибулярной гипофункцией и медленно прогрессирующим воспалением сетчатки глаза. У некоторых больных могут наблюдаться умственная отсталость и поздние психозы. Дети в большинстве своем начинают обучение в школах для глухих, реже – для слабослышащих. Снижение остроты зрения у них диагностируется поздно. Испытывая затруднения в учебе, они, как правило, попадают в группу стойко неуспевающих.

синдром Маршалла – обусловлен наследственными заболеваниями соединительной ткани и характеризуется врожденной катарактой, миопией и нейросенсорной глухотой. У больных отмечается характерное лицо с маленьким носом, запавшим переносьем, вывернутым вперед, несколько недоразвитыми ноздрями, резкой гипоплазией (недоразвитие какой-либо ткани, органа, части тела) средней трети лица. Характерно укорочение рук и ног. Нарушение зрения может быть обусловлено врожденной миопией высокой степени, а также врожденной катарактой. Иногда у больных отмечается отслоение сетчатки. У части больных также может быть умственная отсталость.

синдром Альпорта – характеризуется прогрессирующей нейросенсорной глухотой и выраженной почечной недостаточностью. У больных также наблюдается глазная патология, чаще в виде катаракт.

При врожденной глухоте или тугоухости, возникшей из-за заболевания матери в первые два месяца беременности краснухой, как правило, наблюдается также поражение зрения (катаракта) и врожденная криопатия (триада Грига). При этом заболевании у родившегося ребенка может наблюдаться также микроцефалия и общая млзговая недостаточность.

При гемолитической болезни новорожденных, причиной которой может быть несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или по принадлежности их крови к разным группам, возможно нарушение слуха, которое может сочетаться: с общим поражением мозга и олигофренией, с диффузным поражением мозга, с ЗПР, с выраженным гиперкинетическим синдромом в результате поражения подкорковых отделов мозга, с поражением ЦНС в виде спастических парезов и параличей, с легким поражением нервной системы в сочетании со слабостью лицевого нерва, косоглазием, другими глазодвигательными нарушениями и общей задержкой моторного развития.

Приобретенное нарушение слуха, возникшее вследствие травмы черепа, может быть связано с нарушением не только рецепторного отдела слухового аппарата, но и его проводящих путей и корковой части.

При некоторых формах наследственной глухоты или тугоухости, при ряде заболеваний, приводящих к поражению слуха внутриутробно, а также при различных воспалительных процессах в области среднего и внутреннего уха поражается вестибулярный аппарат.


 

9. Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.

Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский). Эти общие закономерности характеризуются следующими положениями

1. Для сурдопсихологии большое значение имеет положение о единстве и взаимодействии биологических и социальных факторов в процессе развития. Это единство характеризуется двумя особенностями.

Во-первых, каждый из факторов имеет разный удельный вес в становлении различных по сложности психических функций. В формировании более простых функций велика роль биологических факторов. В развитии более сложных, высших психических функций, главенствующее значение приобретают социальные факторы.

Во-вторых, единство и взаимодействие биологических и социальных факторов меняются в процессе развития, т. е. на разных возрастных этапах.

2. Общей закономерностью, проявляющейся в психическом развитии всех детей, является его сложная организация во времени: свой ритм, который меняется в разные годы жизни, и свое содержание, которое обусловлено особенностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания ребенка.

3. Неравномерность психического развития детей, обусловленная активным созреванием мозга в определенные периоды жизни, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других.

4. Четвертая закономерность сформулирована о метаморфозах в детском развитии, и состоит она в том, что развитие — это цепь качественных изменений.

5. Пятая закономерность — развитие высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, в первую очередь со взрослыми, и лишь постепенно становятся внутренними функциями самого ребенка.

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В.И.Лубовский).

· При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.

· Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования.

· Для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И.М.Соловьев выделяет две такие закономерности.

Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными..

Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: зам

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...