Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хозяйство первых цивилизаций. Древний Восток.

Шумеры - развитая цивилизация. Шумеры верили, что на Землю спустились с небес загадочные существа, которые и создали людей. До сих пор неясна проблема происхождения шумеров и появления их в Южной Месопотамии. Шумеры - народ пришлый. Шумерские тексты говорят о том, что их предки сошли в междуречье Тигра и Евфрата с какой-то высокой горы (или гор), но прибыли на новую родину по воде. Эту странность не могут пока разрешить. Одна из шумерских легенд рассказывает о сотворении первого человека из глины по совету мудрого бога Энки. Так боги создали существо, которое должно было работать вместо них. Сначала это существо было очень примитивным. Только после нового вмешательства богов ему были ниспосланы дары культуры, прежде всего - искусство письма. Взоры что взоры шумеров были обращены на восток, где находилась «священная гора богов».

Этот народ появился в Месопотамии примерно за четыре с половиной тысячи лет до Рождества Христова. Это была уже высокоразвитая цивилизация, достижения которой необъяснимы. Шумеры покорили местное население, но не изгнали его. Трудно установить, когда шумеры попали в области южного Двуречья. Археологические находки говорят о резком культурном скачке, имевшем здесь место во второй половине IV тысячелетия. Его объясняют приходом нового, энергичного и стоящего на высоком уровне развития населения.

Первые признаки их присутствия были обнаружены при обследовании самой южной части Двуречья, города Эриду. Отсюда шумерская культура распространилась в направлении, обратном течениям Евфрата и Тигра, и наложила свой отпечаток на обширные области между двумя реками почти на три тысячи лет. Путь шумерской культуры ведет из Эриду к Уруку, Уру, Лагашу, Шуруппаку, Адабу, Ниппуру, Кишу; ее влияние заметно и дальше на севере, в Мари и в Ашшуре.

Шумерский язык также ставит исследователей в тупик. Ни среди древних, ни среди ныне живых языков так и не удалось найти такой, который имел бы хоть отдаленное родство с шумерским.

Шумеры делали записи на глиняных табличках, а иллюстрации - на цилиндрических печатях. На месте шумерских городов археологи обнаружили тысячи текстов и иллюстраций по астрономии и математике - вычисление площадей сложных фигур, извлечение корней, решение уравнений с двумя и тремя неизвестными, золотые пропорции и числа Фибоначчи.

Шумеры использовали сложнейшую систему исчисления. Системы подобного рода стали использоваться только с появлением компьютерных технологий. В государственном устройстве этот народ имел все атрибуты современного развитого государства: суд присяжных, аналог парламента, состоящего из избираемых депутатов, гражданские советы. В медицине использовали хорошо знали анатомию, фармацевтику и химию. Было прекрасно развито ткацкое дело, эффективное сельское хозяйство.

В шумерских текстах содержатся сведения о зарождении Вселенной, о происхождении, развитии и строении Солнечной системы, включая список и характеристики планет. Одна из иллюстраций, изображающая Солнечную систему в прошлом, находится в музее Берлина. На ней в центре изображено Солнце, окруженное двенадцатью - то есть всеми известными современной науке - планетами. Однако на рисунке есть и отличия от современного понимания устройства Солнечной системы. Плутон шумеры помещали рядом с Сатурном и описывали как его спутник, который обрел самостоятельность. Плутон имеет вытянутую орбиту с большим наклоном к плоскости эклиптики, и в ходе движения по ней в некоторый период находится ближе к Солнцу, чем Нептун, что и было отмечено шумерами. Другая особенность - это помещение неизвестной большой планеты Нибиру между Марсом и Юпитером, которая имеет очень вытянутую и наклоненную эллиптическую орбиту и оборачивается между Марсом и Юпитером один раз в 3600 лет. Именно с этой планеты, по легенде, на Землю пришли существа, создавшие людей в современном понимании слова и давшие им основы величайших знаний. Шумерское слово «ан-нун-на-ки«означает: «те пятьдесят, которые сошли с небес на землю». Шумеры утверждают, что все знания были переданы им аннунаками. Аннунаки прибыли на землю почти 500 тысяч лет назад. Они высадились на берег Персидского залива в дельте рек Тигр и Евфрат. Затем аннунаки регулярно прибывали ь на Землю каждые 3600 лет. Прародителями аннунаков на Нибиру были Ану, Владыка Небес, и его супруга Анту, Госпожа Небес. По приказу Ану группа из 50 аннунаков во главе с его старшим сыном, Энки (бог воды) - отправились в экспедицию по Солнечной системе. Как следует из шумерских текстов, планета Нибиру столкнулась с экологической проблемой. Для защиты становящейся все более тонкой атмосферы своей планеты аннунаки создали своеобразный щит из золотых частиц. Аннунакам нужно было золото. Его они обнаружили на Земле, и отправили первую экспедицию. Пришельцы взялись за разработки золота шахтным способом в ЮгоВосточной Африке. Около 300 тысяч лет назад аннунаки, работавшие на золотодобыче, подняли мятеж, и тогда их ученые с помощью генной инженерии и клонирования создали работников - людей, наш вид, гомо-сапиенс (по-шумерски - «адаму»). В Книге Бытия Адам поначалу обозначен как некое существо, а не как имя собственное. И «адамах» переводится как «земля», «дам» - «кровь». Весь процесс создания современных людей рассказан в подробностях, включая описания генетических операций. Открытие генетика Уэсли Брауна «о единой для всех людей Земли митохондриальной Еве», то есть о том, что все люди происходят от одного предка, одной матери, подтвердило косвенно эту легенду. Когда люди, сменив много поколений, «стали красивы», аннунаки стали брать в жены земных женщин, от которых у них рождалось здоровое потомство. В Ветхом Завете, тексты которого основываются на текстах шумеров, говорится об этих событиях: «Когда люди начали умножаться на Земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии дочерей человеческих брали себе в жены, какую кто избрал». Это время исполинов, называемых в Книге Бытия анаким или нефилим – аннунаков.

Археологические исследования подтверждают, что в Южной Африке в древности велись горнодобывающие работы. В 1970 г. в Свазиленде археологи открыли обширные золотодобывающие шахты глубиной до 20 метров, возраст шахт - от 80 до 100 тысяч лет. Легенды племени зулу гласят: в этих шахтах работали рабы из плоти и крови, искусственно созданные «первыми людьми». Существование погибшей планеты Нибиру недавно подтвердило открытие американскими астрономами осколков этой планеты, один раз в 3600 лет приближающихся к Земле.

Энки был первым правителем Земли, затем править стал его брат Энлиль. Позже братья бросили жребий. Энки досталось южное полушарие, а Энлилю - северное. В греческом пантеоне Энки интерпретировали как Посейдона, бога морей, а Энлиля - как его брата, бога Зевса. Энки занимался упорядочиванием жизни на Земле, Энлиль же давал лишь общие указания. Итак, мудрость и знания были подарены людям (изначально - шумерам) аннунаками. Для передачи и распространения этих сведений выбирались и специально готовились жрецы. Жрецов называли «чистыми», или «помазанными».

Первые классовые общества возникли там, где природные условия были наиболее благоприятны для жизни людей: в зоне теплого климата, богатой плодородными землями и минералами, вблизи рек и морей, пригодных для использования в качестве транспортных путей. Здесь значительно раньше, чем в других областях земного шара, производительные силы достигли уровня, дававшего возможность получения прибавочного продукта, а, следовательно, и эксплуатации человека человеком. Исторически первой, самой примитивной и грубой формой эксплуатации было рабство. Важную роль в развитии рабовладельческого строя играли войны, являвшиеся основным источником пополнения рабов.

Рабовладельческая формация, просуществовавшая около четырех тысячелетий, охватывала обширный регион Ближнего, Среднего, Дальнего Востока, а также все Средиземноморье. Социально-экономическая структура и уровни хозяйственного развития древневосточных и античных рабовладельческих государств существенно различались.

В истории Древнего Востока ведущую роль играли государства, возникшие в долинах крупных рек - Нила, Тигра, Евфрата. Еще в глубокой древности племена, осевшие в долинах, начали использовать реки, сооружая плотины и каналы. Система искусственного орошения (ирригация) стала важным фактором экономического развития общества. Сначала оросительные работы велись общинами в пределах занятой ими территории. С увеличением численности населения и расширением обрабатываемых площадей возникла необходимость создания единой ирригационной системы, действующей на всей заселенной части речной долины. Это требовало объединения общин и укрепления их хозяйственных связей.

В III тысячелетии до н. э. образовалось единое государство Египет, появились крупные государственные объединения в Южном Двуречье (Шумер, Аккад, Вавилон).

Древнейшие государства являлись объединением замкнутых общин с примитивным натуральным хозяйством и коллективным трудом для ведения ирригационного земледелия. Большая часть орошаемых разливами земель (нижние поля) находилась в собственности царей и храмов. Часть царских и храмовых земель раздавалась за службу (в кормление) царским служивым людям и храмовой администрации или передавалась в пользование общинникам. В качестве рабочей силы в царских и храмовых хозяйствах использовались как свободные люди, так и рабы. Политической формой древневосточных государств была монархия, нередко носившая характер деспотии. Важной особенностью социального строя древневосточных государств была эксплуатация значительной части свободного населения. Обязательства юридически свободных общинников по отношению к общине (коллективный труд и обязательная взаимопомощь) постепенно превратились в форму их эксплуатации государством.

Несмотря на развитие рабства основными производителями в древневосточных государствах оставались свободные общинники, земледельцы и ремесленники. Низкий уровень производительных сил и общественного разделения труда, относительно слабое развитие обмена ограничивали возможности применения рабского труда в производстве. В целом рабство на Древнем Востоке сохраняло патриархальный характер.

Экономика древневосточных рабовладельческих государств развивалась медленно. В течение веков сохранялись одни и те же орудия и средства производства, одинаковые приемы обработки предметов труда, формы и методы организации трудовых процессов. Постоянные войны между древними государствами, набеги кочевых народов разрушали производительные силы, приводили к уничтожению целых государств.

Крупнейшим достижением народов Древнего Востока явилось создание сложной ирригационной системы с разветвленной сетью каналов и дамб, бассейнами-водохранилищами, шлюзами для спуска воды. Ирригация дала толчок развитию земледелия - полеводству, огородничеству, садоводству. Развивались льноводство и виноградарство, началось разведение оливкового дерева и финиковой пальмы. В крупных, главным образом храмовых, хозяйствах стали переходить к двупольной системе землепользования. Наряду с мотыгой, остававшейся основным земледельческим орудием, стали применять примитивный плуг, запряженный быками. Использовался рабочий скот (быки, ослы), началось разведение племенного скота.

Появлялись новые ельскохозяйственные орудия - металлические серпы, грабли.
Во II тысячелетии до н. э. медные орудия стали сменяться бронзовыми, в I тысячелетии началось использование железа. Для плавки металла применялся ножной воздуходувный мех. Высокого уровня развития достигло ремесло: кузнечное, текстильное, гончарное, обработка камня, дерева, кожи, металлов, изготовление ювелирных изделий из золота, серебра, слоновой кости. Появилось стекольное производство. В Египте было основано производство папируса. Значительное развитие получило кораблестроение (в Египте и Финикии). Возникло дорожное строительство (первые в мире каменные дороги начали строить в Ассирии). Развивалась военная техника, появились боевые колесницы и осадные орудия.

С развитием торговли появились первые металлические деньги в форме медных, серебряных и золотых слитков определенного веса. О значительных сдвигах в развитии культуры свидетельствует создание в странах Древнего Востока письменности, появление начала наук (математики, астрономии, медицины).

Восточное рабство возникло в Древнем Египте, который Геродот назвал даром Нила.

Египет - типичная древневосточная деспотия. Во главе централизованного полупатриархального-полурабовладельческого государства стояли цари-фараоны. В Египте были созданы сложная сеть бюрократического аппарата и местной родовой аристократии, а также сильная армия, ядром которой являлось народное ополчение и кадровые наемники, главным образом нубийцы.

Контроль и власть над сложной ирригационной сетью осуществлялись фараоном через номархов (правителей номов-провинций Египта). Основной производительной силой в Древнем Египте были сельские общинники, которые не только платили подати, но и использовались для обслуживания ирригационной сети, на сооружении храмов, гробниц, дворцов, пирамид. Характерно, что грань между общинниками и рабами-военнопленными совершенно отсутствовала. Главными источниками накопления рабов были войны, долговая кабала и патриархальная семья.

Основным занятием древних египтян было земледелие. Год делился на три периода по разделам сельскохозяйственного цикла: время разлива Нила (июль-октябрь), время посева (ноябрь-февраль) и время уборки (март-июнь). Основными сельскохозяйственными культурами были ячмень, полба, пшеница, лен. Уже в период Древнего царства (около 3600-2700 гг. до н. э.) наряду с мотыгой применялся примитивный плуг, запряженный быками или ослами. Кроме выращивания злаковых египтяне занимались огородничеством, плодоводством, льноводством. Особого мастерства египтяне достигли в культивировании винограда.

Одним из основных видов богатства в Египте считался скот, поэтому к разведению племенных пород скота относились особенно внимательно. Кроме разведения крупного и мелкого рогатого скота и рабочих пород скота в Египте занимались птицеводством, пчеловодством.

Главное естественное богатство египтян - камень, поэтому в его обработке они были мастерами. Развивались также гончарное, ткацкое, ювелирное ремесло, строительное дело. Египетские ювелиры изготовляли изделия из золота (ввозилось из Нубии), слоновой кости, дерева. Обработка металлов (свинца, меди, золота, железа) постоянно совершенствовалась. Военные и торговые судна строились из местных пород дерева.

Торговля носила меновой характер в силу натурального характера египетского хозяйства. Внутренняя торговля осуществлялась между отдельными номами (провинциями), между северным и южным Египтом. В роли денег сначала выступало зерно, затем слитки меди. Со временем появились торговые дома, а основным средством обмена стало серебро. Внешняя торговля (преимущественно сырьем) была монополией царей и номовой знати. Торговали египтяне с Сирией, Палестиной. Денежной единицей выступал дебен - слиток серебра весом 91 грамм (делился на 10 мелких единиц).

Культура древних египтян характеризуется накоплением первых естественнонаучных знаний (астрономия, математика, география, медицина, химия), сооружением величественных пирамид, скульптурных сооружений.

Принято считать, что экономичес­кая наука зародилась именно на Древнем Востоке - в колыбели мировой цивилизации.

Общая черта экономической мысли древнего мирасостоит в стрем­лении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответ­ствующие открытому разумом и охраняемому гражданскими зако­нами «естественному порядку». Причем выразителями подобного рода воззрений и в древневосточных и в античных странах были, как правило, мыслители (философы) и отдельные правители ра­бовладельческих государств.

Особенности государственно-регламентирующей системы хозяйственной организации стран Востока нашли отражение в многочисленных хрониках, летописях, философских трактатах, юридических установлениях и т.п. В этих документах зачастую нелегко выделить экономическую составляющую, определить мотивы, которыми руководствовались создатели нормативных положений и законов.

Одним из первых дошедших до нас памятников экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (Древний Египет, XXII в. до н.э.). Автор «Поучения» обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоит между фараоном и населением. В сплоченности этого слоя, верности его центральной власти автор видит залог успешного царствования. Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников: возвышать своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам, награждать вельмож податными списками, а жрецов- участками земли. Для подбора людей в аппарат управления необходимо приближать к себе человека за дела его, не делая различия между сыновьями знати и простолюдинов.

Другим памятником древнеегипетской мысли является «Речение Ипусера» (начало XVIII в. до н.э.). Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. Ипусер стремился, прежде всего, к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», по мнению Ипусера, не должен был допускать междоусобий в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны.

Древний Вавилон

Двуречье (Месопотамия) также относилось к району восточного рабства. Наиболее развитыми государствами Двуречья в IV-III тысячелетиях до н. э. были Шумер, Ур и Ниппур. В конце III тысячелетия до н. э. в Месопотамии образовалось могущественное централизованное Вавилонское царство, которое достигло наибольшего расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.).

Вавилон был примитивным рабовладельческим государством древневосточного типа. Население жило оседло. Развивались ремесла, каменные орудия постепенно сменялись на медные и бронзовые. Ведущей отраслью народного хозяйства было земледелие, основанное на искусственном орошении. Техника земледелия в Вавилоне была примитивной, однако ирригационная система - совершенной. Принадлежала эта система государству, важнейшими функциями которого были ее содержание и ремонт, сооружение новых каналов и других построек. Земля принадлежала царю, т. е. государству. Значительная часть земли находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными крестьянами. Со временем общинные земли стали передаваться царем вельможам, чиновникам и военачальникам, возникало частное землевладение. В ходе захватнических войн земли присоединялись к царской собственности. Крестьяне арендовали землю за плату в виде доли урожая (1/3 зерновых культур и 2/3 садовых). Наряду со свободным населением работали и рабы. Однако рабство в Вавилоне носило патриархальный характер. Основной производственной единицей вавилонского общества была патриархальная семья, где власть отца над женами и детьми была неограниченной, вплоть до права продажи. Источниками пополнения рабов были войны и долговая кабала, в которую попадали разорившиеся крестьяне и ремесленники.

Кодекс за­конов Вавилона принят в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи (1792-1850 до н.э.). В тот период возникла реаль­ная угроза сохранению устоев государства и, возможно, суверенитета, ибо быстрое развитие товарно-денежных отношений сопровож­далось резким сокращением поступлений налогов в казну и соот­ветственно ослаблением государственных структур и особенно армии. Консолидировавший общество и экономическую жизнь вавилонского государства кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактичес­ки же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламенти­ровали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью. Так, за покушение на частную собственность мерой пресече­ния виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Попытки увести чужого раба, а последний приравнивался к имущественному богатству, также сурово карались, т.е. вплоть до смертной казни. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. К примеру, царские воины и другие граждане - вавилоняне по «новым» законам, впредь не лишались своих земель­ных наделов за долги; отдавая (или продавая) за долги в рабство свою жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось «за­коном», что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг; масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды — 33%.

В вавилонском обществе была создана сложная социальная структура. Многочисленные своды законов охраняли неприкосновенность всех видов земельной собственности. Значительного развития в Вавилоне достигла торговля. В кодексе законов царя Хаммурапи в качестве предметов торговли перечисляются хлеб, шерсть, масло, финики, рабы, металлические изделия, ткани. Крупную внешнюю (оптовую) торговлю вели богатые купцы (дамкары), но в основном она была монополией государства. Но в целом хозяйство Вавилона было глубоко натуральным. Его основа - мелкие, замкнутые сельские общины, ведущие примитивное натуральное хозяйство.

Древняя Индия

Экономика восточного рабства характерна и для древней Индии. Первые государства на ее территории возникли еще в III тысячелетии до н. э. Население было разнообразным по этническому составу. Сведения по истории племен, населявших территорию северо-западной Индии, находятся в священных книгах, содержащих религиозные гимны, древние легенды. Наиболее ранние веды относятся к началу II тысячелетия до н. э. Племена, о которых в них рассказывается, долгое время жили в условиях кочевого скотоводческого быта. В ведах отражен переход к плужному земледелию с применением простейших форм искусственного орошения.

В земледелии древние индийцы использовали легкий и тяжелый плуги. Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами были ячмень, рис, кунжут, сахарный тростник. Индийские ремесленники занимались производством шерстяных и хлопчатобумажных тканей, кожаных изделий, глиняной и медной посуды, повозок, боевых колесниц, лодок, украшений, разнообразных орудий и оружия из меди, а впоследствии и из железа. Появление железа (начало I тысячелетия до н. э.) ускорило подъем производительных сил и образование классового общества.

Общественный строй древней Индии отличался специфической особенностью - наличием особой семейной общины - большой патриархальной семьи, которая была основной хозяйственной единицей индийской деревни. Главным занятием семьи были земледелие и ручное ткачество. Власть главы (отца) была беспредельной.

Экономический и политический строй древней Индии аналогичен другим древневосточным государствам. Глава государства (раджа) и аристократия (жреческая и бюрократическая верхушка) вели на своих землях рабовладельческое хозяйство. В городах, где жила рабовладельческая знать, процветали ремесла. Торговля осуществлялась между рабовладельческими городами и районами и носила меновой характер. Денежное обращение было неразвито. Рабство носило патриархальный характер. Рабы часто имели свое жилье, семью и личное имущество. Особенностью общественного строя древней Индии являлось сочетание зачаточных форм рабовладельческих отношений и пережитков первобытнообщинного строя.

«Артхашастра» - древнеиндийский трактат, описывающий деяния индийского властителя Чандрагупты (предположительно IV в. до н.э.). Ученые, изучавшие этот труд, называют его «Инструкцией по материальному процветанию» или «Наукой об управлении и богатстве». (Артха- учение, шастра - доход). Автором «Артхашастры» считается Каутилья- советник и министр императора Чандрагупты.

В отличие от обычных законов и правовых норм «Артхашастра» - прежде всего, общее руководство по общим принципам политики (в т.ч. экономической) и права.

Трактат состоит из нескольких разделов, в частности раздела об управлении и раздела о богатстве; они содержат подробное изложение экономических вопросов, как правило, в виде нормативных положений и рекомендаций по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства.

«Артхашастра» показывает огромную роль древнеиндийского государства в хозяйственной жизни страны. Глава государства должен быть деятелен и установить твердый распорядок своей работы в течение дня и ночи.

Государственный аппарат составляли чиновники-надзиратели, контролировавшие те или иные отрасли хозяйства страны. На особом положении находилась ведущая сфера материального производства - сельское хозяйство. Государство должно проводить заселение и устройство новых областей. Насколько важным для него было земледелие, говорит тот факт, что Каутилья советовал «сажать» на землю и шудр, которым разрешалось заниматься только ремеслом. Земля предоставлялась поселянам в личное пользование при условии уплаты налогов. Идея «защиты земледелия» как основной сферы производства реализовалась и в политике государственного строительства оросительных систем или помощи общинам в этом деле. Государство должно взять на себя обязанность охранять ирригационные сооружения. Кроме того, негодную для пахоты землю Каутилья рекомендовал предоставить под пастбища.

Большое значение Каутилья придавал решению финансовых проблем государства. По его мнению, руководителем финансового ведомства должен быть «главный собиратель дохода», ведающий и рядом подразделений государственного хозяйства. Причем подобный доход государства складывается из собственной «прибыли» государственных хозяйств, а также всевозможных налогов и пошлин. Судя по «статье расходов», государству следовало предоставлять средства на развитие промышленности, торговли, проведение публичных работ. Чтобы финансовое ведомство, связанное с государственным хозяйством и податной системой, работало исправно, Каутилья считал, что необходимо вести строгий документированный учет доходов и расходов. Царь должен пресекать казнокрадство чиновников.

В «Артхашастре» говорится о застройке укрепленного города («в наилучшем месте застройки, куда возможен доступ всем четырем кастам, должно быть жилище царя»), о прокладывании дорог (намечено, где должны быть главные дороги и караванные пути; водные, сухопутные и секретные пути; пути для слонов и полевые; путь для крупного скота и путь для мелкого скота и людей).

Государство выполняло роль координатора и регламентатора общих усилий соплеменников.В трактате упоминается, что одной из обязанностей верховной власти было создание страховых запасов «на несколько лет пользования». Приводится подробный перечень продуктов и материалов (от лекарств и вяленого мяса до оружия, щитов, камней), подлежащих включению в общий запас.«Артхашастра» демонстрирует круг забот правителя и его чиновников - «управляющих городом», «заведующих хлебом, торговлей, материалами», «военных надзирателей».

Трактат "Артшахастра" и «Законы Ману» охраняли частную собственность и обосновывали кастовую систему, возникшую первоначально на основе разделения жителей по роду занятий. Выше всех стояли брахманы (ученые, жрецы) и кшатрии (воины). Затем шли вайши (купцы, торговцы) и, наконец, шудры (слуги). Занятие торговлей и ростовщичеством считалось более предпочтительным по сравнению с занятием земледелием или скотоводством.

Социальное и кастовое деление закрепляли традиции индуизма. Этические идеи индуизма предписывали стремиться к самоограничению, нравственному совершенствованию, в известной степени - к отрешению от повседневных забот о материальном благополучии.

Таким образом, экономические идеи в древнеиндийском обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозно-предписывающие основы. Религия и государственная власть оказывали существенное воздействие на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена (джаджмани), регламентировали организацию ремесел, ведение торговых операций.
Древний Китай

В III тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхе жили оседлые земледельческие племена, возделывавшие различные сельскохозяйственные культуры с применением искусственного орошения и использованием соответствующих гидротехнических сооружений. Древнейшим китайским рабовладельческим образованием было государство Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.) со слаборазвитым хозяйством и преобладанием охоты и рыболовства. Постепенно в экономике древнего Китая получает распространение разведение свиней, овец, коз, буйволов. В хозяйстве начинают использовать лошадей. Основным занятием древних китайцев являлось земледелие. Оно было общинным с соответственным экономическим значением древней патриархальной семьи. В Китае возделывали просо, пшеницу, сорго, рис. Сельскохозяйственные орудия- мотыга и первобытный плуг, применявшиеся в земледелии, были примитивны. Преобладала подсечная система земледелия, для ведения которой необходимым условием было искусственное орошение. Ремесленник, занимавшиеся обработкой камня, изготавливали из него ножи, полированные топоры, сосуды, наконечники для стрел, статуэтки, украшения. Металл (бронза) использовался для изготовления оружия и церемониальных сосудов. Высокого уровня развития достиг деревоотделочный промысел. Из различных древесных пород сооружали дома, дворцы, храмы, изготовляли суда, колесницы, луки, стрелы. В гончарном ремесле применялся гончарный круг. Издавна известное в Китае шелководство способствовало развитию текстильного шелкоткацкого ремесла, изготовлению дорогих и тонких тканей.

Торговля в силу примитивности натурального хозяйства носила меновой характер.

Главным источником рабства были войны. Труд рабов применялся для строительства ирригационных сооружений, в земледелии, на горных разработках, в торговле (носильщики). Появление рабов и расслоение патриархальной общины укрепляют могущество знати и способствуют формированию рабовладельческой аристократии. Верховным жрецом и собственником всех земель в государстве считался царь (ван). Государство Шан-Инь являлось типичной деспотией, опирающейся на бюрократический чиновничий аппарат.

В результате длительных войн с кочевниками государство Шан-Инь ослабевает и на его территории в XII в. до н. э. образовывается государство Чжоу, просуществовавшее до VIII в. до н. э. По уровню экономического развития оно было более отсталым, нежели Шан-Инь. В земледелии возделывалось большое количество сельскохозяйственных культур: просо, пшеница, ячмень, бобовые, конопля, тыква, редька, лук, огурцы. Постепенно рис вытеснил все остальные культуры. Земледелие существенно изменилось, начали применяться удобрения. Однако несмотря на создание совершеннейшей ирригационной сети сельскохозяйственные орудия были каменными и деревянными, а тягловой силой - крестьяне. В аграрных отношениях существовала система "цзинтянь": пахотная земля общины делилась на 9 полей, восемь из которых являлись семейными наделами, а девятое - общинное, урожай с которого шел государству, т. е. был налогом (пахотное поле обрабатывалось всеми общинниками). В VI-V вв. до н. э. система "цзинтянь" разрушается в связи с развитием частнособственнического земледелия, и теперь крестьяне платят налог со всей земельной площади. Войны и долговая кабала пополняют количество рабов. Работорговля становится одной из статей доходов древнекитайских государств. Высокого уровня в государстве Чжоу достигли производство оружия и снаряжения, текстильное ремесло, в частности - производство шелковых тканей.

В VIII в. до н. э. государство Чжоу распалось на ряд небольших рабовладельческих образований, постоянно находившихся в состоянии междоусобных войн. Период распада единого государства древнего Китая датируется VIII-III вв. до н. э.

В III в. до н. э. в Китае вновь образовалось централизованное государство во главе с династией Цинь. Целью объединений разрозненных государственных образований была необходимость укрепления сил для борьбы с соседними кочевыми племенами и захвата новых рабов. В III в. до н. э. с целью защиты страны от вторжения кочевников развернулось строительство Великой Китайской стены. Возникновение крупного землевладения привело к разорению мелких и средних землевладельцев, что явилось причиной отмирания общинной собственности. Долговая кабала привела к возрастанию количества рабов и как следствие - к развитию активной работорговли.

В эпоху Хань значительно расширилась внешняя торговля с другими государствами. Так, со II в. до н. э. китайцы проникли далеко на запад, вплоть до средней Азии. Вывозили из Китая преимущественно шелк, парчу, изделия из белой керамики и лакированные изделия, а ввозили металлы, стекло, пестрые ковры, лошадей, верблюдов.

Культура Китая своими корнями восходит к глубокой древности. Китайская письменность, возникшая очень рано в форме сложной иероглифики, повлияла на развитие письменности у других народов Азии. Изобретение компаса, способа изготовления бумаги, книгопечатания и применение пороха древними китайцами значительно опередили соответствующие открытия в других странах, в частности в Западной Европе.

Основные течения общественной мысли Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм) оформились в VI- III вв. до н.э. Огромную роль в истории Китая сыграло конфуцианство. Его основоположником был Конфуций, или Кун-цзы (551- 479 гг. до н.э.). Основной источник его учения - сборник «Лунь юй» (Беседы и суждения), записанный его учениками. Социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись.

В целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека. Уважение к старшим -одна из основных черт мужа, мыслителя. Такой человек никогда не будет «поступать против вышестоящих». Он полагал, что регламентация патриархальных отношений служит укреплению государственного строя. Хотя Конфуций считал необходимым облегчить бремя налогов, в то же время он ратовал за привлечение народа к исполнению трудовых повинностей, не нарушая цикла земледельческих работ.

Он впервые выдвинул теорию естественного права -социальную, нравственную, юридическую. Согласно теории естественного права, бог является лишь первопричиной мира, но не вмешивается в явления общественной жизни, которые охраняются гражданскими законами. Конфуций первым призвал больше работать и меньше потреблять, что увеличит богатство страны.

Вторым представителем древнего конфуцианства был Мэн-цзы (372- 289 гг. до н.э.), или учитель Мэн. Мыслитель жил и творил в период «борющихся царств» (V-III вв. до н.э.). Усиление произвола деспотической власти, военный разбой подрывали хозяйственные устои Китая, обостряли классовый антагонизм. Мэн-цзы считал, что «народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место». Выступая за четкое деление китайского общества на «управляющих и управляемых», Мэн-цзы полагал, что небо предписало простым людям кормить господствующее сословие. В связи с этим мыслитель выдвинул своеобразный аграрный проект -размежевать общинную землю на девять равных доле

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...