Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ассоциативная теория памяти

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Факультет психологии

Кафедра общей и социальной психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ

Материалы для самостоятельного изучения по курсу «Общая психология» по разделу «Психология памяти» для студентов 1 курса специальностей «Психология» и «Практическая психология»

Преподаватель – доцент кафедры общей

И социальной психологии Т.К.Комарова

Гродно

Теории памяти

Экспериментальное изучение памяти берет свое начало в конце Х1Х века. В существовавших в то время двух теоретических подходах - ассоцианизме и психологии сознания - сформировались различные варианты решения проблемы памяти, которые нашли свое продолжение и в современных теориях памяти.

Все теории, объясняющие сущность памяти человека, можно разделить на психологические и непсихологические. К последним относятся физиологическая, физическая, химическая, голографическая теории памяти, рассмотрение сущности которых не является предметом психологии. В свою очередь, среди психологических теорий памяти можно выделить теории, объясняющие запоминание информации человеком, и теории забывания.

 

Теории запоминания

Ассоциативная теория памяти

В ассоцианизме развивалась монистическая трактовка памяти. Ее суть заключалась в утверждении, что различные виды и типы памяти отличаются друг от друга не принципиально, а лишь разной степенью прочности ассоциаций, которая, в свою очередь, зависит от величины временного интервала между запоминаением и воспроизведением.

Ключевое понятие “ассоциация” было введено в научный оборот еще Аристотелем, который пытался вывести принципы, по которым представления человека “связываются” друг с другом. В ХУП веке возникла ассоциативная теория памяти, которая активно разрабатывалась в ХУШ и Х1Х веках в Англии и Германии. Данная теория была положена в основу экспериментов Г.Эббингауза и его последователей.

Существенным в этой теории является то положение, что факт смежности впечатлений признается достаточным для установления связей между представлениями и для их последующего воспроизведения. Основной постулат этой теории сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними устанавливается ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает появление в сознании представления о другом ее элементе. Иначе говоря, в устанавливающейся связи один объект выполняет роль стимула, а другой - роль средства, с помощью которого этот объект запоминается.

В связи с таким пониманием памяти задача более глубокого ее изучения не возникала, и психологи-ассоцианисты преимущественно занимались изучением условий возникновения ассоциаций. Все многообразие таких условий было сведено к следующим трем:

-смежности объектов в пространстве или времени (например, «дом стоит на берегу Немана», «это случилось, когда я поступил в университет» и т.п.);

- сходству объектов («река текла как дождь, лежащий на боку, а дождик шел как речка в вертикали» (Н.Матвеева), «прекрасна как ангел небесный, как демон коварна и зла»);

- контрасту объектов («Толстый и тонкий»(А.П.Чехов), «Красное и черное» (Стендаль)..

Такие ассоциации называются простыми.

В отличие от них в сложных ассоциациях связь между объектом-стимулом и объектом-средством является не внешней, а внутренней логической. Это могут быть ассоциации:

по функции (топор - рубить, ручка – писать);

по типу “вид - род” (ромашка –цветы, собака – животные);

по типу “часть - целое”(дисплей – компьютер, волны – море);

предикативные (ель – зеленая, змея – ядовитая);

речедвигательные штампы («а и б сидели на трубе…), то есть фразы, которые существуют как речевые стереотипы, штампы, легко воспроизводимые в памяти.

Заслугой ассоцианизма является то, что Г.Эббингазом и Г.Мюллером были проведены первые экспериментальные исследования памяти, благодаря которым были обнаружены некоторые закономерности её функционирования.

Так, Г.Эббингауз проводил эксперименты по запоминанию испытуемыми бессмысленных слогов, сформированных по принципу «согласная-гласная-согласная» (например, туг-сэт-дор и т.п.). Испытуемому предлагалось запомнить 8 рядов по 13 таких слогов в каждом, а затем воспроизвести запомненное.. В результате многочисленных экспериментов такого рода была обнаружена закономерность: оказалось, что в течение первого часа утрачивается 60% информации, через 9 часов после запоминания еще 20%, и лишь через 48 часов забывание стабилизируется. Таким образом, наибольшее количество механически заученной без опоры на понимание информации утрачивается человеком сразу после заучивания. Графическое изображение этой закономерности называется кривая Эббингауза.

Г.Эббингауз изучал также расположение информации в ряду как фактор, влияющий на запоминание. Он обнаружил, что предлагаемая для запоминания информация лучше воспроизводится, если она находится в начале и в конце, и хуже, если в середине. Этот эффект был назван эффектом края. График воспроизведения выглядит в этом случае как U-образная кривая.

Ассоциативная теория памяти имеет определенный объяснительный потенциал, но вместе с тем, она не отвечает на вопрос относительно избирательности памяти и детерминации этого процесса. Кроме того, сосредоточившись на характеристиках запоминаемой информации, ассоцианисты совершенно не учитывали таких характеристик как активность самого субъекта памяти и смысл для него запоминаемого материала.Даже сам Эббингауз, понимая недостаточность механистического объяснения процессов запоминания и воспроизведения человеком информации, подчеркивал, что эти процессы более эффективны, когда информация запоминается осмысленно, «ибо смысл сильнее связывает между собой члены ряда, чем это могут сделать ассоциативные связи».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...