Тема 3. Базовые статистические знания, необходимые для интерпретации данных по доказательной медицине
Тестовые задания Тема 1. История доказательной медицины I: S: Усиление традиционных навыков клинициста в диагностике, лечении, профилактике и других областях путем систематического формулирования вопросов и применения математических оценок вероятности и риска – это +: доказательная медицина -: требования ВОЗ -: клятва врача -: статистическая обработка I: S: С уверенностью предсказать, каким будет эффект от рационального, лечебного вмешательства -: можно +: практически никогда нельзя -: иногда можно I: S: Первый Кокрановский центр в Оксфорде был открыт. +: в октябре 1992 года -: в 2000 году -: в январе 1981 года -: в октябре 2008 года I: S: Деятельностью по подготовке систематических обзоров в медицине занимается +: всемирное Кокрановское Сотрудничество врачей. -: Всемирная организация здравоохранения -: всероссийское общество врачей -: Международное сообщество врачей I: S: Понятие "Evidence-based Medicine", или "медицины, основанной на доказательствах" (доказательной медицины) было предложено +: канадскими учеными из университета Мак Мастера в Торонто в 1990 году -: американскими учеными из Оксфорда в 2000 году -: английскими учеными в 1991 году -: немецкими учеными в 1990 году I: S: Почему возникла необходимость в доказательной медицине +: увеличение объема научной информации -: законодательные нормы устарели -: увеличение жалоб пациентов -: усиление контроля за выпуском лекарств I: S: Потенциальные возможности применения принципов доказательной медицины в практике здравоохранения +: позволяет использовать объективные критерии ко всем аспектам фармакотерапии -: позволяет использовать фармакологические препараты без строгих правил
-: отпадает необходимость шаблонного лечении I: S: Важным аспектом доказательной медицины является определение +: степени достоверности информации -: уровня статистической выборки -: методов лечения I: S: Кокрановская электронная библиотека состоит из четырех отдельных баз данных L1: Кокрановская база данных систематических обзоров R1: содержит завершенные обзоры и протоколы готовящихся обзоров. L2: Кокрановский регистр контролируемых испытаний R2: представляет собой библиографическую базу данных всех выявленных публикаций контролируемых испытаний. L3: Реферативная база данных обзоров по эффективности медицинских вмешательств R3: содержит структурированные рефераты тех систематических обзоров, которые прошли критическую оценку сотрудниками Йоркского Центра по составлению и распространению обзоров (Великобритания) либо сотрудниками журналов «American College of Physicians’ Journal Club» и «Evidence-Based Medicine». L4: Кокрановская база данных по методологии обзоров R4: представляет собой библиографию статей, посвященных методам синтеза и анализа результатов клинических исследований. I: S: Основной продукт деятельности Кокрановского сотрудничества - электронная база данных называемая +: Кокрановской библиотекой -: электронный интернет-ресурс -: Центральной медицинской библиотекой I: S: Кокрановская библиотека обновляется +: ежеквартально -: ежемесячно -: каждые полгода -: ежегодно
Тема 2. Основные понятия доказательной медицины I: S: Цель доказательной медицины +: здоровье пациентов без нанесения им вреда, который может заключаться в том числе и в результате использования бесполезных, но дорогостоящих медицинских вмешательств. -: практика получения и применения научно-обоснованных результатов медицинских исследований. -: обучение врачей навыкам критического анализа информации
-: просвещение пациентов, что согласуется с задачами создания гражданского общества в России. I: S: Физиологически инертное вещество, используемое в качестве лекарственного средства, положительный лечебный эффект которого связан с бессознательным психологическим ожиданием пациента – это +: плацебо I: S: Характеристика пациента (или явления), которая может иметь только два значения: наличие или его отсутствие - это +: признак -: параметр -: ошибка -: точность измерения I: S: Величина, характеризующая свойство процесса, явления или системы в абсолютных или относительных величинах -: признак +: параметр -: ошибка -: точность измерения I: S: Группировка объектов и их производных в ряд непересекающихся классов -: признак -: параметр -: ошибка +: шкала наименований I: S: Накопление результатов исследований в том объеме, который задан условиями поставленной задачи или необходимостью принять адекватное решение - это +: сбор и первичная обработка данных -: оценка эффективности измерения данных -: сохранение данных -: формализация и стандартизация данных -: фильтрация и очищение данных I: S: Определение степени точности и величины погрешности зарегистрированных сигналов и полученных данных – это -: сбор и первичная обработка данных +: оценка эффективности измерения данных -: сохранение данных -: формализация и стандартизация данных -: фильтрация и очищение данных I: S: Регистрация данных в виде твердых копий или на магнитных носителях, называется -: сбор и первичная обработка данных -: оценка эффективности измерения данных +: сохранение данных -: формализация и стандартизация данных -: фильтрация и очищение данных I: S: Сведение всех полученных данных к единой форме, которая должна соответствовать требованиям компьютерной обработки и обеспечивать сопоставимость всех данных между собою, а также доступность их для всех заинтересованных пользователей называется -: сбор и первичная обработка данных -: оценка эффективности измерения данных -: сохранение данных +: формализация и стандартизация данных -: фильтрация и очищение данных I: S: Отсеивание лишних сигналов, обусловленных неточностью работы регистрирующих приборов, некорректно собранной информацией о состоянии изучаемого явления называется
-: сбор и первичная обработка данных -: оценка эффективности измерения данных -: сохранение данных -: формализация и стандартизация данных +: фильтрация и очищение данных I: S: В основе доказательной медицины лежит: –: авторитет коллег; +: точно доказанный факт; -: интуиция; -: мнение руководителя клиники. I: S: Ошибки 1 типа: -: ложные тревоги; +: пропуски заболевания; -: рандомизированные ошибки; -: систематические ошибки. I: S: Ошибки β-типа: +: ложные тревоги; -: пропуски заболеваний; -: ошибки измерения; -: ошибки калибровки приборов. I: S: Прогностичность положительного результата теста: +: априорная вероятность заболевания; -: апостериорная вероятность заболевания; -: рандомизированная вероятность; -: отсутствие ошибок
Тема 3. Базовые статистические знания, необходимые для интерпретации данных по доказательной медицине I: S: Предметом изучения медицинской статистики являются: -: здоровье населения, выявление и установление зависимостей между уровнем здоровья и факторами окружающей среды -: данные о сети, деятельности, кадрах учреждений здравоохранения -: достоверность результатов клинических и экспериментальных исследований +: все перечисленное верно I: S: Назовите этапы проведения статистического исследования: -: составление программы наблюдения, программы разработки, программы анализа, плана наблюдения, сбор материала, выводы -: механическая проверка, логическая проверка, шифровка, группировка материала, заполнение статистических таблиц, анализ полученных данных +: составление плана и программы исследования, сбор материала, разработка и сводка материала, анализ, выводы, предложения -: сбор материала, разработка и заполнение статистических таблиц, анализ, выводы, предложения I: S: Что включает в себя первый этап статистического наблюдения -: составление программы и плана наблюдения, сбор материала, разработку материала, анализ полученных данных, выводы, предложения
+: определение цели и задач исследования, знакомство с литературой, составление программы наблюдения, разработку плана исследования -: механическую проверку, логическую проверку, шифровку, группировку материала, разработку статистических таблиц, анализ полученных данных -: сбор материала I: S: Что включает в себя второй этап статистического наблюдения +: сбор материала -: составление программы наблюдения, программы разработки, программы анализа, плана наблюдения, сбор материала, выводы -: сбор материала, разработку статистических таблиц, анализ полученных данных, выводы, предложения -: определение цели и задач исследования, знакомство с литературой, составление программы наблюдения, разработку плана исследования I: S: Что включает в себя третий этап статистического наблюдения -: составление программы наблюдения, программы разработки, программы анализа, плана наблюдения, сбор материала, выводы +: механическую проверку, логическую проверку, шифровку, группировку материала, заполнение статистических таблиц -: составление программы и плана наблюдения, сбор материала, разработку материала, анализ полученных данных, выводы, предложения -: сбор материала, шифровку, группировку, заполнение статистических таблиц, выводы, предложения I: S: Что включает в себя четвертый этап статистического наблюдения -: составление программы наблюдения, программы разработки, программы анализа, плана наблюдения, сбор материала, выводы -: механическую проверку, логическую проверку, шифровку, группировку материала, заполнение статистических таблиц, анализ полученных данных -: составление программы и плана наблюдения, сбор материала, разработку материала, анализ; +: анализ, выводы, предложения I: S: Определенное число лиц, объединенное в группу для изучения какого-либо признака, называется: -: единицей наблюдения -: популяцией -: объектом исследования +: статистической совокупностью I: S: Единица наблюдения – это: -: элемент вариационного ряда +: элемент статистической совокупности -: варианта -: числовое выражение признака I: S: Что такое генеральная совокупность +: совокупность всех единиц наблюдения -: часть единиц наблюдения, отобранная специальными методами -: распространенность явления в однородной среде -: распространенность явления в неоднородной среде I: S: Что такое выборочная совокупность -: распространенность явления в однородной среде -: распространенность явления в неоднородной среде +: часть единиц наблюдения генеральной совокупности, отобранная специальными методами
-: совокупность всех единиц наблюдения I: S: Назовите величины, принадлежащие к группе относительных показателей: -: абсолютные, средние, интенсивные, соотношения +: интенсивные, экстенсивные, соотношения, наглядности -: мода, медиана, средняя арифметическая простая, средняя арифметическая взвешенная -: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1% прироста I: S: Что такое экстенсивный показатель +: показатель, характеризующий отношение части явления к явлению в целом (удельный вес) -: показатель, характеризующий динамику изучаемого явления при условии, что один из уровней этого явления принимается за 100 % -: показатель, характеризующий распространенность явления в среде, продуцирующей данное явление -: показатель, характеризующий соотношение двух, не связанных между собой совокупностей I: S: Что такое интенсивный показатель -: показатель, характеризующий отношение части явления к явлению в целом (удельный вес) -: показатель, характеризующий динамику изучаемого явления при условии, что один из уровней этого явления принимается за 100% +: показатель, характеризующий распространенность явления в среде, продуцирующей данное явление -: показатель, характеризующий соотношение двух, не связанных между собой совокупностей I: S: Что такое показатель наглядности -: показатель, характеризующий распространенность явления в среде, продуцирующей данное явление -: показатель, характеризующий соотношение двух, не связанных между собой совокупностей +: показатель, характеризующий динамику изучаемого явления при условии, что один из уровней этого явления принимается за 100% -: показатель, характеризующий отношение части явления к явлению в целом (удельный вес) I: S: Укажите показатель соотношения. -: число случаев заболеваний на 1000 населения -: удельный вес краснухи в структуре инфекционной заболеваемости детей -: число родившихся живыми на 1000 населения +: число врачей на 10 000 населения I: S: Для оценки распространенности какого-либо явления в среде, продуцирующей данное явление, используется: +: интенсивный показатель -: показатель наглядности -: показатель соотношения -: экстенсивный I: S: Показатель младенческой смертности является: -: средней величиной -: абсолютной величиной -: показателем наглядности +: интенсивным показателем I: S: Для оценки обеспеченности детского населения врачами, койками используются: -: показатели наглядности +: показатели соотношения -: абсолютные числа -: интенсивные показатели I: S: Уровни заболеваемости (инвалидности, смертности и проч.) детей различных возрастных групп характеризуются: -: показателями соотношения -: абсолютными числами +: интенсивными показателями -: показателями наглядности I: S: Для определения структуры заболеваемости (инвалидности, смертности, летальности и проч.) применяются: -: интенсивные показатели +: экстенсивные показатели -: показатели наглядности -: показатели соотношения I: S: Медицинская (санитарная) статистика - это: -: совокупность статистических методов, с помощью которых изучается заболеваемость населения -: совокупность методов математического моделирования и прогнозирования, применяемых в клинических, лабораторных и социально-гигиенических исследованиях +: отрасль общей статистики, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в медицине и здравоохранении в неразрывной связи с их качественной стороной -: математический аппарат для анализа деятельности учреждений здравоохранения I: S: Достаточным основанием, чтобы нежелательное событие было отнесено к серьезным, является: +: Событие приводит к смерти +: Событие несет угрозу для жизни -: Событие является одновременно и неожиданным и связанным с употреблением препарата +: Событие приводит к госпитализации или удлинению сроков госпитализации -: Все ответы правильные I: S: Для определения эффективности /безопасности различных лечебных вмешательств наиболее подходит -: Одномоментное обследование популяции -: Когортное исследование +: Рандомизированное контролируемое исследование -: Одномоментное исследование с использованием случайной/последовательной выборки I: S: Самая высокая степень контроля над системной ошибкой принадлежит -: Нерандомизированному контролируемому исследованию +: Рандомизированному контролируемому исследованию -: Когортному исследованию -: Исследованию «случай-контроль» -: Описанию клинического случая I: S: Цель клинического исследования заключается в -: Определении эффективности вмешательства -: Определении безопасности вмешательства -: Определении динамики качества жизни и стоимости лечения +: Все выше перечисленное верно I: S: Первичной конечной точкой исследования является -: Эффект препарата у первого включенного в исследование пациента +: Вариант исхода, для которого планируется возможность наиболее мощного статистического анализа -: Эффект препарата у первого закончившего исследование пациента -: Все вышеперечисленное I: S: Характеристика суррогатной конечной точки включает +: Четкую границу между нормой и патологией +: Надежность и воспроизводимость +: Отражение эффективности лечения -: Смертность от всех причин I: S: При оценке результатов лечения доказательная медицина опирается -: На суррогатные конечные точки +: На жесткие конечные точки -: На первичные конечные точки -: На вторичные конечные точки I: S: Оценить экспериментальное и контрольное лечение у одних и тех же пациентов позволяет -: Исследование в параллельных группах +: Перекрестная модель исследования -: Исследование в одной группе -: Когортное исследование I: S: Определение объема выборки строится на следующих показателях +: Данные ранее проведенных исследований -: Данные рекламных буклетов по препарату +: Данные пилотных исследований +: Литературные данные -: Все выше перечисленное I: S: Основные причины систематической ошибки -: Пациенты в исследовании отличаются от популяции -: Отсутствие ослепления -: Отсутствие рандомизации -: Наличие искажающего фактора +: Все вышеперечисленное I: S: Выбор методики исследования в зависимости от цели исследования L1: Оценка распространенности заболевания L2: Оценка заболеваемости L3: Оценка факторов риска возникновения заболевания L4: Привлечение внимания к необычному течению заболевания, результату лечения R1: Оценка доли, вычисление относительных показателей R2: Оценка доли, вычисление динамических рядов, относительных показателей R3: Корреляционный, регрессионный анализ, анализ выживаемости, оценка рисков, отношение шансов R4: Нет I: S: При описании результатов текущей клинической практики используют методы +: Среднее, стандартное отклонение, парный критерий Стьюдента -: Корреляционный, регрессионный анализ, анализ выживаемости, оценка рисков -: Критерий χ2 или z (качественные признаки). -: отношение шансов Q: Степень "доказательности" информации ранжируется следующим образом (по нисходящей): 1: Рандомизированное контролируемое клиническое испытание; 2: Нерандомизированное клиническое испытание с одновременным контролем; 3: Нерандомизированное клиническое испытание с историческим контролем; 4: Когортное исследование; 5: "Случай-контроль"; 6: Перекрестное клиническое испытание; 7: Результаты наблюдений. I: S: Центр доказательной медицины в Оксфорде, предлагает следующие критерии достоверности медицинской информации: L1: Высокая достоверность R1: информация основана на результатах нескольких независимых клинических испытаний с совпадением результатов, обобщенных в систематических обзорах. L2: Умеренная достоверность R2: информация основана на результатах по меньшей мере нескольких независимых, близких по целям клинических испытаний. L3: Ограниченная достоверность R3: информация основана на результатах одного клинического испытания. L4: Строгие научные доказательства отсутствуют (клинические испытания не проводились) R4: некое утверждение основано на мнении экспертов. I: S: Статистический метод, позволяющий объединить результаты независимых исследований – это +: метаанализ -: выборка -: когортное исследование -: описание наблюдений I: S: Метаанализ, позволяющий построить кумулятивную кривую накопления оценок при появлении новых данных, называется +: Кумулятивный -: проспективный -: проспективно-ретроспективный -: индивидуальных данных I: S: Метаанализ, который предпринимает попытку разработки метаанализа планируемых испытаний, называется -: Кумулятивный +: проспективный -: проспективно-ретроспективный -: индивидуальных данных I: S: Метаанализ, основаный на изучении результатов лечения отдельных больных, называется -: Кумулятивный -: проспективный -: проспективно-ретроспективный +: индивидуальных данных I: S: Общие принципы организации проведения клинических испытаний L1: контролируемость R1: обязательное наличие контрольной группы, принимающей препарат сравнения или плацебо («пустышку») параллельно основной группе, которая принимает исследуемый препарат. L2: рандомизированность R2: в группу набираются однородные пациенты, которых впоследствии абсолютно случайным образом разделяют на экспериментальную и контрольную группы; L3: обязательное соблюдение всех принципов и этических норм R3: представленных в Хельсинкской декларации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|