Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное право феодальной Беларуси

Государственное право, которое действовало на Беларуси в ХV - ХVП в.в. было хорошо разработанным в грамотах и статутах и обеспечивало общественный и государственный строй, суверенитет государства, основные права и обязанности граждан, в нем получили отражение идеи Реформации и гуманизма.
В нормах государственного права, изложенного в Статуте 1588 года, был закреплен феодальный общественный строй и вместе с тем содержались нормы, которые регулировали новое буржуазное право. Так, в Статуте провозглашается формальное равенство всех перед законом, все должны судиться и тем одним правом писаным", хотя сам закон не был равным для всех. Например, тем, кто не относился к шляхте запрещалось занимать более или менее значительные государственные должности, так же они не допускались к участию в сеймах. Их участие ограничивалось местными делами, хотя в Статуте указывалось, что все простые люди наравне с феодалами могут принимать участие в избрании государя.
Обособленность Великого княжества Литовского от Польши была юридически закреплена в Статуте 1558 г. Его составители не внесли ни одной статьи, которая могла бы ущемить суверенитет княжества. Более того, в Статуте постоянно подчеркивается обособленность Великого княжества Литовского, а господарь обязан сохранять неприкосновенность территории княжества и даже вернуть ему ранее потерянные земли (Р.З ст.I2).
Все население Великого княжества Литовского по Статуту делится на сословия: шляхту, духовенство, мещан и простых людей. Однако каждое сословие в свою очередь так же делится на несколько групп.
В высшую социальную группу входила наиболее богатая и привилегированная часть феодалов, князья (наследники знатных родов) и паны. В документах различаются паны — радные и паны — хоруговные. Владея огромными земельными наделами и значительным количеством зависимых крестьян, эта группа занимала важнейшие государственные должности в Великом княжестве Литовском.
Кроме крупных существовали еще средние и мелкие феодалы, которые владели небольшими земельными наделами и меньшим количеством крестьян.
"Нужно отметить, что в сословье шляхты входили не толькое феодалы, но и представители других социальных групп. Например, в сословье шляхты в Беларуси были отнесены многие свободные люди, которые имея свои небольшие наделы земли, вели свое хозяйство собственным трудом. Некоторые шляхтичи арендовали небольшие наделы земли у крупных феодалов, или находились у них на службе. Этих лиц нельзя отнести к классу феодалов, их нужно рассматривать как отдельную категорию юридически свободных людей".
Главной повинностью шляхты была военная служба. Правовое положение всего этого сословья резко отличалось от положения простых людей. Только шляхтич мог занимать посты в государственном аппарате и суде, свободно покупать и продавать поместья и владеть феодально-зависимыми крестьянами, без оплаты пошлины вывозить товары за границу, изготовленные в своем хозяйстве, активно участвовать в повстовых сеймах и быть избранными в депутаты на общегосударственный сейм. Шляхтичу гарантировалась личная свобода, он был освобожден от налогов и повинностей, за исключением военной службы и налогов на войну.
Анализируя вопрос правового положения крестьянства, следует отметить, что к концу XYI в. оно в Великом княжестве Литовском запрещено. Основное ограничение прав крестьян заключалось в запрещении приобретать в собственность земли и поместья. Собственником всех крестьянских земель признавался только феодал или государство. Феодально-зависимый человек не имел право без разрешения своего феодала сменить место жительства или перейти к другому rocподину. Самой бесправной частью населения были дворовая челядь и пленные. Они вообще не считались субъектами права.
Что касается горожан, то как отличает Я.А.Юхо: "Правовое положение мещан отличалось от положения шляхты и крестьян. Мещане практически всех городов ХУ-ХУШ в.в. получили специальные грамоты на Магдебургское право, которое позволяло им создавать в городах органы управления, не подчиненные местным старостам и воеводам. Возглавляли управление войт, бурмистры и радцы. Мещане всех государственных городов были лично свободными людьми. Они могли менять свое место жительства, выезжать за границу, им гарантировалось право собственности на имущество, но они не допускались на государственные должности и не имели своих представителей в панской раде, ни сейме. Однако им разрешали участвовать в местных городских собраниях, где рассматривались городские вопросы, они имели право объединяться по профессиям — в цехи и религиозно просветительские и добровольные организации — братства."
Государственное право Великого княжества Литовского регламентировало структуру и компетенцию верховных органов государственной власти княжества и игнорировала органы Речи Посполитой.
Вся система органов государственного управления и власти строилась на общих принципах феодального права: создание льгот и преимуществ для феодалов, и сословия шляхты; недопущение простых людей в органы управления; юридическом закреплении неравенства среди различных социальных групп.
Руководителем государства и первым лицом во всей системе государственных органов признавался великий князь, которого в Статуте называют "господарем". После заключения Люблинской унии 1569 года все великие князья литовские одновременно были польскими королями и королями общего союзного государства — Речи Посполитой.
Великому князю, как главе государства, принадлежали большие полномочия в сфере внутренней политики и.внешних отношений. Он имел право вести международные переговоры, посылать и принимать послов, вступать в союзы, заключать мирные договоры и объявлять войну. Он считался руководителем всех высших исполнительно-распорядительных органов, снимал и назначал высших должностных лиц, так же великий князь распоряжался вооруженными силами, государ ственной собственностью и казной. Ему так же принадлежало право законодательной инициативы, он должен был подписывать все важнейшие государственно-правовые акты. Таким образом из вышесказанного можно сделать вывод о том, что к компетенции великого князя Великого княжества Литовского были отнесены все важнейшие вопросы государственной власти и управления. Однако свои полномочия "господарь" осуществлял не единолично, а как правило при участии Рады, сейма и должностных лиц верховного управления.
"Правовое положение великого князя литовского, о чем свидетельствует Статут 1568 г., было типичным для положения ограниченного феодального монарха, однако имелись существенные различия в выборности и большим ограничении прав в сфере законодательства и суда. Вместе с тем оно содержало в себе v. некоторые элементы правового положения президента в республике: его права основывались на выборном начале, на правовых нормах Статута, общеземских привилеев и были делегированы от класса феодалов."
Ограниченность власти великого князя закреплялась в Статуте по разному: в одних случаях это излагалось в форме клятвы или обещания "господаря" сохранять нерушимо права, в других - в форме непосредственного запрещения. Например, великому князю запрещалось без разрешения сейма начинать войну или издавать новые законы.
В ограничении власти "господаря" первоочередное значение имела Рада.
Рада была постоянно действующим исполнительно-распорядительным, законодательным, контролирующим и судебным органом. Свои властные полномочия Рада осуществляла совместно с великим князем, а в его отсутствие без него. При решении наиболее важных вопросов Рада собиралась в полном составе. Властные полномочия Рады контролировались великим князем и сеймом.
Правовое положение Рады было закреплено в основном в общеземских привилеях 1492 г. и 1506 г.
Значительное место в Статуте отводится правовому регулированию порядка формирования и деятельности сейма Великого княжестве Литовского.
Сейм - высший общегосударственный законодательный орган берет свое начало от древних вечевых сходов. Начало регулярного созыва сеймов относится к ХУ в. Процесс превращения сейма в пред-итавительныи орган сословия происходил постепенно, по мере юридического оформления прав и привилегий шляхты.
В ХУI в. в состав сейма входили все паны радные, верха католического и православного духовенства, поветовые старосты, рупные феодалы знаменитых фамилий по персональному приглашению и по два депутата от шляхты от каждого повета.
Компетенция сейма пока точно не выяснена. Здесь. могли обсуждаться любые вопросы, которые выносились великим князем или Радой. Однако некоторые вопросы относились исключительно к компетенции сейма. Это: избрание великого князя, объявление мобилизации вооруженных сил, заключение военных союзов, заключение унии с Польшей, установление новых налогов и повинностей, принятие наиболее важных законодательных актов, осуществление правосудия по некоторым государственным преступлениям.
Порядок избрания депутатов на сейм, их специальная компетенция получил оформление в Статуте 1588 года. Что касается порядка работы сейма, то он осуществлялся на основе практики, которая сложилась еще раньше. Сеймы могли проводиться как в закрытых помещениях, так и на свежем воздухе — на площадках городов, например руководил заседаниями маршалак земский, он же объявлял принятые решения.
Как отмечал Я.А.Юхо: "После Люблинской унии I569 года перед каждым сеймом Речи Посполитой созывался сейм Великого княжества Литовского в городе Слониме (Р.3 ст.8). На этом сейме вырабатывались обязательные инструкции, которые определяли цели и задачи всех представителей Великого княжества Литовского на общем сейме Речи Посполитой и обсуждались дела княжества. Перед каждым общим сеймом и после него собирались поветовые сеймики. Каждый из них, избрав послов на главный сейм, определял им денежные суммы на дорогу, при повышении цен на продукты питания эта сумма могла быть увеличена (Р.3 ст.7). Законодательная деятельность сейма и Рады в ХУ1 в. была наиболее значительной и полезной за все время существования Великого княжества Литовского."
На сеймах Великого княжества Литовского вырабатывалось общее направление внешней и внутренней политики государства. Благодаря им повышалась политическая активность всего сословия шляхты, укреплялась идея единства всего государства; потребности населения отдельных областей быстрее разрешались в центральных органах государственной власти.
На все высшие посты в государстве назначались крупные феодалы наиболее знатных фамилий, только уроженцы Великого княжества Литовского, которые имели определенное образование или практический опыт государственной службы. Все должности давались пожизненно, и ни великий князь, ни Рада не имели права, без веских причин лишить кого-либо своего поста.
Местные органы власти и управления на государственных землях строились в соответствии с административно-территориальным делением.
В середине ХУ1 в. была завершена реформа административно-территориального деления, и вся территория государства была разделена на воеводства, поветы, волости. Несмотря на изменения в системе местных органов, их деятельность коренным образом не перестроилась. По прежнему местные феодалы в каждом повете сохраняли свое преобладающее положение. Сепаратизм отдельных земель был для них выгоден, так как укреплял их политическое преобладание. В результате были изданы законодательные акты в виде областных, городских и волостных грамот, направленные на сохранение местной автономии и ограничение самоправства служебных лиц и упорядочения их деятельности.
Высшим должностным лицом в сейме органов местного управления был воевода, который возглавлял административные, хозяйственные военные и в значительной мере судебные органы воеводства, илу подчинялись следующие должностные лица: "кашталян" - по военным делам; подвоевода - по административным; ключник и скарбник - по хозяйственным; и др. Свою государственно-правовую деятельность во-еаодь; исполняли вместе с местными сеймиками в которые входили паны и князья воеводства.
Воевода назначался из числа богатых и знатных феодалов, уроженцев Великого княжества Литовского великим князем и Радой пожизненно. Однако в некоторых воеводствах были свои особенности. Например, при -назначении воеводы в Полоцке или Витебское воеводство, сначало требовалось подучить согласие местных феодалов на ту или иную кандидатуру. Кроме того, после назначения местные фео-лалы могли его заменить. В своих воеводствах воеводы обязаны были реализовывать политику центральных учреждений и заботиться об интересах местного населения. Одновременно воевода являлся членом Рады, и поэтому имел возможность совмещать местные интересы с общегосударственными.
Главной повинностью воеводы было сохранение правопорядка на своей территории, а так же общее руководство эксплуатацией всех источников государственных и великокняжеских доходов, организация вооруженных сил воеводства, судебные дела, отнесенные к его компетенции.
Руководителем администрации в повете был староста. Назначался от в таком же порядке, как и воевода.
Властные полномочия старосты на территории своего повета были похожи на полномочия воеводы. Служебное положение его зависело от того, какие должности он еще занимал, от родственных связей и происхождения. Он так же должен был наблюдать за поддержанием порядка на подведомственной территории, заботиться о сохранении в хорошем состоянии замков и других общественных построек, рассматривал судебные дела и наблюдал за исполнением судебных решений высших судов в своем повете.
В местном руководстве, староста пользовался широкими полномочиями, независимо от власти воеводы, так как они основывались на старых традициях и обычаях местных феодалов. Наместником старосты по военным и гражданским делам был поветовый маршалак, который так же председательствовал в местном сеймике.
Большое внимание в государственном праве уделялось местным воеводским и поветовым сеймикам, на которые собирались все шляхтичи воеводства или повета.
Через местные сеймики шляхта отстаивала свои местные интересы перед центральными государственными учреждениями, непосредственно участвовала в политической жизни государства.
Низшим органом в системе местного государственного управления были "державцы", которые управляли государственными или великокняжескими поместьями. Они следили за хозяйством в поместьях, получали часть или все исходы от поместья и одновременно выполняли функции органа государственного управления.
Таким образом подводя итог сказанному необходимо отметить, что анализируя нормы Статута 1588 года, которые определяли структуру, компетенцию и характер деятельности центральных учреждений и самых важных должностных лиц, можно сделать вывод о том, что нормы государственного права были в нем разработаны достаточно полно, что имело прогрессивное значение для того времени. В них уже заметно обозначилось зарождение органов отраслевого управления.
Что касается структуры и компетенции местных органов госу-дарственного управления, то ни в Статуте, ни в других правовых ai тах, они не получили достаточно освещения и закрепления, так как эта система сложилась в глубокой древности и существенно не изме нилась.
_______________________________________

1. Статут Вялiкага княжества Лiтоускага 1588 г.Тэксты. Даведнiк. Каментарыi. Р I арт.1.
2. Вiшнеуск1 А.Ф. Саракавiк I.А. Гiсторыя дзяржавы i права Белаpyci. Мн., 1997, с.15.
3. Юхо Я.А. Кароткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Беларусi. Мн.,1992, с, 178.
4. Юхо Я.А, Кароткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Беларусi. Мн., 1992, с.179.
5. Юхо Я.А. Кароткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Беларусi. Мн., 1992, с. 181.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...