Государственная политика в области занятости в России
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень. Макроуровень На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости: § Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой. § Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой. § Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. Региональный уровень На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня. Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие. На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса. Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом: § развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
§ совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию); § обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости; § целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих; § повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных; § поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения; § организация общественных и временных работ.
11. Важнейшим инструментом и экономическим методом государственного регулирования экономики является государственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для жизнеобеспечения страны, ее безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов. Основная цель государственного заказа – удовлетворение общегосударственных потребностей, решение важнейших социальных и экономических проблем. Его можно рассматривать как правовой акт в котором находят отражения задания по объему, стоимости, срокам изготовления и поставкам продукции, выполнению работ, услуг, необходимых для нужд государства. Государственный заказ реализуется государственным заказчиком путем проведения конкурсного отбора исполнителей с последующим заключением договора между государственным заказчиком и организацией-исполнителем, победительницей конкурса. Государственный заказ в разных странах называется по разному: государственный заказ, государственный рынок, контрактная система во Франции или федеральная контрактная система в США. Задачи госзаказа состоят в формировании портфеля заказов товаропроизводителю на поставку потребителям заданного количества продукции, выполнение конкретных видов услуг и работ. Он обеспечивает оптимальные пропорции между спросом и предложением, выполнением функции гаранта жизнеобеспечения всех социальных слоев населения, формирует страховые запасы и резервные фонды. Выгодность государственного заказа определяют:
· гарантированный сбыт; · цены; · налоговые льготы и др. В нашей республике формирование и размещение государственного заказа регулируется Законом Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд», принятым в 1993 г., другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы закупок на конкурсной основе: · Закон Республики Беларусь «О государственной программе вооружения и государственном оборонном заказе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 2007 г., № 123, 2/1329); · Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 23, 1/6218); · Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 144, 1/7877); · Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведении подрядных торгов на строительство объектов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 42, 5/15702); · Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 2007 г. № 467 «О некоторых вопросах применения международных договоров при осуществлении государственных закупок» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 93, 5/25040); · Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1894 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)». Государственный заказ осуществляется на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки.
Поставки и закупки товаров проводятся в целях:
ключенными Республикой Беларусь договорами;
ственной безопасности;
но-энергетического, жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, транспорта, связи, образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения;
приятий;
Заказы на поставку товаров для государственных нужд размещаются на конкурсной основе. Исключение составляют предприятия-монополисты по производству или продаже некоторых видов товаров: они обязаны заключать контракты на поставку товаров для государственных нужд. В случае необоснованного уклонения от заключения контракта они несут имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством. В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться:
альными ресурсами;
12. Роль современного государства и его финансов в экономике или в экономическом кругообороте - огромна. Государство активно участвует в регулировании экономической жизни своей страны. Именно регулирование экономики составляет суть государственной экономической политики. Для регулирования хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры. С их помощью государство вмешивается в экономические процессы, чтобы достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры.
Государство регулирует рыночные процессы, противодействуя монополизму и поощряя конкуренцию. Во время кризисов вмешательство государства в экономику смягчает их негативные последствия и ускоряет выход из них. Государство также само участвует в таких видах экономической деятельности, которые жизненно необходимы для всего общества в целом, но из-за малой прибыльности (а иногда и убыточности) не привлекает частный капитал. Для снятия социальной напряженности государство участвует в процессе перераспределения доходов, оказывая помощь малообеспеченным слоям населения. Прямое вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом - на совокупный спрос и совокупное предложение. Наиболее важной формой прямого вмешательства в экономику является создание государственного сектора. Выражая интересы всех экономических субъектов, государство организует производство и реализацию продукции отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности. Государственный сектор предназначен для обеспечения нормального функционирования хозяйства в целом. Как правило, он менее эффективен, чем частный, и бывает убыточным, поэтому ему выделяются субсидии. При использовании второй важной формы прямого вмешательства государства в экономику, перераспределения доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, либо в виде субсидий или оплаты научно-исследовательских работ, или выплаты процентов по ценным бумагам, или пособий по безработице. Через третью форму своего прямого вмешательства, различные экономические программы, государство содействует серьезным структурным сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета. Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение. Первая из них - кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования. Посредством налоговой системы государство влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулировали с налоговой ставкой. Кроме того, многие налоги выступают в качестве ценообразующих факторов, и их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг.
Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций. Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе: Суть первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении государственным сектором, программировании). Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, милиции. Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малообеспеченным слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным. И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют финансы, является наиболее современной - это экологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду. Выполнение этих четырех функций возлагается на современную финансовую систему, структура которой зависит от поставленных конкретных задач. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти. Государственный бюджет или - бюджет центрального (федерального) правительства представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью государство оказывает воздействие на многие хозяйственные процессы. За счет госбюджета содержится армия, полиция, часть здравоохранения, наука, осуществляется защита окружающей среды. Бюджеты региональных и местных органов власти, наряду с внебюджетными фондами, входят в финансы местных администраций. Как правило, возможности последних ограничены, и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства. Помимо бюджетных средств в государственные финансы включены также финансы предприятий, находящихся в госсобственности. Они формируются либо за счет бюджета центрального правительства, например, бюджет военных предприятий, либо за счет самих предприятий, если они являются рентабельными - например, почта, телеграф, телефон и ряд других, и могут формировать поступления в госбюджет. Внебюджетные денежные ресурсы используются строго по назначению - для финансирования целевых программ, как центральным правительством, так и региональными и местными органами власти. Государственный бюджет - это доходы и расходы государства, или иными словами, это финансовый план формирования и использования денежного фонда государства. Государственный бюджет утверждает высшая законодательная власть страны, а за его выполнение отвечает центральное (федеральное) правительство, то есть исполнительная власть. Структура госбюджета составляют доходная и расходная части Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства. Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством финансы. Доходы и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня: центральных (федеральных) властей - самые крупные доходы и расходы, -региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования. Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов. В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства. Определенную роль в доходах также играют и два других источника - государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов. С помощью сбора налогов государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач. Налоги - это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица. Налоги разделяют на прямые, которые взимают непосредственно с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров и тарифа на услуги. Как правило, в бюджет центрального (федерального) правительства поступают налоги на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог на физических лиц и на прибыль предприятий. В местные бюджеты республик, краев, областей в России, например, собираются налоги на имущество предприятий, за использование природных ресурсов, на имущество физических лиц, за право торговли, земельный налог, курортный сбор и ряд других. Расходы на экономику и социальные потребности производятся путем государственных закупок и трансфертных платежей. Закупая товары и услуги, государство осуществляет перераспределение ресурсов от частного к общественному потреблению. Используя другой вид расходов - трансфертные платежи (трансферт означает "передавать"), государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения - по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, пособий по беременности и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом товары. Этим же целям служат и субсидии. Идеальное состояние государственного бюджета, когда достигается баланс доходной и расходной части, бывает довольно редко. В большинстве стран на практике расходы государственного бюджета превышают доходы (то есть бюджет сводится с дефицитом). Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы. Дефицит обычно бывает обусловлен либо общим спадом производства, либо завышенными расходами на социальные программы, либо возросшими расходами на оборону, либо - выполнением государством других функций. Снижение бюджетного дефицита стало для правительства большинства стран необходимым инструментом регулирования экономики. Значительно реже бюджетные доходы превосходят расходы, то есть имеют место излишки денег в бюджете, и тогда он становится профицитным. Бюджетный профицит представляет собой излишек бюджета, то есть превышение доходов над расходами. При недостатке средств (от сбора налогов и эмиссии бумажных денег) для покрытия дефицита бюджета государство прибегает к заимствованию - внутреннему (то есть деньги одалживаются у граждан и организаций своей страны) или внешнему (то есть деньги берутся в долг у иностранных государств и финансовых организаций). Помимо основной суммы по долгам выплачиваются проценты. И крупные долги, и избыточная денежная эмиссия ведут к негативным последствиям: в результате дополнительного выпуска в оборот бумажных денег усиливается инфляция, а внутренние и внешние заимствования ведут к наращиванию государственного долга. Государственный долг - общая сумма задолженности правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов. В настоящее время в большинстве стран растут как внутренние, так и внешние долги. Такое положение при неэффективном использовании полученных средств на определенном этапе развития может вызвать тяжелые социально-экономические последствия. Современные эксперты признают опасным для стабильности национального хозяйства такое положение, при котором общая сумма государственного долга превышает объем ВВП в 1,5-2 раза. Поэтому правительства всех стран стараются не доводить государственный долг до этой черты. Они стремятся к сокращению расходов по обслуживанию долга путем снижения расходной части бюджета. Этого можно достичь путём уменьшения расходов на военные нужды, конверсии в оборонной промышленности, сворачивании социальных программ, приватизации низкорентабельных предприятий государственного сектора.
13. Адресная помощь социально незащищенным слоям населения является важной государственной задачей, решение которой связано со значительными трудностями. 14. Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы. Цели социальной политики: · Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны · Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе · Повышение благосостояния и культуры Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, – например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнута ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы. Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения. Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках той или иной социально-экономической формации, конкретной страны. Для обеспечения такой защиты государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации, и функции предоставления социальной поддержки. Рядом с государством, социальную защиту обеспечивают предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники - их профсоюзные организации. В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения является индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она применяется во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые профсоюзы добивались полной компенсации роста цен. Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов. С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство Российской Федерации будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты. В системе государственного регулирования используются множество показателей,с помощью которых можно охарактеризовать уровень жизни народа и определитьосновные направления социального развития. Всю совокупность показателей можнопредставить через следующие группы:• обобщающие показатели (валовой национальный продукт, фондпотребления, фонд личного потребления в расчете на душунаселения, валовой национальный продукт на душу населения идругие);• доходы населения (реальные общие доходы, совокупные доходынаселения, средний размер реальной заработной платы, пенсии, пособия,стипендии и т.п.); • потребление и расходы населения (общий объемпотребления населения материальных благ и услуг, денежные расходы населения,покупательная способность средней заработной платы, пенсии);• денежные сбережения населения и накопленное имущество, жилище.Основой выработки мер государственного воздействия на развитие социальнойсферы и повышение уровня жизни народа являются социальные нормы и нормативы,характеризующие удовлетворение потребностей людей с учетом индекса стоимостижизни, рациональных норм потребления товаров и услуг.Социальные нормы и нормативы должны представлять собой научно обоснованныеразмеры разумного удовлетворения потребностей людей и определятьперспективную модель уровня и образа жизни населения в долгосрочнойперспективе.Особое место в системе норм и нормативов занимаетминимальный потребительский бюджет.Минимальный потребительский бюджет - это систематический показатель, которыйаккумулирует в себе основные характеристики уровня жизни населения иопределяет ту величину доходов, которая позволяет удовлетворять потребностинаселения в питании на уровне минимальных физиологических нор.Минимальный потребительский бюджет определяет ту величину индивидуальногодохода, которая позволяет удовлетворить потребности семьи в товарах и услугахна уровне минимально допустимых с научной i очки зрения норм.В практике существуют два метода разработки минимального потребительскогобюджета (МПБ) - это статистический и нормативный. Статистический метод дляопределения потребительских расходов населения пользуется даннымиобследования бюджетов семей. В большей мере используется второй метод -нормативный.При формировании минимального потребительского бюджета и для прогнозныхрасчетов рационального потребительского бюджета используется «потребительскаякорзинка» (она составлена в расчете на одну семью из 4-х человек).Принципиальное значение для определения «потребительской корзины» имеет выборцен на товары и услуги. Он должны отражать реальные условия жизни лиц даннойкатегории, т.е. характеризовать фактические цены покупок и возможностиприобретения дешевых товаров.Прожиточный минимум определяется в каждом суверенном государстве взависимости от среднего уровня жизни населения.Денежная величина прожиточного минимума определяется как стоимость наборатоваров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворенияпотребностей в питании на уровне физиологических минимальных нормпотребления. В основе расчета минимального потребительского бюджета лежатнормы потребления, однако они имеют и самостоятельное значение.Норма потребления - это экономический показатель, характеризующий уровеньпотребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров.Физиологические нормы потребления продуктов питания на душу населения научноразрабатываются как эталон потребления на длительный период по различнымсоциально-демографическим группам населения. Разрабатываются они всоответствии с энергозатратами и физиологическими требованиями организмачеловека.Нормы потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаровиспользуются для характеристики уровня жизни народа и при прогнозированииобъема их производства.Нормы и нормативы лежат также в основе прогнозирования развития социальнойинфраструктуры, особенно в части, финансируемой из средств государственногобюджета. 16. Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать безгосударственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессыразрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чемлюбая иная, нуждается в регулировании.В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженнойизбыточностью, таким образом, подобная экономика не может бытьнерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишена смысла, если мыподчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороныгосударства.Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт,представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономическоговмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найтиоптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулированияэкономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечилибы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, чтобесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в«вечную» проблему.Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляетсядва разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка,представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее,упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формированиисвода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении,контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органыспособствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, безчего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.Государственное регулирование рынка осуществляется посредствомзаконодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемыхправительством нормативных актов.С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляетсяпосредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системыналогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства,необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяяих, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобыодновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль,выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций.Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована встранах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственногорегулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств.Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйствапредставляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного иконтролирующего характера, осуществляемых правомочными государственнымиучреждениями и общественными организациями в целях стабилизации иприспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимсяусловиям.По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические исоциальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базечастной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций,малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, нонеобходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах;отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения вденежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовалигосударственной экономической политикиТеория экономической политики как составная часть макроэкономической теорииобъясняет необходимость государственного регулирования экономики различнымипроявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этомречь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторыхотраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии,которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованиемнаносят ущерб благосостоянию общества.2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которыелибо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то внедостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) многов сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых – загрязнениеокружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектамиэкологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынокстраховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собойобщественный товар, который в более или менее достаточном количестве присоответствующем качестве не может быть произведен без активного участиягосударства.6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резкопроявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий.7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство непринимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоямнаселения, ставит под угрозу общественную стабильность.8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование),потреблять которые общество может заставить только государство, но никак нерынок.Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не толькосама по себе необходимость государственного регулирования, но иэкономические функции государства, которые и реализуются посредством такогорегулирования.Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства нахозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходекоторого реализуется экономическая и социальная политика государства,основанная на определенной доктрине (концепции).
15. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами. Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста. Отсюда, целями внешнеэкономической политики являются: - обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; - поддержание конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке; - обеспечение экономической безопасности страны; - обеспечение сбалансированности торгового и платежного балансов страны. Активизация внешнеэкономической политики обусловлена интернационализацией хозяйственных связей и научно-техническим процессом. В этом же направлении действуют и такие факторы, как-то: - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке; - дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платежных балансов; - внешние долги, особенно развивающихся стран. Действие указанных выше процессов порождает постоянное взаимодействие в современной внешнеэкономической политике двух тенденций: либерализации и протекционизма. Развитие интеграционных процессов привело к появлению коллективного протекционизма, проводимого интеграционными группировками по отношению к третьим странам. В первую очередь он характерен для ЕС. Основные торговые партнеры его опасаются появления “Европейской крепости”. В конечном счете протекционизм может привести к чрезмерному ограждению национального хозяйства от конкурентной борьбы на мировом рынке. Поэтому извечной проблемой внешнеэкономической политики являлась проблема выбора между протекционизмом и либерализмом. Для 50-60-х годов был характерен отход от протекционизма основных участников международной торговли, с одновременным стимулированием экспорта. Однако в 70-80-е годы в условиях обострения разногласий между странами усилилась тенденция к протекционизму. Этому способствовал не только рост несбалансированности международных расчетов, но и дальнейшее стимулирование экспорта, вызывавшее ответ<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|