Расходы на социальное обеспечение, финансирование культуры.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Среди расходов на социальное обеспечение на первом месте стоят расходы по выплате пенсий. В Беларуси создан фонд социальной защиты населения, из которого выплачиваются государственные пенсии. Для финансирования культуры создается республиканский фонд финансирования культуры, а также фонды финансирования культуры местных Советов народных депутатов. Источниками формирования фондов финансирования культуры являются: 1. благотворительные поступления от предприятий, учреждений и организаций всех видов собственности, прибыль от проведения специальных лотерей, аукционов, выставок; 2. благотворительные поступления от общественных организаций и от граждан; 3. поступления от продажи и приобретения ценных бумаг, выпускаемых фондом. Государство устанавливает гарантированную долю бюджетных средств на развитие искусства и культуры в размере не менее 3% от общей суммы Государственного бюджета Республики Беларусь. Для финансирования видов искусства и направлений культурной деятельности в составе фондов финансирования культуры могут создаваться специальные фонды (театра, музыки, кино, изобразительного искусства и другие). Распределение средств фондов финансирования культуры осуществляется в соответствии с положением о фонде, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь. Деятельность фондов финансирования культуры местных советов народных депутатов утверждается соответствующими местными советами. Использование фондов финансирования культуры осуществляется по решению правлений фондов культуры в соответствии с положениями об этих фондах. Местные советы народных депутатов обеспечивают развитие культуры и культурное обслуживание населения на основании установленных в Республике Беларусь нормативов и гарантированных бюджетных ассигнований.
Государственное финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей. Благодаря бюджетному финансированию сохранена и развивается сеть культурных организаций. Кроме того, оказывается значительная финансовая поддержка в реализации творческих и культурологических проектов.
Вопрос № 29. Консолидированный бюджет Республики Беларусь.
Для определения направлений единой бюджетной политики государства и ее эффективности, выявления общих тенденций в развитии доходной части и направлении государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в общий бюджет региона и государства в целом, такой бюджет носит название консолидированного бюджета. Согласно Бюджетному Кодексу, консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами, бюджетных кредитов и процентов за пользование ими. Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенные на территории района, и районного бюджета. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска. Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций.
Вопрос № 30. Принципы и методы распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы.
Распределение расходов и доходов в бюджетной системе должно быть подчинено решению задач: 1. наделить Республику Беларусь и местное самоуправление таким объемом средств, который обеспечит выполнение соответствующими органами власти возложенных на них функций; 2. определить такие расходы Республики Беларусь и местного самоуправления, которые соответствуют сферам их ведения. Принципы распределения расходов и доходов между различными уровнями: - самостоятельности, - центрального регулирования (законодательство устанавливает общие основы расходов и доходов бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов в бюджеты областей и города Минска), - территориальности, - сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы. В общем виде сбалансированность бюджета предполагает равенство его доходной и расходной частей, что в условиях многообразия экономических процессов труднодостижимо, результатом чего является дефицит или профицит бюджета.
Вопрос № 31. Бюджетные права, их содержание и назначение по каждому этапу права.
Круг разнообразных полномочий органов государственной власти и государственного управления в отношении бюджета охватывается понятием «бюджетное право». Бюджетное право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства. Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены в Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О бюджетной системе», Законе Республике Беларусь «О местном хозяйстве и местном самоуправлении», некоторых других законах и подзаконных актах. Бюджетные права можно классифицировать на материальные и процессуальные.Материальные права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, структуру доходов и направления расходов всех бюджетов, полномочия субъектов бюджетного права, их права и обязанности. Процессуальные права проявляются через участие в бюджетном процессе.
Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканским и местными уровнями их представительства. К субъектам бюджетного права относятся: 1) Республика Беларусь. 2) Государственные органы, которые представлены: - высшими и местными представительными органами (Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов); - органами государственного управления общей компетенции (Совет Министров и исполкомы местных Советов депутатов); - органами государственного управления специальной компетенции (центральные и местные органы государственного управления, в том числе органы финансово-кредитной системы). Бюджетные права Республики Беларусь: - определение бюджетного устройства, которое устанавливается Парламентом и регулируется его актами; - установление бюджетных прав Республики Беларусь и местных Советов депутатов; - установление доходов, поступающих как в республиканский, так и в местные бюджеты; - разграничение доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами; при этом устанавливается общая сумма доходов и расходов, а также виды доходов и расходов, включаемых в эти бюджеты; - использование включенных в республиканский бюджет доходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурную сферу, оборону, аппарат управления, другие программы и мероприятия общегосударственного значения; - установление нормативов отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска; - разработка, утверждение и исполнение республиканского бюджета; - руководство бюджетной деятельностью административно-территориальных единиц, в том числе реализация контрольной функции бюджета;
- принятие решений о создании совместных с другими государствами бюджетов и других международных денежных фондов. Бюджетные права субъектов местного самоуправления: - право на наличие собственного бюджета и самостоятельности его составления, рассмотрения, утверждения и исполнения; - право на получение доходов, включение которых в местные бюджеты предусмотрено законом о бюджете на очередной финансовый год; - использование переданных доходов по своему усмотрению; - право на возмещение средств из вышестоящих бюджетов в случае принятия местными Советами решений, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов; - право установления на своих территориях местных налогов и сборов, предусмотренных законом о бюджете; - право вкладывать имеющихся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, приобретать акции и другие ценные бумаги, выдавать ссуды юридическим лицам; - право вносить изменения в доходы и расходы местных бюджетов в процессе исполнения бюджета; однако они не должны приводить к образованию дефицитов бюджетов или увеличению установленного размера дефицита. Вышестоящие органы местного самоуправления осуществляют контроль за исполнением нижестоящих бюджетов.
Вопрос № 32. Бюджетные резервы, их виды и назначение.
Бюджетные резервы – фонды, образуемые в государственном бюджете для бесперебойного финансирования предусмотренных мероприятий и финансового обеспечения вновь возникающих расходов неотложного характера. В связи с нестабильностью экономической ситуации в условиях трансформационной экономики в составе бюджета планируются бюджетные резервы. Выделяют следующие виды бюджетных резервов: Оборотная кассовая наличность – это специфический резерв, предназначенный для покрытия кассовых разрывов. Спецификой этого фонда является то, что он должен быть восстановлен в прежнем объеме, как только поступят средства. На конец года он обязательно должен быть восстановлен в полном объеме. Минимальный рекомендуемый объем этого фонда – двухнедельный фонд заработной платы, выплачиваемый из соответствующего бюджета. Резервный фонд президента, резервные фонды местных исполнительных комитетов – предназначены для финансирования расходов, которые не были запланированы при составлении бюджета, но в процессе исполнения бюджета возникла необходимость их финансирования. Минимальный размер этого фонда составляет 0,1 % от доходной части бюджета без целевых фондов. (Есть еще 5% превышения доходов над расходами.) Резервный фонд предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. 0,01%от расходной части бюджета без целевых фондов.
Кроме этих резервов в бюджете предусматривается также финансовая помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В этом году основная часть этой помощи по республиканскому бюджету направляется на пополнение оборотных средств и реконструкцию производства концерна «Беллесбумпром». Предоставление финансовой помощи ПРУП «МАЗ» и ПРУП «Минский завод колесных тягачей».
Вопрос № 33. Понятие бюджетной классификации, ее назначение и виды. Классификация доходов бюджета.
Бюджетная классификация Республики Беларусь – систематизированная группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, видов государственного долга Республики Беларусь, обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей. Бюджетная классификация Республики Беларусь включает в себя: - классификацию доходов бюджета; - функциональную классификацию расходов бюджета; - программную классификацию расходов бюджета; - экономическую классификацию расходов бюджета; - ведомственную классификацию расходов бюджета; - классификацию финансирования дефицита бюджета; - классификацию видов государственного долга Республики Беларусь. Бюджетная классификация Республики Беларусь является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Задачей бюджетной классификации является обеспечение: - общего порядка составления и исполнения бюджета; - сопоставимости показателей бюджетов различных уровней; - обобщения показателей по консолидированным бюджетам территорий; - унификации бюджетной документации и отчетности об исполнении всех уровней бюджета; - проведения сравнительного анализа показателей бюджетов Республики Беларусь; - систематизации информации о движении бюджетных потоков; - сопоставимости показателей бюджета Республики Беларусь и бюджетов Республики Беларусь; - основы для организации бюджетного учета. Классификация доходов является систематизированной группировкой доходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций в зависимости от источников их формирования. Пять уровней классификации доходов: группа, подгруппа, вид, раздел, подраздел. Задачи классификации доходов: - разграничить налоговые и неналоговые поступления в бюджет; - сгруппировать налоги, сборы (пошлины) в разрезе налоговых баз; - облегчить получение информации об источниках формирования включенных в бюджет целевых фондов; - обеспечить анализ налоговой системы, состава и структуры налогов, уровня налоговой нагрузки. Доходы бюджета разделяются по признаку экономического содержания на 4 группы: - налоговые доходы; - взносы на государственное социальное страхование; - неналоговые доходы; - безвозмездные поступления. Дальнейшая детализация групп классификации доходов бюджета осуществляется в разрезе соответствующих подгрупп, видов, разделов и подразделов. Под налоговыми доходами понимаются республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом. Под неналоговыми доходами понимаются обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, а также добровольные безвозмездные платежи организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский бюджет, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов на осуществление расходов в соответствии с законодательством.
Вопрос № 34. Классификация расходов: функциональная, экономическая (предметная) и ведомственная.
Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Она состоит из 4-х уровней: - разделы – определяют расходование средств бюджета на выполнение функций государства; - подразделы – конкретизируют направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов; - виды расходов – обеспечивают детализацию расходования средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов; - параграфы – применяются для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности. Функциональная классификация используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении не только бюджетов, но и отчетов об их исполнении. Кроме того, она незаменима при составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним. Функциональная классификация состоит из 10 разделов: 1) общегосударственная деятельность – отражаются расходы на осуществление мероприятий общегосударственного значения; 2) национальная оборона – отражаются расходы по управлению деятельностью в области обороны и обеспечению военной безопасности государства, централизованному обеспечению и содержанию Вооруженных Сил Республики Беларусь, другие расходы, связанные с военными нуждами; 3) судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности – отражаются расходы, связанные с правоохранительной деятельностью и обеспечением безопасности; 4) национальная экономика – отражаются расходы на обеспечение деятельности таких отраслей экономики, как сельское хозяйство и рыбохозяйственная деятельность, лесное хозяйство, промышленность, строительство и архитектура, транспорт, дорожное хозяйство, связь, топливо и энергетика, торговля, бытовое обслуживание, потребкооперация, туризм, гидрометеорология, регулирование имущественных отношений, картография и геодезия; 5) охрана окружающей среды – отражаются расходы на содержание особо охраняемых природных территорий, восстановление государственного природно-заповедного фонда, поддержку национальной системы мониторинга окружающей среды и т.п.; 6) жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство – отражаются расходы по ЖКХ и жилищному строительству, связанные с реализацией государственной политики в этих областях; 7) здравоохранение – отражаются расходы на содержание организаций здравоохранения; на ведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора; на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере здравоохранения; на прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения; на финансирование других мероприятий в области здравоохранения; 8) физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации – отражаются расходы на финансирование физической культуры и спорта, на организацию и осуществление деятельности в области культуры и искусства, на поддержание национального киновидеопроизводства, киновидеопроката, СМИ, издательств и периодических СМИ и т.п.; 9) образование – отражаются расходы на функционирование организаций, обеспечивающих получение образования всех уровней и т.п.; 10) социальная политика – отражаются расходы по обеспечению функционирования организаций социальной защиты и социально-педагогических учреждений образования; выплаты государственных социальных пособий и пенсий в соответствии с законодательством и т.п. Программная классификация расходов – группировка расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам. Она имеет два уровня: - бюджетные программы, утвержденные в установленном порядке; - подпрограммы, детализирующие расходы в рамках бюджетных программ. Министерство финансов может производить детализацию расходов бюджета в пределах подпрограмм. Программная классификация применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу. Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию. Она показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Экономическая классификация расходов бюджета состоит из четырех уровней: - категории расходов; - статья расходов (закупка товаров и оплата услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные трансферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные бюджетные трансферты, кредитование минус погашение и финансовый резерв); - подстатья, детализирующая расходы в пределах статьи; - элемент расходов, детализирующий при необходимости расходы в пределах подстатьи. В экономической классификации выделяют следующие категории расходов: 1) текущие расходы: - расходы, обеспечивающие текущие функционирование бюджетных организаций; - расходы по оказанию поддержки другим бюджетам в форме дотаций, субвенций, иных межбюджетных трансфертов; - расходы по оказанию поддержки организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование и т.п.; 2) капитальные расходы – применяется для отражения расходов бюджетов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации; отражает расходы на проведение модернизации, реконструкции и др.; 3) предоставление кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных займов за вычетом погашения – включает бюджетные платежи, увеличивающие финансовые требования государственных органов к другим лицам. Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно. Она состоит из одного уровня – главы. (Распорядители бюджетных средств: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Министерство обороны, Государственный таможенный комитет и т.п.). При утверждении расходов республиканского и местных бюджетов законом Республики Беларусь или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются по главам ведомственной, но в разрезе функциональной классификации расходов.
Вопрос № 35. Понятие бюджетного процесса, его участники, их функции и задачи.
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении. Законодательная база бюджетного процесса: 1) Конституция Республики Беларусь, акты Президента Республики Беларусь; 2) Бюджетный кодекс Республики Беларусь; 3) Закон «О республиканском бюджете Республики Беларусь», другие нормативные акты. В Республике Беларусь бюджетный год совпадает с календарным, т.е. начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Этапы бюджетного процесса: 1) составление проекта бюджета – до 1 сентября года, предшествующего началу нового бюджетного года; 2) рассмотрение и утверждение бюджета – до 1 декабря; 3) исполнение бюджета – в течение года действия закона о бюджете; 4) составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета – не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Задачи бюджетного процесса: - выявить материальные и финансовые резервы государства для обеспечения устойчивого экономического роста; - определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития; - установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема с учетом потребностей бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения; - обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; - осуществление бюджетного регулирования с целью перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами; - контроль финансовой деятельности юридических лиц и отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств. Основным принципом организации бюджетного процесса является принцип ежегодности, согласно которому бюджет ежегодно принимается как финансовый план государства сроком на один год – с 1 января по 31 декабря, причем обязательно до начала финансового года. Участниками бюджетного процесса являются: - Президент Республики Беларусь; - Парламент Республики Беларусь; - Правительство Республики Беларусь; - местные Советы депутатов; - местные исполнительные и распорядительные органы; - органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; - Национальный банк Республики Беларусь; - иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса; - распорядители и получатели бюджетных средств; - банки, иные организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в бюджетном процессе.
Вопрос № 36. Бюджетное планирование как часть бюджетного процесса, его сущность, принципы, методы.
Бюджетное планирование – определение объема бюджета, его доходной и расходной части на основе прогнозов показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц. Бюджетное планирование - это комплекс организационно-технических, методических и методологических мероприятий на таких стадиях бюджетного процесса как составление, рассмотрение и утверждение бюджетов для определения объемов и источников формирования и направлений использования бюджетных ресурсов государства с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития обществ. Бюджетное планирование является составляющей общегосударственного экономического планирования и занимает центральное место в финансовом планировании. Государство использует бюджетное планирование для обеспечения эффективного функционирования бюджетной системы. Оно имеет следующие особенности: - объектом бюджетного планирования выступают бюджетные ресурсы государства; - субъектами являются органы государственной власти и управления и местного самоуправления; - предметной области (сфере применения) бюджетного планирования являются бюджетные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и связанные с формированием и использования финансовых ресурсов государства на всех стадиях воспроизводственных процессов - в процессе бюджетного планирования обеспечиваются необходимые финансовые пропорции согласно прогнозам экономического и социального развития, устанавливаются прямые связи предприятий и организаций ре из них в форм собственности с бюджетом на плановый период - с помощью бюджетного планирования создается надлежащая финансовая база, определяются параметры и конкретные механизмы реализации программ социальной защиты населения; - бюджетное планирование основывается на денежной оценке бюджета, что позволяет определять эффективные варианты финансового обеспечения прогнозных показателей социально-экономического развития; - бюджетное планирование является действенным инструментом бюджетной политики государства Эффективное использование бюджетного планирования в обществе зависит от качества выполнения задач, стоящих перед ним на всех стадиях бюджетного процесса. Важнейшими среди них являются: - формирование важнейших народнохозяйственных пропорций развития экономики на плановый период; - определение рациональных путей бюджетного обеспечения предполагаемого уровня социально-экономического развития на основе эффективного использования имеющихся в обществе ресурсов; - выявление резервов в отраслях экономики и направления их на выполнение плана экономического и социального развития; - установление рациональных форм мобилизации денежных поступлений по отдельным источникам и формирование доходов бюджетов с учетом резервов их увеличения; - рациональное распределение расходов государственного бюджета между отдельными звеньями бюджетной системы и сбалансирования бюджетов низшего уровня Конечным результатом процесса бюджетного планирования является совокупность решений и бюджетных показателей в виде государственного и сводного бюджетов с учетом изменений, произошедших или ожидающихся в бюджетной сфере. Организация бюджетного планирования будет эффективной, если в нее заложены научно обоснованные принципы. К ним относятся основные принципы бюджетного планирования: - комплексный подход к основным параметрам экономического и социального развития в тесной взаимосвязи с имеющимися бюджетными возможностями; - органическая связь бюджетного планирования с планами социально-экономического развития государства и регионов, между прогнозными и текущими бюджетными планами; - демократизация бюджетных отношений, т.е. при планировании необходимо учитывать оптимальные связи между государственным и местными бюджетами, а также между звеньями местных бюджетов; - приоритетное значение бюджетного планирования во всей совокупности финансовых планов; - научное обоснование планов, предусматривает реальность прогнозных расчетов, их экономическую обоснованность; - применение единой методологии по проведению бюджетных расчетов; - рациональное определение источников мобилизации бюджетных ресурсов и оптимальное их перераспределение через звенья бюджетной системы; Метод коэффициентов базируется на изучении экономической конъюнктуры в прошлых периодах и применении соответствующих коэффициентов (например, индексов инфляции) к фактическим результатам исполнения бюджетов. Достигнутые в прошлые периоды показатели корректируются с помощью соответствующих коэффициентов, которые учитывают изменения, которые предусматриваются в плановом периоде. Этот метод достаточно прост в использовании. Однако ему присущи существенно и недостатки - вместе с коэффициентами, которые используются при планировании финансовых показателей, на следующий период переносятся все недостатки, которые имели место в прошлом, а также не изыскиваются внутренние резервы и возможности экономии бюджетных средств. Нормативный метод предусматривает использование в планировании системы взаимосвязанных норм и нормативов. Нормативный метод применяется, в частности, в планировании бюджетных доходов и расходов. Он способен относительно объективно оценить возможности наполнения бюджетов и потребности бюджетных учреждений в ресурсах и создать условия для их эффективного и экономного использования. Нормативный метод будет эффективным при условии, если нормы и нормативы будут научно обоснованными, прогрессивными (то есть ориентированными на лучший опыт), относительно стабильными. Учитывая изменения условий с социально-экономического развития государства, развитие научно-технического прогресса, учитывая закон постоянно растущих потребностей населения, нормативы должны время от времени пересматриваться. Нормы и нормативы формируются на основе единого методологического подхода независимо от уровней управления. Это, в свою очередь, позволит выявлять бюджетные резервы, способствовать экономии бюджетных средств. Балансовый метод позволяет согласовать расходы с источниками их покрытия, установить взаимосвязь имеющегося объема финансовых ресурсов в государстве с соответствующими потребностями. Предыдущая практика свидетельствует о недостаточном внимании к этому методу, что проявлялось в необоснованном завышении бюджетных расходов, предоставлении дотаций убыточным предприятиям. Широкое его использование в современных условиях позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабах государства, эффективно и обоснованно перераспределять финансовые ресурсы между различными звеньями бюджетной системы. Метод программирования или математического моделирования предусматривает построение финансовых моделей, имитирующих движение реальных экономических и социальных процессов. Начиная с 2003 года, для формирования реальных и сбалансированных бюджетов и обеспечения их кассового в выполнения согласно бюджетной росписи в автоматизированном режиме используют программно-целевой метод формирования бюджета. Он успешно используется при финансировании государственных программ экономического и социального развития и дает возможность обеспечить прозрачность и обоснованность конкретных направление мел расходов бюджета, повысить эффективность расходования распорядителями бюджетных средств, а значит усилить действенность управления государственными финансами. Применение этого метода основывается на программно-целевом подходе, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Он предусматривает: - установление приоритетов государственных расходов по направлениям расходования должным социально-экономическим обоснованием необходимости этих затрат; - обеспечение рационального расходования финансовых ресурсов; - финансирование тех общественных услуг, в наибольшей степени отвечающие потребностям общества и характеризуются качественным показателям социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях; - приостановление финансирования согласно выбору альтернативного варианта.
Вопрос № 37. Организация составления, рассмотрения и утверждения бюджета. Закон РБ «О бюджете» на соответствующий год, его содержание, основные показатели.
Составление проекта республиканского бюджета начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года. Правительство республики утверждает порядок организации работы по составлению проекта республиканского бюджета и формированию расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь, консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска. Непосредственно работу по подготовке проекта бюджета проводит Министерство финансов Республики Беларусь, на которое также возложены обязанности по методическому руководству, составлению проекта республиканского бюджета, расчетных показателей консолидированного бюджета и определению нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска. Материалы, предоставляемые распорядителями бюджетных средств в Министерство финансов: - прогнозные расчеты по доходам и расходам, пояснительные записки (министерства, органы государственного управления, юридические лица); - расчетные показатели по доходам в целом по контингенту и по размерам отчислений, а также расчетные показатели по расходам соответствующего бюджета (областные и Минский городской исполнительные комитеты); - проекты смет расходов с обоснованием и предварительной разбивкой (министерства, органы государственного управления и субъекты хозяйствования, осуществляющие расходы). Следующая стадия – рассмотрение. Министерство финансов с участием представителей распорядительных бюджетных средств, областных исполнительных комитетов производит рассмотрение указанных материалов на предмет их соответствия цели, условиям приоритетности и эффективности использования бюджетных средств. В ходе этого процесса стороны вырабатывают согласованную позицию, в противном случае Министерство финансов готовит заключение по не согласованным вопросам. При положительном итоге рассмотрения разрабатывается проект республиканского бюджета на очередной финансовый год в форме проекта закона, который вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь. После рассмотрения и одобрения Правительством Республики Беларусь<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|