Фискальная эффективность налогообложения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Экономическая нейтральность. Влияние системы налогообложения на хозяйственную деятельность предприятий в условиях развитой экономики можно оценивать с точки зрения эффекта дохода и эффекта замещения. Поскольку любые налоги уменьшают доход налогоплательщиков, они влияют на принятие экономических решений, планирование их деятельности. Например, в связи с уменьшением доходов в результате прогрессивного налогообложения производители могут сократить объем выпуска продукции. Такое воздействие налогообложения можно характеризовать как эффект дохода. Эффект замещения связан с поиском таких видов деятельности, за счет осуществления которых можно уменьшить воздействие налогов. Например, если под налогообложение попадают инвестиции, то теряется стимул для развития производства. Налоги, вызванные подобным эффектом замещения, являются искажающими: они побуждают налогоплательщиков, инвесторов принимать менее эффективные решения, чем те, которые были бы приняты при их отсутствии. Не оказывающие такого действия налоги являются неискажающими или нейтральными, именно они характеризуют экономическую нейтральность налогообложения.
Искажающим является налог, который можно сократить. К примеру- любой налог на товар искажающий – потребитель может изменить свои налоговые обязательства, сократив покупки соответствующего товара.Такой же характер носит любой налог на доход, сократить его модно меньше работая или сберегая. Эффект дохода означает, что при уплате налога, в распоряжении индивидуума остается меньший доход и он вынужден сократить свое потребление. Эффект замещения возникает тогда, когда потребитель сокращает потребление одного товара, которое облагается налогом в пользу другого.
Налог на капитал: искаж. действие обусловлено действием эф-та замещ. Налогообл. сбереж. или доходов от инвестиц. побужд. к росту текущ. потребл. и уменьш. инвестиций. Налог на капитал приводит к тому, что предприятия и индивиды стремятся выступать в роли должников, чем кредиторов Þ предпочитать рост текущ. расходов сбережениям. Величина избыточного бремени обложения дохода определяется как размерами налогообложения, так и эластичностью функции компенсированного предложения труда Налог на доходы: Действует все тот же эф-т замещ. Замещ. труда досугом. Налог на доходы привод. к увелич. затрат труда при уменьш. располаг. дохода Однако величина избыт. бремени обложения зависит не только от налог. ставки, но и от склонности налогоплат-ов, при прочих равн. услов., затрач. дополнит. усилия ради увелич. заработков. А она у разных индивидов разная.
В июне 2000 г. постоянно действующей при Минфине России Рабочей группой по реформированию межбюджетных отношений в Российской Федерации были одобрены Временные методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений, призванные оказать содействие органам власти субъектов Федерации в формировании региональных бюджетных систем. Однако до сих пор эти отношения полностью не урегулированы. Этот процесс тормозится целым рядом факторов. Во-первых, отсутствием не менее чем в половине административно-территориальных единиц самостоятельно утверждаемых бюджетов со всеми вытекающими отсюда последствиями (недостаточная ответственность перед избирателями, незаинтересованность в повышении эффективности расходов, собираемости доходов и т. п.). Во-вторых, действующая модель межбюджетных отношений не способствует заинтересованности муниципальных образований в расширении собственных источников доходов, что приводит к завышению бюджетных расходов через поддержание громоздкой бюджетной инфраструктуры, увеличение штатов бюджетных учреждений и использование неэффективных технологий предоставления бюджетных услуг, накоплению задолженности перед бюджетополучателями и кредиторами.
На наш взгляд, ключевой задачей по реформированию межбюджетных отношений является приведение в соответствие расходных обязательств и финансовых ресурсов, усиление самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти за эффективное управление общественными финансами. Для этого необходимо: 1. Четко разграничить расходные и доходные полномочия между уровнями бюджетной системы. 2. Повысить заинтересованность органов местного самоуправления в максимальной собираемости налогов через механизм долгосрочного закрепления доходных источников. 3. Повысить заинтересованность муниципалитетов в оптимизации расходной части местных бюджетов через укрепление их самостоятельности. 4. Создать эффективный механизм перераспределения доходов между муниципалитетами за счет совершенствования механизма распределения средств региональных фондов финансовой поддержки муниципалитетов. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятом 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, а также новой редакции Бюджетного кодекса РФ предусмотрены меры, направленные на решение большинства из перечисленных проблем. В соответствии с данными документами, основными инструментами межбюджетного регулирования на субрегиональном уровне являются: 1. Установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет (бюджет субъекта РФ или муниципального района). 2. Дотации местным бюджетам на выравнивание их бюджетной обеспеченности через фонды финансовой поддержки и другая финансовая помощь. 3. Перечисления из местных бюджетов в вышестоящие бюджеты – «отрицательные трансферты» из бюджетов наиболее обеспеченных бюджетными доходами муниципальных образований. Исходя из требований новой редакции Бюджетного кодекса РФ (статья 58), единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты не могут устанавливаться законом, имеющим ограниченный срок действия (в частности, законом о бюджете). Эти нормативы должны быть установлены на длительный срок.
Однако необходимо иметь в виду, что налоговая база по территории отдельных субъектов РФ распределена крайне неравномерно. Поэтому одно лишь определение долгосрочных нормативов отчислений от федеральных или региональных налогов в местные бюджеты не может само по себе решить проблему сбалансированности местных бюджетов. Важную роль должны играть дотации местным бюджетам из фондов финансовой поддержки. В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ для целей выравнивания местных бюджетов на региональном уровне могут быть образованы следующие фонды: 1. Региональный фонд финансовой поддержки поселений (региональный ФФПП). 2. Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (региональный ФФПР). 3. Районный фонд финансовой поддержки поселений (районный ФФПП). Средства этих фондов предназначены для предоставления нецелевой финансовой помощи (дотаций) местным бюджетам для решения вопросов, находящихся в компетенции органов местного самоуправления соответствующих уровней бюджетной системы. В первую очередь средства из фондов финансовой поддержки получают муниципалитеты с низким уровнем бюджетной обеспеченности. Таким образом достигается сокращение отставания уровня их бюджетной обеспеченности от уровня, достаточного для выполнения муниципальных полномочий. Объектом бюджетного выравнивания на субрегиональном уровне является бюджетная обеспеченность муниципальных образований. Бюджетная обеспеченность (налоговыми доходами) определяется как отношение расчетных налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены муниципальным образованием исходя из уровня его развития и структуры экономики (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по муниципальным образованиям того же типа с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.
В I квартале 2011 г. уделялось особое внимание реализации государственной внешнеэкономической политики в области таможенно-тарифного регулирования внешнеторгового оборота товаров. За I квартал 2011 г. было разработано и принято 5 постановлений Правительства Российской Федерации на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе: из них 3 постановления «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти», постановление «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении кожевенного полуфабриката» и постановление «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на мороженые глубоководные креветки». В рамках реализации государственной внешнеэкономической политики Комиссией таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в I квартале 2011 г. было принято 11 Решений Комиссии таможенного союза из них: 6 Решений в сфере таможенно-тарифного регулирования импорта промышленных товаров и 5 Решений по корректировке ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов бумаги и картона, отдельных видов тропических масел и овощей, отдельных видов зерна и сахара. В отчетный период большое внимание уделялось вопросам обеспечения свободного или как минимум недискриминационного доступа товаров и услуг на внешние рынки. По состоянию на 1 апреля 2011 г. Минэкономразвития России зафиксированы 89 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка, в том числе: 42 антидемпинговые меры, 5 специальных защитных мер, 42 иные меры нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Проводятся 4 антидемпинговых и 5 специальных защитных расследований, а также 14 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер. Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют: Австралия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, Перу, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, а также страны-члены ЕС как единая таможенная территория. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, Украине и Белоруссии.
Более половины от всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения. В I квартале 2011 г. инициированы 2 новых расследования с целью последующего применения мер защиты рынка. Оба расследования начаты Украиной: антидемпинговое - в отношении импорта стекла, а также специальное защитное - в отношении импорта нефтепродуктов. В Перу инициированы 2 пересмотра антидемпинговых мер в отношении импорта холоднокатаного проката и гальванизированных рулонов и листов российского происхождения, в США инициированы 2 пересмотра антидемпинговых мер в отношении карбамида и нитрата аммония. Кроме того, выявлен ряд нетарифных барьеров в Армении (дифференцированная ставка сбора на лицензирование производства и импорта водки), Киргизии (угроза введения повышенной ставки акциза на алкогольную продукцию происхождением из стран - не членов ВТО) и Белоруссии (барьеры на приобретение иностранной валюты для оплаты импортируемых в республику товаров). В результате проделанной в I квартале 2011 г. работы прекратили свое действие 9 мер, препятствующих доступу российских товаров на зарубежные рынки. По предварительным экспертным оценкам сумма предотвращенного ущерба составляет 105 млн. долл. США. Без введения меры были завершены специальные защитные расследования в Украине в отношении импорта холодильников и в Молдавии в отношении импорта кондитерских изделий, а также антидемпинговое расследование в отношении импорта горячекатаного проката российского происхождения в Пакистане. Удалось добиться отмены антидемпинговых мер на горячекатаный и холоднокатаный прокат российского происхождения, которые действовали в Перу более 10 лет. В США также после проведенного пересмотра удалось добиться отмены антидемпинговой меры в отношении импорта магния, ограничивающего поставки российской продукции на протяжении 5 лет. В течение I квартала 2011 г. проходили интенсивные консультации по присоединению России к ВТО, направленные на решение следующих задач: 1. Завершение работы над внесением изменений в проект Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО (далее – РГ) с учетом изменений, возникших после начала функционирования таможенного союза (далее – ТС), с учетом вопросов и комментариев, представленных заинтересованными членами ВТО. Главная задача в рамках многостороннего обсуждения – добиться быстрого одобрения обновленных разделов членами РГ и по возможности избежать длительного и детального изучения торгового режима ТС. К настоящему времени состоялось пять раундов многосторонних обсуждений обновленных разделов доклада РГ. Очередной раунд состоялся 28-29 марта 2011 г. 2. Поиск решений по многосторонним проблемам: согласование объема поддержки сельского хозяйства в рамках «желтой корзины» и порядок распределения тарифных квот на мясо после присоединения к ВТО. Эти вопросы обсуждаются с заинтересованными членами РГ. В первую очередь, это страны Кернской группы (Австралия, Аргентина, Бразилия, Канада, Новая Зеландия и еще ряд стран). Очередной раунд многосторонних консультаций состоялся 31 марта 2011 года. В урегулировании вопросов по импорту мяса также заинтересованы ЕС и США. 3. Одобрение в многостороннем формате консолидированных перечней уступок по доступу на рынок товаров и услуг. Работа по консолидации перечня обязательств России по услугам практически закончена. Совместно с Секретариатом ВТО продолжается работа по консолидации результатов переговоров по доступу на рынок товаров и подготовка соответствующего консолидированного перечня российских обязательств в номенклатуре Таможенного союза. Окончательные сроки завершения этой работы зависят от решения вопроса по режиму импорта тарифных квот на мясо и по тарифам на сахар. План дальнейшей многосторонней работы, направленный на решение указанных проблем, согласован с Секретариатом и ключевыми членами ВТО и предусматривает проведение нескольких раундов неформальных заседаний РГ и ряда других переговорных мероприятий до конца июля 2011 года. Очередное заседание запланировано на 30 мая - 1 июня 2011 года. В отчетном периоде приоритетное внимание уделялось обеспечению рациональной, основанной на сравнительных преимуществах специализации России в глобальной экономике, созданию условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укреплению конкурентных позиций российских компаний на мировом рынке. Эта работа велась на основе ключевых стратегических, отраслевых и географических приоритетов внешнеэкономической политики России, зафиксированных в Основных направлениях внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года. В рамках реализации Плана действий по реализации Основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года в 2009-2012 гг. (ПД ОНВЭП), Минэкономразвития России приступило к разработке планов действий с контрольными списками задач по основным странам - торговым партнерам России (страновые планы действий – СПД). СПД является базовым документом по выстраиванию взаимодействия с соответствующей страной, в котором на основе определения взаимных интересов формулируются цели и задачи России в отношении внешнеэкономического сотрудничества, мероприятия и наиболее крупные проекты, а также показатели эффективности (индикаторы). Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК) являются одним из основных инструментов реализации внешнеэкономической политики в двусторонних отношениях. В январе-марте 2011 г. было проведено 13 заседаний МПК со странами дальнего зарубежья. В ходе сессий был рассмотрен широкий спектр направлений двустороннего торгово-экономического сотрудничества, включая вопросы формирования и улучшения структуры взаимного товарооборота, ход реализации важнейших совместных инвестиционных проектов, развитие сотрудничества в области энергетики, сельского хозяйства, строительства, транспорта, туризма, финансов, охраны окружающей среды, здравоохранения. В I квартале 2011 г. был проведен ряд мероприятий с участием деловых кругов европейских стран направленных на привлечение передового зарубежного опыта и современных технологий в экономику России. В частности, 20-24 февраля состоялась бизнес-миссия в Германию представителей ОАО «ИИНТЕР РАО ЕЭС», Ульяновской области и Министерства экономического развития России. В ходе мероприятия прошли встречи с представителями немецкого бизнеса и научно-исследовательских институтов, на которых обсуждались перспективы расширения двустороннего сотрудничества в области электроэнергетики и энергоэффективности, транспорта, автомобильной промышленности, станкостроения. Кроме того, немецкой стороной были представлены конкретные проекты по локализации в России производства сельскохозяйственной техники, медицинского оборудования, газовых турбин и другой продукции. 2-4 марта 2011 г. в г. Киркконумми, Финляндия прошла сессия первого российско-финляндского «Лесного форума для лидеров». На полях форума состоялось активное обсуждение вопросов развития сотрудничества между Россией и Финляндией в лесной сфере, в первую очередь, путем повышения конкурентоспособности данных секторов двух стран и формирование общего подхода России и Финляндии к эффективному и устойчивому использованию северных лесных территорий. 24-25 февраля 2011 г. в г. Санкт-Петербург в рамках встречи Президента Российской Федерации Д. А. Медведева и Короля Испании Хуана Карлоса I с представителями российского и испанского бизнес-сообщества состоялось подписание Меморандума о развитии технико-экономического сотрудничества между ОАО «Группа Альянс» и компанией «Текникас Реунидас СА», а также Соглашения между ОАО «Российские железные дороги» и компанией «Патентес Тальго СЛ» о заключении договоров поставки и технического обслуживания пассажирского подвижного состава производства «Патентес Тальго СЛ». Минэкономразвития России сформировало проект реестра перспективных модернизационных проектов с иностранными партнерами. Их цель – привлечение в российскую экономику новых компетенций, организация высокотехнологичных производств, которые позволят в перспективе расширить и диверсифицировать российский экспорт. В этой работе активно задействованы российские торговые представительства в зарубежных странах, а также российские компании в различных сферах деятельности – производство новых лекарственных средств и вакцин, внедрение цифровых технологий, использование новых источников энергии и другие. Со странами Азии (Япония, Республика Корея, Китай и Индия) в настоящее время прорабатывается 28 проектов. Минэкономразвития России подготовило и выполняет программу организации бизнес-миссий, направленных на расширение взаимодействия с иностранными партнерами в целях модернизации российской экономики (со странами Азии в 2011 году предусмотрено 22 мероприятия). Вопросам торгово-экономических отношений с США уделялось приоритетное внимание. США рассматриваются в качестве особого партнера России в сфере внешнеэкономических отношений, что связано с заинтересованностью диверсификации инвестиций из США, реализацией совместных модернизационных проектов на территории Российской Федерации, активизацией деятельности по реализации совместных коммерческих проектов. В 2011 году активно развивалась деятельность Рабочей группы по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям (создана в 2009 году) (РГ), которая является площадкой для продвижения конкретных российско-американских коммерческих проектов. В настоящее время в поле зрения РГ находятся 20 проектов с участием американских компаний на территории России, более половины из которых относится к сфере высоких технологий (в том числе к проекту «Сколково»). Некоторые из них планируется поддержать в рамках президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию. 21-22 марта 2011 г. в Москве состоялось 9-е заседание Российско-Аргентинской МПК. В ходе заседания аргентинская сторона информировала, что руководством страны на самом высоком уровне было принято положительное решение в отношении признания рыночного статуса российской экономики. Данное решение будет формализовано в ближайшее время. Учитывая проводимый правительствами обеих стран курс на модернизацию национальных экономик, сторонами достигнута договоренность изучить целесообразность начала работы над межведомственным Меморандумом о взаимопонимании в области модернизации экономики в сфере энергоэффективности, ядерных технологий, информатики, космоса, медицины и фармацевтики В I квартале 2011 г. продолжилась работа по совершенствованию договорно-правовой базы сотрудничества с Евросоюзом (ЕС) в рамках переговоров по новому базовому соглашению Россия-ЕС (НБС). Министерство осуществляло координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по выработке статей экономического раздела будущего соглашения. 24 февраля 2011 г. в г. Брюсселе, состоялась встреча координаторов «Партнерство для модернизации» (ПМ) в рамках которой, обсуждались механизмы поддержки и финансирования проектов Рабочего плана, а также программа дальнейшей работы в рамках ПМ и подготовки к очередному саммиту Россия-ЕС. В I квартале 2011 г. Министерство продолжило работу по координации участия федеральных органов власти в экономической деятельности Форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничества» (АТЭС). 22 февраля 2011 г. прошло расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по определению приоритетных направлений деятельности форума АТЭС в период российского председательства в 2012 году. Ведется работа по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и финансировании Российского центра исследований АТЭС, созданного на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. В январе-марте 2011 года продолжалась работа по дальнейшему развитию экономического сотрудничества со странами СНГ. В рамках СНГ продолжается работа по согласованию проекта Договора о зоне свободной торговли. Согласованы на уровне экспертов основные положения проекта Договора, касающиеся формирования полноценной зоны свободной торговли, соответствующей современным подходам и базирующейся на нормах ВТО. Проводится работа по разработке проекта Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012-2015 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года. В честь празднования в 2011 году 20-летия Содружества Независимых Государств Советом глав правительств СНГ 21 мая 2010 г. утвержден План мероприятий, посвященный этому событию. В соответствии с указанным Планом 18 марта 2011 г. в г. Москве состоялся Международный экономический Форум государств-участников СНГ «20 лет вместе: опыт сотрудничества и перспективы». В числе рассмотренных вопросов: проект Договора о зоне свободной торговли и анализ первых результатов работы Таможенного союза. В рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 9 декабря 2010 г. № 533 утверждены Мероприятия на 2011-2013 и последующие годы по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС. Проводится работа по выполнению указанных мероприятий по важнейшим направлениям интеграционного сотрудничества: завершению формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, проведению согласованной экономической политики, формированию энергетического рынка, транспортного союза, взаимодействию в реальном секторе экономики, в социально-гуманитарной сфере и области миграционной политики, совершенствованию системы управления ЕврАзЭС. Проведены два заседания Интеграционного Комитета ЕврАзЭС и два заседания Комиссии постоянных представителей при ЕврАзЭС (в январе и апреле 2011 г.). В соответствии с решениями, принятыми Межгоссоветом ЕврАзЭС (Высшим органом Таможенного союза) на уровне глав правительств в марте 2011 г.: начата работа по кодификации законодательства Таможенного союза и Единого экономического пространства; подготовлены предложения по совершенствованию деятельности Комиссии Таможенного союза; принят План основных мероприятий по формированию Суда Евразийского экономического сообщества; продолжена работа по обеспечению исполнения мероприятий по переносу таможенного, транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного видов контроля с российско-казахстанской границы на внешнюю границу Таможенного союза с 1 июля 2011 года; по выполнению Плана мероприятий по реализации Соглашений, формирующих ЕЭП; разрабатываются подходы к унификации паспортно-визового контроля в государствах-членах Таможенного союза. В рамках ШОС продолжается работа по реализации Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС и Совместной инициативы по активизации многостороннего экономического сотрудничества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечению дальнейшего развития экономик государств-членов ШОС. В рамках Союзного государства в марте 2011 года состоялось очередное заседание Совета Министров Союзного государства.В ходе заседания рассмотрены: итоги выполнения Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли; итоги выполнения Плана мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства на 2008-2010 годы; ход работы по проведению согласованной политики в области технического регулирования, стандартизации и метрологии. Подписано соглашение между министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О применении Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года». В январе-марте 2011 года состоялось три заседания межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству (с Киргизской Республикой, Республикой Молдова и Азербайджанской Республикой). В числе основных вопросов повестки дня заседаний МПК были рассмотрены вопросы торгово-экономического сотрудничества, электроэнергетики, нефтегазовой отрасли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, образования и науки, таможенного дела, миграции, туризма, банковской сферы, связи и информационных технологий, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также дальнейшего совершенствования договорно-правовой базы. 10 марта 2011 г. в Москве подписано Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Казахстан о создании торгово-выставочного центра Республики Казахстан на территории Всероссийского выставочного центра.
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах: 1. Как степень состязательности на рынке; 2. Как саморегулирующий элемент рыночного механизма; 3. Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям. Модель монополии:
Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.
Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Доминирующее положение на рынке – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»). Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции»): 1. установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; 2. изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; 3. навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; 4. не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки; 5. экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара; 6. экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом и др.
Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства. Исходя из этого, безопасность предпринимательства следует понимать также как готовность и способность институтов власти создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя. Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека. Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих принципов управления государством, закрепленных в действующем законодательстве: законность, гуманность, целесообразность, справедливость, сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательства, взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов, соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя, ограниченность числа субъектов государственного регулирования. Повышение эффективности деятельности государственных правоохранительных органов по обеспечению безопасности предпринимательства требует усиления их взаимодействия с не-государственными службами безопасности по следующим направлениям: совместная разработка необходимой правовой базы; взаимный обмен информацией; сотрудничество в создании организационной системы мониторинга безопасности предпринимательства: совместные разработки технических систем охраны, национальных стандартов по технической защите; разработка и осуществление совместных учебных программ подготовки и переподготовки кадров. Методы государственного макроэкономического регулирования включают в себя экономические и административные. Административные методы предполагают: ограничение необоснованной рисковой деятельности, ответственность за нарушение процессуальных норм; отзыв лицензий; текущий надзор и аудит; законодательное внедрение механизмов адаптации к рискам. Экономические методы подразделяются на нормативные (прямые) и регулирующие (косвенные).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|