Источник перевод книги: Аль иктисаду филь и'тикад. Знание, достаточное в вопросах убеждений. Автор Абдуль Гъани аль Макдиси.
Коран – это Речь Аллаха. Коран – это Речь Аллаха Всевышнего [1], это Его откровение и Его ниспослание. Читающий Коран читает слова Аллаха [1]. [1] [Аллах Всевышний сказал: «Воистину, это [Коран] — Ниспослание от Господа миров. Верный Дух [ангел Джибриль] сошел с ним (от Аллаха) на твое сердце, чтобы ты (о, посланник) стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке». (Сура аш-Шу′ара, аяты 192-195). А также: «Это Писание, в котором нет сомнения, ниспослано Господом миров». (Сура ас-Саджда, аят 2). Аллах Всевышний произнес этот Коран, а Джибриль, мир ему, услышал его и снизошёл с этим Кораном к благородному пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, донёс этот Коран до своей общины. Аллах Всевышний произнес этот Коран – произнес суру «аль-Фатиха», суру «аль-Бакара», суру «али ′Имран» и все остальные суры Корана]. [2] [Сказали Абу Хатим ар-Рази и Абу Зур′а ар-Рази: «Мы застали ученых из разных земель (из Хиджаза, из Ирака, из Шама и из Йемена) – и мазхаб каждого из них заключался в следующем: “Коран – это речь Аллаха и он не является сотворенным в любое случае». Передал аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 1/76. «…в любом случае…» — то есть: вне зависимости от того читает ли его человек, или Коран находится в памяти человека, или Коран записан в свитках, или человек слышит его ушами. Коран, в любом случае, является словами Аллаха. И далее по главе автор книги, да помилует его Аллах, приведет множество доводов, указывающих на это. Именно поэтому, приверженцы Сунны говорят: «الصوت صوت القاري والكلام كلام الباري»
«Произношение – это произношению чтеца, а слова – это Речь Творца». То есть: произнесенные чтецом слова являются речью Аллаха, а что касается голоса чтеца, то он является сотворенным].
Аллах Всевышний сказал: ﴿ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلاَمَ اللّهِ ﴾ «…предоставь ему убежище, чтобы он [многобожник] мог услышать Слово Аллаха [Коран] ». [Сура ат-Тауба, аят 6]. А многобожник может услышать Слова Аллаха только от того, кто читает Коран. Аллах Всевышний сказал: ﴿ يُرِيدُونَ أَن يُبَدِّلُوا كَلَامَ اللَّهِ ﴾ «Они хотят изменить Слово Аллаха [Коран] ». [Сура аль-Фатх, аят 15]. Также Аллах Всевышний сказал: ﴿ إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ ﴾ «Воистину, Мы ниспослали Напоминание [Коран], и Мы оберегаем его*». [Сура аль-Хиджр, аят 9]. *[Что касается этого аята, то в нём указание на то, что Коран был ниспослан. Аллах Всевышний, произнесший Коран, находится над Своим Троном, а Джибриль, услышавший Коран от Аллаха Всевышнего, снизошел с ним к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует]. А также: ﴿ وَإِنَّهُ لَتَنزِيلُ رَبِّ الْعَالَمِينَ (192) نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ (193) عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ ﴾
«Воистину, это [Коран] — Ниспослание от Господа миров. Верный Дух [ангел Джибриль] сошел с ним (от Аллаха) на твое сердце, чтобы ты (о, посланник) стал одним из тех, кто предостерегает». [Сура аш-Шу′ара, аяты 192-194]. Коран хранится в сердцах людей, как сказал Всевышний: ﴿ بَلْ هُوَ آيَاتٌ بَيِّنَاتٌ فِي صُدُورِ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ ﴾ «Напротив, это [Коран] — ясные аяты в груди тех, кому даровано знание». [Сура аль-′Анкабут, аят 49]. Сообщается со слов ′Абдуллаха ибн Мас′уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Часто повторяйте Коран, ибо он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды, освобождённые от пут». [аль-Бухари, 5032; Муслим, 790]. Коран записан в свитках и его можно увидеть глазами. Аллах Всевышний сказал: ﴿ وَالطُّورِ (1) وَكِتَابٍ مَّسْطُورٍ (2) فِي رَقٍّ مَّنشُورٍ ﴾ «Клянусь горой! Клянусь Писанием [Кораном], начертанным на развернутой нежной коже!» [Сура ат-Тур, аяты 1-3]. А также: ﴿ إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ (77) فِي كِتَابٍ مَّكْنُونٍ (78) لَّا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ ﴾ «Воистину, это — благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные». [Сура аль-Уакы′а, аяты 77-79]. Сообщается со слов ′Абдуллаха ибн ′Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал ездить на земли, принадлежащие врагам, с Кораном, опасаясь того, что враги заполучат его. [аль-Бухари, 2990; Муслим, 1869]. Сказал ′Усман ибн ′Аффан, да будет доволен им Аллах: «Я не желаю провести ночь и день так, что (ни разу) не взгляну на Слова Аллаха» *. То есть: не прочитаю Коран, который записан в свитках.
*[Нечто похожее также передает аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 313. Это сообщение не является достоверным. В нем пропущено сразу несколько передатчиков]. Сказал ′Абдуллах ибн Аби Мулейка [ученый, факых. Скончался в 117-ом г.х.]: «Обычно ′Икрима ибн Аби Джахль *,да будет доволен им Аллах, брал свиток (Корана), клал его на своё лицо и говорил: “Писание моего Господа, Слова моего Господа“». [Передал ′Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», № 110 (1/140-141). Это сообщение не является достоверным, так как в цепочке передатчиков этого сообщения есть разрыв (инкыта‘). Ведь, ‘Абдуллах ибн Аби Мулейка не застиг ‘Икриму ибн Аби Джахля. Исходя из этого, аль-Хайсами назвал сообщение недостоверным в «Маджма’ уз-Зауаид» (9/388)]. *[′Икрима ибн Аби Джахль аль-Курайши аль-Махзуми. Принял Ислам в год завоевания Мекки. Говорят, что он умер в период правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в 13-ом г.х.] Имамы из числа праведных предшественников и их последователи из числа поздних поколений были единогласны в том, что Коран не является сотворённым, а кто говорит, что Коран сотворён, тот – неверующий. [Имам аль-Лялякаи в своей книге «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна» привел слова более пятиста ученых из числа праведных предшественников, каждый из которых говорил о том, что Коран – это слова Аллаха, которые не являются сотворенными].
Сказал ′Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, о Коране: «Он не является ни творцом, ни сотворенным. Он – слова Аллаха, которые от Него изошли и к Нему вернутся». [Передал аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 374 (1/229-230). Это сообщение не является достоверным. Среди передатчиков этого сообщения Махбуб ибн Мухрис ат-Тамими аль-Кауарири, который является слабым передатчиком]. Сказали ′Абдуллах ибн ′Аббас и ′Абдуллах ибн Мас′уд: «Коран – это слова Аллаха. Он изошёл от Аллаха [То есть: Аллах Всевышний произнес этот Коран] и к Нему вернётся *». [От ибн ′Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, это сообщение передают аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 376 (1/230-231); аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 312; аль-Багауи в «Шарху-с-Сунна», 1/186. Это сообщение не является достоверным. Среди передатчиков этого сообщения ‘Али ибн ‘Асым аль-Уасыты, который является слабым передатчиком. Что касается ибн Мас′уда, да будет доволен Аллах им, то именно этих слов от него мне не удалось найти. Но передается, что ибн Мас′уд сказал: «Коран – это слова Аллаха». Передал аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 311. А Аллах знает лучше].
*[Речь идёт о том, что перед Судным Днём Коран будет забран с земли и люди не найдут его ни в свитках, ни в памяти. Об этом сказал шейх уль-Ислям ибн Теймия,:. См. «Маджму′ аль-Фатауа», 3/174-175]. Суфьян ибн ′Уейна [ибн Аби ′Имран аль-Хиляли, Абу Мухаммад аль-Куфи – хафиз, факых, надежный передатчик хадисов. Скончался в 198-ом г.х. в возрасте 91-го года] передал от ′Амра ибн Динара [аль-Макки – большой имам, хафиз. Родился в 45-ом или 46-ом г.х., а скончался в 126-ом или 125-ом г.х.], который сказал: «Я застал (много) наших шейхов и (обычных) людей за семьдесят лет, и (все) они говорили: “Коран – это слова Аллаха. Он изошёл от Аллаха и к Нему вернется“». Передали Мухаммад ибн Джарир ибн Йазид аль-Факых ат-Табари и Хибатуллах ибн уль-Хасан ибн Мансур аль-Хафиз ат-Табари в своих книгах «ас-Сунна». [Что касается известного толкователя Корана Мухаммад ибн Джарира ат-Табари, то речь идёт о его книге «Сарих ас-Сунна». А Хибатуллах ибн уль-Хасан ибн Мансур аль-Хафиз ат-Табари – это имам аль-Лялякаи и речь здесь идёт о его книге «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна». Также это сообщение передали ад-Дарими в «ар-Радду ′аля-ль-Джахмийа», стр. 88; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 315]. Поистине, ′Амр ибн Динар застал Абу Хурайру, ибн ′Аббаса и ибн ′Умара. [Приведя это сообщение, Исхак ибн Рахауейх сказал: «Поистине, ′Амр ибн Динар застал славных сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, – застал участников битвы при Бадре, застал мухаджиров и ансаров. Он застал Джабира ибн ′Абдуллаха, Абу Са′ида аль-Худри, ′Абдуллаха ибн ′Умара, ′Абдуллаха ибн ′Аббаса и ′Абдуллаха ибн аз-Зубейра». Передал аль-Бейхакы в «Сунан аль-Кубра», 10/205].
Также Ахмад ибн Ханбаль приводил в качестве довода то, что Аллах говорил с Мусой, мир ему, а Муса, мир ему, слышал слова Аллаха. Также Ахмад ибн Ханбаль приводил в качестве довода слова Всевышнего: ﴿ وَلَكِنْ حَقَّ الْقَوْلُ مِنِّي ﴾
«…однако исполнится Слово Мое». [Сура ас-Саджда, аят 13].
Также передал ат-Тирмизи от Хаббаба ибн уль-Аратта [славный сподвижник, одним из первых принял Ислам. Скончался в Куфе в 37-ом г.х.], что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, вы не сможете приблизиться к Аллаху чем-то лучшим, нежели то, что изошло от Него», — имея в виду Коран. [ат-Тирмизи передает нечто похожее со слов Абу Умамы, под номером 2911. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля ад-Да′ифа», 1957. А также со слов Джубейра ибн Нуфейра под номером 2912. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Да′иф ат-Тирмизи», стр. 304. Что же касается Хаббаба ибн уль-Аратта, то похожая фраза передаётся от него как его слова, а не как слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Передали аль-Бухари в «Хальк Аф′аль аль-′Ибад», стр. 13; аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 77; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 311. А Аллах знает лучше]. Мы убеждены в том, что записанные в свитках буквы [1 ] и звуки [исходящие от чтецов Корана] [2] – это слова Аллаха Всевышнего [3], а не “хикая“ и не “ибара“ [4]. [1] [Коран, который является речью Аллаха, состоит из сур, а суры – из слов, а слова – из букв. Поэтому говоря о том, что Коран – это речь Аллаха, мы имеем в виду все его буквы, слова, аяты и суры. Буквы, которые записаны в рукописных Коранах – это и есть речь Аллаха. Что же касается чернил, которыми записаны эти буквы, то они сотворены. Но сами буквы и слова являются речью Аллаха. И далее автор книги, да помилует его Аллах, приведет множество доказательств на это своё утверждение]. [2] Эту фразу следует рассмотреть глубже. Если под звуками автор книги имеет в виду голоса чтецов Корана, то, ведь, голоса чтецов Корана являются сотворёнными по единогласному мнению праведных предшественников. Поэтому, праведные предшественники говорили: «الصوت صوت القاري والكلام كلام الباري» «Произношение – это произношению чтеца, а слова – это Речь Творца». То, что читается чтецами Корана – это речь Аллаха, которая не является сотворенной. Но голоса чтецов Корана и движения их языков являются сотворенными. Также сотворены свитки, на которых записаны слова Аллаха, а также чернила. Но слова, которые записаны в свитках Корана – это слова Аллаха. Если же он имеет в виду, что слова, читаемые чтецами Корана, а не их голоса – именно это речь Аллаха, то это устраняет всякое недопонимание. Следует заметить, что именно эта фраза отсутствует в некоторых рукописях этой книги, поэтому нужно еще разобраться высказывал ли вообще автор книги, да помилует его Аллах, данную фразу. А Аллах знает лучше!] [3] [В этом опровержение философам (мутакаллимам), которые заявляют, что речь Аллаха не состоит из букв и звуков. Именно поэтому автор книги, да помилует его Аллах, начал разговор на эту тему]. [4] [ Это – опровержение куллябитам, аш′аритам, матуридитам и им подобным. Они заявляют, что Коран – это не речь Аллаха, но Коран – это “хикая“ (пересказ речи Аллаха Джибрилем) или “ибара“ (выражение речи Аллаха Джибрилем). Оба этих слова являются ложными и несоответствующими истине. Коран это и есть речь Аллаха. «′Ибара» заключается в том, что человек выражает своими словами то, что в душе у другого. Допустим, есть немой человек, который не может высказать то, что у него в душе. Он начинает говорить на языке жестов, а другой человек, понимающий этот язык жестов, начинает говорить своим языком то, что хотел донести до людей немой. Это именуют словом «′Ибара» (выражение одним человеком того, что в душе у другого). Так вот, в соответствии с учением аш′аритов, Коран не являются речью Аллаха, но он является выражением (ибара) речи Аллаха. Некоторые из них говорят, что речь Аллаха была высказана (выражена) Джибрилем, мир ему, и получился Коран, а некоторые говорят, что речь Аллаха была высказана (выражена) пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Именно поэтому автор, да помилует его Аллах, упомянул этот момент, дабы опровергнуть куллябитов, аш′аритов, матуридитов и им подобных. Это нововведение внес ибн Кулляб, который заявил, что Аллах Всевышний разговаривает у Себя в душе (!), но другие не могут слышать Его, и Его речь не состоит из букв и звуков. И дело в том, что его последователи, желая подтвердить слова своего учителя, не смогли найти на это утверждение ни одного довода, кроме одного стихотворения: إن الكلام لفي الفؤاد وإنما * * * جعل اللسان على الفؤاد دليلا «Поистине, речь находится в сердце, А язык всего лишь указывает на то, что в сердце». Говорят, что это стихотворение произнес христианин (!) аль-Ахталь. Поэтому приверженцы Сунны сказали этим куллябитам и аш′аритам: «Вы оставили достоверные хадисы и ясные шариатские тексты, и начали приводить в довод на ваши утверждения стихотворение христианина». Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Один из людей произнес стихотворение по этому поводу, сказав: قبحا لمن نبذ القرآن وراءه * * * فإذا استدل يقول قال الأخطل «Пусть пропадет тот, кто отбросил Коран за спину,А, приводя доводы, говорит: “Сказал аль-Ахталь“». См. «Маджму′ аль-Фатауа», 6/297. На несостоятельность этого довода также указал имам Абу Наср ас-Сиджзи в своей прекрасной книге «ар-Радд ′аля ман анкара аль-харф уа-с-саут» (Опровержение тому, кто отвергает буквы и звуки). Также шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, опроверг аш′аритов в этом вопросе с девяноста сторон в своей книге «ат-Тис′инийа». А история этой книги была следующей. Между шейху-ль-Ислямом и ними состоялась дискуссия на эту тему, после чего эти заблудшие донесли на шейха правителю, после чего ибн Теймия был посажен в тюрьму. Они вновь потребовали от него явиться на диспут, но он отказался и сказал их посланцу: «Сообщи им, что я не приду, и сообщи им, что их слова несостоятельны со многих стороны. Во-первых…, во-вторых…, в-третьих…», и начал перечислять множество аргументов. Тогда посланец сказал, что не сможет запомнить все эти доводы. Ибн Теймия, да помилует его Аллах, решил написать для них послание из тюрьмы, в котором в итоге было заключено опровержение их утверждений с девяноста сторон. См. «Фатауа аль-Кубра», 5/3]. [Автор книги, да помилует его Аллах, начал приводить доводы, указывающие на то, что Коран состоит из букв, которые являются речью Аллаха]. Аллах Всевышний сказал: ﴿ الم (1) ذَلِكَ الْكِتَابُ لاَ رَيْبَ فِيهِ ﴾ «Алиф. Лям. Мим.Это Писание [Коран], в котором нет сомнения». [Сура аль-Бакара, аяты 1-2]. А также: ﴿ المص (1) كِتَابٌ أُنزِلَ إِلَيْكَ ﴾ «Алиф. Лям. Мим. Сад. Тебе (о, Пророк) ниспослано Писание». [Сура аль-А′раф, аяты 1-2].
А также: ﴿ الر تِلْكَ آيَاتُ الْكِتَابِ الْمُبِينِ ﴾ «Алиф. Лям. Ра. Это — аяты ясного Писания». [Сура Йусуф, аят 1]. А также: ﴿ المر ﴾ «Алиф. Лям. Мим. Ра». [Сура ар-Ра′д, аят 1]. А также: ﴿ كهيعص ﴾ «Каф. Ха. Йа. ′Айн. Сад». [Сура Марьям, аят 1]. А также: ﴿ حم (1) عسق ﴾ «Ха. Мим. ′Айн. Син. Каф». [Сура аш-Шура, аяты 1-2]. [Аяты Корана, в которых буквы: «алиф», «лям», «мим», «каф», «ха», «йа», «′айн», «сад», и так далее. Это – явные доводы, указывающие на то, что речь Аллаха состоит из букв]. Если человек не говорит о том, что эти буквы и есть слова Аллаха, то, поистине, он вылетел из религии и вышел из круга мусульман. [Если человек заявит, что именно эти буквы, находящиеся в Коране, не являются речью Аллаха, то он выйдет из религии Ислам]. А кто отрицает, что в этих аятах содержатся буквы, тот проявляет упрямство и распространяет клевету. [ Если человек заявит, что «алиф», «лям», «мим», «каф», «ха», «йа», «′айн», «сад» не являются буквами, а являются чем-то другим, то этот человек проявляет упрямство и распространяет клевету. Ведь, поистине, даже маленький ребенок, не говоря уже о взрослом, знает, что это – буквы]. Передал ат-Тирмизи от ′Абдуллаха ибн Мас′уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прочтёт одну букву из Книги Аллаха, тому будет записано совершение десяти благодеяний». Ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверный. Его передали также и другие имамы, а в конце хадиса сказано: «Поистине, я не говорю, что “алиф. лям. мим“ – это одна буква. Однако, “алиф“ – буква, “лям“ – буква, и “мим“ – буква». [ ат-Тирмизи, 2910. Но ат-Тирмизи не сказал, что этот хадис достоверный, как об этом сказал автор данной книги, да помилует его Аллах. Ат-Тирмизи сказал, что хадис хороший, достоверный, но редкий. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Тирмизи», 3/164. Хадис также передал ад-Дарими в «ас-Сунан», 2/429, но не как слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а как слова ибн Мас′уда, да будет доволен им Аллах. А Аллах знает лучше! В этом хадисе ясное указание на то, что Коран состоит из букв]. Также передал Йа′ля ибн Мамляк [аль-Макки] от Умму Салямы, что как-то раз она показала, как читал Коран посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Она прочитала Коран размеренным чтением, произнося чётко каждую букву. Это сообщение передает Абу Дауд, Абу ′Абду-р-Рахман ан-Насаи и Абу ′Иса ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший, достоверный, редкий». [Абу Дауд, 1466; ан-Насаи, 1629; ат-Тирмизи, 2923; Ахмад, 6/294, 300, 323; аль-Бухари в «Хальк Аф′али-ль-′Ибад», стр. 23. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Да′иф Аби Дауд», стр. 111]. Сообщается, что Сахль ибн Са′д ас-Са′иди сказал: «Однажды, когда мы читали Коран, к нам вышел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Хвала Аллаху, Книга Аллаха – одна. Среди вас есть лучшие люди, среди вас как белые, так и темнокожие. Читайте Коран, пока не пришли народы, читающие Коран и выговаривающие чётко каждую букву. Однако этот Коран не будет опускаться ниже их глоток. Они будут стараться получить вознаграждение [за Коран] уже в мирской жизни, а не в Последней* “». [Передал Абу Бакр аль-Аджурри в «Ахляку Хамаляти-ль-Куран», № 29. Этот хадис передает также Абу Дауд (№ 830) со слов Джабира ибн ′Абдуллаха, да будет доволен им Аллах. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Аби Дауд», 1/234]. *[То есть: они, читая Коран, не будут желать награды Аллаха в День Воскресения. Они всего лишь будут желать награды в мирской жизни. Сказал абу Дауд: «Я слышал, как Ахмада (ибн Ханбаля) спросили об имаме, который говорит: “Я проведу молитву с вами за столько-то дирхемов“. Ахмад сказал: “Я прошу у Аллаха избавления от этого. Кто же будет молиться позади него?!» См. «Масаиль аль-Имам Ахмад» Абу Дауда, стр. 63. То же самое касается человека, который читает Коран на поминках по случаю смерти. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, те, которые скрывают то, что ниспослал Аллах из Писания и покупают за это малую цену (в виде мирских благ и денег), – они пожирают в свои животы только огонь; не (будет) разговаривать с ними Аллах в День Воскресения и не очистит их, и для них – мучительное наказание!» (Сура аль-Бакара, аят 174)]. Передают *, что Абу Бакр и ′Умар, да будет доволен ими Аллах, сказали: «Чтение Корана с соблюдением правил любимее нам, чем заучивание наизусть некоторых его букв». *[Такое выражение обычно указывает на слабость этой передачи. И на самом деле эти сообщения от Абу Бакра и ′Умара являются недостоверными. А Аллах знает лучше!]. Передал Абу ′Убейд [Имам аль-Хафиз Абу ′Убейд, аль-Касим ибн Салям ибн ′Абдуллах. Скончался в Мекке в 224 г.х.] в книге «Фадаилю-ль-Куран», что как-то раз ′Али [ибн Аби Талиба], да будет доволен им Аллах, спросили о том, может ли читать Коран человек, который находится в состоянии полового осквернения. ′Али ответил: «Нет, ни одной буквы ». [Передал ибн Аби Шейба в «Мусаннаф», 1/102, и другие. Цепочка передатчиков этого сообщения является хорошей. И это ясный текст от ′Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, который указывает на то, что Коран состоит из букв. И это мнение славного сподвижника в корне противоречит словам тех, кто заявляет, что слова Аллаха не состоят из букв].
Сказал ′Абдуллах ибн Мас′уд, да будет доволен им Аллах: «Кто проявил невериехотя бы в одну букву Корана, тот, поистине, проявил неверие в весь Коран * ». [Передали имам ат-Табари во вступлении в своё толкование Корана (1/23); аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 379 (1/232); аль-Харауи в «Замм уль-Калям», № 179 (2/228)]. * [Ведь, Коран целиком и полностью является словами Аллаха. Человек должен верить в весь Коран целиком. Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям». Сура аль-Бакара, аят 85]. Также он сказал: «Кто поклялся сурой “аль-Бакара“ (и не исполнил клятву), тот должен совершить искуплениеза каждую букву этой суры». [Передал ′Абду-р-Разакъ в «Мусаннаф», 15950]. Сказал Тальха ибн Мусарриф [ибн ′Амр ибн Ка′б аль-Хамдани аль-Куфи – имам, хафиз. Скончался в 112-ом г.х.]: «Однажды, один человек читал Коран перед Му′азом ибн Джабалем и пропустил букву “уау“. Тогда Му′аз сказал: “Поистине,ты пропустил буквуболее великую, чем гора Ухуд“». Сказал аль-Хасан аль-Басри [Скончался в 111-ом г.х – известный и благородный ученый]: «Аллах Всевышний сказал: “Это — благословенное Писание [Коран], которое Мы ниспослали тебе (о, пророк), дабы они [люди] размышляли над его аятами“ [Сура Сад, аят 29]. Размышление над аятами – это следование (за велениями, которые содержатся) в них. Клянусь Аллахом, речь не идёт лишь о заучиваниибукв Корана, если человек преступает границы Корана. А один из этих людей может даже сказать: “Поистине, я прочел весь Коран, не пропустив ни одной буквы“, — хотя он, клянусь Аллахом, пропустил весь Коран». [Передал хафиз ибн Касир в своем толковании Корана (том 7, стр. 55)]. Сказал ′Абдуллах ибн уль-Мубарак: «Кто проявил невериехотя бы в одну букву Корана, тот, поистине, не уверовал в весь Коран. Кто сказал: “Я не уверовал в эту букву ′лям′“, тот, поистине, стал неверующим». [Передал Абу ′Усман ас-Сабуни в «′Акыдату-с-саляф уа асхаби-ль-хадис». И на этом сообщении от ′Абдуллаха ибн уль-Мубарака, да помилует его Аллах, автор, да помилует его Аллах, остановился, после чего начал разговор о другом вопросе]. [После того, как автор книги, да помилует его Аллах, закончил приводить доказательства, указывающие на то, что речь Аллаха состоит из букв, он приступил к приведению доказательств на то, что Аллах Всевышний говорит голосом так, что творения, к которым Он обращается, слышат Его. И в первую очередь он привел хадис ′Абдуллаха ибн Унейса, да будет доволен им Аллах, в котором сказано: «…Аллах воззовёт к ним голосом, который находящиеся далеко услышат так же, как те, кто находится близко…». Однако даже в Коране множество доказательств, указывающих на то, что Аллах Всевышний говорит голосом, и творения могут слышать Его. Например, Аллах Всевышний сказал: «В тот день [в День Суда] Он [Аллах] воззовет к ним и скажет: «Что вы ответили посланникам?»» (Сура аль-Касас, аят 65)]. Передал ′Абдуллах ибн Унейс, да будет доволен им Аллах, который слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди будут собраны в День Воскресения…», указав рукой в сторону Шама [старое название территорий, занимаемых ныне Иорданией, Ливаном, Сирией и Палестиной], после чего продолжил: «…нагими, с крайней плотью и без ничего. Аллах воззовёт к ним голосом, который находящиеся далеко услышат так же, как те, кто находится близко [1] : “Я – Властелин! Я – Судья! Ни один из обитателей Рая не войдет в Рай, пока хотя бы один из обитателей Огня будет требовать (у него) возмещения несправедливости. Ни один из обитателей Огня не войдёт в Огонь, пока хотя бы один из обитателей Рая будет требовать (у него) возмещения несправедливости. И так будет до тех пор, пока Я не возмещу (эту несправедливость)“». Люди спросили: «А как будет возмещена несправедливость, если мы придём к Аллаху нагими, с крайней плотью и без ничего?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Посредством благих и скверных деяний». Передал Ахмад и другие имамы. [Ахмад, 3/495; аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад», 970; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/437, 4/574. аль-Хаким назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби. Также передал ибн ′Абд уль-Барр в «Джами′ Байан аль-′Ильми уа фадлихи», 1/93; аль-Куртуби в «ат-Тазкира», 1/323. Хафиз аль-Мунзири назвал хадис хорошим. См. «ат-Таргъиб уа-т-Тархиб», 4/202. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим из-за поддерживающих цепочек. См. «Сахих ат-Таргиб», 3608; «Зылялю аль-Джанна», 514. А Аллах знает лучше!]. [1] [И это указывает на то, что речь Аллаха не подобна речи творений. Ведь, речь творений слышна тем, кто находится близко к ним, а чем дальше ты от творения, тем слабее ты слышишь его речь].
′Абдуллах ибн Мас′уд, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах произносит откровение, Его голос слышат обитатели небес [Речь идёт об ангелах], и это подобно звону железной цепи, которую волочат по камням, и (тогда обитатели небес) падают ниц». [Абу Дауд, 4738; ибн Хузейма в «Китаб ат-Таухид», стр. 145-148. Аль-Бухари передал этот хадис со слов Абу Хурайры, t. См. «ас-Сахих», 4701, 4800]. А кто-то [Речь идёт о му′тазилитах, куллябитах, аш′аритах и матуридитах] говорит, что буквы и звуки могут выходить только из горла [1], но это слово ложное и абсурдное [2]. [1] [Приверженцы этих ложных идей отрицают, что речь Аллаха состоит из звуков и букв, заявляя, что звуки и буквы могут выходить только из горла (гортани). Они сравнили Аллаха с творениями, а потом отвергли все аяты и хадисы, указывающие на то, что речь Аллаха состоит из букв и звуков. А, ведь, у них нет никаких доводов, кроме того, что они сравнили Аллаха с творениями. Известно, что последователи Сунны говорят, что речь Аллаха не подобна речь Его творений так же, как и Сам Аллах не подобен Своим творениям. Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». Сура аш-Шура, аят 11]. [2]. [Ведь, множество доказательств из Корана и Сунны указывают на то, что некоторые творения Аллаха говорят, хотя у них нет ни горла, ни голосовых связок, ни языка. Следовательно, это их утверждение не соответствует истине, даже если взглянуть на творения Аллаха, не говоря уже о Всемогущем Творце].
Аллах Всевышний сказал: ﴿ يَوْمَ نَقُولُ لِجَهَنَّمَ هَلِ امْتَلَأْتِ وَتَقُولُ هَلْ مِن مَّزِيدٍ ﴾ «В тот день [в День Суда] Мы скажем Геенне [Аду]: «Заполнилась ли ты?» Она скажет*: «Нет ли добавки?»». [Сура Каф, аят 30]. *[Следовательно, Геенна произнесла эту фразу, хотя у неё нет ни языка, ни горла, ни голосовых связок. Так соответствует ли истине их утверждение?!]. Также Аллах Всевышний сказал, сообщая о небесах и земле: ﴿ قَالَتَا أَتَيْنَا طَائِعِينَ ﴾ «Они [небо и земля] сказали: “Мы придем по доброй воле”». [Сура Фуссылят, аят 11]. Геенна, небеса и земля произнесли эти слова без горла и прочих органов. Также передается, что с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, говорила отравленная конечность барашка. [История об этом приводится у аль-Бухари и Муслима со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах. Также эту историю передаёт аль-Бухари со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Однако упоминание того, что конечность говорила, не приходит ни у аль-Бухари, ни у Муслима, но приходит у Абу Дауда и ад-Дарими, и их версия является достоверной из-за поддерживающих цепочек. А Аллах знает лучше]. Также достоверно передается, что его поприветствовал камень [1] и дерево [2]. [1] [Передают со слов Джабира ибн Самуры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я знаю в Мекке один камень, который приветствовал меня ещё до того, как я был послан [к людям в качестве пророка], и мне известно, [где этот камень находится] ныне». Муслим, 2277. И известно всем, что у камня нет ни горла, ни языка. Так соответствует ли истине их утверждение?!]. [2] [Абу ‘Абдуллах аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/620; ат-Тирмизи, 3626. Эта история не установлена достоверно, так как цепочка передатчиков является очень слабой. Среди передатчиков этого хадиса ‘Аббад ибн Аби Язид аль-Куфи, личность которого не установлена (маджхуль аль-‘айн). Также среди передатчиков этого хадиса аль-Уалид ибн Аби Саур, который является очень слабым передатчиком (да‘иф джиддан). Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым (да‘иф). См. «Да‘иф ат-Тирмизи», стр. 412-413]. Источник перевод книги: Аль иктисаду филь и'тикад. Знание, достаточное в вопросах убеждений. Автор Абдуль Гъани аль Макдиси.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|