Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип добросовестного выполнения обязательств. Способы обеспечения выполнения международных договоров




Принцип добросовестного выполнения международных обязательств означает, что каждое государство должно добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из действительных международных договоров. Содержание этих принципов конкретизировано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. В Хельсинском заключительном акте (1975) сформулированы еще три принципа:

Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств стал главным гарантом строгого выполнения подписанных договоров.

Важнейшим шагом для всеобщего признания этого принципа стала Лондонская конференция 1871 г., посвященная пересмотру Парижского мирного договора 1856 г. В ходе ее работы европейские державы заявили, что они признают за существенное начало международного права, что ни одна держава не может освободить себя от обязательств трактата, ни изменить его постановлений иначе как с согласия договаривающихся сторон, достигнутого посредством дружественного уговора. Данное решение европейских государств по сути впервые закрепило на международном уровне принцип добросовестного выполнения обязательств, который толковался как принцип «договоры должны соблюдаться».

Со временем принцип добросовестного выполнения международных обязательств получил более определенное толкование. Пункт 2 статьи 1 Устава Лиги Наций1 предусмотрел условие, следуя которому государства могли стать членами Лиги: предоставить действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства.

Включение принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву в текст Устава ООН2 имело решающее значение для всеобщего признания. В Преамбуле и в статье 4 Устава ООН говорится о решимости народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права», а пункт 2 статьи 2 устанавливает обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства, «чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

Позже принцип нашел отражение и в статье 26 Венской Конвенции о праве международных договоров3, которая устанавливает, что «каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств конкретизируется в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.4 В частности, подчеркивается, что каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, вытекающие как из общепризнанных принципов и норм международного права, так и из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В международно-правовой практике для повышения эффективности принципа добросовестного соблюдения международных обязательств используются различные правовые механизмы. В их числе создание и деятельность специальных международных органов, осуществляющих контроль за исполнением международно-правовых норм.

Как свидетельствует практика, государства сами закрепляют в международных соглашениях положения об осуществлении контроля за выполнением взятых обязательств посредством применения разных форм и методов международного контроля, способствующих проверке соблюдения государствами международно-правовых обязательств и принятию мер по их выполнению.

Как подчеркнул Г.А. Осипов, добровольность контроля следует понимать в том смысле, что государства как суверенные участники международного общения сами соглашаются с теми или иными международно-правовыми нормами. Однако, когда эти нормы согласованы и закреплены договором, вступившим в силу, его положения, в том числе и по контролю, являются юридически обязательными для всех государств-участников5.

Международный контроль за выполнением договорных норм осуществляется коллективными усилиями государств при помощи международных организаций. При этом контроль включает в себя систему мер, направленных на проверку точности соблюдения международно-правовых обязательств государств, выявление возможных нарушений и обеспечение выполнения международных обязательств в рамках международного договора. Это возможно только при эффективном содействии самих государств. В этом случае государство можно рассматривать как подконтрольную структуру, деятельность которой направлена на добровольное исполнение международных договоров на своей территории.

Согласно международным договорам государства-участники берут на себя обязательства провести целый ряд мероприятий применительно к их внутригосударственной жизни, в том числе, принять законодательные или иные внутренние меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав и обязанностей, закрепленных в международных соглашениях.

Государство также само определяет эффективные способы осуществления контроля за выполнением своих международных обязательств. Внутригосударственные контрольные функции осуществляются государственными органами, должностными лицами и другими субъектами и закрепляются соответствующими законами.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»6 международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией России и настоящим законом, иными актами законодательства Российской Федерации.

Статья 32 вышеуказанного закона, а также статья 21 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»7 предусматривают, что Президент и Правительство Российской Федерации принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров. Федеральные органы исполнительной власти обязаны обеспечивать выполнение обязательств государства.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации», пунктом 1 Указа Президента «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации»8 Министерство иностранных дел осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации.

Формы и методы внутригосударственного контроля могут быть установлены как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении»9 предусматривает, что выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции, обеспечивается федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов России в пределах их полномочий. По Закону Президент определяет основные направления политики Российской Федерации в области химического разоружения, меры, необходимые для обеспечения безопасности граждан и охраны окружающей среды в ходе уничтожения химического оружия в соответствии с Конвенцией, а также меры контроля за их реализацией. Более того, закон содержит положения об обязанностях Правительства Российской Федерации, Палаты Федерального Собрания России по обеспечению выполнения обязательств по Конвенции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...