Мимические коды эмоциональных состояний
Таблица 9.1
В исследованиях психологов было показано, что все люди независимо от национальности и культуры с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Взгляд. Взгляд связан с формированием высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль готова, - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, - больше. Вообще тот, кто говорит меньше, смотрит на партнера – только, чтобы проверить его обратную связь. Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Зрачки при заинтересованности расширяются в 4 раза, сердитое настроение заставляет их сужаться.
Мимика сознательно контролируется лучше. Поза. Общее число поз около 1000. В силу культурной традиции некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются. Закрытые позы, например, «наполеоновская», и сидя, когда обе руки упираются в подбородок – это позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытые позы – руки ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты – это позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Есть ясно читаемые позы раздумья: поза «роденовского мыслителя», поза критической оценки (рука под подбородком, указательный палец к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе. Жестикуляция. Прежде всего важно количество жестикуляции. Жестикуляция при эмоциональной возбужденности растет, как и при желании достичь полного понимания, особенно если оно почему-то затруднено. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить: - коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.); - модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.); - описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания. В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Противоречие в жесте – сигнал лжи.
Походка. По стилю передвижения человека можно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая «тяжелая походка» при гневе, самая «легкая» – при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка – при страдании. Связь походки с качествами личности пока не отвечает требованиям научной достоверности. ✓ Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. ✓ Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д. ✓ Такесика. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Прикосновения определяются многими факторами, среди которых особую силу имеют статус, возраст, пол, степень знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: - доминирующее рукопожатие – это когда рука находится сверху, ладонь развернуть вниз; - покорное – рука снизу, ладонь развернута вверх; - равноправное – руки расположены вертикально. Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся. ✓ Проксемика (букв. близость). К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл. Он описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями: - интимное (9 от 0 до 45 см) – общение близких людей; - персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми; - социальное (от 120 до 400 см) предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
- публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями. Ориентация и угол общения – проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализируют о направлении мыслей. Позиция за столом определяется характером общения: напротив – соперничество; дружеская беседа – угловая позиция, при кооперативном поведении – с одной стороны стола, независимая позиция выражается в расположение собеседников по диагонали. Научившись понимать язык телодвижений, можно избежать многих ошибок и без особых усилий достичь желаемого результата. Этот навык пригодится почти во всех деловых и житейских ситуациях: при приеме на работу, сдаче экзамена, проведении деловых совещаний и переговоров, общении с коллегами и близкими людьми. Помните, что порой молчание говорит громче слов. Сегодня достаточно популярна в нашей стране книга А. Пиза «Язык телодвижений». Рекомендую также прочесть книгу британского психолога и специалиста по межличностному общению Мэри Хартли «Язык жестов в деловом общении».
Общение как интеракция Интеракция – это процесс выработки единой стратегии взаимодействия. Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие с позиции ориентации на контроль (1) и ориентации на понимание (2). 1. предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других людей, которое сочетается с желанием доминировать; 2. включает в себя стремление понять ситуацию и поведение другого, связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров и необходимости достижения взаимной удовлетворенности. Отсюда закономерности в выборе стратегий общения: • Стратегия «контролера» – заставить принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации. Всегда стремятся к неравным взаимодействиям с позициями «вертикального взаимодействия». • Стратегия «понимателя» – адаптация к партнеру. Сопрягается с равными «горизонтальными взаимодействиями».
Характер взаимодействия определяется открытостью (способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других) или закрытостью (нежелание или неспособность раскрывать свои позиции) предметной позиции. При выборе позиции следует учитывать: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытого общения. И вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность общения достигается при открытом характере. В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы: 1. установление контакта; 2. ориентация в ситуации; 3. обсуждение вопроса, проблемы; 4. принятие решения; 5. выход из контакта. Многие психологи выделяют 4 позиции в общении: - неучастие – отсутствие реакции, равнодушие; - пристройка сверху – характерна для уверенного человека; - пристройка снизу – неуверенность в себе; - пристройка рядом – корректное сдержанное поведение партнеров. Помехи общению: - незрелые поверхностные суждения, т.е. мы склонны давать оценки, не вникая в суть вещей, и отсюда следует непонимание; - барьер стереотипов, основанный на 1-ом часто предвзятом впечатлении, которое сделано на недостаточно прочном основании; - озабоченность самим собой, т.е. нам не до других со своими проблемами; - сверхреакция на эмоционально окрашенные слова, т.е. процесс общения нарушается, когда люди выходят за рамки эмоциональной нормы; - необоснованный перебой; - скрытая повестка дня, т.е. общаясь человек преследует свои внутренние интересы (скрытый смысл: прежде, чем попросить, хвалят); Типы общения: - манипулирование; - рефлексивная игра (демонстрация уважения к партнеру, подчеркивание его значимости, но поступит т.к. ему нужно); - правовое (равенство) – общение протекает в определенных рамках: я обязан к вам так относиться, т.к. это принято; - нравственное (равенство) – равнозначные позиции партнеров, внутреннее признание равенства другого человека – это наиболее открытый искренний стиль взаимодействия;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|