Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мимические коды эмоциональных состояний




Таблица 9.1

Части и элементы лица Эмоциональные состояния
  гнев презрение страдание страх удивление радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот обычно закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза раскрыты или сужены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза прищурены или раскрыты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу
Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динамичное
                     

 

В исследованиях психологов было показано, что все люди независимо от национальности и культуры с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций.

Основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

Взгляд. Взгляд связан с формированием высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль готова, - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, - больше. Вообще тот, кто говорит меньше, смотрит на партнера – только, чтобы проверить его обратную связь. Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Зрачки при заинтересованности расширяются в 4 раза, сердитое настроение заставляет их сужаться.

Мимика сознательно контролируется лучше.

Поза. Общее число поз около 1000. В силу культурной традиции некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются. Закрытые позы, например, «наполеоновская», и сидя, когда обе руки упираются в подбородок – это позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.

Открытые позы – руки ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты – это позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья: поза «роденовского мыслителя», поза критической оценки (рука под подбородком, указательный палец к виску).

Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Жестикуляция. Прежде всего важно количество жестикуляции. Жестикуляция при эмоциональной возбужденности растет, как и при желании достичь полного понимания, особенно если оно почему-то затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

- коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);

- модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);

- описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Противоречие в жесте – сигнал лжи.

Походка. По стилю передвижения человека можно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая «тяжелая походка» при гневе, самая «легкая» – при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка – при страдании.

Связь походки с качествами личности пока не отвечает требованиям научной достоверности.

Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Такесика. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Прикосновения определяются многими факторами, среди которых особую силу имеют статус, возраст, пол, степень знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа:

- доминирующее рукопожатие – это когда рука находится сверху, ладонь развернуть вниз;

- покорное – рука снизу, ладонь развернута вверх;

- равноправное – руки расположены вертикально.

Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Проксемика (букв. близость). К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл. Он описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

- интимное (9 от 0 до 45 см) – общение близких людей;

- персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

- социальное (от 120 до 400 см) предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

- публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.

Ориентация и угол общения – проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализируют о направлении мыслей. Позиция за столом определяется характером общения: напротив – соперничество; дружеская беседа – угловая позиция, при кооперативном поведении – с одной стороны стола, независимая позиция выражается в расположение собеседников по диагонали.

Научившись понимать язык телодвижений, можно избежать многих ошибок и без особых усилий достичь желаемого результата. Этот навык пригодится почти во всех деловых и житейских ситуациях: при приеме на работу, сдаче экзамена, проведении деловых совещаний и переговоров, общении с коллегами и близкими людьми. Помните, что порой молчание говорит громче слов.

Сегодня достаточно популярна в нашей стране книга А. Пиза «Язык телодвижений». Рекомендую также прочесть книгу британского психолога и специалиста по межличностному общению Мэри Хартли «Язык жестов в деловом общении».

 

Общение как интеракция

Интеракция – это процесс выработки единой стратегии взаимодействия.

Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие с позиции ориентации на контроль (1) и ориентации на понимание (2).

1. предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других людей, которое сочетается с желанием доминировать;

2. включает в себя стремление понять ситуацию и поведение другого, связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров и необходимости достижения взаимной удовлетворенности.

Отсюда закономерности в выборе стратегий общения:

Стратегия «контролера» – заставить принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации. Всегда стремятся к неравным взаимодействиям с позициями «вертикального взаимодействия».

Стратегия «понимателя» – адаптация к партнеру. Сопрягается с равными «горизонтальными взаимодействиями».

Характер взаимодействия определяется открытостью (способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других) или закрытостью (нежелание или неспособность раскрывать свои позиции) предметной позиции.

При выборе позиции следует учитывать: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытого общения.

И вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность общения достигается при открытом характере.

В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы:

1. установление контакта;

2. ориентация в ситуации;

3. обсуждение вопроса, проблемы;

4. принятие решения;

5. выход из контакта.

Многие психологи выделяют 4 позиции в общении:

- неучастие – отсутствие реакции, равнодушие;

- пристройка сверху – характерна для уверенного человека;

- пристройка снизу – неуверенность в себе;

- пристройка рядом – корректное сдержанное поведение партнеров.

Помехи общению:

- незрелые поверхностные суждения, т.е. мы склонны давать оценки, не вникая в суть вещей, и отсюда следует непонимание;

- барьер стереотипов, основанный на 1-ом часто предвзятом впечатлении, которое сделано на недостаточно прочном основании;

- озабоченность самим собой, т.е. нам не до других со своими проблемами;

- сверхреакция на эмоционально окрашенные слова, т.е. процесс общения нарушается, когда люди выходят за рамки эмоциональной нормы;

- необоснованный перебой;

- скрытая повестка дня, т.е. общаясь человек преследует свои внутренние интересы (скрытый смысл: прежде, чем попросить, хвалят);

Типы общения:

- манипулирование;

- рефлексивная игра (демонстрация уважения к партнеру, подчеркивание его значимости, но поступит т.к. ему нужно);

- правовое (равенство) – общение протекает в определенных рамках: я обязан к вам так относиться, т.к. это принято;

- нравственное (равенство) – равнозначные позиции партнеров, внутреннее признание равенства другого человека – это наиболее открытый искренний стиль взаимодействия;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...