Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монтессори? Да знаем мы эту систему.




Начало 90-х годов явило нам возрождение системы Марии Монтессори в России. Медленно, но верно формируется в нашей стране положительный образ популярной во всём мире методики воспитания и развития детей. Но до сих пор существуют заблуждения по поводу этой уникальной системы.

Остановимся на 5-ти особенно устойчивых.

1-е заблуждение. Эта система годится только для детей с особенностями развития.

Базируется это заблуждение на том факте, что первоначально М. Монтессори действительно работала с детьми с отставанием в развитии. Использовала она сенсорные материалы известного в то время врача психиатра Э. Сегена. Исследовала и применила на практике его методы работы с детьми, творчески их переработав. Много материалов придумала сама. В результате стала формироваться система, позволяющая ребёнку развиваться в присущем ему темпе.

Особые методические приёмы позволяли даже таким детям чувствовать себя успешными и уверенными в своих силах.

А, когда они показали результаты, сравнимые с результатами детей обычных школ, это навело Марию Монтессори на мысль о том, что система универсальна, т.е. она действует эффективно независимо от того, быстро ребёнок развивается или медленно.

Именно в это время она знакомится с фабрикантом Э. Таламо, который финансирует создание школы нового типа. Это не было актом благотворительности богатого человека. Фабрикант был заинтересован в обучении своих будущих рабочих. А эта новая система обучения позволяла надеяться на высокий уровень знаний и, что самое главное, на умение будущих специалистов действовать и мыслить самостоятельно.

Мария реализует свои идеи на этой уникальной экспериментальной площадке.

Её система свободного воспитания и развития ребёнка становится одной из самых популярных в мире. Система даёт возможность полностью выявить и реализовать способности ребёнка.

И не важно талантливый ли это ребёнок, ребёнок обычных способностей или ребёнок с особенностями развития.

2-е заблуждение. Это молчаливая методика.

Одно из правил для взрослого, работающего с ребёнком, М. Монтессори действительно сформулировала так: "Веди счёт словам своим". Означает это вот что. Когда взрослый показывает ребёнку упражнение с тем или иным методическим материалом, в большинстве случаев достаточно просто показать, чтобы ребёнок повторил действия взрослого. Опыт работы с детьми показывает, что комментарии в этот момент мешают ребёнку сосредоточиться.

Такой пример: когда дети играют в песочнице и рассыпают песок на пол, педагог берёт щётку и совок и подметает пол. Если ребёнок испугался, ему спокойно говорят: "Не беда, пол можно подмести. Посмотри, как я это делаю". Через какое-то время ребёнок в подобной ситуации сам берёт совок со щёткой и подметает пол.

Есть ещё очень важный момент в самостоятельной работе или игре ребёнка — это момент концентрации внимания.

В этот момент даже слова похвалы могут разрушить это очень важное для ребёнка состояние. Дети 3-х — 6-ти лет в группе Монтессори сами ощущают важность этого момента. Даже, если они наблюдают за работой другого ребёнка, они делают это молча.

Что же касается развития речи, то системой предусмотрены особые упражнения, предназначенные для формирования грамотной и связной речи. А старшие дети получают уникальный опыт публичных выступлений, делая сообщение или доклад на заинтересовавшую их тему перед группой детей.

Нужно сказать, что большинство детей в группе Монтессори обычно рано начинают читать.

Но, самое главное, они понимают, зачем им нужно чтение и сохраняют любовь к нему навсегда.

3-е заблуждение. Дети так много знают и умеют, что им не интересно в обычной школе.

В самом деле выпускники группы Монтессори большие эрудиты. Их интересы многообразны: от строения человека до теории возникновения вселенной. Многие умеют складывать 4-х значные числа, знают таблицу умножения, возводят числа в квадрат, говорят и читают по-английски и ещё много всего.

 

Понятно, что эти дети идут в престижные школы. Родителям можно посоветовать только одно — искать не школу, а учителя. А, поскольку, родители за 3-4 года посещения группы Монтессори уже представляют, какого учителя они хотели бы для своего ребёнка, ошибки очень редки. Именно такой учитель сделает этого ребёнка своим помощником.

Ведь дети Монтессори могут организовать не только свою деятельность, но и помочь в этом другим. У них есть опыт оказания помощи малышам и друг другу, они терпеливы и доброжелательны.

 

Они знают, что ошибка позитивна, и, поэтому, терпимы к чужим ошибкам. Они умеют договариваться и принимают помощь, если сами не могут с чем-то справиться. Они не кичатся своими успехами, поэтому вызывают уважение у взрослых и сверстников. Они много умеют и хотят этим поделиться.

 

4-е заблуждение. Занятия в группе Монтессори утомляют ребёнка.

Нужно сказать, что класс Монтессори очень отличается от привычного школьного класса. Здесь нет парт и доски, к которым мы так привыкли в школе. Здесь лёгкие столы, которые могут перенести два ребёнка в любое подходящее для работы место. Вдоль стен стоят полочки, на которых расположены дидактические материалы Монтессори — то, с чем работают дети во время занятий.

Очень важно для настоящего класса Монтессори большое свободное пространство. На этом пространстве дети могут устроиться со своей работой прямо на полу, используя для этого небольшие коврики. Дети могут работать даже лёжа.

Свободно передвигаясь по классу, ребёнок сам выбирает на полочках интересующий его материал, находит подходящее место для работы.

Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.

Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты "закутке" с мягким креслицем, подушками и множеством книжек.

Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою.

Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда.

5-е заблуждение. Если ребёнок в группе Монтессори делает всё, что ему нравится, он не сможет подчиняться правилам обычной школы.

Под свободой у Монтессори подразумевается не вседозволенность,а свобода выбора. Дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься. Выбирают и место, где они устроятся. И заниматься они будут столько, сколько захотят. Но юные студенты Монтессори живут по правилам, которым они быстро и охотно начинают подчиняться.

Правила эти понятны детям, потому что они помогают им сосуществовать так, чтобы всем было удобно. Ребёнок обходит коврики, на которых работают другие дети, чтобы не разрушить только что возведённую башню или не перемешать буквы в выложенном на коврике слове. И у него появляется уверенность, что и его работу не сломают, не испортят. Что ж, очень понятное правило.

Другое правило: разговаривать в классе во время работы тихо. Тогда всем будет слышно, и никто никому не будет мешать.

Разумность этих правил не подлежит сомнению. И дети начинают понимать, что так жить легче. Когда же они попадают в начальную школу, они очень легко принимают новые правила. Ведь они по собственному опыту знают, что правила помогают, а не мешают.

Уже сейчас есть общеобразовательные школы, где учителя знают не понаслышке, а на собственном опыте убедились в необыкновенной работоспособности, самостоятельности и ответственности этих детей. И, конечно же, ждут их.

Кроме конкретных знаний - умения читать, писать и совершать сложные математические действия - их отличает от сверстников хорошо развитая речь, коммуникабельность и невиданная для дошкольников самостоятельность.

 

Первое условие - организованная среда.

Второе условие - это материалы Монтессори. Взрослые давно заметили, что детей больше интересуют не игрушки, а обыденные бытовые предметы: кастрюльки, бусины, палочки. На основе этого наблюдения Марией Монтессори были созданы ее знаменитые "Розовая башня", "Золотой математический материал", "Вкусовые банки", "Биологический комод" и еще сотни других развивающих "игрушек", с помощью которых дети изучают основы наук и обостряют свое зрение, слух, осязание.

Третье, очень важное условие - это специально подготовленные педагоги. В системе Монтессори воспитателю (или учителю, как его здесь называют) отводится особая роль. Он не центр учебного процесса, как в традиционной школе, - в его задачи входит лишь научить ребенка работать с материалами, уметь ответить на вопросы и следить за развитием каждого ребенка.

 

Занятия начинаются с общего круга. Затем каждый выбирает себе учебный материал и работает самостоятельно, в удобном ему темпе. Каждое задание содержит "контроль над ошибками", с помощью которого ребенок может проверить себя сам, не прибегая к помощи учителя. Взрослые, наблюдавшие за работой детей в Монтессори - группах, отмечают, что малыши так хорошо организуют свою деятельность, что бывают очень недовольны, когда старшие предлагают им помощь или пристают с "глупыми вопросами".

Ребенок, выходящий из стен Монтессори-группы в семь лет, помимо общеобразовательных знаний владеет еще умениями, за которые его обязательно оценят во взрослой жизни. Первое - умение делать выбор и принимать решения. Второе - умение быть ответственным за эти решения, за себя и свои поступки. И, наконец, третье - умение быть автономным. Это то, чем в очень малой степени владели советские граждане. Способность "не сбиваться в кучу", не рассматривать коллектив как единственный способ выживания, - естественная черта воспитанников Монтессори - группы, где основная ставка делается на индивидуальность и неповторимость личности каждого ребенка.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...