Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.

ТАЙНЫЙ ШИФР

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2009

ББК 88.5 3-63

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.

3-63 Мужские сказки: тайный шифр. — СПб.: Речь, 2009. — 334 с.

ISBN 978-5-9268-0819-7

Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр сказок». Её за­дача вовсе не в изложении субъективного взгляда автора на «мужскую психологию», пусть и сказочную. Эта книга призвана более тонко и глу­боко исследовать особенности мужского принципа внутри человека — и мужчины, и женщины. Тайный шифр мужских сказок содержит древние духовно-социальные эталоны, ориентиры для формирования стремлений.

Передавать мальчикам и девочкам мужские сказки нужно тонко и грамотно. Не просто читать их, но и делиться впечатлениями: эмоция­ми, мыслями и знаниями, которые будут расшифрованы в этой книге.

Книга известного сказкотерапевта с огромным жизненным и про­фессиональным опытом будет способствовать восстановлению здоровой маскулинности в нашем многострадальном русском этносе...

ББК 88.5

ISBN 978-5-9268-0819-7

© Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2009 © Издательство «Речь», 2009 © П. В. Борозенец, обложка, 2009

Оглавление

От автора.............................................................................................5

Часть первая. Два ключа к шифру мужских сказок.......................9

И вновь несколько слов о сказкотерапии.......................................10

Основания для выделения мужских архетипов и архетипических

сюжетов...............................................................................................24

Первый ключ к шифру мужских сказок: инициирующие

события..............................................................................................28

Второй ключ к шифру мужских сказок: новые эволюционные состояния в мужских архетипических сюжетах..................................................................61

Часть вторая. Герой с «Семью ликами»..........................................81

Архетип Воина...................................................................................89

Архетип Монарха..............................................................................127

Архетип Крестьянина.......................................................................153

Архетип Купца...............................................................................................179

Архетип Философа.........................................................................................200

Архетип Монаха.............................................................................................225

Архетип Слуги (Раба)....................................................................................237

Часть третья. Шифр мужских сюжетов.......................................................249

Сюжет первый — «Отчий дом»....................................................................255

Сюжет второй — «Дорога к мастерству»....................................................276

Сюжет третий — «Спаситель».....................................................................291

Сюжет четвертый — «Скрытые враги».......................................................299

Сюжет пятый — «Любовь»...........................................................................306

Сюжет шестой — «Вечное возвращение»...................................................323

Сюжет седьмой — «Мужское братство».....................................................327

Послесловие....................................................................................................332

 

От автора

Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр ска­зок». Первые две книги, посвященные женским архетипическим сюжетам и сюжетам отношений, вызвали доволь­но большой интерес. Меня постоянно спрашивали, когда же выйдет книга о мужских сказках. Я нередко ссылалась на свою занятость, из-за которой оказывается сложным подготовить к печати этот материал.

На самом деле, писать о мужских сказках мне, как жен­щине, очень непросто и ответственно. Это так, даже не­смотря на то что концепция мужских архетипов и архетипических сюжетов разработана давно, успешно применяется в консультировании и разработке сказкотерапевтических программ. В то же время наличие некоего тендерного тре­пета со стороны автора, наверное, совершенно естественно и даже полезно в исследовании такого тонкого вопроса, как сказочная мужская психология...

Так или иначе, дорогие друзья, речь в этой книге пой­дет о героях. В полном смысле этого красивого слова. Быть может, некоторые читательницы сейчас начнут нетерпе­ливо потирать руки. Дескать, наконец-то мы все узнаем о тонкой подоплеке мужской психологии! Позвольте вас, милые читательницы, чуточку разочаровать. Герои муж­ских сказок живут и во внутреннем пространстве каждой женщины. В ее, с позволения сказать, Анимусе, мужской части внутренней природы. Именно благодаря этой муж­ской части у женщины можно наблюдать яркий характер, реакции и проявления во внешнем мире.

Мне нередко говорили мои ученицы и клиентки, что в сюжете их жизни «слишком много мужского». Да, так бы­вает. А как же иначе? Мужской принцип внутри женщи­ны помогает ей выживать и реализовывать себя в соци­альном мире, проявлять активность, самостоятельность. Надо сказать, что множество героинь несут в себе яркий мужской принцип. Возьмите, к примеру, Герду или геро­иню сказки «Финист ясен сокол». Другое дело, что сказоч­ные героини тонко совмещают в себе мужской и женский принципы. Внутри современной женщины не всегда положение дел обстоит столь же гармонично... Но это уже со­всем другой вопрос.

Итак, задача этой книги вовсе не в изложении субъек­тивного взгляда автора на мужскую психологию, пусть и сказочную. Наша задача — более тонко и глубоко иссле­довать особенности мужского принципа внутри челове­ка — и мужчины, и женщины.

Мужской принцип несет в себе огромную энергию ак­тивности, как созидательной, так и разрушительной. Бла­годаря его действию, происходят реальные преобразова­ния чего угодно. Управлять этой энергией не всегда про­сто, особенно когда не знаешь всех тонкостей и нюансов. Даже когда знаешь, вовсе не легко... Потому-то пути-до­роги героев часто так запутаны!

Но мы же с вами — исследователи! Попробуем разо­браться. Правда, при этом будем с вами скромны, пони­мая, что нам откроется лишь некая малая часть информа­ции, зашифрованной в сказках...

С благопожеланиями автор

Часть первая.

Два ключа к шифру мужских сказок

 

И вновь несколько слов о сказкотерапии

«Сказкотерапия» — это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждо­му еще не устоявшемуся термину, оно у разных людей — и специалистов, и просто интересующихся — вызывает многообразные ассоциации. Для одних сказкотерапия — это лечение сказками. Для других — прием коррекционной работы, для третьих — способ передачи основных знаний о жизни.

В науке сказкотерапия — одно из самых молодых на­правлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной школы пятнадцать—двадцать лет — срок небольшой. Но в то же время сказкотерапия — это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Наверное, как только возникла речь, так сразу по­явились и первые истории. Кто-то скажет, что истории появились, потому что человеку надо было чем-то зани­мать свой досуг (телевизора-то еще не было!). Но так го­ворить не совсем корректно. Главное, через истории пере­давали знания, а то, что это происходило в увлекательной форме, — замечательный «побочный эффект» обучения жизни через сказки.

Не так просто дать однозначное определение сказкотерапии. С одной стороны, сказкотерапия — это один из ме­тодов развития самосознания и эмоционального интел­лекта человека. С другой стороны, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидак­тично формировать представления о базовых жизненных ценностях. С третьей стороны, сказкотерапия — это язык образов и символов, органичный бессознательному чело­века. С четвертой стороны, сказкотерапия — это способ поговорить с человеком о душе (особенно если вспомнить, что психология — это наука о душе).

Итак, что же все-таки такое сказкотерапия? Сегодня это слово стало брендом, и уже многие психологи больше не стесняются признаться в том, что они занимаются сказкотерапией. Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Следовательно, и подходов, школ в сказкотерапии может быть несколько. В молодой отече­ственной психологии как-то сама собой появилась тради­ция негласно, неофициально выделять московскую и пи­терскую школы. Почему бы не сделать это и в сказкотера­пии?!

Передав низкий поклон творцу и хранителю москов­ской школы сказкотерапии — Игорю Вачкову, позвольте немного рассказать о питерском подходе и Комплексной Сказкотерапии ©.

Комплексная Сказкотерапия © — это авторский метод, разработанный в Санкт-Петербурге автором книги, кото­рую вы держите в руках. Методологическая база склады­валась постепенно. И на ее основании можно дать сего­дняшнее определение Комплексной Сказкотерапии ©. Комплексная Сказкотерапия © — это система представ­лений об архетипических сюжетах, мужских и женских сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. С этим «узором судьбы», собственно, и работает сказкотерапевт.

Но давайте разберемся во всем по порядку. Начнем с того, что такое архетип и архетипический сюжет.

. Архетип — это базовая матрица, «первичный обра­зец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а дей­ствие архетипов остается неизменными.

Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоции­руется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фак­тически, получили «санкционированный доступ» к кладо­вым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный обра­зец», у разных мыслителей наполнялся различным содер­жанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме при­родный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чув­ствительный к содержанию и проявлению архетипов, счи­тал их врожденными психическими структурами, опре­деляющими эстетическое отношение человека к миру.

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сра­зу не поддаются логическому анализу, они прячутся за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не ме­няется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архи­тектуре и одежде, возникновение новых профессий и уп­разднение старых, изменение стилистики речевых оборо­тов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Од­нако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы быто­вых и внутриличностных проблем остаются неизменны­ми. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем обнаружить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся.

Творческое мужское начало в некоторых людях за­ставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригиналь­нейший ракурс действительности. Так рождаются новые

тенденции, течения в искусстве и политике. Современни­ки ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декора­ции». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию завет­ной мечты многих людей — мечты о стабильности.

Творческое мужское начало в некоторых людях за­ставляет их вступать в борьбу с действием архетипов.

Архетипы — это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы — это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса.

Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие мета­форические форматы — это хранители архетипов. Анали­зируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи».

Итак, архетип представляет собой некий общий меха­низм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индиви­дуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.

В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним зако­ном определенного архетипа.

В нашей жизни действие архети­пов разворачивается во времени, по­этому можно сказать и так: архетип проявляет себя через последова­тельность событий. Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точ­нее — архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по-старому», мыслить «как*раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обитания или отказываемся от привычного образа дей­ствий, мыслей, способов реагирования. Вскоре нам пред­стоит довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать все критическому анализу. Нам придется пройти ряд испытаний и найти ресурсы для их прохожде­ния. Затем изначальная цель путешествия будет подвер­гнута коррекции и конкретизации, также будет разрабо­тан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Ког­да мы достигнем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предатель­ством ближних и получить время на переосмысление соб­ственного пути. Таковы закономерности действия архети­па Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.

Однако это не значит, что все предопределено действи­ем архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действи­ем «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений — сюжетов для действий. Если знать зако­ны действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратит огромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов и передавалось из поколение в поколение через метафороносители (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет че­ловеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие разбирательства с проблемами личного и со­циального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество и ис­следования мира, наконец.

Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии © понимается некий общий механизм, содержа­щий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип — это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предвари­тельно прочитав на крышке инструкцию по эксплуата­ции. Архетипыэто активные системы, обеспечи­вающие поддержание Жизни. Они действуют независи­мо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут от­корректировать те деструкции, которые вносит в Мир че­ловек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.

Архетипы составляют матрицу жизни. Причем удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмоциональную энергию на пе­реживание фатальности бытия. Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт.

В Комплексной Сказкотерапии © разработана соб­ственная классификация архетипов и архетипических

сюжетов. Она удобна как для исследовательской работы, так и для психологического консультирования.

Итак, теперь, когда мы с вами разобрались с тем, что такое архетип и архетипический сюжет, давайте позна­комимся с термином «узор судьбы», принятым в Комплек­сной Сказкотерапии ©.

«Узор судьбы» — это уникальный рисунок жизни человека, в котором можно найти действие архети­пов и архетипических сюжетов. В «узоре судьбы» за­писана информация о том, как человек проходит Школу Жизни, каким образом он преодолевает многообразные ловушки и испытания, какие ресурсы привлекает для прохождения инициирующих ситуаций, как встречает те вызовы, которые ему бросает жизнь. Если сказать проще, «узор судьбы» — это история жизни человека. Разве ис­тория жизни каждого из нас не является сказкой?..

Чем старше человек, тем богаче у него «узор судьбы». В этом отношении, конечно же, самая интересная сказкотерапия — это сказкотерапия взрослых. За каждым фрагмен­том жизни скрывается некая комбинация из архе­типических сюжетов. И сказкотерапевт распутывает слож­нейший клубок переплетенных древних сюжетов, помогая клиенту выбраться из непростой жизненной ловушки.

В Комплексной Сказкотерапии © не используется сло­восочетание «жизненный сценарий». Само слово «сцена­рий» предполагает изначальную заданность, некую фа­тальность, предопределенность. Но человек — нелиней­ное существо. У нас внутри немало различных сил, нередко — разнонаправленных, рождающих разные сю­жеты. Сказкотерапевт старается рассмотреть жизненную ситуацию с разных сторон, найти проявления различных архетипов и сюжетов, разгадать их загадки и ловушки и дать человеку возможность выбора — какой сюжет завер­шать. В какую сторону идти в первую очередь.

Итак, сказкотерапевт — это тот, кто работает с уни­кальным «узором судьбы» человека, воспринимая его жизнь как новую сказку. Надо сказать, что быть на месте

главного героя очень непросто. Чи­тать и слушать про его приключе­ния интересно, но проживать их ЛИЧНО... Поэтому когда говорят «жизнь — как сказка», сказкотера­певт сначала глубоко вздыхает, по­тому что он глубоко сочувствует че­ловеку, как главному герою соб­ственной сказки. Но в глубине души сказкотерапевт радуется, предвкушая интереснейшее со­вместное путешествие с клиентом по его «узору судьбы». Навигационной системой для такого путешествия яв­ляется система представлений об архетипах и архетипических сюжетах. В Комплексной Сказкотерапии © мы вы­деляем:

  • семь мужских архетипов;
  • семь мужских архетипических сюжетов; О семь базовых сюжетов отношений;
  • семь женских архетипических сюжетов;
  • семь циклов творческого действия архетипа Матери.

Вы можете улыбнуться, увидев волшебное число «семь». Действительно, для сказок это особое число. Но не стоит думать, что только этим числом исчерпывается весь объем архетипов и древних сюжетов. Просто в жизни на­ших современников именно эти архетипы и сюжеты наи­более активны (по нашим наблюдениям). Пройдет время, и мы увидим, что начали действовать другие архетипические силы и нужно дополнить концепцию Комплексной Сказкотерапии ©.

Закон «волшебной семерки» нарушается нами, когда речь идет об описании архетипа Женственности. Здесь мы выделяем три архетипа, которые задают иррациональной энергии женственности определенное русло. Это архети­пы Матери, Возлюбленной и Хранительницы. В архетипе Матери мы выделяем семь(!) циклов, в архетипе Возлюб­ленной три цикла, а в архетипе Хранительницы два цик­ла. Так архетип Женственности, с нашей точки зрения, имеет двенадцать циклов. Как здесь не вспомнить чудес­ную сказку о «Двенадцати месяцах»?! Но, дорогие друзья, позвольте разговор об архетипе Женственности отложить до следующей книги...

Второе нарушение закона «волшебной семерки» об­наруживается в Комплексной Сказкотерапии ©, когда речь заходит об Универсальных архетипах. Мы работа­ем с десятью Универсальными архетипами. Среди них пять созерцательных (архетипы Дороги, Государства, Творца, Помощника, Сезонности), и пять драматиче­ских (архетипы, которые мы именуем так: «Доброе сер­дце — Холодное сердце», «Тело боли», «Авгиевы ко­нюшни», «Распутье», «Божественное вымя»). Собствен­но, комбинации Универсальных архетипов задают стержень основных сказочных сюжетов. Но об этом со­всем другая история...

Задача же этой книги — предложить подход к работе с мужскими архетипами и сюжетами. Зачем? Чтобы более тонко ориентироваться в собственном и чужом «узоре судьбы», выделяя в нем нити мужских архетипических сюжетов. Ведь эти нити ответственны за нашу соци­альную жизнь и активную самореализацию.

 

Основания для выделения мужских архетипов и архетипических сюжетов

Позвольте начать с самого сложного — с ответа на во­прос: «А на каком, собственно, основании вы изволите вы­делять пресловутые мужские (да и женские!) архетипы и сюжеты и почему они именно таковы?» Право же, дать здесь вразумительный ответ очень нелегко. Можно, ко­нечно, уйти от вопроса, сказав: «А знаете, многие откры­тия случались в результате откровения! Возьмите хотя бы таблицу Менделеева!» Но так говорить сказкотерапевту не пристало.

Вообще, проблема классификации сказочных сюжетов стоит довольно остро. До сих пор исследователи так и не придумали достойных оснований для классификации ска­зок. Конечно, есть бесспорные авторитеты в этой области.

Например, финский ученый Антти Аарне. Он составил ка­талог типов сказок и издал его в начале прошлого века. Для своего указателя Аарне предусмотрел около 2400 типов сказочных сюжетов. Но на самом деле типов меньше, про­сто прозорливый ученый оставил в своем перечне пустые места, чтобы другие исследователи могли внести свою леп­ту в процесс классификации сказочных сюжетов. Сам Ант­ти Аарне выделил около 1000 типов сюжетов.

Однако пользоваться такой классификацией сказкотерапевту не представляется возможным. Во-первых, их слишком много — «примерить» все сюжеты к ситуации клиента жизни не хватит. Во-вторых, категории класси­фикации установлены весьма субъективно. И эта субъек­тивность Антти Аарне не согласуется с целями сказкотерапевта.

Итак, в науке пока нет четкой классификации сказоч­ных сюжетов. И это дает нам право создавать классифи­кации, удобные для решения задач психологического кон­сультирования и коррекции с помощью сказок.

В этом случае важно, чтобы «рабочих» архетипов и сю­жетов не было много. В Комплексной Сказкотерапии © принято за основу сказочное число «семь». Как уже гово­рилось, мы выделяем:

· семь мужских архетипов;

· семь мужских архетипических сюжетов;

· семь женских архетипических сюжетов;

· семь архетипических сюжетов (уровней) отноше­ний;

· семь циклов архетипа Матери.

Семь — это удобно, красиво и не претендует на окон­чательность. Да, это лишь верхушка айсберга коллектив­ного бессознательного. Но как она хороша!

Также мы выделяем десять универсальных архетипов (пять созерцательных и пять драматических).

Другое важное основание для выделения архетипиче­ских сюжетов — их активность, проявленность в жизни наших современников. Безусловно, архетипических сю­жетов очень много, но сегодня наиболее активны в «узоре судьбы» семь. Зато сколько комбинаций! Пройдет время, станут активными другие архетипические сюжеты, кото­рые пока находятся в тени, в более пассивном состоянии. В этом случае мы гибко отреагируем и дополним наши методологические основания консультирования.

Итак, каков же будет наш ответ на вопрос о том, откуда взялись основания для выделения архетипов и сюжетов? Из нашей жизни, из историй наших современников, из «узоров их судеб». Конечно, ответ не очень наукообраз­ный. Но другого пока у нас нет.

Что ж, теперь, пожалуй, у нас не осталось препятствий, чтобы приоткрыть дверь в сокровищницу мужских сказок. Возле входа уже толпится множество героев, желающих оказаться узнанными и получить порцию нашего с вами внимания.

Первый ключ к шифру мужских сказок: инициирующие события

На протяжении тысячелетий мужчины активно прояв­ляли себя в социуме как воины, вожди, цари, крестьяне, охотники, купцы, философы, учителя, мудрецы, жрецы, шаманы, монахи, священнослужители, а также как рабы и слуги. Можете ли вы назвать хотя бы один период челове­ческой истории, в котором не было бы воинов или вождей, мудрецов или рабов, купцов или крестьян?

Собственно, эти простые размышления и легли в основу классификации мужских архетипов. Если всегда были во­ины, значит, существует и архетипическая матрица Вои­на, участвующая в формировании характера, картины мира человека, независимо от эпохи, в которой он живет. Если всегда были вожди, начальники, цари, короли, президенты, значит, существует и архетипическая матрица Мо­нарха, активно формирующая внутри нас лидерские каче­ства. Если всегда были земледельцы, крестьяне, стремя­щиеся к оседлой стабильной жизни, то и внутри нас долж­на работать архетипическая матрица Крестьянина. И так далее.

Мы стали наблюдать за людьми, маленькими и больши­ми, наблюдать за собой и увидели, КАКИМ ОБРАЗОМ действуют эти древние структуры. Надо сказать, что они довольно ярко проявляются в поведении человека, начи­ная с самого юного возраста. Даже в характере младенца опытному глазу несложно увидеть действие архетипических структур.

Так постепенно оформилась концепция мужских ар­хетипов — система представлений о семи формах проявления маскулинности. В Комплексной Сказкотерапии © выделяются семь активных мужских архетипов: Воина, Монарха, Крестьянина, Купца, Философа, Мона­ха и Слуги (Раба).

Внутри каждого из нас имеются все семь архетипов, но представлены они могут быть по-разному. Архетип (еще мы используем словосочетание «архетипическая матри­ца») может проявляться ярко или слабо, а также созидательно, гармонично или разрушительно. Архетипической силой нужно научиться управлять, и тогда она станет мощным инструментом самореализации. Но когда эти древние силы нами не распознаны и действуют разруши­тельно помимо нашей воли, здесь без помощи психолога не обойтись. Сложная ситуация с действием архетипических матриц может сложиться в любом возрасте. Почему? Потому что древняя сила стремится к действию, разви­тию и формирует вокруг человека соответствующий по­ток событий и ситуаций. Потому-то воспитание мальчи­ков — такой хлопотный процесс. Покоя матерям, отцам, воспитателям не будет. Развивающаяся маскулинность жаждет приключений.

Мужская архетипическая сила активно формирует провокационные ситуации, требующие от человека мак­симального напряжения сил. Такие кризисные ситуации в Комплексной Сказкотерапии принято именовать «инициирующими».

Инициация — это посвящение, благодаря которому у человека появляется шанс перейти на следующий уро­вень развития. Как говорят мудрецы, если человек про­шел инициирующую ситуацию и выжил — он стал креп­че. Выжить нелегко, но шансы увеличиваются, если человек знает, какой урок проходит, что от него требуется. По­этому инициирующие ситуации необходимо вовремя рас­познавать и грамотно себя в них вести. Особенно когда есть угроза попадания в ловушку. Собственно, в этом и заключается прикладное значение концепции мужских архетипов и сюжетов.

Мужские инициирующие ситуации несут в себе два ос­новных аспекта:

· сакральный;

· социальный.

Сакральное содержание инициирующей ситуации свя­зано с внутренним глубинным перерождением героя, че­ловека. Результат такого перерождения — повышение уровня ответственности за последствия использования собственной силы, а также уровня ответственности за других людей.

Внешние события могут выглядеть как объективные трудности, препятствия. Реже внешние события связаны с внезапно обрушившейся на героя Любовью. Одно из предназначений Любви — творить сакральные перерож­дения. Это справедливо и для женщин, и для мужчин. Од­нако для мужчин Любовь может быть серьезным потря­сением. Также бывает, что внешне незначительное событие, с точки зрения обывателя, может на самом деле быть для героя сакральным посвящением. Все очень тонко, ин­дивидуально. Важно, какой внутренний смысл вкладыва­ет герой в событие, как к нему относится, какие чувства оно у него вызывает. По характеру этого отношения сказкотерапевт может установить, является ли данная ситуа­ция инициирующим событием. Инициирующее событие, сакральное посвящение всегда наполнено очень яркими переживаниями. Проходить его непросто.

Успешно пройденное сакральное посвящение меняет качество видения и ведения героя:

· он больше и яснее видит других людей, их скрытые

· мотивы, желания, стремления;

· он тоньше чувствует перемену во внешних обстоя­тельствах и способен гибко перестраивать страте­гию собственного поведения;

· он предвидит последствия своих и чужих поступков в отдаленном будущем и на основании этого коррек­тирует собственные решения в настоящем;

· он лучше понимает свою индивидуальность и по­требности;

· он получает доступ к мощным сакральным силам, проявленным в окружающем Мире.

Сколько таких сакральных по­священий нужно пройти герою и человеку за свою жизнь? Нет отве­та на этот вопрос. Очевидно лишь то, что большие и малые сакраль­ные посвящения начинаются в жиз­ни мужчины с самого раннего воз­раста. Причем объем инициирующих задач дается стро­го по силам. Например, силы маленького Геракла позволяли ему сразиться с двумя страшными змеями, будучи еще в колыбели. Современные Гераклы уже во младенчестве начинают сражаться с болезнями, актив­но ведя борьбу за свою жизнь. А первой инициирующей ситуацией для мужчины является Рождение. Кстати, первые слова, сказанные акушерами, запоминаются на всю жизнь...

«Ну вот, борец родился!» — говорит врач, устало вы­тирая пот после трудных родов. Так маленький герой на­чал свою борьбу с первых мгновений жизни. Он прошел свой путь побед и поражений, взлетов и падений, муже­ственно претерпевая лишения. Когда он испытал уста­лость и разочарование — он обратился к сказкотерапевту. Через несколько консультаций он понял смысл многих инициирующих ситуации его жизни, принял свой путь и воспрял духом. Так само понимание сакрального назначе­ния инициирующих ситуаций дало этому мужчине суще­ственную опору в жизни...

Итак, сакральное посвящение меняет внутреннее са­моощущение героя. Но не всегда оно сразу меняет его со­циальный статус.

Социальное содержание инициирующей ситуации из­меняет поток внешних событий вокруг героя. Он получа­ет новую работу (например, у царя-батюшки); он стано­вится лидером среди группы людей; на него ожиданно или нежданно сваливаются власть, деньги, новые соци­альные возможности. Согласитесь, как тут голове не за­кружиться?!

Чтобы вовремя остановить головокружение, герою важно понимать, что он оказался в водовороте социаль­ной инициации. Да, теперь у него больше социальных воз­можностей, власти, подчиненных, денег. Но это прежде всего ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, обязательства, долг и неве­роятное трудолюбие. Если в период социальной инициа­ции герой расслабится, начнет пользоваться открывшим­ся ресурсом преимущественно для собственных целей, — беда не заставит себя долго ждать.

К социальной инициации героя долго готовили настав­ники. Наследников престола с младенчества тренировали нести бремя власти. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку и испытание. И нелегко приходится тем, на кого новые социальные возможности и большая ответственность сваливаются с неба! Искуше­ния пользоваться властью избежать непросто.

В социальной инициации чрезвычайно важен сам ри­туал посвящения. Известно немало подобных ритуалов: Инаугурация, Рукоположение в сан, Помазание на цар­ство, Посвящение в рыцари, Присяга. Почему здесь важен ритуал? В процессе самого ритуального действия психи­ка героя перестраивается на принятие большего объема ответственности, укрепляется внутренний стержень, ме­няется мышление. Но самое главное назначение ритуала социальной инициации — освящение Богом нового соци­ального качества героя и его будущего пути. Например, в ритуале Венчания освящается и благословляется новое качество героя — быть главою семьи; в ритуале Короно­вания освящается и благословляется новый статус главы государства. В прежние времена люди, герои стремились получать благословение на перемену социального стату­са. И в этом стремлении глубокое понимание необходимости Божественного Покровительства в процессе социаль­ного роста. Именно это Высшее Покровительство явля­лось основной защитой для героя.

К сожалению, в современных светских ритуалах соци­альной инициации это духовное содержание уходит. Ему на смену приходит клятва верности некоему сообществу людей. Однако люди не могут дать своему лидеру Боже­ственного Покровительства. Поэтому новые предводите­ли оказываются более уязвимыми по сравнению со свои­ми древними предшественниками. Менее защищенными становятся и сами люди, перед которыми произносятся клятвы...

Эти рассуждения приводят нас к простой мысли: лю­бая социальная инициация должна сопровождаться соот­ветствующим ритуалом. Если такого нет, люди его приду­мают и проведут сами. Например, повысили тебя по служ­бе — изволь проставиться, отметить повышение. Но банкет не является ритуалом социальной инициации. Он не может помочь герою качественно перестроиться, что­бы нести новое бремя власти.

К примеру, в сказке «Конек-Горбунок» молено найти символически описанную технологию социальной иници­ации героя:

· сначала герой выполняет все поручения царя — то есть проходит проверку на умелость и преданность;

· в финале он должен окунуться в кипящее молоко, затем в холодную воду — своего рода символическое закаливание перед тем, как принять новое социаль­ное качество.

Конечно, в прежних ритуалах социальной инициации обязательно пировали. Но пир, банкет — это лишь симво­лическое отражение праздника завершения инициации.

Сегодня важно восстанавливать культуру ритуалов со­циальной инициации. Например, в бизнесе они могут стать частью корпоративной культуры (ритуалы повышения). В образовательных учреждениях полезно продумывать ритуалы перехода с одного уровня школы на другой. Из начальной в среднюю, из средней в старшую, из стар­шей — во взрослую жизнь. Для каждого случая требует­ся специальный ритуал.

Ритуал помогает развитию самодисциплины и ответ­ственности. В содержании ритуала есть два мотива: смерть и рождение. Герой символически умирает для старого свое­го качества и символически рождается для нового. Что озна­чает «умереть для старого своего качества»? Отказаться от тех моделей поведения, которые уже перерос. От инфантилизма, прежде всего. «Родиться для нового качества» — дать ответственное обещание проявлять лучшие качества соб­ственной натуры и делать все возможное для исполнения этого. В какие слова и действия облечь эти древние принци­пы? Здесь требуется размышление и творчество тех, кто бу­дет работать над разработкой новых ритуалов.

Итак, мы с вами договорились, что инициирующие си­туации имеют сакральное и социальное содержание. Бла­годаря инициирующей ситуации происходит внутреннее перерождение героя и изменение его социального стату­са. Всякий раз после инициации у мужчины возрастает степень ответственности

· за последствия использования собственной силы;

· за тех, кто доверил ему свою жизнь и надежды на будущее.

При таком подходе любую мужскую сказку можно сме­ло назвать рассказом об особенностях мужской инициа­ции. Сюжет сказки образуют инициирующие события. Инициирующие события — это внешние обстоятель­ства, постепенно приводящие героя к посвящению. Каж­дое инициирующее событие несет в себе сакральный и со­циальный аспект, содержание которых мы обсуждали выше.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...