Элементы физики атомного ядра
10.1. Определить массу нейтрального атома хрома 10.2. Объяснить отличие изотопов и изобаров. 10.3. Определить, какую часть массы нейтрального атома 10.4. Определить число протонов и нейтронов, входящих в состав ядер трех изотопов бора: 1) 10.5. Определить число протонов и нейтронов, входящих в состав ядер трех изотопов кислорода: 1) 10.6. Определить, пользуясь таблицей Менделеева, число нейтронов и протонов в атомах платины и урана. 10.7. Определить зарядовые числа ядер, массовые числа и символы ядер, которые получатся, если в ядрах,, нейтроны заменить протонами, а протоны – нейтронами. 10.8. Определить плотность ядерного вещества, выражаемую числом нуклонов в 1 см3, если в ядре с массовым числом А все нуклоны плотно упакованы в пределах его радиуса. Ответ: N = 3/(4π Rd 3) = 8,7.1037 см-3. 10.9. Объяснить, почему плотность ядерного вещества примерно одинакова для всех ядер. 10.10. Определить, что больше – масса атомного ядра или масса свободных нуклонов (протонов и нейтронов), входящих в его состав. 10.11. Определить, какая энергия в электрон-вольтах соответствует дефекту массы Δ m = 3·10-20 мг. Ответ: 16,9 ГэВ. 10.12. Определить энергию связи ядра атома гелия 10.13. Определить удельную энергию связи δ ЕСВ (энергию связи, отнесенную к одному нуклону) для ядер: 1) 10.14. Используя данные задачи 10.13, определить, какая необходима энергия, чтобы разделить ядро
10.15. Определить массу изотопа 10.16. При отрыве нейтрона от ядра гелия 10.17. Энергия связи EСВ ядра, состоящего из трех протонов и четырех нейтронов, равна 39,3 МэВ. Определить массу m нейтрального атома, обладающего этим ядром. Ответ: 1,165.10-26 кг. 10.18. Определить, какую долю кинетической энергии теряет нейтрон при упругом столкновении с покоящимся ядром углерода 10.19. Определить число нуклонов, которые могут находиться в ядре на наинизшем квантовом уровне. Ответ: 4. 10.20. Определить, во сколько раз магнетон Бора (единица магнитного момента электрона) больше ядерного магнетона (единица магнитного момента ядра). Ответ: В 1835 раз. 10.21. Охарактеризовать свойства и особенности сил, действующих между составляющими ядро нуклонами. 10.22. Объяснить принципы построения ядерной и оболочечной моделей ядра. 10.23. Объяснить, почему радиоактивные свойства элементов обусловлены только структурой их ядер. 10.24. Считая постоянную λ радиоактивного распада известной и используя закон радиоактивного распада, вывести выражение для: 1) периода полураспада Т1/2 радиоактивного ядра; 2) среднего времени жизни τ радиоактивного ядра. Ответ: 1) Т1/2 = (ln2)/λ; 2) τ = 1/λ. 10.25. Определить постоянную радиоактивного распада λ для изотопов: 1) тория 10.26. Определить, что (и во сколько раз) продолжительнее – три периода полураспада или два средних времени жизни радиоактивного ядра.
10.27. Определить, во сколько раз начальное количество ядер радиоактивного изотопа уменьшится за три года, если за один год оно уменьшилось в 4 раза. Ответ: В 64 раза. 10.28. Определить, какая часть (%) начального количества ядер радиоактивного изотопа останется нераспавшейся по истечении времени t, равного двум средним временам жизни τ радиоактивного ядра. Ответ: 13,5 %. 10.29. Определить, какая часть начального количества ядер радиоактивного изотопа распадется за время t, равное двум периодам полураспада T1/2. Ответ: 0,75. 10.30. Определить период полураспада радиоактивного изотопа, если 5/8 начального количества ядер этого изотопа распалось за время t = 849 с. Ответ: 10 мин. 10.31. Период полураспада радиоактивного изотопа актиния 10.32. Постоянная радиоактивного распада изотопа 10.33. Первоначальная масса радиоактивного изотопа иода 10.34. Активность некоторого радиоактивного изотопа в начальный момент времени составляла 100 Бк. Определить активность этого изотопа по истечении промежутка времени, равного половине периода полураспада. Ответ: 70,7 Бк. 10.35. Начальная активность 1 г изотопа радия 10.36. Принимая, что все атомы изотопа магния 10.37. Определить период полураспада T1/2 некоторого радиоактивного изотопа, если его активность за 5 сут уменьшилась в 2,2 раза. Ответ: 4,4 сут. 10.38. Определить удельную активность а (число распадов в 1 с на 1 кг вещества) изотопа 10.39. Объяснить, как изменяется положение химического элемента в таблице Менделеева после α- и β-распадов ядер его атомов.
10.40. Пользуясь таблицей Менделеева и правилами смещения, определить, в какой элемент превращается 10.41. Пользуясь таблицей Менделеева и правилами смещения, определить, в какой элемент превращается 10.42. Ядра радиоактивного изотопа тория 10.43. Определить, сколько β- и α-частиц выбрасывается при превращении ядра таллия 10.44. Радиоактивный изотоп радия 10.45. Записать α -распад радия 10.46. Покоившееся ядро радона 10.47. Покоившееся ядро полония 10.48. Определить энергию, выделяющуюся в результате реакции 10.49. Записать β - -распад магния 10.50. Известно, что β--активные ядра обладают до распада и после него вполне определенными энергиями, в то же время энергетический спектр β--частиц является непрерывным. Объяснить непрерывность энергетического спектра испускаемых электронов. 10.51. Объяснить, почему существование антинейтрино полностью позволяет объяснить все особенности β--распада. 10.52. Объяснить, почему при α-распаде одинаковых ядер энергии α-частиц одинаковы, а при β--распаде одинаковых ядер энергии электронов различны.
10.53. Применяя понятия квантовой статистики, объяснить, почему невозможно принципиально создать «нейтринный лазер». 10.54. Описать основные процессы, происходящие при взаимодействии γ-излучения с веществом. 10.55. Свободное покоившееся ядро 10.56. Назвать два важных механизма, которыми можно объяснить ослабление потока фотонов с энергией Е = 500 кэВ при его прохождении через вещество. 10.57. Объяснить, где и почему лучше исследовать длинные цепи рождений и распадов частиц высоких энергий – в камере Вильсона или в пузырьковой камере. 10.58. Определить, является ли реакция 10.59. Определить, поглощается или выделяется энергия при ядерной 10.60. Определить, выделяется или поглощается энергия при ядерной реакции 10.61. Определить, выделяется или поглощается энергия при ядерной реакции 10.62. Определить зарядовое число Z и массовое число А частицы, обозначенной буквой х, в символической записи ядерной реакции: 1) 10.63. Записать недостающие обозначения x в следующих ядерных реакциях: 1) 10.64. В ядерной реакции 10.65. Жолио-Кюри облучали алюминий 10.66. Жолио-Кюри облучали магний 10.67. В процессе осуществления реакции γ 10.68. При столкновении позитрона и электрона происходит их аннигиляция, в процессе которой электронно-позитронная пара превращается в два γ-кванта, а энергия пары переходит в энергию фотонов. Определить энергию каждого из возникших фотонов, принимая, что кинетическая энергия электрона и позитрона до их столкновения пренебрежимо мала. Ответ: 0,51 МэВ.
10.69. Записать схему электронного захвата (е -захвата) и объяснить его отличие от β±-распадов. Привести пример электронного захвата. 10.70. Дополнить недостающие обозначения x в следующих ядерных реакциях: 1) 2) 3) 4) 10.71. Ядро урана 10.72. Определить кинетическую энергию Т и скорость V теплового нейтрона при температуре окружающей среды, равной 17 °С. Ответ: T = 6·10-21 Дж; V = 2,68 км/с. 10.73. Ядро урана, 10.74. При захвате теплового нейтрона ядром урана 10.75. Объяснить, почему деление ядер должно сопровождаться выделением большого количества энергии. 10.76. Определить энергию (в электрон-вольтах), которую можно получить при расщеплении 1 г урана 10.77. Определить суточный расход чистого урана 10.78. Определить число нейтронов, возникающих за 1 с в ядерном реакторе тепловой мощностью P = 200 МВт, если известно, что при одном акте деления выделяется энергия E = 200 МэВ, а среднее число нейтронов на один акт деления составляет 2,5. Ответ: 1,56·1019 с-1. 10.79. Объяснить, почему реакция синтеза атомных ядер – образование из легких ядер более тяжелых – является колоссальным источником энергии. 10.80. Объяснить, почему для протекания термоядерной реакции необходимы очень высокие температуры. Индивидуальные задания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|