Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 2.Основные факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятий в условиях рынка.

В литературе слово «фактор» трактуется как движущая сила совершающегося процесса или одного из его необходимых условий.

Здесь под словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятий в условиях рынка.

На эффективность работы предприятий влияют самые разнообразные факторы, которые классифицируются по различным признакам.

В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные.

В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, то есть само предприятие их порождает.

Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:

1)связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка. Например, частное предприятие "М" ("молодой лидер"). Основное направ­ление деятельности - производство пельменей и замороженных мясных полуфаб­рикатов. Предприятию 5 лет, при его основании на нем было занято 3 человека, сейчас работает 220. Важный фактор успеха предприятия - личность директора. Он имеет образование торгового института, "всю жизнь проработал в общепите". У предприятия 3 соучредителя - активы основного занимают 80%, 20% приходится на двух остальных партнеров. Предприятие изначально создавалось как инновационное, первая же купленная (отечественная) линия была доработана совместно с главным конструктором завода-изготовителя, что сразу создало технологическое преимущество молодому предприятию в регионе. Сегодня предприятие, по словам директора, имеет достаточно редкое для Нижегородской области оборудование.1

2)связанные с ускорением НТП, с инновационной политикой предприятия;

3)связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием. Например, трудовые ресурсы их квалификация, движение, материальное поощрение и так далее.

4)связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

5)связанные с организационно-правовой формой хозяйствования. Например, на основные показатели риска, то есть вероятность и величину последствий, при защите имущественных интересов предприятия в рыночной экономике оказывают влияние множество таких факторов, как социально-политические и экономические; промышленные и техногенные; факторы, обусловленные хозяйственной деятельностью человека; природные; смешанные, связанные с техногенным воздействием на природные явления; финансовые и другие.2

6)связанные со спецификой производства и отрасли. Например, производство (правильно ли используются сырье, материалы, оборудование, насколько результативна система контроля качества, эффективно спланирован и спроектирован технологический процесс и другое);

7)связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой. Например, в сфере маркетинга – анализ доли рынка и конкурентоспособность товаров, разнообразие качества ассортимента предпродажного и послепродажного обслуживания клиентов, эффективность сбыта, рекламы и продвижение товаров, прибыли, убытков и другое;

8)связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные – это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления.

Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа. Эффективность работы предприятий в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

1. Экономические факторы, имеющие важное значение при оценке текущего и прогнозируемого состояния экономики предприятия, а поэтому должны постоянно диагностироваться. Среди которых:

- инфляция – сокращает покупательную способность; например, в условиях инфляции практически невозможны инвестиции в производство, тем более в новое строительство.

- уровень занятости, определяющий наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работника при заключении трудового соглашения;

- баланс платежный;

- стабильность национальной валюты;

- налоговые ставки изменяют распределение доходов, приводят к переменам в покупательной способности, например, при постоянных изменениях налоговой системы вообще пропадает стимул что-либо производить, так как невозможно прогнозировать собственные доходы и, следовательно, развитие предприятия;  

- поставщики;

-  потребители;

- конкуренты;

- контрактные аудитории (государственные учреждения надзора и регулирования производственной деятельности, средства массовой информации, гражданские группы общественного мнения и другое.

Каждый из этих видов экономических факторов может иметь негативные последствия (угрозу) для одних предприятий, либо позитивные (новые возможности) ля других. Например, во времена низкого снижения (спада) выпуска автомобилей выпуск запасных частей увеличивается (процветает), так как потребитель (покупатель) предпочитает ремонтировать старые, а не покупать новые автомашины.

2. Политические факторы. Их значение определяется активным участием лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе. Политическая ситуация оказывает влияние на экономическую обстановку в целом, так как в известной степени способы управления экономикой есть результата реализации политических целей и задач находящегося у власти правительства. Политическая обстановка имеет для руководителей предприятий особое значение. Фактор политической стабильности играет, например, весьма существенную роль для эффективной деятельности предприятий. Поэтому предприятия, его руководство должны постоянно следить за нормативными документами местных органов и правительства, за кредитами для финансирования инвестиций, ограничениями по приему и увольнению рабочей силы, возможностью получения ссуды, тарифными соглашениями и так далее. Предприятия, стремящиеся к успеху, должны эффективно приспосабливаться к технологическим изменениям и использовать их для получения преимуществ на конкурентном рынке.

3. Демографические факторы оказывают особое влияние на деятельность предприятий, хотя они не всегда принимаются во внимание. Любая производственная система должна учитывать структурные изменения демографического развития. Например, тенденции возрастной и половозрастной структуре должны волновать предпринимателей, производящих и реализующих новые виды (марки) изделий. Темп рождаемости и связанные с этим социальные меры по защите материнства также могут повлиять на рынок товаров и услуг. Рост численности пенсионеров, одиноких людей ведет к появлению многочисленных фирм, занимающих ниши на рынках сервиса, производств одежды, развлечений для этих социальных групп населения.

4. К рыночным относятся факторы, изменяющие демографические условия, жизненные циклы различных товаров или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения, уровень конкуренции и другое.

5. Технологические факторы. Их изучение помогает учитывать по меньшей мере изменение в технологии производства использования ЭВМ при проектировании товаров и услуг, создание новых видов техники и так далее. Предприятие должно определить, какие из них могут привести к «разрушительным» последствиям, вызвать наиболее негативные сдвиги в его деятельности. Ни одно из них не может игнорировать фактические и возможные действия своих конкурентов. Для чего необходимо постоянно оценивать настоящее положение конкурентов предвидеть вероятные шаги или изменение в их стратегии, изучение сильных и слабых сторон, их уязвимость и так далее. Предприятия и фирмы как хозяйствующие субъекты рынка действуют в рамках соответствующей правовой сферы. С помощью законов и иных нормативных актах регулируют экономическое поведение самих предприятий и их взаимоотношения с контрагентами – поставщиками. потребителями, служащими и так далее. Большинство крупных предприятий и множество мелких фирм действуют на международном рынке, поэтому сегодня руководители должны постоянно контролировать и оценивать изменение технологические факторов (рынок, цены, конкуренция и так далее).

6. Социальные факторы. Они включают меняющиеся ожидания, отношений и нравы общества отражает уровень жизни различных групп населения также включающие в себя стиль жизни, привычки, этические нормы, религиозные основы общества. К некоторым, важным из них в настоящее время относятся, например, преобладающее в обществе отношения к предпринимательству, бизнесу, роль в обществе уровня образования культуры, женщин, движение в защиту интересов определенных слоев населения. Эти факторы влияют на поведение покупателей и, соответственно, могут вносить изменение на рынке товаров и услуг за счет роста или снижения спроса на отдельные товары и услуги. Например, пропаганда здорового образа жизни для фирм, производящих и продающих спортивное снаряжение и одежду для отдыха, но при этом пострадали фирмы, предлагающие сигареты и прочее.

7. Факторы, влияющие на международные события (крупные политические события, войны, катастрофы и так далее). Неизменно оказывают влияние на деятельность и выживание предприятий в различных странах. Например, чернобыльская авария 1986года вызвала во всем мире всплеск общественных настроений против атомной энергетики. Это косвенным образом, но заметно, отразилось на каждой организации, занятой в области энергетики, и привело к активности многих государственных учреждений, «зеленых» и групп защиты потребителей. Так же к международным факторам относятся таможенная политика, валютные курсы и их устойчивость, национальные уровни производительности труда, политическая стабильность, защищенность иностранных инвестиций и деятельность государства в целом.         

 

В современных условиях именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, то есть создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечения социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, понятие и организация выполнения хозяйственного законодательства. 

Также, рассматривая факторы развития предприятий. можно выделить степень их важности некоторых из них. Например, при разработке стратегии развития организации они выглядят следующим образом: важнейший из них для современных российских управленцев - динамика потребительского спроса. Таким образом, есть все основания говорить о том, что рыночные принципы заняли весьма прочные позиции в сознании российских управленцев. Ориентация на потребности рынка в первую очередь настолько устойчива, что на нее практически никак не влияют ни пол, ни место жительства, ни образование, ни возраст ее носителя. Отражается только место конкретного субъекта в управленческой вертикали. Наибольшего значения вес этой ориентации достигает у руководителей высшего звена (94,7%), а наименьшего - у специалистов и консультантов (69,7%).

Поскольку главным субъектом формирования потребительского спроса является население, совершенно естественно, что именно его потребности оказались следую­щим по важности фактором, который учитывают управленцы при разработке страте­гии развития предприятий и организаций. Однако степень понимания управленцами роли населения различна. Она выше у москвичей (отмечается 79,5% их) и женщин (79,8%) и ниже у красноярцев и мужчин (72% и 71,3%, соответственно). Очень боль­шое значение ему придают управленцы возрастной группы 40-49 лет (91,3%), а также обладающие высшим образованием (76,6%), руководители высшего звена (83,8%), в особенности - работающие на частных предприятиях (78,7%), в пищевой промыш­ленности и коммерции (по 80%).

Внутриотраслевая конкуренция, как и потребительский спрос, является фун­даментальным фактором рыночных отношений, что и предопределило его попадание в тройку "лидеров" в рассматриваемом рейтинге. Его значения слабо меняются в зависимости от места жительства и пола экспертов. Однако в возрастной группе 40-49 лет вес фактора существенно увеличивается - его отмечают 83,3% респондентов (для сравнения, в группе 30-39 лет - 68%). Примерно так же (прямо) связана его величина с уровнем образования экспертов: ее отмечают 64,7% имеющих среднее специальное образование и 76% экспертов с высшим образованием. Максимума его влияние достигает у руководителей высшего звена - 95,1% (у руководителей орга­низаций - 54,8%). Среди экспертов различных отраслей наибольшее значение ему придают пищевики (82,9%), а наименьшее - коммерсанты (58,5%).

Доступ к сырью и материалам с большим отрывом от "лидеров" занимает четвер­тое место рейтинга значимости при разработке стратегии развития. Половые и регио­нальные различия экспертов в данном отношении практически никак себя не прояв­ляют. Влияет возраст: данный фактор отмечает 61,1% респондентов в возрастной группе 40-49 лет и 44,8% - в возрастной группе 30-39 лет. Образование проявляет себя гораздо слабее: данный фактор выделяет 52,1% имеющих высшее образование и 46,4% экспертов со средним специальным образованием. В управленческой вертикали крайние позиции занимают руководители высшего (62,2%) и среднего (43,1%) звена. В зависимости от типа собственности значение показателя меняется незначительно: от 46,6% выделяющих фактор на государственных предприятиях до 54,6% - на част­ных. Пищевики и по этому показателю стоят на первом месте (55,9%), а коммерсан­ты - на последнем (43,8%).

Довольно высокое место в рассматриваемом рейтинге фактора появления на рынке новых производителей говорит, на наш взгляд, о том, что в России идет интен­сивный процесс формирования экономического пространства. Наибольшее значение данному фактору придают эксперты 40-49 лет (55% респондентов данной группы); респонденты, имеющие среднее специальное образование (71,9%); специалисты и консультанты (55,9%) и коммерсанты (56,8%).

Факт помещения государственной политики на шестое место рассматриваемого рейтинга - убедительное свидетельство того, что она слабо соотносится с реалиями жизни. Подтверждением служит и отсутствие региональных различий экспертов в данном отношении. Однако половой признак весьма важен: фактор отмечают 52,2% мужчин и 32,9% - женщин. Проявляется, на наш взгляд, общеизвестно высокая поли­тизированность современных российских мужчин. В возрастных категориях значи­мость данного фактора меняется следующим образом: в возрастной группе до 30 лет -28,8% отметивших его; 53,3% - в группе 30-39 лет и 54,5% - в группе 40-49 лет. Представляется, что политизированность резко'возрастает на рубеже 30 лет и затем практически стабилизируется. Образование слабо дифференцирует экспертов по рассматриваемому показателю: 37,5% отметивших фактор имеет среднее специальное образование, 44,4% обладает высшим. Заметно серьезней относятся к данному фактору эксперты с естественнонаучным образованием, медики, военные (50% отметив­ших), а также руководители предприятий (51,6%), консультанты и специалисты (52,9%), а в особенности те, кто работает на государственных предприятиях (70%), в промышленности и на строительстве (60,7%).

Слабый учет фактора появления на рынке альтернативных изделий-заменителей при разработке стратегии предприятия говорит о том, что в "демократической" Рос­сии это достаточно редкое явление и что оно хорошо "просчитывается" и не может быть сюрпризом. Подтверждается это, в частности, тем, что независимо от пола для экспертов, проживающих в Москве, где после пятнадцатилетних "реформ" еще сохра­нились осколки производства с новыми технологиями, этот фактор имеет большее значение (40,9%), чем для красноярцев (32,3%), где, по-видимому, все НИОКР уже "отреформированы". Не противоречит данному факту и то, что для более молодых (30-39 лет) учет новых изделий важнее (44,3% отметивших), чем для более взрослых экспертов (27,8%). Согласуется такая дифференциация и с различиями, которые связаны с уровнем образования экспертов: указывают на данный фактор 53,6% рес­пондентов со средним специальным образованием и 29,7% - с высшим. В наименьшей степени принимают его во внимание руководители высшего звена (18,9%), а наиболь­шей - специалисты и консультанты (51,5%). В подобном соотношении роль рассмат­риваемого фактора дифференцируется и между сферой производства пищевых продуктов (22,4% отметивших), с одной стороны, и промышленным производством и строительством (53,8%), с другой.

Макросреда - аутсайдер среди учитываемых факторов. На него независимо от региональных различий более "реагируют" эксперты-мужчины (30,2% отметивших), чем женщины (24%). Из других категорий выделяются респонденты возрастной груп­пы 30-39 лет (34,3%), руководители среднего звена (34,5%), работники государст­венных предприятий (49%) и сферы коммерции (37,1%)(табл.1 см. в приложении 1).1

Анализ деятельности таких предприятий как «ЛУКойл» и «Сибагромаш» (г. Рубцовск, Алтайский край) и других отечественных интегрированных корпоратив­ных структур, прежде всего финансово-про­мышленных групп и холдингов, показывает, что эффективное организационное обеспечение формирования и реализации стратегических корпоративных планов должны учитывать сложную совокупность факторов, в том числе:

1)степень связанности хозяйствующих субъек­тов («мягкое» или «жесткое» объединение);

2) тип (характер) интеграции (вертикальная, го­ризонтальная или конгломератная);

 3) наличие и потенциал управленческих подразделений го­ловной компании, их способность ставить и решать задачи стратегического планирования;

4) вариант организационной структуры голов­ного предприятия (традиционная или дивизиональная);

5) наличие или отсутствие финансо­вых и торговых участников корпорации;

6) воз­можность или невозможность мобилизовать внутренние механизмы аккумулирования фи­нансовых ресурсов и трансфертных цен.

Существенный организационный фактор, влияющий на процессы и результаты стратеги­ческого планирования, — соотношение между централизацией и децентрализацией в правах, обязанностях и полномочиях штаб-квартиры корпорации и предприятий-участников. Пока­зателями степени децентрализации управления в корпорации являются количество и значи­мость решений, принимаемых на уровне участ­ников, мера необходимости согласования реше­ний со штаб-квартирой. Известные преимуще­ства децентрализации — гибкость, удобство коммуникаций, уменьшение затрат и экономия времени, возрастание степени самостоятельно­сти. Не менее известные недостатки децентра­лизации — частичное дублирование действий функциональных служб предприятий и штаб-квартиры корпорации и соответствующие до­полнительные затраты, высокая вероятность не­согласованных решений, отсутствие или недо­статочность единства в рыночном поведении участников, сложность реализации координаци­онных начал.

Определенные достоинства и недостатки присущи и централизации. К ее изъянам отно­сятся: громоздкость и медлительность системы гипертрофированных и жестко субординиро­ванных вертикальных коммуникаций, снижаю­щих скорость движения информации как сверху вниз, так и снизу вверх; слабость горизонталь­ных связей между предприятиями-участниками и функциональными службами, вызывающая необходимость непрерывных обращений к выс­шему руководству корпорации по многообраз­ным частным проблемам, в том числе возникающим на стыках деятельности предприятий-уча­стников, финансовых структур и служб, о ко­торых идет речь; и т.п. Все это приводит к из­лишней перегрузке высшего руководства опе­ративными вопросами, соответственно к непро­работанности стратегических решений, а в ко­нечном счете — к падению эффективности дея­тельности корпорации.

Таким образом, обе крайности — и излиш­няя децентрализация, и гипертрофированная централизация — приводят к падению эффек­тивности работы корпорации, т.е. к возникно­вению негативных системных эффектов. Меж­ду тем смысл и цель объединения разнородных участников в единое целое состоят как раз в продуцировании позитивных системных эф­фектов. Они суть та «дельта», на которую ре­зультаты деятельности корпорации превышают простую сумму результатов деятельности ее участников.

Один из важных факторов достижения этой синергии — рациональность построения сово­купности функциональных служб штаб-кварти­ры корпорации и ее участников. Переход к раз­вертыванию необходимых служб на уровне штаб-квартиры и ликвидация их части у орга­низаций-участников позволяют повысить эф­фективность работы персонала тех подразделе­ний, которые жизненно значимы для функцио­нирования корпорации как целого и особенно остро ощущают дефицит квалифицированных управленческих кадров.

К сожалению, применительно к сложившим­ся системам управления отечественными кор­порациями действует множество явных и скры­тых факторов, затрудняющих реализацию функ­ций стратегического планирования. Среди фак­торов «внешнего» характера — слабость рос­сийского корпоративного законодательства, практически не содержащего норм, стимулиру­ющих интеграционные процессы. Сохраняю­щийся разрыв в мотивациях промышленников и банкиров, незаинтересованность последних в долгосрочных инвестициях в реальный сектор тоже не способствуют включению в системы корпоративного управления плановой составля­ющей.

Один из относительно скрытых внутрикор­поративных факторов, неблагоприятно дейст­вующих на ситуацию в области стратегическо­го планирования, — отсутствие концентрации функций долгосрочного общекорпоративного регулирования предприятий-участников в еди­ном мощном управляющем центре (подразделении, службе) на уровне головного предприя­тия.

Таким образом, по­степенное реструктурирование систем управле­ния на уровне головных компаний холдингов, нацеливаемое на решение задач налаживания стратегического корпоративного планирования, становится едва ли не главной задачей его ут­верждения в России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании выше изложенного можно сказать, что предприятие – это территориально обоснованная хозяйственная организация, систематически осуществляющая производство товаров, выполнение работ или оказание услуг для удовлетворения внешних относительно предприятия потребностей, обладающая правом самостоятельно распоряжаться своим имуществом и результатами своей деятельности, ведущая предписываемые регламентами формы учета своей деятельности.

Предприятие как таковое является в современной экономике России одним из основных институтов организации производства. Вместе с тем, состояние подавляющего большинства предприятий оценивается как удовлетворительно. Но не смотря на такую оценку, именно от предприятий, их способности производить конкурентную продукцию в соответствии с потребностями рынка в решающей степени зависит уровень развития экономики страны в целом, а также не взирая на все колебания (спады и подъемы).

Таким образом, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей, предприятия должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к любым изменениям среды, то есть обращать внимание на условия и факторы внешней и внутренней среды деятельности предприятия. 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...