Становление и развитие идеализма
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В начале работы мы определили, кто же такие идеалисты, теперь уточним понятие идеализма. Идеализм (франц. idéalisme, от греч. idea - идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловленно. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии. При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: идеализм объективный и идеализм субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания. В концептуальной форме объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время - крупнейшие мыслители - Лейбниц, Шеллинг, Гегель. Субъективный идеализм наиболее яркое выражение получил в учениях английских идеалистов XVIII в. Беркли и Юма. [16] Объективный идеализм Рассмотрим основные идеи некоторых представителей объективного идеализма. Платон Афинский - древнегреческий философ, родоначальник платонизма. Наибольший интерес представляют его теория идей и философия государства. В философии Платона находят разрешение проблемы, поставленные предшествующим развитием греческой мысли. Следуя примеру Сократа, Платон еще более возвышает человеческий ум, утверждая, что не органы чувств, а только мысль способна познать сущность вещей. Безукоризненным образом разрешит задачу познания “тот, кто подходит к каждой вещи средствами одной лишь мысли (насколько это важно), не привлекая в ходе размышления ни зрения, ни иного какого чувства и ни единого из них не беря в спутники рассудку, кто пытается уловить любую из сторон бытия самое по себе”, - говорит Платон устами Сократа [17].
Платон выступает одним из выдающихся представителей метафизики - взгляда, согласно которому глубинные основания бытия заключаются не в том, что доступно непосредственно органам чувств, а в том, что познаваемо через духовно-интеллектуальные усилия и что существует в относительной неизменности, не подчиняясь закону хаотической изменчивости и бесконечного многообразия наблюдаемого мира. Термин “метафизика” возник гораздо позже - в послеаристотелевскую эпоху и был применен первоначально только к философии Аристотеля. Но открытие метафизики принадлежит Платону. При всей специфичности платоновская метафизика дает повод для обсуждения метафизики как таковой, что важно для понимания последующей философской эволюции, включая XX век. Метафизика настолько прочно вошла в арсенал философского знания, что в контексте основного русла философской традиции стала почти синонимом слова “философия”. Итак, по Платону, чувственное восприятие не дает знания постоянного, то есть доставляет не уверенность, только мнение. Только понятия в том случае, если они правильно образованы, являются неизменными, и только они дают действительное знание. Понятие должно иметь объект, к которому оно относится. Этот объект не может быть идентичным объекту чувственного восприятия, он должен быть сверхчувственным объектом - идеей. Идея, по Платону, - это идеальный прообраз вещи, ее совершенный образ - эйдос. Вещь есть несовершенная копия идеи, а идея - недосягаемый образец, к которому вещь стремится, как к своему пределу, но никогда его не достигает. Точно так же существуют идеи моральных ценностей, эстетических ценностей, идеи математических и геометрических формул, фигур, теорем и т.д.
Мир идей - иерархически организованная система. Вершина в ней - Благо. Благо есть функция Единого. В Едином заключается смысл всего идеального мира, мира чувственно воспринимаемого, и высший смысл каждой вещи. Рядом с Единым, но рангом ниже, еще одно начало - начало множественности. Этот принцип получил название Диады или Дуализма (двойственности). Сочетания двух принципов Единого и Дуальности, по Платону, достаточно, чтобы возникло все многообразие мира идей. Но рождение идей имеет свой порядок. Сразу после первоначал возникают общие идеи, которых пять: Бытие, Покой, Движение, Тождественность, Различие. Далее, еще рангом ниже, - Равенство, Неравенство, Сходство, Непохожесть и т.д. Мир идей вечен, не подвержен воздействию времени. Понятия являются отражением идей. Во множестве понятий отражается множество идей. Причастность духа к миру идей при помощи понятий доказывает, что душа бессмертна. Образование понятий в человеческом является актом вспоминания самих идей, которые душа созерцала до того, как она соединилась с телом. Наивысшая идея - идея блага, часто понимаемая Платоном также, как Бог который, будучи творцом мира (демиургом), сначала творит мировую душу как нетелесную, проникающую весь мир движущую силу. Материя сама по себе не существует; она становится действительностью, побуждаемая присутствующей в ней идеей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, то есть добродетели. Побудительной причиной восхождения к идее является эрос, неотъемлемой предпосылкой блаженства - добродетель. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различает четыре основные добродетели: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и - как главную добродетель - справедливость, компенсирующую и сочетающую другие добродетели. Особый интерес представляет учение Платона о государстве. Согласно Платону, государство - это человек в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача - самосохранение посредством формирования граждан в духе добродетели; его определенная этикой политическая цель - совершенный человек идеального государства. В идеальном государстве вследствие естественного неравенства людей имеются следующие сословия, соответствующие иерархии добродетелей:
в сословие низшей добродетели (самообладание, покорность) входят крестьяне и ремесленники, которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества; добродетель мужества соответствует сословию воинов и чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охранять устои государства (извне - отражая нападение врагов, внутри государства - при помощи охраны законов); наконец, правители, добродетелью которых является мудрость, определяют законодательство и управляют государством. Попытка Платона осуществить идеальное государство в тирании Дионисия (Сицилия) потерпела неудачу. Платоновскую социальную утопию подвергли критике А.Ф. Лосев в “Истории античной эстетики” и К. Поппер в работе “Открытое общество и его враги”. Первый том работы Поппера почти целиком посвящен критическому анализу платоновского идеального государства (написано в 1939 - 1943 гг.). Оба автора критикуют Платона с позиций защиты жизни и достоинства личности. Все произведения Платона, кроме писем, написаны в форме диалога. Важнейшие из них: “Протагор” (о единстве и поучительности добродетелей), “Пир” (об Эросе), “Государство” (о справедливости) и многие другие. Выдающимися представителями объективного идеализма были Шеллинг и Гегель - представители немецкой классической философии. Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (родился: 27 января, 1775, Леонберг, Вюртемберг; умер: 20 августа, 1854, Бад-Рагац, Швейцария). Примыкая к Канту, но, более всего, к Спинозе и Фихте, он создал спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил (“потенций”), которая, в конце концов, трансформировалась в философию тождества: противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа устраняются в абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея мировой души, проникающей собой все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений.
Однако, в отличие от неоплатонизма, Шеллинг развивает динамическое воззрение на природу. Сущность природы рассматривается им как противоборство полярных сил, образцом которого является магнит. Согласно Шеллингу абсолют познается непосредственно, в ходе интеллектуального созерцания и в искусстве, которые или равноправны с философией, или часто даже возвышаются над ней и объединяют все разделенное. В предметах эмпирической действительности, по Шеллингу, в основном представлена то природа, то дух. В соответствии с этим, царство природы и царство духа (история) образуют ряды (развития), отдельные ступени которых Шеллинг называет “потенциями”. Эти “потенции” родственны друг другу только благодаря их общей первооснове, абсолюту; следовательно, ступени не возникают одна из другой, а выделяются абсолютом из самого себя, достигая своего полного развертывания. Учение Шеллинга о развитии, как и у Гегеля, является идеалистическим. Последний период в его философском развитии по преимуществу мистический. Представители немецкого классического идеализма, особенно Шеллинг и Гегель, разрабатывают диалектический метод, опираясь не столько на античные образцы, сколько на те принципы, которые были воздвигнуты в эпоху Возрождения в учениях Николая Кузанского и Джордано Бруно. Шеллинг и Гегель по-разному подошли к решению вопроса о возникновении многообразия из первоначального единства-тождества субъективного и объективного. Шеллинг рассматривал такое возникновение как некий “творческий акт”, который является предметом особого рода нерационального постижения - интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831). Не принял учение Шеллинга об интеллектуальной интуиции как высшей форме философского постижения, напротив, утверждал, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. По Гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, - абсолют. Абсолют - Бог - есть все во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. “Абсолютное знание”, то есть философия, является поэтому “самосознанием Бога” в человеке; но сущность Бога - так как он является духом - есть не что иное, как именно такое самосознание, мышление мышления.
Система Гегеля состоит из трех частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие Бога до сотворения мира, натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение Бога из своего творения к самому себе в человеческом духе. В конце снова открывается логика - на этот раз совершаемая Богом в человеке, но не отличающаяся, тем не менее, по содержанию от первой. Развитие (чисто идеальное по своей природе) совершается благодаря тому, что чисто внутреннее содержание божественного мышления облекается в совершенно неадекватную ему форму материальной природы и, таким образом, создает противоречие. Принцип диалектического развития - это движение, являющееся результатом противоречия. Человек, существующий сначала только в сфере природно-душевного, на ступени “являющегося сознания” отрывается от своего бытия и становится в противоположность к нему, пока он, как духовная сущность, не познает свою собственную духовную субстанцию как идентичную со своим содержанием. Такую же эволюцию совершают образования “объективного духа”, то есть формы, созданные человеческим обществом (право, мораль, нравственность). Здесь, так же, как и везде, третья ступень является центром обеих первых, относящихся друг к другу как антитезы. В конкретной нравственности (семье, обществе и государстве) решающим моментом является единство правового содержания и морального убеждения. Это единство достигает в государстве своей высшей формы, ибо Бог есть единство субъективности и объективности (субъекта и субстанции). В искусстве это единство только “созерцается”, идеальное (идейное) просвечивает сквозь материю, в религии это единство “представляется” в лице потусторонней личности, которая есть одновременно Бог и человек; только в абсолютном знании это единство познается как полное тождество субъективного (божественного) духа, только здесь достигается цель - возвышение конечной сущности к бесконечному. Это единение с божественным нусом есть мистическая цель гегелевской философии. Наибольшее влияние Гегель оказал в области философии государства и философии истории. Его основным произведением является труд “Феноменология духа”, написанный в 1807 году, а также ряд лекций по истории философии, эстетике, философии религии. Субъективный идеализм Идеализм, рассматривающий как первопричину всего существующего человеческое сознание, носит название субъективного идеализма. Основным и наиболее ярким представителем данного воззрения является Рене Декарт (1596 - 1650). Его называют “отцом новой философии”, так как он является основателем современного рационализма, убежденным в философской суверенности разума. Его философские размышления приводят к тому, что он в конце концов начинает во всем сомневаться: в традиционных мнениях и в истинности чувственного познания. Несомненным остается для него лишь факт сомнения как способа мышления. Сомневаюсь - значит, думаю, мыслю. Отсюда знаменитое декартовское cogito ergo sum - “мыслю, следовательно, существую” [17]. Оно формулирует предельные основания достоверности знания, показывая, что доказать или опровергнуть существование чего-либо можно, только опираясь на факт мысли. Среди представлений, которыми располагает мышление, Декарт находит также идею Бога. Эту идею, утверждает он, я не мог дать себе сам, ибо она заключает в себе более совершенную реальность, чем та, на которую я могу сам претендовать; причиной этой идеи должен быть сам Бог; следовательно, идея Бога есть доказательство бытия Божия. Ясность и отчетливость идеи Бога, согласно Декарту, позволяет сделать вывод о том, что также и все другое, познаваемое мною ясно и отчетливо, является истинным. У нас есть также ясное и отчетливое представление о протяженном телесном мире, следовательно, существует и этот мир (mundus), основным свойством которого является протяженность. Бог есть несозданная субстанция, мышление и протяженность суть созданные субстанции. Мышление и протяженность создают раздвоенность человека; он есть “мыслящая субстанция” (res cogitans). С точки зрения устройства своего мира, человек, как и прочие живые существа, есть машина. Материя состоит из мельчайших телец (corpuscula), которые различаются по форме и величине. Количество этих телец и количество движения в универсуме остаются неизменными. Математика служит для Р. Декарта вдохновляющим образцом: она свидетельствует о “естественном свете разума”, в лучах которого высвечивается истина, доступная людям. По Декарту, знание должно обладать следующими свойствами: 1) не зависеть от людского произвола; говоря современным языком, быть объективным; 2) быть доступным для любого человека, наделенного нормальным человеческим умом; 3) его объективность и общепонятность должны основываться на необходимости, т.е. на строгой логичности, которую никто не в силах оспорить, не вступая в противоречие с самим собой. Во времена Декарта науку, соответствующую этим принципам, еще только предстояло создать. Он не столько открыл некие истины, сколько определил строй современного мышления, в котором наука играет значительную роль. По замечанию современного французского историка философии и науки А. Койре, “Cogito… Декарта содержало больше сокровищ, чем он сознавал”. Декарт апеллирует к разуму. Именно поэтому он рационалист. Разум - главное основание единства человеческого рода. Но его заслуга не только в этом. Он утверждает, что в поисках объективности знания следует “стучаться” к самому человеку, а не апеллировать к внешнему авторитету, силе, власти и т.д. Отнюдь не все может быть обосновано рационально; часто самые актуальные вопросы остаются вне пределов разумности [17]. Как было сказано выше, наиболее ярким представителем субъективного идеализма является Беркли. Его философское учение проникнуто стремлением опровергнуть материализм и дать обоснование религии. Беркли выступил с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также учения Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Локка о происхождении понятий материи и пространства. Согласно Беркли, в основе понятия "материя" лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовывать отвлеченную идею общего для них вещественного субстрата. Но по Беркли, это невозможно, так как у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой, наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений или, по терминологии Беркли, "идей". Для вещей "быть" всегда означает "быть в восприятии". Беркли утверждал, что наш ум может образовывать общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются наука и философия, ибо идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувственное восприятие. Беркли выступал с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстрактных понятий. Номинализм Беркли смыкается с эмпирической ограниченностью, с недооценкой рационального познания. Отвергнув бытие материи, он признавал существование только духовного бытия, которое он делил на "идеи" и "души". "Идеи" - воспринимаемые нами субъективные качества - пассивны, непроизвольны. Содержание наших ощущений и восприятий совершенно не зависит от нас. Напротив, "души" деятельны, активны, могут быть причиной. Все "идеи" существуют только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения). "Идеи" не могут быть копиями или подобиями внешних вещей: "идея" может быть сходна только с "идеей". Пытаясь отвергнуть выводы, ведущие к солипсизму, Беркли утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма "идей" в уме бога - субъекта, который вечно существует и "вкладывает" в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений. Беркли не ограничился выступлением против атеизма и материализма в философии. Используя слабые стороны современного ему метафизического и механического материализма, он выступал против передовых, материалистических идей в науке. Философия Беркли, как отметил Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме", явилась прообразом и одним из источников субъективно-идеалистических теорий в буржуазной философии конца 19 - нач. 20 вв. Говоря о субъективном идеализме, нельзя не упомянуть о Фихте (1762 - 1814). Он исходит из кантовского трансцендентализма, то есть говорит о проблеме знания, а не бытия, называя свою философию “учением о науке”. Самое достоверное в нашем сознании, говорит Фихте, - это самосознание: “Я есмь”, “Я есмь Я”. В своем учении Фихте в идеалистической форме выразил убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету лежит в основе теоретически-созерцательного отношения к нему. К.Маркс отметил, что немецкому идеализму удалось вскрыть практически-деятельную основу познания, и в этом состоит его преимущество перед метафизическим материализмом. Итак, все представители субъективного идеализма (Беркли, Юм, Мах, неопозитивисты, экзистенциалисты) первичным считают различные формы сознания отдельного человека, субъекта. Субъективные идеалисты объявляют мир совокупностью ощущений, восприятий, представлений. Они отрицают объективное существование внешнего мира. Но, независимо от этих различий, сущность всех форм идеализма остается одной и той же - все они так или иначе признают творение мира духом. В этом смысле идеализм смыкается с религией. Но и в рамках идеализма выдающиеся философы сделали немало открытий. В частности, гегелевская концепция диалектики. И, как подчеркивал В.И.Ленин, “умный идеализм” нередко оказывается “ближе к умному материализму, чем глупый материализм” [11]. Идеализм XIX-XX веков В конце XIX начале XX века идеализм обнаруживает себя наличием таких течений, как неогегельянство и неокантианство. Так называемый неоидеализм.овременные философы-идеалисты редко признают свою принадлежность к идеалистическому лагерю. Господствующая в современной идеалистической философии классификация философских учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма идеализму, а на противопоставлении идеализма реализму. Так, неотомисты, называя свое учение "реализмом", отличают его и от материализма, и от субъективного идеализма. Другие идеалистические течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов ("нейтральный монизм", "элементы" и др.). Но по существу все подобные истолкования носят дезориентирующий характер, и все ведущие течения современной буржуазной философии фактически являются различными видами идеализма. Неогегельянство - течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Гегеля. Оно получило распространение практически во всех странах Европы и в США, но в зависимости от общественно-политических условий и теоретических предпосылок принимало различные формы. В Великобритании процесс перерастания гегельянства в неогегельянство представлен Э. и Дж. Кердами, Ф. Брэдли, Р. Холдейном, Д. Пейли и др. В США, где гегельянская тенденция, впервые представленная сент-луисской школой во главе с У.Т. Харрисом, находилась в зависимости от эволюции английских сторонников учения Гегеля, неогегельянство у таких мыслителей, как Б. Боун, Дж. Ройс, оказалось моментом на пути от гегельянства к персонализму. В Нидерландах неогегельянство, связанное с именем видного популяризатора гегелевского учения Г. Болланда, было наиболее традиционным. В Италии его основоположниками были Кроче и Джентиле. В Германии на рубеже 19-20 вв. к выводам, вплотную подводящим к неогегельянству пришли теоретики неокантианства - как марбургской школы (Коген, Наторп, Кассирер), так и баденской (Виндельбанд и Риккерт, которые первыми заговорили в Германии о "возрождении гегельянства"). Значительную роль в немецком неогегельянстве играла проблематика философии истории, философии культуры и особенно государства и права (Т. Геринг, Т. Литт и др.) Вопрос о взаимоотношении индивида и человеческой общности решался в духе резкой критики буржуазной "атомизации" и утверждения примата и даже абсолютного господства общности (нации, государства) над индивидами. Высший пункт развития немецкого неогегельянства совпал со 100 летием со дня смерти Гегеля (1931). Во Франции неогегельянство получило распространение значительно позже, чем в других европейских странах. В целом как самостоятельное течение неогегельянство исчерпывается в 1930-х гг., однако отдельные его тенденции проявляются в различных течениях современной буржуазной философии и социологии. Существенный крен в сторону неогегельянства прослеживается в философской герменевтике Г. Гадамера. Неокантианство - направление идеалистической философии последней трети 19 - 1-й трети 20 вв., пытавшееся решать основные философские проблемы исходя из односторонне идеалистического толкования учения Канта. В широком смысле оно включает все школы, ориентирующиеся на "возвращение" к Канту: физиологическое направление (Ф.А. Ланге); психологическое направление, развивавшее взгляды Я. де Фриза и его школы (Л. Нельсон); реалистическое направление (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер); марбургскую школу; баденскую школу. К неокантианству в строгом смысле обычно относят лишь первое и два последних направления. Выдвинув лозунг "следует вернуться назад к Канту", неокантианство усматривало основное достижение кантовской философии в обосновании положения, согласно которому формы наглядного созерцания (пространство и время) и рассудка (категории) суть функции познающего субъекта, а главную ошибку - в признании объективности "вещи в себе". Возникающее отсюда противоречие "разрешается" сведением в неокантианстве "вещи в себе" к "предельному понятию опыта" - негативному "понятию совершенно проблематичного нечто", которое принимается за причину явлений. Марбургская школа истолковывала "вещь в себе" как задачу: объект познания не дан, но "задан" - как задается математической функцией числовой ряд и каждый из его членов. В трактовке баденской школы "вещь в себе" вообще теряет смысл. Таким образом, неокантианство выступает как критика Канта "справа", то есть с позиций более последовательного идеализма. Влияние неокантианства прослеживается в течениях современной буржуазной философии, в особенности в разработке учения о ценностях (аксиологии), его отзвуки заметны в идеологии немецкой социал-демократии. [16] ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проблема отношения мышления к бытию актуальна и по сей день. Она является частью многоаспектной, большой проблемы “мир - человек”. Ее различные варианты: бытие - мышление, материальное - идеальное, дух - природа, объективное - субъективное и т.п. Дискуссии по этому вопросу не утихают на страницах журналов: “Вопросы философии”, “Философские науки”, “Вестник МГУ: Философия” и т.д. Как было показано в реферате, в решении этой проблемы существуют два направления: материализм и идеализм. Материализм исходит из принципа первичности материи по отношению к сознанию. Первичность материи означает, что она есть абсолютное начало, существующее вне сознания. Все существующее в мире - это или материя, или ее свойства. Вторичность сознания означает, что оно возникает на определенном уровне развития материи и является ее свойством. Различают следующие формы материализма: материализм древних мыслителей, метафизический материализм XVI - XVIII вв; диалектический и исторический материализм, а также некоторые другие. Идеализм исходит из первичности сознания и вторичности материи. Различают две основные формы идеализма: объективный и субъективный в зависимости от того, какое сознание принимается за первооснову мира. Объективный идеализм за первооснову мира принимает безличное объективно существующее духовное начало, превращающееся в формы внешнего мира, природу, человеческую историю. Это начало называют абсолютным духом, абсолютной идеей, мировой волей, мировым разумом и т.д. В отличие от него, субъективный идеализм исходит из первичности сознания отдельного человека, субъекта. Из выше сказанного следует, что альтернативное решение основного вопроса философии теоретически предопределяет поляризацию философии на материализм и идеализм как два основных направления. Основной вопрос философии определяет общие принципы философского мировоззрения, процесса познания мира, выступая и основным вопросом гносеологии; существенным образом влияет на понимание общетеоретических проблем науки, политики, нравственности, искусства и т.д. Основной вопрос философии - это не только теоретический, но и практический вопрос об отношении мировоззрения, принципов деятельности к объективной реальности. Он требует четкого ответа: на что ориентироваться человеку в своей практической деятельности, какова та первооснова мира, опираясь на которую, человек может преобразовывать этот мир в целях удовлетворения своих потребностей и интересов. ЛИТЕРАТУРА
1. Антология мировой философии. - М., 1970. Т. 2. - 681 с. . Антология современной философии. Хрестоматия/ составители В.И. Чуешов, О.И. Чеснокова, 1998. - 704 с. . Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. Ч.1/ под общ. ред. И.Т. Фролова.-М.: Политиздат, 1989. - 367с. . Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. Ч.2 Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др.-М.: Политиздат, 1989. - 639 с. . Великие мыслители Запада. М.: КРОН ПРЕСС, 1999. - 656 с. . Дерюгин С.В. Основной вопрос философии: вариант решения проблемы// Философские науки, 91 - №1. . История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута - М.: Мысль, 1991.-590 с. . История философии. Запад - Россия - Восток. Т. 1,2. - М.: “Греко-латинский кабинет”, 1996. . Марксистская философия в XIX веке. В двух книгах, книга вторая. Развитие марксистской философии во второй половине XIX века. Изд. "Наука", М., 1979. . Марксистская философия в XIX веке. В двух книгах, книга первая. От возникновения марксистской философии до её развития в 50х-60 годах XIX века. Изд. "Наука", М. 1979. . Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII-XVIII веков. М.: Мысль, 1969. - 297 с. . Ойзерман Т.И. Главные философские направления - М., 1981. . Ойзерман Т.И. Историко-философский процесс// Философские науки, 1988 - №7. . Орлов В.В. Основы философии. Ч.1 Диалектический материализм: Учеб. пособие.- Пермь, 1991.- 448 с. . Поппер К. Открытое общество и его враги. Кн. 1. М. - 1991. . Семинарские занятия по философии: Учеб.- метод. пособие/ А.П. Горячев, Ю.М. Лопанцев, В.А. Мейдер и др.; Под ред. К.М. Никонова.- М.: Высш. Шк., 1991. - 287 с. . Соколов В.В. Основной вопрос философии в его исторической конкретности // Философские науки. 1990. №2. . Соловьев В.С. Историческое дело философии// Вопросы философии, 1988. №8. . Философия: Учеб. пособие для студентов вузов./ В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, Е.З. Волчек и др. Под ред. Ю.А. Харина-Минск.: Тетра Системе, 1998.- 432 с. . Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина - М., 1998. - 432 с. . Философский энциклопедический словарь. - М., 1998. - 576 с. . Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с. . Шаповалов В.Ф. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. - М.: "Фаир-Пресс", 1998. - 576 с. . Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - М.: Политиздат, 1985. - 127 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|