Что нужно иметь в виду, читая эту книгу
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Н.И. Курдюмов Мастерство плодородия
Вместо предисловия. 1 О чём эта книга. 1 Точное определение успеха. 1 Что нужно иметь в виду, читая эту книгу. 2 Вступительное слово увлечённого автора. 4 Что такое почва. 4 Что такое — плодородие?. 4 Часть 1. Классика натурального земледелия. 6 Глава 1. И.Е. Овсинский. 6 Новая система земледелия. 7 Глава 2. Эдвард Фолкнер. 39 Безумие пахаря (Книга 1 - 1942 г.) 40 Взгляд, спустя пять лет (Книга 2 - 1947 г.) 52 Улучшение почвы (Книга 3 - 1952 г.) 56 Глава 3. Масанобу Фукуока. 59 Революция одной соломинки. 60 Глава-прослойка. Кое-что ещё об органике. 68 Глава 4. Т.С. Мальцев. 70 Система безотвального земледелия (1988 г.) 71 Глава-вставка. Нужно ли нам знать, какая будет погода?. 82 Часть 2. Классика пахотного земледелия. 85 Глава 1.В.В. Докучаев о причинах засухи. 85 Наши степи прежде и теперь (1892 г.) 87 Глава 2. К.А. Тимирязев. 89 Борьба растения с засухой. 90 5. Выводы для сельскохозяйственной практики. 98 Заключительное слово вдохновлённого автора. 102
Вместо предисловия О чём эта книга Это — сборник материалов о земледелии, которое не истощает, а восстанавливает плодородие почв. Его называют натуральным, восстановительным, адаптивным, органическим. За ним — будущее. Именно здесь обнаруживаются высочайшие достижения растениеводства. Во-первых, в книге собран известный мне опыт легендарных полеводов природного направления. Взяв за эталон продуктивности естественные почвы, они упростили свой труд и увеличили урожаи — иногда в несколько раз, против принятых. Они показали, как можно выращивать культурные растения без борьбы и проблем. Они доказали, что культура растений может и должна повышать, а не снижать плодородие почв.
Их опыт я считаю самым важным для земледелия планеты, потому что другие методы земледелия продолжают дорожать, пропорционально истощению используемых земель. Во-вторых, здесь представлена классика нашей пахотной науки. Она даёт массу ценных данных о продуктивной пахотной культуре. Одновременно, как мне кажется, она показывает, насколько сложнее и рискованнее пахать землю, чем просто использовать её. Сравнение этих двух направлений даёт возможность составить свою собственную точку зрения и выбрать путь, более приемлемый для своих условий. Традиционная земледельческая наука основывает свои выводы на весьма среднем результате. Но, средний результат — следствие ошибок. Чтобы понять реальную природу плодородия и урожайности растений, нужно изучать высшие достижения — успех в земледелии. Точное определение успеха В «Умном саде, -огороде и -винограднике» я, прежде всего, пытался донести идею Успеха. Оказалось, что надёжное, самоопределённое, не зависящее от чужой воли счастье, существует! Это — Высокий Результат и Рост Показателей. Это то, что реально увеличивает нашу свободу. Это и есть Успех. Одно из определений успеха: это способность намного улучшить свой результат, не увеличивая затраты. Вывелась даже формула успеха для земледелия. Если эффективность участка = количеству-качеству ценного продукта с единицы площади земли, то успешность земледелия = эффективности участка, делённой на затраты труда, времени и средств. Под ценным продуктом можно понимать и урожай, и удовольствие от отдыха или разведения цветов. Посему, успешность жизни на земле — вещь субъективная, для каждого своя. Кто-то посадил цветы и только газон косит раз в месяц. Кто-то с сотки тонну овощей получает. А кто-то — 10 тонн зерна с гектара. Если все они счастливы, и их затраты окупаются достаточной свободой — их успешность одинаково высока.
И тогда «лентяй» купит овощи у овощевода, хлеб — у хлебороба, а те придут к нему любоваться цветами и отдыхать. В конечном счёте, успех — это способность улучшать свою жизнь своими силами. Естественно, нельзя улучшить свою жизнь, не улучшая жизнь вокруг себя. Не улучшишь ни того, ни другого, если нет чёткого намерения и плохо видна цель. А цель и намерение не возникают, если зависишь от чужих мнений или живёшь за чужой счёт. Успех может быть слишком непохож на то, к чему привыкли, и требует определённой внутренней независимости. Важно, что успех — это состояние ума, которому можно научиться. В любом деле — растениеводстве, животноводстве, здравоохранении, педагогике, психологии отношений и т.д. — есть люди, улучшившие традиционный результат почти на порядок. Значит, наша общая успешность — примерно, 10%. Мы принимаем это за норму, и часто ломаем голову: ну, отчего в жизни так мало радости?.. Мои первые книги — попытка показать, что дача может быть более радостным местом, если начать думать результатом. И вот, теперь, появилась возможность показать, как выглядит успех в земледелии. Что нужно иметь в виду, читая эту книгу 1. Не вырастив ни центнера хлеба, имею ли я право касаться темы полеводства? Я исхожу из четырёх фактов. q Традиционно-интенсивное земледелие и его наука зашли в тупик и не в состоянии улучшить дело. Этот путь привёл к деградации почв. Урожаи в мире перестали расти ещё 40 лет назад. Тем не менее, рекомендации учёных и политика руководящих органов остаются целиком в этом русле. q Среди наших фермеров многие реально заинтересованы повысить эффективность своих полей. Но традиционная система не даёт альтернативных выходов, так как ей нужны заложники. q Есть земледельцы, которые получали и получают урожаи намного выше обычных, обходясь, при этом, без дорогих и трудоёмких операций. Думаю, это должно быть известно всем желающим. q Ко мне попали эти материалы, и я могу сделать их более читабельными и доступными для всех. Посему — слава Богу и спасибо издателям за возможность обнародовать опыт и мысли умных земледельцев. Эта книга — отнюдь не руководство. Это — просто сборник успешного опыта с попыткой авторского исследования. Использовать ли эту информацию, и как, решать вам самим.
Но, если мне придёт хоть одно письмо о том, что книга реально помогла, я буду знать, что имел на её публикацию столько же прав, как и весь агропромышленный комплекс! 2. Сначала я просто хотел опубликовать забытые труды разумных земледельцев. Но, когда материала стало слишком много, мне пришлось изобрести новый жанр — пересказ-конспект. То есть, книгу я пересказываю чужую, но «своими глазами». Посему, вопрос о том, автор ли я, или составитель сборника, потерял смысл, ввиду невозможности на него ответить. Книга как-то естественно поделилась на две части. Первая часть — весьма простое и радостное чтиво о достижениях натурального земледелия. Вторая — вдумчивое и детальное разгрызание нашей земледельческой классики. Чистосердечно предупреждаю: обе части — ценны одинаково. Первая полезнее для консерваторов — она их немного взбодрит; вторая остудит ребячий пыл новаторов, что им также полезно. И тем, и другим необходимы обе точки зрения, чтобы составить свою — третью. Однако, вы наверняка обнаружите, что у земледельцев-натуралистов (назовём их так!) всё намного проще, мудрее и надёжнее. Они — более свободные люди. И, лично я, хочу жить с ними. 3. Теперь расскажу, как на духу, в чём состояла работа над книгой. В оригинале авторские тексты — слишком сложны и научны, или излишне многословны и обширны, что делает их, при всей их огромной ценности, практически нечитабельными для большинства людей. Без радикальной литературной обработки было не обойтись. Посему, даже авторские тексты в книге — не точный оригинал, а вариант литературной правки, более удобочитаемый, с моей точки зрения. При этом, сделано следующее: А. Выделено то, на что я хочу обратить внимание читателя. Курсивом — мои пояснения, комментарии и прояснения слов; жирно — всё, что хочу акцентировать: главные детали, выводы и обобщения, законы и правила. Б. Из полного текста трудов удалены части, не относящиеся к нашей теме (ибо, нельзя объять необъятного), отвлечения, некоторые повторы или побочная информация. Если кому-то это важно, прошу их обратиться к оригиналам.
В. Кое-где сокращены или упрощены длинные или слишком витиеватые фразы, но смысл их, при этом, не изменён, а только точнее определён, за что я беру полную ответственность. Г. Для облегчения восприятия, сплошной текст кое-где разбит на главки. Д. Старинные единицы мер, устаревшие слова и выражения переведены на современный лад там, где это явно мешает восприятию смысла. Е. Некоторые книги пришлось попросту пересказать своими словами, оставив самое важное и ценное, в виде цитат. При этом, я не привносил эмоций «в свою пользу» и даже старался сохранить стиль автора. Ж. Каюсь: избавить читателя от своего присутствия не смог. Во всех текстах, и особенно в трудах классиков пахоты, я присутствую, в качестве «ведущего передачи»: сижу за столиком с краю сцены и иногда задаю какой-нибудь вопрос, что-нибудь напоминаю или пытаюсь в чём-то разобраться. Понимаю, что это — бестактно, посему, все эти комментарии опускаю на дно странички в виде сносок: хотите — сразу читайте, хотите — потом. А можно вообще не читать. Мысль, возбудившая желание вмешаться, подчёркнута и помечена цифрой сноски. 4. Авторские тексты имеют особенности, на которые я прошу вас настроиться заранее. Овсинский пишет довольно понятно и искренне. Желая лучше объяснить читателю плюсы своей системы, он часто повторяет одни и те же мысли и выводы, но каждый раз под другим углом зрения. Давайте считать это достоинством текста: «повторение — мать учения». Труд Овсинского почти не сокращён: я решил, что его дух и настрой — не менее важны, чем наука. Фукуока — спокоен, конкретен и мудр. Могут показаться непривычными его философские мысли. Я старался высказать их своим языком. От этого они утратили изящество, но стали понятнее. Большая часть текста — авторские цитаты. Все главы сохранены, но стали вдвое втрое лаконичнее. Фолкнер — практик. Он понятен и корректен, но большую часть его текста составляют его философские рассуждения, почти бытовые подробности проведения разных опытов и детали жизни фермеров. Кроме того, перевод текста, на мой взгляд, слишком дословен. Я пересказал его, сохранив все опубликованные главы и стиль авторского текста. Мальцев — тоже практик, и так же прост для понимания. Его практические рассуждения я привожу очень близко к тексту. Но главы, не относящиеся к полеводству, а также, хорошие чувства по поводу социализма, классиков марксизма и задач колхозников я счёл лишними для этой книги.
Аллен написал, по сути,корректный научный отчёт. Я просто взял из него главные цифры и факты. Докучаев — это «земледельческий Вернадский», учёный-классик, понимающий природу во всей полноте. Он — корректен и глубок; каждая его фраза содержит столько пояснений и подробностей, что её невозможно толковать двояко, однако, две-три таких фразы — и нетренированный ум устаёт вычленять суть. Пришлось повысить его лаконизм вдвое. Его единственная статья призвана показать уровень тогдашней науки. Костычев пишет честно, тактично и так же скрупулёзно. Текст лаконизирован раза в полтора. Но не могу сказать, что это — простое чтение: по сути, за четыре лекции изложена вся теория чернозёмов, и данных очень много. Тимирязев — смел, глубок, остроумен и популярен, но местами слишком углубляется в научные подробности — они сокращены в пользу главного смысла. Тулайков — подробен и честен, как Костычев, но совершенно холоден и трезв. Я просто выбрал ряд его важных аргументов и точно пересказал их. Наконец, Вильямс — самое непростое чтиво. Это — гениальный учёный, но тенденциозный и резкий руководитель своей научной школы. Дотошный и категоричный борец за поднятие сельского хозяйства, ведущий свою полемику исключительно на языке коллег-академиков. Пришлось попотеть над обработкой текста. Всё, явно политическое, а также, лишнее и одинаковое удалено. Негодующих и язвительных реплик оставлены крохи. Текст стал втрое лаконичнее оригинала. Надеюсь, сейчас он вполне понятен, но из-за обилия информации, отнюдь не прост. 5. Не устану повторять: если вы потеряли интерес, упустили смысл, стали засыпать или разозлились, почувствовали себя не в своей тарелке и решили больше не читать, единственная причина этого — одно пропущенное слово. Вы его не поняли или истолковали неверно. После него в памяти остаётся пустая полоса. Кроме того, непонятое слово приводит к непониманию ещё нескольких слов. Результат — вы решаете, что это вам не нужно, или что автор издевается над вами, и задвигаете книгу с глаз долой. Обычно я стараюсь обходиться без незнакомых слов и двойных толкований, а все специфические слова выношу в толковый словарик. Но сейчас, учитывая обилие авторского текста разных учёных, буду прояснять слова, прямо по ходу текста, курсивом, помещая сноски в скобки. Некрасиво, зато, в словарь лезть не надо. Сначала изучите сноску, а потом пробегите всю фразу сначала, как бы, не заметив курсива. Тогда сноски не будут раздражать. 6. Долго ломал голову, в каком порядке расположить материал. И решил: пусть сначала идёт практика, а потом — наука. Легендарный труд Овсинского открывает сборник. Тут надо захлопнуть книгу на пару дней — пусть уляжется. А, когда уляжется, легко пойдёт Фолкнер, Фукуока, Мальцев, Аллен, и опыт полеводов, идущих в том же направлении. Тут опять надо отвлечься на недельку. После этого, можно грызть классику, иногда напоминая себе, что самое важное — сравнить обе части книги. Закончив книгу, забудьте о ней на месяц. Потом, прочтите книгу ещё пару раз, и снова отдохните. Я вот, читаю её в пятый раз, и до сих пор всего не усвоил! А, когда полностью разберётесь, попытайтесь наложить то, что осело, на ваш личный опыт, и всё это обобщить. Вот эти выводы — какими бы они не были — очень ценны для меня. Если вы поделитесь ими, а также, другой известной вам информацией, я буду очень вам благодарен. 7. Упаси вас Бог принимать всё прочитанное на веру. Никогда условия одного опыта не повторяются в другом опыте. На растения влияют сотни, тысячи меняющихся факторов. На ваших полях они — только ваши, и вам предстоит к ним приспособиться самостоятельно. Любая книга — это только возможность понять, но учиться делать всегда приходится самому. Таков главный закон успеха. Даже в обучении простому делу не будет результата, если нет тренировочных упражнений. Пробуйте понемногу, наблюдайте и, пожалуйста, пытайтесь понять, что происходит. И пусть не обойдут вас открытия и новости. Приятного вам чтения!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|