Изменение трудового договора
Трудовая функция и иные обязательные условия трудового договора, вырабатываются соглашением сторон этого договора при его заключении и являются обязательными для них с момента вступления трудового договора в силу. Свобода и добровольность волеизъявления при заключении трудового договора и различные юридические гарантии при приеме, переводе и увольнении способствуют устойчивости трудовых договоров. В ст. 60 ТК РФ установлено общее правило, согласно которому запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, т.е. по другой трудовой функции, а не той, которая была определена при заключении трудового договора. Это правило закреплено и в Законе о государственной гражданской службе (ч. 7 ст. 24), где указывается, что запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Этим требованиям соответствуют правила изменения служебного контракта, в частности переводы гражданского служащего на иную должность гражданской службы или перемещение. В ст. 72 ТК РФ самостоятельно выделены понятия перевода и изменения оговоренных сторонами условий трудового договора. Однако и в том и в другом случае на это требуется согласие работника и работодателя, выраженное в заключенном соглашении. Законодатель указывает, что такое соглашение должно быть достигнуто в письменной форме. Впервые в трудовом законодательстве законодатель предпринял попытку легального закрепления понятия перевода на другую работу. Это есть - изменение одного или нескольких условий трудового договора. Такое изменение возможное следующих его формах:
) перевод на другую работу (ст. 72-1 ТК РФ); ) перевод работника по его просьбе или с его согласия к другому работодателю или переход на выборную работу (должность). В этом случае прежний трудовой договор прекращается по п. 5 ст. 77 ТК РФ и заключается новый с другим работодателем; ) изменение трудового законодательства, меняющее то или иное производное условие трудового договора; ) смена собственника имущества организации, изменение подведомственности организации, ее реорганизация (ст. 75 ТК РФ).. Все указанные формы изменения, трудового договора достаточно глубоко исследованы учеными в области трудового права с учетом современных норм трудового законодательства. Эти изменения касаются и государственных гражданских служащих и прокурорских работников. И в то же время следует выделить некоторые существенные особенности изменения трудового договора прокурорских работников. Изменение трудового договора прокурорского работника может иметь место в соответствии с общими правилами установленными Трудовым кодексом РФ. Указанные работники могут быть временно переведены на другую работу для замещения временно отсутствующего работника на срок до одного месяца в течение календарного года. Такое замещение согласно ст. 72 ТК РФ возможно только при наличии чрезвычайных обстоятельств и не связано с разовым замещением в течение календарного года. Прохождение службы прокуроров и следователей в органах прокуратуры включает в себя различные обстоятельства, они указаны, в Законе о прокуратуре РФ, Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», в приказах Генерального прокурора РФ «Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации≫ от 11 ноября 1996 г. № 66 «О порядке реализации организационно-штатных полномочий в системе прокуратуры Российской Федерации», от 29 января 1999 г. № 8 и ряде других нормативных актах. Среди таких обстоятельств надо выделить перевод прокурорского работника в интересах службы в другую местность. Инициатива такого перевода может исходить как от работника, так и руководителя.
При переводе работника на постоянную службу в другую местность от него необходимо письменное согласие. В то же время в случае, если перевод осуществлен без получения письменного согласия работника, но он добровольно приступил к выполнению другой работы, такой перевод может считаться законным. При переводе на службу в местность с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями необходимо наличие медицинского заключения, в котором содержится вывод о том, что состояние здоровья позволяет проживать в данной местности. В то же время руководитель не должен переводить работников в случае медицинских противопоказаний. Перевод прокурорского работника на службу в другую местность по его инициативе допускается лишь по согласованию с руководителями соответствующих органов прокуратуры. Порядок оплаты проезда и перевозок личного имущества работникам органов прокуратуры и членам их семей, переведенным на постоянную службу в другую местность осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ № 88-к от 27 января 1998 г. Все расходы, связанные с переездом работника, несет та прокуратура, в которую переводится прокурорский работник. Одной из особенностей изменения трудового договора, заключенного с прокурорским работником, является перевод его на другую работу в соответствии со ст. 40.3 «Испытание при приеме на работу» Закона о прокуратуре РФ. В качестве сравнительного анализа о результатах испытания при приеме на работу приводим следующее. По общему правилу статьи 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его письменно об этом испытании в письменной форме не позднее, чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. В соответствии со статьей 27 Закона о государственной гражданской службе в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами также может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.
В соответствии со ст. 40.3 Закона о прокуратуре РФ при неудовлетворительном результате испытания прокурорский работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность. Указанная норма права, нуждается в уточнении относительно следующих вопросов перевода работника на другую должность: какая должность может быть предложена, например, прокурору или следователю; в каком подразделении прокуратуры РФ (города, района, других территориальных или специализированных прокуратур) предлагается такая работа; дальнейшие последствия такого перевода в части должностного роста указанных работников. Практика применения законодательства об изменении трудового договора прокурорских работников позволяет говорить в основном об их переводах, как правило, из одного органа прокуратуры в другой с повышением в должности с одной должности на другую в данном органе прокуратуры и также с повышением в должности. Это свидетельствует о реализации основных положений работы с кадрами в органах прокуратуры РФ, предусмотренных Законом о прокуратуре РФ и иными правовыми актами, принимаемыми Генеральным прокурором РФ, а также актами, принятыми на их основе прокурорами субъектов РФ. В этой связи в качестве примера может служить утвержденный приказом прокурора от 3 марта 2005 г. № 183-л Регламент прокуратуры Краснодарского края, которым, наряду с другими организационными вопросами работы прокуратуры края и ее органов, регламентируется также работа с кадрами в целях их стабилизации и повышения квалификации.
2.3. Правовые и организационные вопросы аттестация прокурорских работников прокурорский обязанности трудовой аттестация Принципиальное значение для характеристики трудового договора с прокурорскими работниками имеет анализ законодательства, в котором определяются основные положения об аттестации прокурорских работников (ст. 41 Закона о прокуратуре и иные нормативные правовые акты). Следует заметить, что до настоящего времени в российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия аттестации. Это отрицательно влияет на правоприменительную практику организаций, в которых на основании соответствующих положений проводится, аттестация. Не восполнен этот пробел и в Трудовом кодексе РФ, в котором в части 2 ст. 81 лишь указывается на порядок проведения аттестации. Что касается научной и учебной юридической литературы, по трудовому праву, то следует заметить, что в ней понятие аттестации трактуется далеко неоднозначно. Обобщение и анализ суждений большинства ученых по затронутому вопросу приводит к выводу о том, что аттестация есть не что иное, как проведение проверки квалификации работника путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, способностей, то есть его соответствия занимаемой должности или выполняемой работе. К основным признакам (характеристикам) аттестации ученые в области трудового права относят главным образом следующие: ) аттестация всегда вытекает из трудового правоотношения; ) субъектами аттестации являются работники определенной категории, перечисленные в нормативных правовых актах об аттестации; ) периодичность проведения аттестация; ).аттестация осуществляется в специальной организационно-правовой форме; ) результаты аттестации всегда имеют под собой определенные правовые последствия для аттестуемого работника; ) она является одним из средств подбора и расстановки кадров, руководителей и специалистов. Говоря о сущности правового регулирования аттестации работников, то следует подчеркнуть, что одним из главных ее назначений является создание благоприятных условий для правильного решения следующих юридических вопросов: а) сохранение содержания трудового договора в прежнем виде, б) изменение содержания трудового договора вследствие предстоящей корректировки трудовой функции работника; в) прекращение трудового договора. Таковы наиболее главные юридические характеристики аттестации.
Исходя из сказанного аттестацию можно определить, как юридическую обязанность работников проходить периодическую проверку уровня своей профессиональной подготовки (квалификации) и соответствия занимаемой должности (выполняемой работе), организуемую работодателем в соответствии с установленными правшами и положениями, с целью оптимизации использования кадров, стимулирования роста их квалификации, повышения, ответственности, исполнительской дисциплины) и установления возможностей сохранения, изменения или прекращения трудовых договоров. Правовые отношения по аттестации работников имеют свои руководящие положения (начала), отражающие суть нормативных правовых актов, регулирующих этот круг отношений. Эти положения в условиях управления в России сегодняшнего дня получили дальнейшее развитие. Они отражаются, прежде всего, в принятии ряда нормативных правовых актов, регулирующих по-новому отношения, связанные с аттестацией государственных служащих РФ, в том числе и прокурорских работников. Исходя из целей и задач аттестации прокурорских работников, можно сделать вывод о том, что основными принципами организации и правового регулирования аттестации указанных работников ныне должны стать следующие: периодичность и обязательность аттестации; объективность оценки профессиональных и личных качеств аттестуемого; определенность требований, предъявляемых при аттестации; гласность проведения аттестации. Указанные принципы правового регулирования аттестации дают возможность глубже уяснить воздействие правовых норм на общественные отношения и основные направления их развития в современных условиях управления Россией. Задачи аттестации вытекают из ее цели, закрепленной в законодательстве. Например, целями аттестации государственных гражданских служащих РФ, как сказано в Положении об их аттестации от 1 февраля 2005 г., являются определение соответствия этих служащих замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что аттестация - это одно из средств, с помощью которого обеспечивается в конечном итоге формирование высокопрофессионального кадрового состава руководителей и специалистов организаций, включая и органы прокуратуры. Именно с этих позиций следует подходить к оценке аттестации прокурорских работников в свете новейшего законодательства, в том числе и Федерального закона о прокуратуре РФ. Аттестация работников - явление периодическое. Она проводится, как правило, один раз в 2-4 года. Регулярность проведения аттестации способствует постоянному повышению профессионального уровня работника, развитию его деловой активности в интересах организации. Общие положения об аттестации прокурорских работников изложены в Законе о прокуратуре РФ (ст. 41), в котором сказано, что аттестация этих работников проводится для определения их соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации этих работников, укрепления служебной дисциплины (п. 1 ст. 41 Закона о прокуратуре РФ). Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором РФ - в отношении прокурорских работников, за исключением следователей. В отношении работников Следственного комитета при прокуратуре РФ порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ. Порядок и сроки проведения аттестации прокурорских работников подробно регламентируется Положением об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ, утвержденным приказом Генерального прокурора РФ от 30 октября 1998 г. № 74. Положение уточняет цели, проведения аттестации, совершенствование деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, определения уровня профессиональной подготовки и соответствия работников занимаемой должности, создание резерва кадров на выдвижение, решение вопросов о присвоении работникам первоначальных классных чинов, досрочном присвоении классных чинов, а также классных чинов выше положенных по занимаемой должности. На основании Положения об аттестации, работников органов прокуратуры от 30 октября 1998 г. в прокуратурах субъектов РФ приняты соответствующие Положения, в которых конкретизируются порядок и сроки аттестации, ее подготовка и проведение. Кроме того, в прокуратурах отдельных субъектов РФ в целях обеспечения неукоснительного соблюдения требований Положения об аттестации приняты приказы или распоряжения, в которых предписано соответствующим должностным лицам обеспечить выполнение утвержденного графика проведениям аттестации, отражать объективные сведения о работниках, подлежащих аттестации, порядок представления в отдел кадров материалов аттестации и их рассмотрение, решение других организационных вопросов касающихся аттестации прокурорских работников. Так, в соответствии с Положением от 30 октября 1998 г. выделяются три вида аттестации- очередная, досрочная и первичная. Очередная аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Досрочная аттестация проводится в межаттестационный период в случаях выдвижения работника на высшую должность, при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка, по просьбе самого работника. Первичной аттестации подлежат следующие работники: имеющие соответствующее образование и стаж работы в занимаемой должности: прокуроры и следователи - не менее шести месяцев; специалисты с высшим, незаконченным высшим и средним образованием - не менее одного года; специалисты со средним образованием - не менее трех лет. В нормативных правовых актах, регулирующих аттестацию работников прокуратуры четко регламентирована процедура проведения аттестации. К ней следует отнести, в частности, такие вопросы, как подготовка к проведению аттестации, ее проведение и принятие решений аттестационной комиссией. Подготовительный период является наиболее ответственным этапом - организации процесса аттестации. Как нам представляется, подготовка к проведению аттестации должна проводиться планомерно и включать в себя следующие этапы: 1) организация разъяснительной работы в коллективе работников о целях, задачах и порядке проведения аттестации; 2) уточнение круга работников, подлежащих аттестации; 3) утверждение графиков и сроков проведения аттестации; 4) создание аттестационных комиссий; 5) подготовка необходимых документов на аттестуемых и представление этих документов в аттестационную комиссию; 6) проверка наличия и ознакомление членов аттестационной комиссии с должностными инструкциями аттестуемых работников. В соответствии с Положением об аттестации от 30 октября 1998 г. для проведения аттестации организуются аттестационные комиссии: в Генеральной прокуратуре ЕФ под председательством заместителя Генерального прокурора РФ; комиссия по аттестации работников Генеральной прокуратуры РФ под председательством начальника управления кадров Генеральной прокуратуры РФ; комиссии при прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах. По согласованию с Генеральной прокуратурой аттестационные комиссии могут создаваться и в прокуратурах крупных городов с районным делением. У каждой аттестационной комиссии свой круг аттестуемых работников, перечисленных в п. 12 Положения об аттестации от 30 октября 1998 г. С принятием приказа соответствующего руководителя органа прокуратуры о формировании состава аттестационной комиссии она приступает к своей работе в соответствии с утвержденным Положением об аттестации работников прокуратуры. Комиссия является совещательным органом. Она обсуждает и вырабатывает для руководителя соответствующего органа прокуратуры предложения по кадровым и другим вопросам, связанным с прохождением службы в органах прокуратуры. Решение комиссии докладывается руководителю и, в случае утверждения, реализуется в установленном порядке. Говоря о значении аттестационной комиссии, следует особо подчеркнуть, что принятые в отношении аттестуемых работников решения будут объективны только в том случае, если в них будет отражено мнение большинства членов комиссии. Для этого должны быть созданы все условия для формирования и свободного выражения независимого мнения каждого члена аттестационной комиссии. С учетом конкретных сроков проведения аттестации, установленных в данном органе прокуратуры, составляется и прокурором утверждается график проведения аттестации, который, как нам представляется, является правовым основанием проведения аттестации. Прокурорский работник, подлежащий аттестации, заранее должен быть предупрежден о проверке его профессиональных (деловы) и других качеств для того, чтобы своевременно подготовиться к ответу на вопросы, поставленные аттестационной комиссией, касающиеся его трудовой функции согласно заключенному трудовому договору. Поэтому согласно Положению об аттестации график ее проведения доводится до сведения аттестуемых работников не менее чем за месяц до начала аттестации. Не позднее, чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию через кадровое подразделение представляются на работников материалы (отзыв, представление, справки и другие), содержащие характеристику служебных и личных качеств, краткие сведения о них. В соответствии с п. 10.1 указанного Положения об аттестации во всех случаях аттестации предшествует изучение трудовой деятельности прокурорского работника, его деловых и моральных качеств. Более того, аттестация прокурорских работников должна содержать сведения о работнике, например, такие специфические, как о готовности служить (работать) в отдаленных регионах, местностях с неблагоприятными климатическими условиями; о морально-психологических качествах, чертах характера, наклонностях, способности принимать ответственные решения, а также о фактах упущений и ошибок в работе, причинах неправильного поведения и др. На основании указанных данных и с учетом обсуждения результатов работы и личных качеств аттестуемого работника аттестационная комиссия дает соответствующую оценку его деятельности. Решение комиссии, по существу, является итогом аттестации, так как именно в этом решении в окончательном виде подводятся ее результаты. Следовательно, решение аттестационной комиссии должно быть фактически и юридически обоснованным, иначе аттестация не даст желаемых результатов. Наиболее ответственной частью заседания аттестационной комиссии является подготовка решения об оценке работы аттестуемого. Оценка профессиональной деятельности должна основываться, прежде всего, на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, определении его роли и степени участия в решении поставленных перед соответствующим структурным подразделением организации задач, сложности выполняемой им работы, конкретной ее результативности. При этом должны учитываться не только профессиональные знания аттестуемого, но и опыт его работы, повышение квалификации, учеба в соответствующих учебных заведениях без отрыва от работы.отношении аттестуемых работников, наделенных по своему служебному положению распорядительными функциями, следует учитывать также, организаторские способности, способности обеспечить сплоченность коллектива работников, надлежащую дисциплину труда в подчиненном аттестуемому руководителю структурном подразделении или на участке его работы. Заседание аттестационной комиссии проводится в соответствии с утвержденным графиком аттестации работников и ее решение считается правомочным при присутствии на заседании 2/3 ее состава. Принимается та оценка, за которую подано большее количество голосов. При равном количестве голосов в оценке работы аттестуемого принимается более положительная оценка. Действующее законодательство не однозначно решает вопрос об оценке работы аттестуемого. Так, согласно Положению о проведений аттестации государственных гражданских служащих от 1 февраля 2005 г. аттестуемому по результатам аттестации может быть дана одна из следующих оценок: а) соответствует замещаемой должности гражданской службы; б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации; г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы. В Положении об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ от 30 октября 1998 г. в отношении прокурорских работников по этому поводу сказано, что в аттестации должны содержаться выводы и рекомендации: - о соответствии занимаемой должности; - о неполном служебном соответствии занимаемой должности; - о несоответствии занимаемой должности; - о назначении на должность с понижением; - об освобождении от занимаемой должности; - об увольнении в связи с достижением предельного возраста нахождения работника на службе в органах прокуратуры; - о зачислении в резерв на выдвижение; - о назначении на вышестоящую должность; - о направлении на учебу (стажировку); - о присвоении первоначального классного чина; - о присвоении классного чина или очередного воинского звания досрочно; - о присвоении классного чина выше положенного по занимаемой должности; - о поощрении; - о распространении положительного опыта работы. При необходимости в процессе аттестации может быть отражено какие недостатки по службе и в поведении необходимо устранить аттестуемому работнику. Аттестации проводится, как правило, в присутствии аттестуемого работника. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин оно проводится в его отсутствие. Решения комиссии носят конфиденциальный характер и не подлежат оглашению до их утверждения соответствующим руководителем органа прокуратуры. Решение комиссии, утвержденное руководителем органа прокуратуры, незамедлительно доводится до исполнения секретарем аттестационной комиссии. В случае утверждения решения комиссии о признании работника не соответствующим занимаемой должности он подлежит в срок не более двух месяцев переводу с его согласия на другую работу (должность) либо увольнению в порядке, установленном трудовым законодательством. Утвержденная руководителем органа прокуратуры аттестация после ознакомления с ней работника под расписку приобщается к его личному делу. Основные проблемы, связанные с аттестацией прокурорских работников как основной категории работников прокуратуры, состоят, прежде всего, в том, что Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 1992 г. не конкретизировал цели аттестации прокурорских работников как средства проверки именно уровня квалификации данного работника. В указанном Законе не определены основные задачи, вытекающие из целей аттестации, что явно снижает роль аттестации работников прокуратуры не только в подборе кадров на прокурорскую работу, но и их использовании. В этой связи необходимо внести соответствующие дополнения к статье 41 Федерального закона о прокуратуре РФ относительно аттестации прокурорских работников, конкретизировав в ней не только цели, но и задачи аттестации таких работников применительно к современным условиям их трудовой деятельности. При этом следует учесть, что служба в органах прокуратуры является видом Федеральной государственной службы, а прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности Федеральной государственной службы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|