Гносеология и аксиология культуры.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Частное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Русская христианская гуманитарная академия» Факультет философии, богословия и религиоведения Кафедра философии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «философия культуры» (4-5 курс, 8-9 семестры) Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности Философия
Автор-составитель: д.ф.н. Бурлака Д.К.
Санкт-Петербург
Содержание учебно-методического комплекса I. Рабочая программа 1. Пояснительная записка 2. Тематический план дисциплины 3. Содержание курса 4. Литература 5. Формы контроля
II. Учебно-методические материалы 1. Тексты для подготовки 2. Терминологический глоссарий
III. Самостоятельная работа студентов
IV. Методические рекомендации по прохождению дисциплины V. Учебно-методическая карта дисциплины
I. Рабочая программа. 1. Пояснительная записка.
Цель курса – обобщить, систематизировать и проблематизировать познания в области изучения мировой и отечественной культуры, полученные за время обучения в Вузе.
Задачи курса. - Сформировать целостное представление о культуре как развивающейся системе взаимосвязанных элементов.
- Проанализировать различные подходы к пониманию сущности культуры и ее происхождения. - Очертить понимание культуры в онтологическом, аксиологическом и гносеологическом аспектах. - Исследовать строение культуры в единстве ее важнейших формообразований - Рассмотреть общие законы развития культурных систем. - Проанализировать основные концепции, сложившиеся в философии культуры и культурологии. - Рассмотреть наиболее влиятельные подходы к пониманию важнейших сфер культурно-исторической жизни. - Прояснить основные понятия и категории философии культуры. - Сформировать компетенции для самостоятельной исследовательской и педагогической работы слушателей.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Место курса в образовательном процессе определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, курс реализует требования ГОС ВПО в соответствующей предметной области. В этом ракурсе культура рассматривается как самостоятельная предметная область философского дискурса наряду с другими философиями «родительного падежа», как-то: философия науки, философия истории, философия права, философия языка и т.д. Однако культура в широком смысле представляет собой «вместилище» всех указанных сфер человеческой деятельности, выступая аккумулированным опытом истории. Поэтому, во-вторых, данный курс исполняет интегральную функцию по отношению к весьма объемному культурно-историческому материалу (история художественной культуры, философии, религии, социально-политической истории), который предлагается каждому студенту РХГА в соответствии с моделью культурологически-ценностного гуманитарного образования. Кроме того, в третьих, данный курс – особенно в его третьей части «Морфология культуры» - интегрирует знания, полученные студентами в рамках спецкурсов по частным областям философского знания (философия политики, истории, науки, религии, этика и эстетика), переводя специализированные дискурсы в целостный контекст. В-четвертых, курс несет метафизическую нагрузку, тематизируя посредством погружения в конкретно-исторический материал важнейшие категории метафизики, как то: единичное-особое-всеобщее, пространство-время-вечность, бытие-ничто-сущее.
Структура курса.
Курс состоит из четырех частей. Первая - Онтология культуры - формирует (в соответствии с авторской концепцией) - общее представление о сущности культуры, исходя из ее места в сущем, причинах ее происхождения и основных структурных элементах. Содержание данной части «Философии культуры» коррелятивно соответствующим темам общеобразовательного предмета «Введение в философию». Вторая часть – Гносеология и аксиология культуры – посвящена обзору основных концепций, сформированных в истории философии и культурологической мысли. В большинстве известных нам вариантов вузовских курсов по философии культуры именно данная тематика выступает важнейшим и едва ли не единственным предметом изучения. Мы же не ограничиваемся им, учитывая значительный объем преподавания истории философии в РХГА. Кроме того, не должен вводить в заблуждение якобы малый объем информации по отечественным авторам, скомпанованный в одну тему «Ключевые идеи отечественной философии культуры». Сама программа РХГА в определенном смысле является воплощением культурфилософских идей русских религиозных мыслителей, их идеям и интуициям уделяется специальное внимание в курсах по истории русской культуры, литературы, философии, церкви, а наш вариант «Философии культуры» в самой значительной степени пропитан ими. Объединенние под одной шапкой эпистемологии и аксиологии обусловлено самим характером постижения феноменов культуры, которое неразрывно связано с их оценкой. Данный раздел затрагивает и онтологическую проблематику, конкретизируя содержание первого раздела. Третий раздел – Морфология культуры – строится как культурфилософский обзор важнейших формообразований, созданных человеческим духом в его историческом развитии. Речь идет о технике и хозяйстве, науке и государстве, праве и искусстве, семье и образовании, религии и философии. Все они рассматриваются как конституэнты организма культуры, обеспечивающие его развитие и функционирование, а также в качестве результата «органопроекции», интерпретируемой в более широком (и аллегорическом смысле)нежели у П.А. Флоренского. Содержание третьей части делает общее представление о культуре более конкретным, представляя собой своего рода «физику» культуры в аристотелевском смысле.
Четвертая часть – Метафизика культуры – выступает обобщением пройденного пути и возвращением к исходному пункту, в котором культура была понята как целое. На этом уровне познания от синкретической целостности, элементы которой еще не поняты в качестве самостоятельных подсистем, мы переходим к анализу целого как единства многообразного, когда под последним понимается уже не эмпирическая коллекция фактов культуры или панорама концепций, а ряды формообразований культурно-исторической жизни. Предмет изучения четвертой части – культура в единстве ее материальных и духовных факторов, структуры, обеспечивающие цельность культурно-исторической жизни (ценности, категории и универсалии культуры), а также вопрос о ее экзистенциальном смысле и эсхатологической судьбе.
Требования к уровню освоения курса. В результате прохождения курса студенты приобретают: Знания: - Основных концепций культуры - Проблем и понятий философии культуры и культурологии - Строения культурного пространства и основных его элементов - Значения культуры в развитии человека и человечества
Умения: - Изучать, классифицировать и оценивать феномены культуры - Применять методики культурологического анализа к конкретным предметным областям. - Критически анализировать и аргументированно поддерживать культурологические идеи и концепции. - Применять культурологическую аргументацию при обосновании собственной позиции.
Компетенции: - Овладеть понятийно-категориальным аппаратом философии культуры. - Быть готовым к самостоятельной исследовательской и педагогической деятельности в предметном поле культурологи и философии культуры.
Материально-техническое обеспечение курса: - Компьютер, проектор и экран (для демонстрации учебных материалов, фото и аудио материалов) - учебная литература как основное средство обучения - нетехнические вспомогательные средства (схемы, таблицы)
Формы проведения занятий: - Лекции, практические занятия. Практические занятия проходят в форме: - семинаров - анализа материалов (из собрания преподавателя, классических текстов философии культуры, а также артефактов культуры, взятых в качестве материала для анализа) - докладов студентов
Формы итогового контроля и система оценки: Учебно-методический комплекс рассчитан на 72 часа аудиторной и 74 часа самостоятельной работы в течение двух семестров, из них лекций – 48 часов, практических занятий – 24 часа. Формы контроля – зачет (первый семестр), экзамен (итоговый). Зачет проводится по темам II раздела. Зачет состоит из двух частей: 1. Письменная часть – реферат на одну из предложенных или согласованных с преподавателем тем (см. 3.1). 2. Устный ответ, выявляющий знакомство студента с основными культурфилософскими подходами и концепциями. Вопросы к зачету совпадают с названиями тем второго раздела.
Экзамен состоит из 2 частей: устный ответ (40%) тест (20%) Помимо этих составляющих, при выставлении итоговой оценки учитывается: Работа на практических занятиях (20%) Самостоятельная работа (20%)
Оценки выставляются по следующим показателям: 95-100% - А (5) 90-94% - В (5-) 80-89% - С (4) 70-79% - D(4-) 60-69% - Е (3) 0-59% - F (2)
2. Тематический план.
Содержание курса.
Часть первая.
Онтология культуры. (Общее понятие культуры)
Тема 1. Основные термины и методология курса. Философия культуры и культурология. Краткий обзор культурологических дисциплин: история культуры, теория культуры, социология культуры, феноменология культуры. Подходы и методы изучения культуры, особенность философской методологии. Онтологическое, гносеологическое и аксиологическое измерения философского знания. История вопроса. Латентные формы философствования о культуре и специально организованные систематические построения. Богословие культуры. Методология курса. Философские и культурологические компоненты в содержании курса. Онтологический, гносеологический и аксиологический ракурсы понимания культуры.
Тема 2. Сущность культуры. Многомерность культурного бытия и многообразие определений культуры. Культура и культурность, культура как уровень развития, как стиль жизни. Культура и природа, культура и цивилизация. Культура и общество. Культура и религия. Сложности определения. Различные подходы. Онтологическое понимание культуры: место феномена культуры в составе сущего и его бытийный статус. Культура как мир человека, совокупность продуктов человеческого познания и творчества. Первая или физическая природа и социо– культурная сфера как «вторая природа». Дихотомия искусственного и естественного, ее античные корни и современные экспликации. Ограниченность дихотомического подхода. Метареальность Божественного в религиях откровения. Культура и трансцендентная духовная реальность. Культура и царство Божие. Трихотомия: культура - искусственное «между» естественным и сверхъестественным.
Тема 3. Проблема происхождения культуры. Естественно-генетический и (или) эволюционистский подход. Анализ и критика натуралистических представлений о происхождении культуры. Идеалистические представления о происхождении культуры, их сильные и слабые стороны. Библейско-христианский взгляд на происхождение культуры. Культура в свете категорий творения и грехопадения. Начало истории. Культурное измерение истории и историческое измерение культуры. Уязвимые места креационистских подходов к происхождению культуры. Взаимодополнительность подходов в соответствии с учением Аристотеля о типах причиности.
Тема 4. Строение культуры в ее генезисе. Культура как организм: концептуальные и символико-метафорические аспекты. Процесс культуротворчества как органопроекция. Культура как отношение. Понятие формообразований культуры как кристаллизаций отношений определенного типа. Культура как система форм отношения человека к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолюту. Общие законы генезиса культурных систем в их связи с законами познания. Восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Закон углубления от явления к сущности. Закон оборачивания методов и результатов. Иерархичность культуры. Система уровней обобщения: частное – общее - универсальное.
Тема 5. Когнитивное, праксиологическое, эстетическое и сакральное измерения культуры. Культура как система форм отношения человека к природе: техника – наука – научная картина мира (космология и космогония). Социально-практический вектор генезиса культуры: экономика – полития – государство – право – мораль – социальное мировоззрение эпохи. Автохтонные искусства и иные (элементарные, смешанные, синтетические) формы эстетической деятельности. Эстетическое измерение культуры как отношение человека к самому себе по преимуществу. Генезис эстетического отношения: ремесло – архитектура – скульптура – живопись – музыка – поэзия – эстетическое миросозерцание эпохи. Предельные идеализации по линиям формирования культурного пространства – научная картина мира, социально-этическое мировоззрение, эстетическое миросозерцание, их духовные прообразы – истина, благо, красота, и рефлексивные концептуализации – натурфилософия, этика, эстетика.
Тема 6. Культура как целостная система. Понятие духовной жизни. Духовная жизнь эпохи в ее генезисе – триединство космологии, социально-этического мировоззрения и эстетического миросозерцания эпохи. Жизнь и душа. Понятие духа: самосознание, свобода, творчество. Дух как отношение к трансцендентному. Дух личный, объективный и исторический. Формы духовного бытия – категории, универсалии, ценности. Культура и религия. Место философии в культуре. Коммуникативная миссия философии в культуре. Осевое измерение культурного бытия: религия – школа – семья. Религия как система связей с трансцендентным. Религия как «сердце» культуры, духовная энергия, образующая ее экзистенциально-аксиологическую сердцевину. Школа (система образования) как детородная система культуры. Семья как ячейка культурного организма. Значение осевого измерения в жизни культурных организмов.
Тема 7. Итоговые определения культуры. Коллективная демиургия человеческого рода – процесс и результат. Элементы рождения (воспроизводства) и творчества (созидания). Органицистские и исторические подходы к пониманию культуры. Культура и - сознание, душа, дух человека. Чувственный, разумный и волевой аспекты культуры в их единстве. Типы внутрикультурных взаимозависимостей и взаимодействий: индуктивный (событие – формообразование, формообразование – организм), дедуктивный (целое – элемент), межструктурный (формообразование-формообразование). Культура как открытая саморазвивающаяся система. Культура как душевно-духовная жизнь человека и человечества в ее объективной (объективированной) предметно-символической выраженности. Культура как знаковая (символическая) система. Культура как тело. Пространство и время культуры. Культура как память истории. Дифференциация понятий культура и цивилизация.
Тема 8. Гносеологические и аксиологические измерения философии культуры. Целостность философского анализа как задача. Единство предмета и его понимания в философии. Проблема специфики познания культурных явлений. Принципы историзма личной вовлеченности в познание. Философия культуры как событие внутри культуры. Важность и неотчуждаемость аксиологического элемента в философии культуры. Переход к осмыслению культуры в гносеологическом и аксиологическом ракурсах через исследование истории ее познания.
Часть вторая. Гносеология и аксиология культуры. (Философские, теологические и культурологические концепции культуры)
Тема 9. Первые опыты построения философии культуры. Различие между философским, позитивно-научным и богословским подходами к пониманию культуры. Изначальный синкретизм и его причины. Представление о культуре и цивилизации в античности и Средние века. Космоцентризм и теоцентризм. Новозаветное откровение как фактор развития современной цивилизации. Предпосылки формирования философии культуры как самостоятельной сферы дискурса – Ренессанс, Просвещение, переоценка идеи творчества в новейшее время. Начало гуманитарного переворота в эпоху Возрождения. Современный культуроцентризм. От философии культуры к культурологическим исследованиям.
Тема 10. Формирование классической философии культуры. Два источника классической новоевропейской философии культуры: Просвещение и романтизм. Важнейшие мифы и концепты: homo sapiens, прогресс, значение знания и науки; почва, дух времени, язык, порыв, магия созидания. История и культура как коррелятивные проблемы. Философия истории и культуры Вольтера, Монтескье, Канта, Гердера: разум в борьбе с природой и рефлективно-критическом возвышении над традицией. Значение идей Ж.Ж. Руссо. Циклическая модель культурогенеза Дж. Вико. Романтическое движение в Европе (Шеллинг, братья Шлегели, Новалис, Байрон, Ж. де Местр) и в России (славянофилы и почвенники). Значение «почвы», традиций, религии, языка. Постановка проблемы национального и общечеловеческого.
Тема 11. Философия культуры Гегеля. Узкая и расширительная трактовки «философии культуры». Синтетический характер философии Гегеля. Предшественники Гегеля: Аристотель и Фома Ааквинский. Дух как субъект истории. Идея развития. Понятие формообразований духа: семья, право, мораль, государство, наука, искусство. Субъективный, объективный и абсолютный дух. Философия культуры как исследование духа в его объективированных формообразованиях. Специфика гегелевских представлений о конфигурации культурного пространства: государствоцентризм, особенная миссия философии. Гегелевская концепция времени культуры: линейность, стадиальность, национал-мессионизм. Проблема конца истории. Влияние гегелевских идей.
Тема 12. Марксистская концепция культуры. Три источника и три основные части марксизма. Перетолковывание Гегеля: развитие снизу. Роль экономики. Базис и надстройка. Понятие труда и производства. Человек как homo faber. «Стоимость» как понятие спекулятивной диалектики. От экономического детерминизма к системной детерминации общественных явлений. Способ производства жизни (социальности). Сущность человека как совокупность общественных отношений. Идея отчуждения. Принцип диалектико-исторического материализма и эволюция концепции. Влияние марксовых идей в мире и в России. Сильные и слабые стороны марксизма, К. Маркс и М. Вебер. Маркс и современность. Франкфуртская школа. Неомарксистские и модифицированные концепции и подходы.
Тема 13. Представления о культуре в позитивизме и постпозитивизме. Позитивизм: основные понятия, представители, эволюция. Влияние доктрины Ч. Дарвина. Культура как коллективный опыт адаптации. Утилитарный подход и проблема высших ценностей. Значение науки и техники, формирование идеологии сциентизма. Индивидуальная свобода как высшая ценность и важный критерий развитости цивилизационных систем (Дж. С. Милль). Секулярный гуманизм О. Конта, предсказания относительно будущего религии. Замысел социальной инженерии, влияние на системы утопического социализма. Постпозитивизм и аналитическая философия. Взаимовлияние науки и социокультурной среды (К. Поппер, Т. Кун). Идея открытого (и закрытого) общества у К. Поппера. Философия науки и ее связь с философией культуры.
Тема 14. Прагматические концепции культуры. Позитивизм и прагматизм. Значение идеи биологической и социальной эволюции. Культура как приспособление к среде. Бихевиоризм и необихевиоризм. Плюралистическая методология. Множественность мировоззрений, трансформация идеи опыта и практики. Агностицизм. Культура как система убеждений и верований. Значение привычки. Смыслы понятия «вера». Работы У. Джеймса. Истина и польза. Прагматизм как метод улаживания споров. Инструментализм Дж. Дьюи и техницистское (операционалистское) восприятие культуры. Ч. Пирс и семиотический (знаковый) подход к исследованию культуры.
Тема 15. Понимание культуры в философии жизни. Философия жизни: важнейшие идеи и представители. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, Г. Клагес, А. Бергсон, О. Шпенглер. Жизнь как первореальность. Связь философии жизни с позитивизмом и прагматизмом, судьба «духа» в философии жизни. Интуитивизм, эстетизм, антисциентизм, иррационализм. Шопенгауэр: культура как аскеза, значение музыки. Ницше: дионисийское и апполоническое, переоценка ценностей, гибель богов, критика христианства, сверхчеловек, творчество, волюнтаризм. Влияния Ницше. Зиммель и Дильтей: историчность культуры, методы познания феноменов культуры – понимание, герменевтика. А. Бергсон: интуиция, творчество, эволюция, понятие памяти, два типа культурных систем. А. Швейцер: христианская версия философии жизни.
Тема 16. Философия культуры в рамках неокантианства. Лозунг «Назад к Канту». Перетолковывание Гегеля. Влияние Маркса. Школы неокантианства и их основные представители. В. Виндельбанд: трансцендентально-идеалистическая методология в проблемном поле осмысления культуры. Г. Коген: культура как метод. Г. Риккерт: культура как ценность. Э. Кассирер: система символов. Трансцендентальное пространство и время в культурологическом ракурсе. Науки о природе и науки о духе. Метод отнесения к ценности в науках о духе. Понятие ценности. Структура ценностных предпочтений. Понятие символической формы. Язык как символическая форма. Культура как система символических форм. Предпосылки структурализма. Русское неокантианство: С.И. Гессен, Б.В. Яковенко, Ф.А. Степун. Культура как функция от себя самой. Философские предпосылки культурологии.
Тема 17. Феноменологические подходы к пониманию культуры. Феноменология: предпосылки, основные идеи и представители, эволюция. Э. Гуссерль и классическая трансцендентальная феноменология. Понятие «феномена», попытка встать над кантианством и гегелианством. Сознание и его интенциональность, ноэма и ноэзис. Конституирование и (или) созерцание феноменов сознания. Трансцендентальная редукция, дескриптивность, воздержание от экзистенциальных суждений. Поток сознания и его горизонты. Сознание и культура. Коммуникативная среда. Роль знака и символа, превращение вещи в элемент культуры, в «социальную вещь». Регионы сознания (культуры) и распределение опыта по регионам, роль повседневности. Проблема ценностей (Н. Гартман, М. Шелер). Проблема освобождения от ценностного «диктата». Феноменология как методология вскрытия первичных функций сознания, лежащих в основе любого отношения к культуре. Проблема истолкования феномена. Герменевтика.
Тема 18. Философия культуры Освальда Шпенглера. Философ культуры по преимуществу. Синтетический характер концепции Шпенглера. Приоритетность влияния Ницше. Нелинейность: против Гегеля, прогрессистов и претензий Просвещения на общечеловеческое значение. Культура как организм. Физиогномический метод, понятие первосимвола и прафеномена. Культура как феномен и феномены культуры. Монадологическая замкнутость культурных миров. Биологизм, относительность ценностей, локальное понимание прогресса. Проблематичность культурных заимствований. Пессимизм. Культура и цивилизация. Пророчества Шпенглера и влияние его идей. Шпенглер и Н. Данилевский. Шпенглер и Н. Бердяев.
Тема 19. Историко-культурологическая концепция А. Тойнби. Предпосылки формирования учения А. Тойнби. Восстановление историзма. Нелинейность прогресса. Переосмысление связи между цивилизацией и культурой: Против К. Маркса и О. Шпенглера, культурологический аристотелизм Тойнби. Понятие «локальной цивилизации». Роль религиозного фактора. Механизм развития: вызов-ответ. Механизмы заимствований и влияний. Понятие матрицы и куколки. Проблема баланса локального и общемирового. Кризис христианского мира и концепт «постхристианской» культуры.
Тема 20. Социологические и социально- фундированные концепции культуры. Социальная (марксизм) и социо-биологическая (позитивизм) ориентации в культурологии. «Объясняющая социология» культуры Э. Дюркгейма. «Понимающая социология» культуры М. Вебера. Вклады А. Вебера и В. Зомбарта. Социологизм русских марксистов (Г. Плеханов, А. Богданов, В. Ленин, Л. Троцкий, А. Луначарский, Н. Бухарин, И. Сталин). Развитие социологии культуры в СССР: от вульгарного социализма к диалектическому социологизму и далее к социологии культуры (Ю. Левада, В. Ядов, И. Ионин, Э. Маркарян). Концепция социально-культурной динамики П. Сорокина. Теория циклов социокультурного роста В. Кондратьева. Концепции постиндустриального информационного общества (Д. Белл, О. Тоффлер).
Тема 21. Психоаналитические концепции культуры. Психоанализ: основные идеи, эволюция, представители. Социо-культурный контекст формирования психоаналитических доктрин. «Открытие» и переоценка бессознательного. Фрейд: болезнь, невроз, сублимация и подавление, Оно – Я – сверх-Я. Культура как система ограничений. Религия как иллюзия и болезнь. Неофрейдизм: коллективное подсознательное и отказ от пансексуализма. Переоценка «воли к господству» А.Адлером. Э. Фромм: попытка соединить К. Маркса и З. Фрейда. Проблема свободы у Э. Фромма. К.Г. Юнг: глубинное подсознательное и его архетипы, миф и символ, реабилитация религиозного фактора. Экзистенциальный психоанализ. Модель Ж. Лакана. Влияние психоаналитических концептов на художественную культуру, литературоведение и искусствоведение.
Тема 22. Игровые концепции культуры. Метафора игры у Гераклита. Понятие игры. Виды игр. И. Кант об игре. Шиллер и романтики (Новалис, Шеллинг). Хейзинга: «Человек играющий». Влияние на «школу Анналов». Г. Гессе – «Игра в бисер». «Языковые игры» после Л. Витгенштейна. Концепция Г.Г. Гадамера. Философия игры М.М. Бахтина. Личность и личина, маска, культура как ролевая игра. Постмодернизм. Сильные и уязвимые стороны игровой модели.
Тема 23. Лингвоцентричные и семиотические концепции культуры. Язык как элемент культуры и культура как язык. И. В. Гете. В. Гумбольт. Связь внутренней формы народного языка и формы национальной культуры. Исследовательская программа Ф. де Соссюра. Мысль и язык в концепции А. Потебни. В. Вундт: психология языка и культуры. Неокантианство: язык как символическая форма. Семиотические концепции: культура как язык. Специфическая методология познания феноменов культуры: понимание как переживание и вчуствование, искусство истолкования. Развитие герменевтики: Ф. Шлеермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г.Г. Гадамер. Теория «языковых игр» Л. Витгенштейна и ее значение для культурологических штудий. Культура как язык и языки культуры. М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман и тартуская школа, М.К. Петров.
Тема 24. Экзистенциалистские и персоналистические концепции культуры. Экзистенциализм, его связь с философией жизни, феноменологией, психоанализом. Социо-культурный контекст эпохи. Экзистенциализм и персонализм. Понятия личности, экзистенциального опыта, экзистенциала, пограничной ситуации. Темы смерти, творчества и ответственности. Н. Бердяев: культура как творчество и объективация. Л. Шестов: несоизмеримость культуры и Откровения. Хайдеггер: культура как способ смыслополагания человека. Бытие и сущее – типы культур, проблема нигилизма. М де Унамуно: «трагическое чувство жизни» и «агония христианства». Ортега-и-Гассет: значение веры, привычки, убеждения, открытие масс-фактора, «вторая природа» как история. Ясперс: осевое время, проблема коммуникации, вера в культуре. Марсель: быть или иметь, театр и культура, проблема подлинной коммуникации. М. Бубер: Я и другой, диалогичные и монологичные стратегии, два образа веры. Сартр: идея проекта. Камю: абсурд и смысл. Переклички с русской религиозной философией и диалектической теологией. Влияние экзистенциалистов: Гессе, Ионеско, Кафка, Бергман, Тарковский.
Тема 25. Структуралистские концепции культуры. Структурализм как методология. Связь с неокантианством, феноменологией, позитивизмом, лингвистикой и философией языка, экзистенциализмом и неомарксизмом. Основные черты: позитивизм структурного, культура как система языков, язык как кристаллизованный опыт, первореальность структурных связей и их многообразие, значение повседневности. Влияние школы анналов. Понятие «структур повседневности». Проблема субъекта. Исследование первобытной культуры К. Леви-Строссом: бинарные оппозиции, мифы, ритуалы, маски. Структуралистское прочтение Фрейда Ж. Лаканом. Анализ культуры Р. Бартом. Идеи М. Фуко, переход к постструктурализму и постмодернизму. Структурализм в СССР и России, тартуская школа, разработки Ю. Лотмана.
Тема 26. Постмодернистские концепции культуры. Модерн и постмодерн. Релятивизационный потенциал герменевтики. Авторский замысел и интерпретации. «Языковые игры» до и после Л. Витгенштейна. Структурализм – структуры и значения без субъекта. Смерть автора. Перетолкование идеи игры. Археология знания М. Фуко, смерть «изобретенного человека». Новые образы воли к господству в «Истории безумия», «Истории сексуальности» и «Рождении клиники». Метод «деконструкции» Ж. Деррида. Ж. Бодрияр, симулякры культуры. Постмодернизм и нигилизм.
Тема 27. Теология культуры. Социо-культурные предпосылки формирования богословия культуры. Различие между философской и теологической метафизикой. Патристика: Климент, Ириней, Августин, Златоуст. Схоластика: теократический синтез (брак) религии и культуры. Гуманизм и Реформация: развод веры и культуры. Секуляризация. Теология «либеральная» и маргинализация теологической культуры в секулярном обществе. Кризис гуманизма. Христианство под вопросом. Критика и апология культуры в новейшее время. Диалектическая теология К. Барта, ответ П. Тиллиха, проект «демифологизации «Р. Бультмана, мифологема «смерти Бога» и атеистическое христианство. Теология культуры в США. Католические концепции (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гвардини). Смысл творчества и оправдание культуры в концепциях православных авторов –Н. Бердяева, С. Булгакова, Г. Федотова.
Тема 28. Понимание культуры в мистико-эзотерических учениях. Традиционный мистицизм и поворот к культуре. Мистицизм конфессиональный и внеконфессиональный. Основные представители: Е. Блаватская, Р. Штайнер, Д. Андреев. Теософия Е. Блаватской: факты культуры как проявления духовного мира. Антропософия Р. Штайнера: синтез идей И. В. Гете, Э. Геккеля, понятия духа и природы. Дух как самовозгорающаяся креативность. Культура как поле духа. Влияние антропософии на развитие культуры (педагогики, медицины, искусства, литературы). Историософия и культурфилософия Д. Андреева: «Русские боги», «Железная мистерия», «Роза мира». <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|