Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка основных направлений государственной социальной политики




 

Анализируя основные направления и оценивая эффективность социальной политики, проводимой в России, можно выделить следующее: экономические реформы в России, начиная с «шоковой терапии» 1992 года, осуществлялись без предварительной оценки социальных последствий и создания социальных амортизаторов. В результате, примерно до 2000 - 2002 гг. наблюдалось стойкое падение жизненного уровня основной массы населения. Проблемой стало и физическое воспроизводство людей. Резко снизился прожиточный минимум, а минимальная зарплата в 1998-1999 гг., побив все рекорды, стала на отметке три доллара. Наблюдалась беспрецендентная поляризация материальной обеспеченности, которая колебалась по разным данным от 13.5 до 15 раз для соотношения доходов крайних 10% населения. Образовался разлом общества, враждебность большинства бедных к богатой прослойке общества, так называемых новых русских, игнорирующих негативные последствия такого разрыва, кичащихся своим богатством. Ситуация усугубилась ростом доли бедного населения, темпов безработицы. «Социальное дно» превысило границу в 10 млн. человек. В ближайшем будущем скажутся последствия крайне низкой рождаемости. Превышение смертности над рождаемостью в 2 раза, т.е. депопуляция и деградация генофонда страны переплелись с вымиранием нации. Естественно, что процессы жизненного уровня поставили под угрозу экономические реформы. Началось безотлагательное решение проблем социальной сферы. К великому благополучию страны, ситуация стала разрешаться положительно.

На сегодняшний день экономическая ситуация в России стабилизируется, что благоприятно сказывается на обеспечении социальных проектов в стране. Появились деньги на социальную защиту, и это почувствовалось среди всех групп населения.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ была разработана федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы» (от 29.12.2005г).

С 1.01.2007г. вступил в силу закон о материнском капитале. При рождении второго ребенка, родители получают 250000 рублей, которые они смогут вложить в один из трех вариантов: приобретение жилья, в пенсионный фонд или на образование, когда ребенку исполнится три года. Капитал будет индексирован по мере инфляции в стране. (принят Гос. Думой 22.12.2006 г.).

Была разработана концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы, где основное внимание уделено детям из социально - неблагополучных семей, их здоровью и благополучному развитию.

Принят закон о двухуровневом образовании. Плюсы очевидны: российские студенты могут без проблем продолжать учебу в любом ВУЗе Европы и легче устроиться там на работу.

Российская Федерация приняла принципиальное решение о том, что даже в условиях нынешнего глобального финансового кризиса все социальные обязательства, взятые в период до начала финансового кризиса, будут исполняться на должном уровне.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в сфере социальной политики в России имеется немало положительных моментов. На сегодняшний день написано множество программ, направленных на улучшение социально-экономического положения в России.

социальный доход занятость демографический


Глава 3. Совершенствование социальной политики России

 

Подходы к формированию социальной политики в России в условиях рынка

 

Современная социальная политика России пока не в состоянии обеспечить возможность всем членам общества, различных его социальных групп полностью удовлетворять свои потребности, тем самым, в настоящее время, не стабилизирует социальные отношения, не вносят согласованность в действия членов общества.

Социальная политика в России в настоящий момент не в полной мере обладает набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения. Она не до конца интегрирована в социально-политическую, идеологическую, и ценностную структуры общества. Это, в свою очередь, не позволяет узаконить формально правовую основу функционирования системы, осуществлять социальный контроль ее деятельности. Конечно, в России нет достаточного количества материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение даже имеющихся нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Таким образом, говорить о социальной политике в России, как о сформировавшемся и нормально функционирующем социальном институте явно преждевременно.

Подобный вывод предопределяет возможность исследования собственно институционализации социальной политики.

Институционализация - это процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов.

Важнейшими предпосылками этого процесса являются:

1. Возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности, соответствующих им социально-экономических и политических условий;

2. Развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения;

3. Интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.

Завершением процесса институционализации является интеграция нового вида социальной деятельности в существующую структуру производственно-экономических отношений. Благодаря этому формируется определенный набор формальных и неформальных санкций, с помощью которых осуществляется социальный контроль соответствующих типов поведения.

Очевидно, что в современной России, в условиях, когда общество ставит перед собой иные, чем прежде цели, не могут не возникнуть определенные общественные потребности в новых типах социальной деятельности. Это в полной мере относится к социальной политике.

Государственная социальная политика не может быть сведена к механическому набору отдельных элементов, к обеспечению функционирования каждого отдельного направления. Структурная целостность социальной политики определяется такими факторами, как:

· выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов;

·   единое законодательство, формирующее целостное социальное пространство для всех слоев населения;

·   протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обеспечению финансирования социальной сферы;

·   единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обеспечение.

Вместе с тем, говорить, что перечисленные факторы полностью соответствуют неким социальным нормам, исчерпывающе регулирующим и обеспечивающим деятельность нового социального института, преждевременно.

Ввиду невозможности продолжения экстенсивного наращивания государственных социальных расходов и наличия серьезных бюджетных ограничений идет активный поиск эффективного соотношения затрат и результатов, а также усиливается роль различных альтернативных источников. Имеется в виду:

· Расширение сфер использования рыночных инструментов социальной защиты (обязательного и добровольного страхования, накопительных страховых систем, удовлетворения дифференцированного спроса на различные социальные услуги и т. д.) через механизм деятельности государственных и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных институтов медицинского страхования и т. д.;

·   Нетрадиционные формы привлечения средств фирм и домашних хозяйств (расширение муниципальных займов) к финансированию строительства жилья, социальной инфраструктуры и т. д.

·   Существенное расширение сферы платности социальных услуг дифференцированного качества;

·   Привлечение ресурсного потенциала некоммерческого сектора к решению социально-значимых задач, особенно на региональном уровне;

·   Участие ряда регионов в международных проектах и программах, финансируемых из международных источников и др.

 

Реализация социальной политики на современном этапе развития рыночной экономики России

 

Таким образом, современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении более острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за свое материальное благополучие.

Основными целями российской социальной политики являются:

достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Для достижения этих целей потребуется:

восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;

обеспечить распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижения налоговой нагрузки на низко-доходные группы населения;

стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;

обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;

усилить социальную поддержку нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;

создать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;

обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.

В 2005 году проведено обсуждение на заседании РТК проекта Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008гг). В декабре 2005 года Минэкономразвития России представило в Правительство РФ на обсуждение новый проект Программы - уже на период 2006-2008 годов.

В конце января 2006 г. Программа была утверждена и рекомендована органам исполнительной власти Российской Федерации в качестве руководства при разработке региональных программ социально-экономического развития.

Новая программа в полной мере отвечает позиции профсоюзов по вопросам проведения социально - экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности, ежегодное увеличение валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, рост объема промышленного и сельскохозяйственного производства, дальнейшее снижение инфляции и дефицита бюджета, укрепление национальной валюты, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом валовом внутреннем продукте.

Программа социально - экономического развития Российской Федерации включает в себя:

1. Рост заработной платы в бюджетной сфере и повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. К 2008 году предусматривается сократить удельный вес населения с доходами ниже прожиточного уровня в общей численности населения примерно в 1,5 раза. При этом рассматривались и основные направления социально-экономического развития России в среднесрочном периоде. В настоящее время Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении принят законопроект "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", который предусматривает изменение структуры и нормативов потребительской корзины. В частности, в потребительскую корзину добавлены услуги культуры, улучшены нормативы продуктов питания (за счет увеличения объемов потребления мясопродуктов, рыбы, молока, фруктов), предметов первой необходимости, санитарии и лекарств, а также предусмотрены транспортные услуги пенсионерам.

2. Уделено внимание приоритетным направлениям развития эффективных трудовых отношений. Это, в первую очередь, связано с совершенствованием трудового законодательства, развитием территориальной мобильности рабочей силы, улучшением качественных показателей занятости. Решению указанной проблемы посвящен раздел Программы "Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда", в котором предусмотрен целый комплекс задач, связанных с развитием эффективных трудовых отношений.

.   Приоритеты государственной политики в области регулирования рынка труда, направленные на развитие эффективной занятости населения, включая реализацию национальных проектов, решение проблем территориальной мобильности рабочей силы, определены в Концепции действий на рынке труда на 2006-2010 годы. Разработана федеральная целевая программа по содействию занятости населения, а также восстановлению страхового принципа на случай потери работы.

.   Решение заседания Совета Безопасности Российской Федерации (протокол от 17 марта 2005 года № 2, пункт 5а) Минздравсоцразвития России в настоящее время проводит работу по уточнению Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года и формированию плана действий по ее реализации на период до 2008 года.

.   В настоящее время на стадии согласования в Минрегионе России находится проект федерального закона "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации". Целью законопроекта является создание правовых условий для проведения мер финансового оздоровления, главным образом, реструктуризации долгов предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства с целью стабилизации работы отрасли и ускорения темпов ее реформирования. Законопроект определяет принципы и условия проведения реструктуризации долгов предприятий отрасли, в том числе по налогам и сборам, а также долгов бюджетных организаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.

.   Налоговая система Российской Федерации в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов.

Новая программа Российской Федерации предложила новую экономическую, социальную, международную политику, современные пути государственного строительства, общественного, культурного развития нашей страны, которые коренным образом отличаются от курса, проводимого действующей властью на протяжении последних 15 лет.

Социальная рыночная экономика - это такая экономика, которая сориентирована на человека и удовлетворение его потребностей, на необходимость приспособления экономической политики государства к человеку, а не, наоборот, человека - к экономической политике.

Такой путь ведет к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе. Правовое социальное государство должно обеспечивать в условиях социальной рыночной экономики хозяйственную свободу и социальную справедливость. Поэтому понятие социальной рыночной экономики должно отражать сочетание целей - свобода и справедливость.

Социальная рыночная экономика строится на конкуренции, частной инициативе, личном интересе и социальном прогрессе. Каждый член общества обладает фундаментальными правами: на благосостояние и свободное всестороннее развитие личности, на человеческое достоинство.

Экономическая хозяйственная свобода включает в себя:

. Свободу потребителей покупать по своему усмотрению товары и услуги, которые являются частью социального продукта (свобода потребления).

. Свободу владельца средств производства использовать рабочую силу и деньги, ресурсы и имущество, а также предпринимательские способности по собственному усмотрению (свобода промысла, свобода выбора профессии и рабочего места, свобода пользования собственностью).

. Свободу предпринимателей производить и продавать товары по личному желанию (свобода производства и торговли).

. Свободу каждого продавца и покупателя товаров или услуг добиваться своей цели (свобода конкуренции).

Рассмотрим на примере Германии, каким образом социальная справедливость реализуется через главные цели социальной рыночной экономики. К этим целям относятся:

. Обеспечение максимально высокого уровня благосостояния.

Средства достижения: экономическая политика, сориентированная на экономический рост, на повышение уровня и качества жизни народа; установление экономически рационального порядка и конкуренции; полная занятость населения; экономическая свобода хозяйственных субъектов; свобода внешней торговли и т.д.

. Обеспечение экономически эффективной и социально справедливой денежной системы и в особенности обеспечение стабильности общего уровня цен. Средства достижения: существование независимого Центрального эмиссионного банка; "стабильность" государственного бюджета; выравнивание платежного баланса и равновесия во внешней торговле.

. Социальная обеспеченность, справедливость и социальный прогресс (защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества). Средства достижения: производство в максимальном объеме социального продукта; государственная корректировка первоначального распределения национального дохода; установление социальных стандартов; отлаженная система социальной помощи и т.д.

Одним словом, социальная рыночная экономика должна опираться на свободу конкуренции, частного предпринимательства и на государственное регулирование экономики.

Лучшей гарантией от риска безработицы является государственная политика занятости населения. Успех политики полной занятости в народнохозяйственном аспекте означает производство общественного продукта в большем объеме, что значительно расширяет базу для достижения результативности социальной политики государства. С точки зрения работающих по найму эта политика оказывает положительное влияние на их текущие доходы. Такая гарантия доходов имеет многократный эффект:

она снимает необходимость предоставления пособий по безработице, социальной помощи и других видов вспомоществования;

постоянная забота о трудовом доходе вынуждает, прежде всего лично заботиться о собственных жизненных благах, а также членов своей семьи;

уменьшается экономическая зависимость от государства.

Все это в совокупности порождает веру в жизнь и надежду на реализацию своих потребностей за счет участия в экономической сфере. Полная занятость оказывает к тому же длительное воздействие на рынок труда (рабочей силы) и на условия занятости:

для полной занятости, как правило, характерно состояние всеобщего быстрого роста трудовых доходов (на рынках труда сокращается предложение на большинство профессий и видов деятельности; создаются благоприятные условия для переговоров с работодателями при участии профсоюза и т.д.);

полная занятость повышает взаимозависимость рынка труда (исчерпание резервов рабочей силы на региональном и профессиональном рынке труда), воздействует на спрос рабочей силы на других рынках труда.

В целях привлечения рабочей силы с других рынков работодатели должны (вынуждены) улучшать условия труда. Местные работодатели из-за опасности оттока рабочей силы также вынуждены идти на дополнительное улучшение условий труда и повышение заработной платы.

Правовой основой для оказания социальной помощи в развитых странах служит закон о социальной помощи, в котором отражаются цели, принципы и виды такой помощи. Так, например, в федеральном законе Германии цели социальной помощи определяются следующим образом:

Социальная помощь оказывается для обеспечения средств к жизни, а также при особых жизненных обстоятельствах.

Принятие социальной помощи призвано обеспечить ее получателю уровень жизни, соответствующий человеческому достоинству.

Социальная помощь своей целью имеет также следующее обстоятельство: в максимальной степени способствовать тому, чтобы в своей жизни человек не принимал эту возможность в расчет. Каждый должен полагаться прежде всего на свои собственные силы, если таковые, разумеется, у него есть.

При оказании социальной помощи предполагается соблюдение:

· Должно быть, в обязательном порядке оформлено юридическое право на получение социальной помощи. Таким правом обладают также иностранцы и лица, не имеющие гражданства, но с определенными ограничениями в выплатах.

·   Получатель социальной помощи должен быть реинтегрирован (т. е. возвращен) как нормальный человек в сообщество людей. Получателю должны помочь как можно быстрее избавиться от социальной помощи: одного - направить на работу; другого, не желающего работать, приобщить к труду; третьего - больного вылечить, восстановить его работоспособность и т.д.

· Социальной помощи должны предшествовать профилактические (упреждающие) меры для преодоления критической ситуации полностью или частично.

·   В основе социальной помощи должно быть заложено, чтобы получатель проявлял инициативу и активность для своего возвращения в сообщество людей.

·   В системе социальной помощи должен действовать принцип индивидуального подхода к каждому случаю ее предоставления.

·   Рычаги социальной помощи должны включаться лишь тогда, когда уже исчерпаны иные возможности оказания помощи нуждающимся в ней.

Следует заметить, что существуют самые разнообразные виды социальной помощи:

o денежные выплаты малообеспеченным семьям, предоставление пособий по безработице и т.д.; социальные пособия и студенческие стипендии увеличат

o компенсация взносов в фонд пенсионного страхования, оплата похорон и других ритуальных услуг;

o массовое строительство государственного и муниципального жилья, система оценки нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий и бесплатно предоставление государственного жилья нуждающимся гражданам. Доступность для всех ипотеки.

o проводится модернизация системы ЖКХ. Введена новая модель установления и изменения тарифов на его услуги.

o не денежная помощь, например, предоставление работы, содействие в профессиональной подготовке;

o попечительство, лечение у врача, стационарное лечение и т.п.

В ходе проведения экономической реформы в России выявились противоречия в выборе модели демократического общества. Принципиальные отличия в подходе к этой проблеме основаны на трех основных вопросах: усиления роли государства, соотношения разных форм собственности, степени решения социальных задач в рамках понятия "социальная справедливость". Эти вопросы реализуются при выборе модели рыночной экономики.

 


Заключение

 

Социальная политика - одно из ведущих направлений общественного регулирования. Она имеет свои специфические цели, задачи, объекты воздействия и направлена на уменьшение противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества. Социальная политика призвана регулировать благосостояние, поддерживая его на уровне, приемлемом как для человека, так и для общества, и несет ответственность за соблюдение в минимальном объеме основных прав человека и обеспечение гарантированного минимума материальных условий жизни.

Правовые и теоретические основы современной социальной политики содержатся в ныне действующей Конституции РФ, а специфика определяется особенностями переходного периода в России, сдвигами в политических и экономических структурах, историческими традициями развития страны, особенностями культуры, общественного сознания. Действенность определяется тем, насколько ее содержание и механизмы адекватны этим изменениям.

Социальная политика как относительно самостоятельное направление внутренней политики государства влияет не только на свой объект, но и на все остальные общественные структуры. Сфера ее прямого или косвенного влияния распространяется и на политические, и на экономические процессы. Эффективность социальной политики зависит от того, насколько верно избраны приоритетные для развития в данный момент области социальной сферы, а также от умения рационально использовать выделенные для этого финансовые ресурсы.

На фоне мирового прогресса, сложившиеся в России, в связи с переходом к рынку, тенденции представляются уродливыми и противоестественными. А именно: обнищание десятков миллионов работающих, пенсионеров и членов их семей, уменьшение вложений в социальную сферу, сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшения ее качества для большинства населения.

Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется из рук вон плохо, расхищается, скудеет.

Россия может сохранить высокое звание великой державы, одно из лидирующих мест в мировом сообществе XXI века не путем увеличения добычи и экспорта исчерпаемых полезных ископаемых (нефти), не на основе могущества своего ВПК (который теряет одну позицию за другой). Основа ведущего места России в мировом сообществе - в ее духовном потенциале, высоком интеллекте и богатейшем культурном наследии, развитой системы образования. Если у нас сохранятся преобладающие ныне тенденции, то народ будет продолжать нищать, страна надолго откатится на дальнюю периферию мирового прогресса, накопленное за тысячелетие российской истории духовного богатства будет бездарно растрачено. Но если мы сумеем изменить приоритеты социально - экономической стратегии государства и частного капитала, сделать сферу науки, культуры, образования и здравоохранения полем выгодного применения государственного и частного капитала, перспектива возрождения России и решения сложнейшего комплекса проблем социального характера будет успешно решена.

В ходе изучение темы, я сделал вывод, что, программа Российской Федерации направлена на создание в будущем сильной и процветающей страны, в которой будут соблюдаться все принципы социальной справедливости и эффективной социальной политики государства. Эта программа создаст мощное народное хозяйство, увеличит экономический рост и выведет нашу страну на один ранг с высокоразвитыми странами мира.

Также, мной отмечено, что социальная политика России в условиях рыночной экономики создает крепкую основу для правовых и демократических норм и обязательств перед народом, создает условия для воспитания здорового и образованного поколения.


Список использованных источников

 

1. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993. «Российская газета», № 237, от 25.12.1993.

2. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. - 2008.- №10

.   Демографический ежегодник России 2012. Стат. сб. / Росстат. - М., 2012.

.   Демографический ежегодник России 2010. Стат. сб. / Росстат. - М., 2010.

.   Ефимова Е.Г. Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. - М., 2009.

.   Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. - М. - 2010.

.   Здравоохранение в России 2011. Стат. сб. / Росстат. - М., 2011.

.   Здравоохранение в России 2009. Стат. сб. / Росстат. - М., 2009.

.   Информация о социально-экономическом положении России. 2012. - М.: Росстат, 2013.

.   Калашников С. Социальное государство: эволюция и этапы становления // Человек и труд. - 2008. - № 10.- С. 47-55.

.   Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2010.

.   Основы экономической теории / Под ред. Николаева И. ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

.   Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики». - М: Юристъ, 2008.

.   Платное обслуживание населения в России. 2009: Стат. сб. / Росстат. - M., 2009.

.   Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. // Экономист. - 2010. -№8.

.   Российский статистический ежегодник, М.: Росстат, 2013.

.   Российский статистический ежегодник, М.: Росстат, 2012.

.   Российский статистический ежегодник, М.: Росстат, 2011.

.   Российский статистический ежегодник, М.: Росстат, 2010.

.   Россия в цифрах. Краткий статистический сборник, 2014

.   Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории - М., 2009.

.   Социальное положение и уровень жизни населения в России. Стат. сб. / Росстат. - М., 2011.

.   Социальное положение и уровень жизни населения в России. Стат. сб. / Росстат. - М., 2010.

.   Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // МЭиМО. - 2008. - №10

.   Труд и занятость в России. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М. - 2011.

.   Труд и занятость в России. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М. - 2009

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...