Проблематизирующие фантазии.
Их достаточно много. Вот названия некоторых из них: «Мудрый старец», «Китайский храм». В их основе лежит необходимость сформулировать проблему, задать вопрос. Эти методики описаны в книге Шоттенлоэра Г. – «Рисунок и образ в гештальттерапии» Вот одна из них. Старый мудрец. «Ты идешь по дороге… Видишь вдали хижину. Ты подходишь ближе и узнаешь старого мудреца, сидящего на крыльце. Ты хочешь получше рассмотреть его... Он приветствует тебя долгим взглядом. Ты смотришь в его глаза и понимаешь, что можешь задать ему вопрос, и мудрец тебе ответит. Ты обдумываешь, о чем же важном стоит его спросить…. Ты задаешь ему вопрос. Он смотрит на тебя и уходит в хижину. Ты напряженно ждешь. Старик возвращается с подарком для тебя. Добавляет ли он что-нибудь к этому? Если он ничего не говорит, ты понимаешь, что подарок и есть ответ. Ты берешь его, прощаешься и уходишь». Далее клиенту предлагается рассказать о том, что он видел, в подробностях. Какой подарок получил? Сказал ли что-то ему мудрец? Как выглядел мудрец? Как выглядела хижина? И т.д. Символьные проекции. Методика символьных проекций. Их двенадцать.
Необходимо представить себе во всех подробностях, деталях каждый предмет и себя в нем, рядом с ним, на нем и т. д.
Описание работы с символьными проекциями можно найти в следующей книге : Свирепо О.А., Туманова О.С. «Образ, символ, метафора») Мы видим, что терапевт может выбрать любую из символьных проекций для работы с клиентом в зависимости от того, какая проблема является фигурой, так как это методики охватывают практически все сферы жизни и деятельности человека. Финальный контакт. Процесс интеграции. На этой стадии можно использовать практически те же техники, которые мы использовали на начальной стадии (при преконтакте). Рассмотреть уде сделанные «рисунки» (фигурки, метафоры и т. д.), но уже с целью увидеть, соответствует ли уже сделанный «рисунок» тому новому состояние, в котором клиент находится сейчас. Затем можно предложить клиенту либо что-то изменить в предыдущем «рисунке», либо создать-выбрать что-то новое. Пост контакт. Это процесс присвоения полученного опыта. На этой стадии целесообразнее всего, как я считаю, вернуться к «рисунку», фантазии, метафоре (к тому, с чем начинали работу) и закрепить полученный опыт с помощью проговаривания, рассказа о том, что было сделано, увидено, почувствовано. Возможно подключение телесных упражнений, чтобы клиент мог почувствовать себя нового и на уровне тела.
Полярности. Хочется немного сказать и об упражнениях, связанных с работой с полярностями. Их подробное описание можно взять из книги Шоттенлоэра Г. – «Рисунок и образ в гештальттерапии». В данной работе я приведу только некоторые из упражнений для получения общего представления об этих техниках. Рисование. Нарисуйте картинки того, что делает вас счастливыми, и того, что делает вас несчастными. Нарисуйте себя, когда вы чувствуете себя спокойно и расслабленно и когда вы чувствуете себя беспокойно и напряженно. Нарисуйте свой портрет, когда вы чувствуете себя сильными и когда — слабыми. Пластилин. Вылепите фигурку, которая изображает вас «изнутри». А теперь сделайте фигурку, изображающую вас снаружи: как вы представите себя другим. Рассказы. Однажды, давным-давно, жил-был слон, который очень любил дурачиться, когда был со своими друзьями, но становился очень серьезным, когда приходил домой. А теперь попробуй представить себе, что ты и есть этот слон... Расскажи, что было дальше. Позы и жесты. Попробуйте изобразить различные стороны самих себя, разыгрывая шарады, которые нужно разгадывать. Коллаж. Представьте в коллаже какие-нибудь противоположные черты вашей личности.
III. Заключение. Безусловно, арт-техники являются совершенно необходимой составной частью терапии, так как они позволяют сберечь ресурс клиента, помогают работать с проблемой не «прямо в лоб», а как бы в обход, позволяют работать с чувствами клиента, что особенно важно для тех, кто не умеет либо идентифицировать, либо выражать свои чувства. Я в своей работе использую арт-техники практически постоянно, и такая методика работы дает хорошие результаты. Особенно продуктивны данные методики в работе с детьми. Приложение. Описание случаев. Метафора Клиентка В. 49 лет. Запрос: хроническая усталость, постоянное желание спать, часто раздражение, неадекватное ситуации, необоснованная ситуативная агрессия. Видимых причин для такого поведения нет. Клиентка утверждает, что в жизни всем довольна, что чувствует себя великолепно, все у нее хорошо, что себя она любит, о приближающемся 50-детии не переживает, считает себя молодой интересной женщиной. Вот только не понимает, откуда берутся все вышеперечисленные поведенческие реакции.
Предлагаю ей создать метафору своего теперешнего состояния: как она себя видит, воспринимает. У клиентки получаются 2 метафоры: Ø старая ржавая открытая консервная банка с остатками рыбы – кильки в томатном соусе Ø старая вылинявшая коричневая кошелка из болоньи, лежащая в кладовке. Клиентка обескуражена, шокирована получившимися метафорами. Некоторое время она сидит, не двигаясь, замерев, говорит, что «надо переварить». Через нескорое время предлагаю ей поработать с получившимися образами-метафорами, начав на выбор с любой. Клиентка выбирает первую – образ «ржавой консервной банки». Она описывает чувства, которые вызывает у неё эта банка: омерзение, отвращение, брезгливость, желание немедленно ее выбросить. Руки клиентки иллюстрируют ее слова: берет брезгливо пальцами невидимую банку, «несет» в помойное ведро, выбрасывает, отряхивает-вытирает тщательно руки… Фрустрирую клиентку словами: «Эта консервная банка – это ты. Ты хочешь себя выбросить?» В. шокирована. Говорит, что в тот момент, когда она хотела выбросить банку, она совсем забыла, что это она себя так видит. Предлагаю ей побыть с этим осознаванием некоторое время. Некоторое время она сидит неподвижно, замерев. Потом говорит о своей растерянности, о том, что не знает, что ей с этим делать. Предлагаю пофантазировать, что можно сделать с банкой. У клиентки возникает сопротивление, она отвечает, что ей даже думать об этом противно, не хочется. Поза в этот момент закрытая, пальцы рук переплетены и крепко сжаты, сидит, не двигаясь. Я предлагаю свои варианты: вымыть, вычистить, под что-то использовать, чем-то украсить. Это выводит клиентку из оцепенения, она начинает жестикулировать, очень эмоционально возражает мне, приводит различные доводы, говоря, что из этой банки ничего уже сделать нельзя и что она ни за что не станет с ней что-то делать, ей противно. У нее возникает образ банки-стакана для карандашей, и она начинает эту мысль развивать. Говорит о том, что лучше купить новый красивый яркий стаканчик и складывать в него карандаши, чем реставрировать эту банку.
Я предлагаю ей перенести этот образ на ее жизнь, прошу подумать, с чем в ее жизни связан это образ: стакан и в нем карандаши. В. очень удивлена, некоторое время размышляет, затем с еще большим удивлением говорит, что это связано с сексуальными отношениями: карандаш - это мужчина, член мужчины. И САМА приходит к выводу, что у нее не ладятся отношения с мужчинами потому, что она считает, что мужчин больше интересуют молодые, яркие, «новые» девушки. И что, оказывается, что себя она в такого рода отношениях считает «старой, ненужной». Предлагаю ей побыть с этим осознаванием. В данном случае ее поза «открытая», расслабленная, сидит свободно. Говорит, что эта мысль почти не шокировала, только удивила, что она считала себя сексуально интересной женщиной. Приходит к мысли, что, скорее всего это мнение о себе было (как она выразилась) «верхним», а в глубине у нее совсем другое видение себя. Для интеграции осознавания прошу ее попробовать создать новый образ – увидеть консервную банку как-то по-другому. В. говорит, что у нее возник образ круглого аквариума, в котором плавает золотая рыбка. Прошу ее описать свои ощущения от этого нового образа. В. говорит, что у нее возникло чувство освобождения, радости, покоя, а также возникло желание немедленно пойти и купить аквариум. P.S. Через некоторое время она действительно приобрела себе аквариум.
Пластилин. Та же клиентка. В. Запрос: не может «договориться» сама с собой, постоянный внутренний конфликт. С одной стороны, нужно писать докторскую диссертацию, быть «хорошей», вести себя достойно, как интеллигент. С другой стороны, надоело все время держать себя в руках, постоянно работать, ни на минуту не расслабляться, не позволять себе никаких вольностей. С этим противоречием никак не может справиться: «такое чувство, будто внутри меня сидит два человека, и я толком не могу стать ни одной из этих женщин». Я предлагаю клиентке поработать со стулом: на один стул «посадить» ту, которая хочет и должна писать диссертацию, на другой – ту, которая хочет вести себя раскованно и жить в свое удовольствие. Она соглашается, но движения становятся замедленными, нерешительными. На стул садится на самый краешек, берется руками за край сиденья. Предлагаю ей сесть на стул удобнее, полностью. Клиентка отказывается, утверждая, что так ей удобнее. Поза напряженная, голос тихий, неуверенный, дыхание прерывистое. Тогда я предлагаю ей попробовать сесть на тот стул, где она «свободная, не скованная правилами». Клиентка встает, но на другой стул не садится, говорит, что ей очень не хочется это делать, что она боится. После некоторого колебания – примерно около минуты – она все-таки садится на второй стул, но поза при этом не меняется, остается той же самой.
Тогда я предлагаю клиентке попробовать «прикоснуться» к этим образам, проконтактировать с ними по-другому: при помощи пластилина. Клиентка очень оживляется, скованность пропадает, она возбуждена и говорит, что будет лепить с удовольствием, так как она это очень любит. Я предлагаю ей слепить и ту и другую Валю. Сначала она лепит «строгую валю» (так она называет эту фигурку). Темно-синий пластилин – худая высокая женщина в строгом синем брючном костюме. Клиентка лепит и постоянно комментирует, разговаривает со своей «куклой». В основном идет критика по поводу внешнего вида, говорит она и о чертах характера: зазнайка, сухарь, синий чулок, зануда (такими именами она называет эту фигуру). Тон клиентки несколько недовольный, видно неприязненной отношение, желание скорее завершить работу с этой фигурой. Затем она начинает работать со второй фигурой. Она берет яркие цвета: желтый, зеленый, красный, голубой, белый. Разительно меняется голос: он становится ласковым, воркующим, клиентка даже начинает «сюсюкать» с фигуркой, как с ребенком. Постоянно приговаривает: «Ты моя красавица, умница, солнышко….», называя фигурку ласковыми именами. Фигурка получается в стиле «русской красавицы», она даже накладывает на щеки румянец, тщательно вылепливает пальцы на руках, лицо, уделяет внимание мелким деталям. Видно, что данная работа доставляет ей удовольствие. В довершение она лепит маленькую собачку и садит ее на руки фигурке. Во время этой работы я просто наблюдаю за процессом, так как моего вмешательства здесь пока не требуется. Еще раз хочу отметить, что разительно меняется и тон, и голос, и выражение лица, дыхание становится свободным, поза раскована – с клиенткой происходят положительные изменения. Когда обе фигурки вылеплены, я предлагаю как-то разместить их на дощечке по отношению друг к другу. Клиентка нахмуривается, когда берет в руки первую фигуру, еще раз говорит, что ей не хочется этот «синий чулок» даже брать в руки. Я напоминаю клиентке, что это тоже она, и прошу подержать эту фигурку в руках, побыть с ней, почувствовать, что хочется с этой фигуркой сделать. Некоторое время клиентка молча смотрит на «синюю» фигурку, затем удивленно говорит: «а ведь я действительно могу делать с ней все, что хочу, это ведь я над ней хозяйка». Я прошу ее не спешить и еще побыть с этим осознанием: я ей хозяйка. И только потом уже что-то с ней делать. Через некоторое время клиентка с теплотой в голосе говорит, что ей эту девочку жалко, что она несчастная и сама себя не любит, что ей одиноко и нужна поддержка. Она пытается поставить фигурку на доске, но у фигурки очень маленькая устойчивость, и она все время падает. С тем же сочувствием она начинает «утешать» «синюю» (для себя я куклу отмечаю, что отношение к этой фигурке у клиентки разительно изменилось). Она ставит обе фигурки рядом, приговаривая «вот тебе подружка, она веселая, и ты с ней тоже станешь веселой». Затем она берет еще пластилин и начинает «украшать» «синюю» фигурку: добавляет ей яркие пуговицы на костюм, сумочку, яркую шапочку. Затем она «объясняет» своим фигуркам, что они теперь могут быть всегда вместе, вместе гулять с собачкой, и что вполне возможно и писать диссертацию, и веселиться, и отдыхать, и быть свободной. Предлагаю ей побыть с этим состоянием «объединения» двух «Валь» в дружественный союз, почувствовать, как ей это, не ощущает ли она неудобства, прежнего противоречия. Клиентка уверяет, что теперь у нее никакого противоречия нет, что она поняла, что одно другому не мешает, надо просто давать «волю» каждой части ее личности, выполнять желания и той, и другой «Вали». Самой интересное, что через 2 месяца клиентка купила себе собаку, правда, большую – овчарку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|