Исследование и проект — в чем разница?
В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий "исследование" и "проектирование". Говорят о деятельности: проектной, исследовательской, проектно-исследовательской, проектной и исследовательской и др. Со спецификой исследования мы разобрались. Давайте теперь выясним, что такое проект и как он соотносится с исследованием. Проект ("брат" исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на создание того, чего еще не существует (например, нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта ставится, как создать… построить… достичь.… При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответствовать проектной логике. Исследование направлено на то, чтобы узнать что-то новое о предметах и явлениях вокруг нас — подчас хорошо знакомых и обыденных. Это получение новых знаний с помощью практической деятельности — сбора и анализа экспериментального материала. Поэтому в исследовании наиболее важно — выявить то, что не знаешь, правильно задать вопрос, а потом подобрать метод, с помощью которого на этот вопрос будет получен ответ. Цель исследования ставится, как выявить… установить… изучить… И проектирование, и исследование являются главными "взрослыми" средствами производства в науке, технике, социальной жизни, изначально не очень приспособленными к задачам образовательной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть кардинальным образом переработаны, адаптированы и приспособлены для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей.
Вместе с тем эти технологии позволяют открыть для школьников "окно в большую жизнь", ознакомить с главными приемами, которыми пользуются в своей профессиональной деятельности специалисты; а для последних создают возможность передачи своих знаний и опыта молодому поколению, что делает образование более открытым. Как мы указывали выше, исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании. Проектирование — это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства. Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и др. задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, — возможность самостоятельно получить значимый результат. Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования, т. е. метода последовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура исследования включает в себя все типично проектные этапы — концептуализацию (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего знания); целеполагание — определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования); подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработка экспериментов, плана сбора информации, отбора проб и т. д.); планирование хода работы; оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов); окончательные выводы и их интерпретация. Поэтому исследовательскую работу часто справедливо называют исследовательским проектом.
Точно также и адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур. Здесь две отправные точки: сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Все мы знаем, что если исследование геоподосновы для проектируемого здания будет проведено неквалифицированно, здание может разрушиться, а неверная оценка влияния тепловых эффектов при строительстве в зоне вечной мерзлоты приведет к просадке здания. Поэтому (и это должно быть предметом специального обучения в учебном проектировании) исследование определяет профессиональный уровень и качество проекта. Уяснение учащимися разницы между проектом и исследованием является очень важным, поскольку качество работ, выполненных в этих двух жанрах, оцениваются по разным критериям. Приведем пример. Скажем, ученик исследует загрязнение пруда N. Руководитель ставит ему задачу — установить концентрацию тяжелых металлов в пробах воды из пруда. Ученик честно и корректно выполняет поставленную задачу, получает статистически достоверные результаты, докладывает работу на конференции — и получает низкую оценку. Почему? Один из членов жюри задал вопрос: "А зачем вы это делали? Какая практическая польза от вашей работы? Где внедрены результаты, и какой общественный резонанс она имела?" На этой же конференции представляется работа, авторы которой поставили себе другую задачу — добиться улучшения экологического состояния того же самого пруда. Для этого они провели социологическое исследование — опросы жителей близлежащих населенных пунктов, в результате чего установили, что, по мнению большинства из них, причиной загрязнений является расположенный поблизости завод, производящий выбросы «вредных веществ» в атмосферу. Ребята опубликовали ряд материалов в местной прессе, посетили депутата. В результате они сформировали мнение местного сообщества, властей, и добились улучшения очистки производимых заводом отходов. Эта работа на рассматриваемой конференции получила высокую оценку. Первый ученик так и не понял, почему его работа оказалась "непризнанной". А автору второй работы остались неизвестными состав "вредных веществ" и механизмы их воздействия на природные экосистемы.
Мы не утверждаем, что исследование лучше проекта или наоборот. Каждый из этих жанров творчества имеет свои целевые установки и особенности, которые нужно хорошо понимать. Нужно различать проектные работы, где исследование выступает средством обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата — подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы. Следующим важным вопросом является понимание разницы между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель (руководитель исследовательской работы) в процессе выполнения исследования или проекта.
Учебное исследование имеет разный смысл для разных субъектов — участников этой деятельности. Для ученика учебное исследование должно стать "просто исследованием" в смысле личной причастности к деятельности, и учебной задачей в смысле степени ответственности за полученный результат и его представление. Для учителя учебное исследование является творческим педагогическим проектом, при выполнении которого необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптировать процесс применительно к конкретной личности учащегося. Поэтому нужно хорошо понимать, что руководитель занимается педагогическим проектированием, а именно разработкой средств (программы, индивидуального плана работы с учеником, конкретных мероприятий, которые в итоге дадут образовательный результат).
Столь строгое разграничение является дидактической схемой. Образовательный эффект оказывается наиболее высоким в случае, когда учитель разделяет исследовательскую позицию вместе с учащимся и при этом максимально реализуется эффект деятельностного сотрудничества. Также необходимо отметить, что умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных либо исследовательских работ также различаются. Кратко эти различия приведены в таблице.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|