Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы для строительства дорог

Тема: История дорог

Цели:

1. Ознакомить детей с историей появления дорог;

2. Рассказать, как появились первые дороги, из какого материала их делали;

3. Познакомиться с мерами длинны древней России.

Задачи:

1. Закрепить имеющиеся знания о понятии «дорога»;

2. Определить, что способствовало развитию дорог;

3. Научиться определять, сколько метров в одной версте.

 

Оборудование: экран, видеопроектор.

Используемый дидактический материал: слайд-шоу «История дорог».

 

Ход занятия:

Дорога — путь сообщения для передвижения людей и транспорта (слайд 2). Она может пролегать на холмах, в сельской местности, в горах. Но это сейчас, в современном мире. А было время, когда дорог (в нашем понятии) не существовало. И человеку приходилось тратить месяцы, а порой и годы, чтобы прибыть из пункта А в пункт Б. Давайте вернемся в эти времена и проследим пути становления дорог.

 

Дорога в холмах Сельская дорога Горная дорога

Как вы думаете, когда появились первые, самые простейшие дороги?

 

Наиболее древние дороги относятся к IV тысячелетию до нашей эры. К ним относится дорога у города Ур в Месопотамии и дорога, найденная рядом с английским городом Гластонбери.

 

Свит-Трек — древняя дорога в Англии (слайд 3)  

Одна из наиболее древних дорог в Европе, названная Свит-Трек, обнаружена на острове Великобритания, состояла она из наложенных друг на друга перекладин из молодых деревьев: ясеня, дуба, липы и дубового настила поверх них (слайд 4).

Ребята, как вы думает, почему для строительства дорог стали использовать дерево?

Дерево – это тот материал, который проще всего достать. К древнейшим мощёным дорогам относят дороги, найденные на острове Крит. Критские дороги покрыты известняковыми плитами толщиной до 15 см и датируются III тысячелетием до н. э.

Кирпич, для мощения дорог впервые был использован в древней Индии около 3000 лет до нашей эры.

Как вы думаете, что способствовало развитию дорог?

Развитие дорожной сети связано с появлением вьючного и колесного транспорта (слайд 5).

 

 

В государствах древнего мира строительство дорог имело очень большое значение из-за необходимости осуществлять завоевательные походы и организовывать торговлю (слайд 6).

 

 

Ребята, как вы думаете, почему строители дорог постепенно перешли от деревянных покрытий к каменным?

Правильно, камень более прочный материл и служит он намного дольше, потому, что более устойчив к погодным условиям и физическим нагрузкам.

Когда появились дороги с каменным покрытием, в составе армии появились специальные подразделения, занимавшиеся строительством мостов и выравниванием дорог для боевых колесниц (слайд 7).

 

 

В Ахеменидской империи была построена царская дорога длиной 2,6 тыс. км. На царской дороге были установлены дорожные столбы с указанием расстояний, станции на расстоянии дневного перехода с гостиницами, конюшнями для смены лошадей, продовольственными складами и гарнизонами.

Во время правления основателя китайской династии Цинь — Цинь Шихуана сеть дорог, общей длиной 7,5 тыс. км опоясывала страну. Дороги были шириной 15 м с тремя полосами, причём центральная полоса предназначалась для императора.

Наиболее развитая сеть дорог сложилась в Древнем Риме (слайд 8).

 

Римская дорога в Помпеях Алькантарский мост в Испании

 

Первые «правильные» римские дороги были проложены в военных целях, и позднее власти постоянно следили за ними как за стратегическими объектами. Классическая ширина дорог — 12 м. Их строили в четыре слоя. Основание делалось из булыжника. Затем шла опалубка из дроблёных камней, скреплённых бетоном. Над опалубкой клали слой кирпичной крошки. Верхним покрытием служили плоские плиты или крупные булыжники. Его специально делали чуть выпуклым в центре, чтобы дождевая вода и грязь сливались на обочины. Вдоль главных дорог размещали межевые столбы с указанием расстояния до Рима. Самой старой дорогой считалась Аппиева дорога, построенная в 312 г. до н. э. Аппием Клавдием. В IV в. до н. э. от древнего Рима отходило 29 дорог, являвшихся как бы продолжением улиц столицы. Они шли в разных направлениях и соединялись с целой сетью местных дорог, строившихся в провинциях (слайд 9).

 

 

Строительство таких дорог осуществлялось на государственные деньги, а также на деньги жителей городов и собственником земель, по которым проходила дорога. Каждая магистральная дорога получала имя либо в честь цензора, которым была построена или отремонтирована, либо по области назначения.

Ширина римских дорог составляла обычно около 3,5 м, дороги также имели пятислойные дорожные одежды толщиной до 1 м. Иногда дороги оборудовались колеёй для повозок. Рядом с мощёной частью дороги располагались грунтовые тропы, предназначенные для вьючного и верхового транспорта.

Дороги прокладывались длинными прямыми участками, римляне старались не строить объездных дорог.

Как вы думаете, что предпринимали строители дорог, если на их пути встречалась крутая гора или водоем?

Правильно, если гора была очень высокая, то в ней сооружали тоннель. При прохождении дороги через водное препятствие оборудовались каменные броды, через глубокие реки строились арочные мосты или оборудовались паромные переправы. На Римских дорогах встречались достаточно крутые подъемы. На повороте дорогу расширяли в два раза, поскольку римские двухосные повозки не имели поворачивающейся передней оси.

А как же путники ориентировались на дорогах, ведь навигаторов тогда еще не было? Как они определяли расстояние от одного пункта до другого?

На римских дорогах стояли мильные камни или миллиарии — цилиндрические каменные столбы высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см, на которых указывалось расстояние до Рима. Масса таких столбов достигала двух тонн. Золотой миллиарий, от которого отсчитывалось расстояние до всех прочих, был установлен императором Октавианом Августом у храма Сатурна. Октавиан Август также ввёл систему почтовой службы. Курьеры доставляли почтовые сообщения по всем дорогам Рима.

Как вы думаете, сколько километров мог проехать за день курьер?

Почтовая служба была настолько хорошо налажена, что при благоприятных условиях курьеры на повозках могли в день проехать около 75 км. Почтовая служба была опасным занятием, так как курьеры часто становились целью для разбойников и врагов Рима (слайд 10).

 

 

На магистральных дорогах для частных лиц были построены гостиницы, а для официальных лиц — станции, на которых меняли лошадей, можно было получить ночлег и питание, содержали станцию жители близлежащего селения.

Вдоль дорог для духовной поддержки путников также сооружались храмы, в основном в честь богов, защищающих путешественников, — Меркурия, Дианы, защитницы дорог, бога торговли и покровителя путешественников. Также возле дорог императорами и состоятельными гражданами сооружались памятники, прославлявшие императоров, военачальников, победы римских войск.

Общая длина римских дорог (с учётом грунтовых и гравийных) к IV веку до н. э. составила 300 тыс. км. В этот период функционировало 372 магистральные дороги, из которых 29 сходились у Рима. Дороги сыграли роль в падении Западной Римской империи, облегчив вторжение варваров на территорию Рима. Отдельные римские дороги сохранились до настоящего времени.

 

Дороги инков

 

Дорога инков в Мачу-Пикчу (слайд 11).  

 

В Америке развитую дорожную сеть для вьючных лам и бегущих посменно гонцов построили инки, общая длина которой составляла 16 тыс. км. Дороги инков охватывали всю империю.

Дороги соединяли центры провинций, а главные пересекались в городе Куско. Протяжённость самой длинной дороги составляла 6600 км. На каждой дороге были сооружены постоялые дворы через определённые промежутки, также на дорогах были установлены столбы с указанием расстояний.

Дороги в Средние века

После падения Западной Римской империи дорожная сеть в Европе пришла в упадок. Основным становится внутреннее водное сообщение. Дорожные работы в Средние века в основном заключались в ремонте грунтовых дорог и строительстве мостов. Монашеский орден «Братьев-мостостроителей» за время своего существования (XII—XVI века) построил около 1700 мостов.

В VIII веке активно строились дороги в Арабском халифате. Наиболее качественно были сооружены дороги, ведущие в Багдад.

В Италии дорожное строительство начало вновь развиваться в XV—XVI века, построены дороги, ширина которых рассчитана на проезд двух экипажей.

Дороги в Новое время

Дилижанс, Франция, 1906 год (слайд 12)

 

Возрождение строительства дорог в Европе в основном связано с формированием государств с абсолютной монархией, правителям которых были нужны дороги для эффективного централизованного управления. Первоначально проводили восстановление римских дорог, соединяя их уцелевшие участки, затем перешли к строительству новых.

Во Франции при Генрихе IV появилось управление по строительству дорог и мостов. Первой крупной дорогой, появившейся во Франции, стала дорога из Парижа в Орлеан длиной 256 км. Чтобы ускорить сооружение дороги, был издан королевский указ, по которому поставщики вина из Орлеана в Париж на обратном пути должны были захватить с собой камни и привезти в указанное место.

В 1621 году в Англии были установлены ограничения на движения по дорогам, включавшие предельный вес повозки, а также предписание экипажам двигаться с одной стороны.

Хочу отметить, что такие правила существуют и в наше время.

В 1747 году в Париже было открыто первое высшее учебное заведение для подготовки специалистов по транспорту под названием «Школа мостов и дорог». В дальнейшем оно получило мировую известность.

В Англии в XVII веке строительство дорог было возложено на местные власти, что привело к неудовлетворительному их состоянию. В целях исправления ситуации появились дорожные тресты, первый из которых создан в 1706 году, для строительства хороших дорог и взимания платы с проезжающих. К XIX веку в Англии появилось 1100 трестов, построивших 36,8 тыс. км дорог.

Как вы думаете, что способствовало развитию улично-дорожной сети в XVI—XVII веках?

Постепенное совершенствование повозок в XVI—XVII веках, начало технического прогресса привели к необходимости совершенствования дорожного строительства, улучшения дорожной сети. Появились экипажи с кузовом, подвешиваемыми на ремнях, затем на деревянных рессорах, а позднее на стальных.

Как вы думаете, дороги из крупных камней с неровным покрытием были удобны для них?

Конечно, нет. Пришло время для новых технологий и материалов. Но на дворе лишь XVII век.

Как вы думаете, какие материалы для строительства дорог могли использовать в те времена?

В конце XVIII века в Западной Европе для дорожного покрытия стали использовать новый метод - пакеляж. Это камни в форме усечённой пирамиды, которые устанавливались вплотную друг к другу основанием конуса на грунтовое и песчаное основание, при проезде повозок обеспечивалось уплотнение основания.

Во Франции пакеляж внедрял П. Трезаге, в Великобритании — Т. Телфорд. Подобное покрытие просуществовало до 1930-х годов, пока не выяснилось, что оно непригодно для автомобильного транспорта.

В 1806 году шотландский инженер Джон Мак-Адам предложил покрытие толщиной 25 см, состоящее из двух слоёв щебня: более крупного — внизу, мелкого — вверху. При этом покрытии воздействие колёс также обеспечивало уплотнение основания. В 1828 году для укатки щебёночного покрытия ввели катки, в 1859 году появились паровые катки.

 

Дороги в Новейшее время

Асфальтоукладчик на строительстве дороги (слайд 13)

 

В XX веке ситуация в дорожном хозяйстве кардинально изменилась в связи с появлением автомобильного транспорта. Использование автомобилей выдвинуло новые требование к дорожному покрытию.

До современного асфальта было еще далеко, но попытки в этом направлении уже предпринимались.

Давайте предположим, какие материалы могли использовать наши предки для получения прадедушки современного асфальта?

Ещё в XIX веке на городских улицах пытались внедрить новый тип покрытия — беспыльное покрытие из трамбованного асфальта (разогретого в котлах щебня из природных известняков или песчаников, пропитанных битумом, который уплотнялся на каменном основании).

В 1902—1914 годах на дороге из Ниццы в Монте-Карло делали поливку каменноугольным дёгтем и засыпали песком.

В дальнейшем дорожное покрытие было связано с применением вяжущих материалов, наиболее удачным из которых стал новый тип покрытия —асфальтобетон.

Изменились также методы прокладки дорог: от длинных прямых дорог, перешли к клотоидным трассам — кривым с плавно меняющейся кривизной с короткими прямыми участками.

 

История дорог в России

При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославович приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству и мостовым работам.

До XVIII века в России сухопутные дороги имели второстепенное значение по сравнению с водными путями (летом сообщение осуществлялось с помощью водного транспорта, зимой — по льду), (слайд 14).

 

 

Первыми сухопутными дорогами в Киевской Руси стали дороги из Киева в Краков, Прагу и Южную Германию, затем возникли дороги из Киева в низовья Дона и Крым. К окончанию периода татаро-монгольского ига важнейшими дорогами стали из Москвы и Владимира в Тверь и Новгород и в Золотую Орду.

В XVII веке центром дорожной сети в России окончательно стала Москва. Из неё выходили дороги почти во всех направлениях. Аналогичные сети складывались вокруг крупных городов.

 

слайд 15

 

Присоединение Сибири потребовало строительство дорог в восточную часть страны за Урал. Первой стала Бабиновская дорога через Урал, из Европейской части до Верхотурья. Открыли ее в 1597 году, а утратила она своё значение после открытия Сибирского тракта в 1763 году.

Активно развиваться дорожное строительство в России начало при Петре I. В 1705 году началось строительство дороги из Петербурга в Москву. Дорогабыла грунтовой, в отдельных участках покрывалась бревенчатыми настилами. Мощение щебнем дороги началось только в 1817 году. В 1820 году по этой дороге прошёл первый рейсовый экипаж (дилижанс). С 1834 года дорога стала называться Московским шоссе.

Как и в европейских странах, в Российской империи на дорогах устанавливались верстовые столбы для указания расстояний и сооружались почтовые станции для предоставления ночлега и смены лошадей.

Кто подскажет, в каких единицах измеряли расстояние в России тех лет?

Правильно в верстах.

Может, кто- то знает, сколько метров в одной версте?

В одной версте 1066,8 метров.

А сейчас попробуем перевести расстояние в верстах на расстояние в метрах и километрах. Послушайте исторические факты.

В 1913 году в России насчитывалось 726 тыс. верст дорог.

Давайте вместе посчитаем, сколько километров дорог было в России в 1913 году?

 

726 000 верст х 1066,8 метров = 774 496 800 метров или 774 тысячи 497 км

 

Молодцы, а сейчас самостоятельно определите, сколько километров дорог было в Сибири, если это расстояние составляло 109 тыс. верст.

Правильно, 116 281 200 метров или 116 тысяч 281 километр.

В 1837 году в России появилась первая железная дорога общего пользования: Петербург — Царское Село — Павловск (слайд 16).

 

Во второй половине XIX века в России наступил железнодорожный бум, проложены железнодорожные магистрали до всех крупных городов. В результате дороги для конного транспорта утратили своё прежнее значение и стали второстепенными подъездными путями к железнодорожным станциям. Обязанности по поддержанию дорог в хорошем состоянии были переданы земствам, что привело из-за их ограниченных средств к ухудшению состояния и способствовало отсталости России в дорожном хозяйстве. К 2008 году протяжённость автомобильных дорог в России составляла 940 тыс. км, в том числе 754 тыс. км с твёрдым покрытием. Эксплуатационная протяжённость железных дорог составила 86 тыс. км (слайд 17).

 

Материалы для строительства дорог

Процесс строительства дорог был долгий и трудоемкий. Вначале строители, удалив лишнюю землю, закладывали и утрамбовывали нижний слой из известняка или песка. Вторым слоем служил булыжник величиной в кулак, иногда для верности заливавшийся известью или глиной. Сверху рабочие насыпали гравий или грубый песок вперемешку с горячей известью и уплотняли роликом. Наконец, каменщики мостили дорогу плоскими плитами, придавая ей в середине легкую «горбинку»: благодаря такому уклону дождевая вода стекала в канавы по обочинам. Из-за слоистой структуры дороги достигали порой трех, а то и пяти метров в глубину: недаром кто-то назвал их стенами, вкопанными в землю. Часто римские дороги лет сто кряду не нуждались в починке.

В настоящее время для строительства дорог используют различные материалы.

 

v Дерево (слайд 18)

 

 

v Камень (слайд 19)

 

 

v Щебень (слайд 20)

 

 

 

v Плиты (слайд 21)

 

 

v Брущатку (слайд 22)

 

 

 

v Асфальт (слайд 23)

 

Современные дороги России разнообразны. Можно встретить непроходимые лесные дороги (слайд 24).

 

Грунтовые дороги в сельской местности (слайд 25).

 

 

Асфальтированные трассы (слайд 26).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...