Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические предпосылки проведения земельной реформы в Республике Беларусь




Содержание

 

Введение

1. Экономические предпосылки проведения земельной реформы

в Республике Беларусь

2. Право государственной собственности на земли Республики Беларусь

3. Право частной собственности на земли Республики Беларусь

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование многофункциональной экономики в сфере агропромышленного производства представляет собой процесс глубоких эволюционных преобразований, сущность которых состоит, прежде всего, в изменении отношений собственности, а вместе с тем и организационно-экономических отношений. Объективной необходимостью формирования смешанной экономики являются переход к рыночным отношениям и демонополизация экономики.

Особое внимание заслуживают мероприятия по уходу от командно-административной системы в управлении сельскохозяйственным производством, созданию условий для экономической самостоятельности, свободе выбора форм хозяйствования и форм собственности.

В настоящей работе рассматриваются возможные пути реформирования предприятий агропромышленного комплекса Республики Беларусь с учетом сохранения специализации и использования тех преимуществ, которые предоставляет смешанная экономика.

Различные направления аграрных преобразований в Республике Беларусь позволяют увидеть перспективную модель функционирования агропромышленного комплекса (АПК).

Возможными путями реформирования предприятий являются акционирование, использование аренды с учетом сохранения специализации и использования тех преимуществ, которые предоставляет смешанная экономика, а также создание фермерских хозяйств.

Различные организационные формы хозяйствования имеют право на существование; конкурируя друг с другом, они создают условия для развития рыночных отношений. В сегодняшних условиях в Беларуси крупные предприятия должны и будут существовать в силу наличия ряда преимуществ по сравнению с мелкими сельскохозяйственными предприятиями в производстве продукции.

Следует исходить из того, что в республике преобладают крупные предприятия с соответствующей материально-технической базой, располагающие лучшими предпосылками для рационализации производства. Использование их производственного потенциала целесообразно главным образом на коллективной основе.

Хозяйственные структуры, функционирующие на основе различных форм собственности, обеспечивают необходимые мотивы для эффективного использования живого и общественного труда. В агропромышленном комплексе республики, кроме государственных предприятий и колхозов, агрофирм и агрообъединений, широкое распространение могут получить такие формы хозяйствования, как акционерные общества, производственные кооперативы, товарищества, ассоциации, корпорации, концерны, холдинги, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Вышесказанное определяет актуальность настоящей курсовой работы, целью которой является исследование особенностей проведения аграрной реформы в Республике Беларусь, процесс ее осуществления в настоящих условиях, определение режимов государственной и частной собственности на змели в Республике Беларусь.

Объектом исследования являются правовые отношения между субъектами хозяйствования и государством, возникающие в процессе пользования первыми землями сельскохозяйственного значения, возникающие в современных условиях экономической деятельности.

Предмет исследования – нормативно-правовая база, регулирующая порядок предоставления земель сельскохозяйственного значения субъектам хозяйствования.

Анализ проблем, связанных с проведением в Республике Беларусь аграрной реформы, будет происходить через толкование норм материальных и процессуальных отраслей права (метод исследования).

Представляется необходимым решение следующих задач:

1) определить экономические предпосылки проведения земельной реформы в Республике Беларусь;

2) рассмотреть правовое положение земель государственной формы собственности;

3) определить правовой режим частной собственности на земли в Республике Беларусь и порядок их предоставления в частную собственность;

5) исследовать проблемы, возникающие при проведении в жизнь основных положений земельной реформы в Республике Беларусь на примере практики работы органов местного управления и самоуправления;

6) на основе полученных данных выработать ряд рациональных предложений по поводу проведения земельной реформы в республике Беларусь.

В работе использованы тексты нормативных актов, комментарии к ним, а также учебная и монографическая литература, касающаяся вопросов проведения земельной реформы в Республике Беларусь на современном этапе. Использованы теоретические исследования виднейших специалистов в области земельного права: Бакиновской О.А., Микулича А.В., Лещиловского П.В., Догиля Л.Ф. и других. Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и практике деятельности органов местного управления и самоуправления.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Практическая значимость работы состоит в том, что рассматривается вопрос эффективности государственных мер, предпринимаемых государством в ходе проведения земельной реформы в Республике Беларусь, на основании изучения практики деятельности в этом направлении органов местного управления и самоуправления предпринята попытка выработки наиболее эффективных мероприятий, призванных повысить эффективность проводимой земельной реформы на современном этапе.


Экономические предпосылки проведения земельной реформы в Республике Беларусь

Основная цель земельной реформы заключается в том, чтобы сформировать микро- и макроэкономическую систему хозяйствования, обеспечивающую устойчивое развитие и последовательное повышение эффективности использования земельного фонда страны, а на его базе и агропромышленного производства, гарантию продовольственной безопасности государства посредством увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции до прогнозируемого уровня.

 Для выполнения поставленных целей реформой предусматривается:

– задействовать внутриотраслевые резервы для дальнейшего расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции;

– на основе интенсивных методов хозяйствования нарастить объемы производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, достаточные для стабильного и сбалансированного функционирования внутреннего продовольственного рынка, увеличить поставки сельскохозяйственной продукции на экспорт с целью привлечения в республику иностранной валюты;

– создать условия для устойчивого развития социальной инфраструктуры села[1].

Достижение намеченных целей планируется обеспечить через:

– совершенствование экономических отношений между юридическими лицами в АПК;

– технико-технологическое переоснащение сельскохозяйственного производства;

– увеличение объемов жилищного строительства на селе;

– повышение уровня научного обеспечения АПК.

Положительно оценивая предпринимаемые усилия, следует отметить, что остается много проблем макро- и микроэкономического уровней. Это – устранение противоречий между потребностями государства в наращивании производства продовольствия и сырья для промышленности и возможностями сельскохозяйственных товаропроизводителей для достижения этих целей.

В результате, даже в том случае, если бы совпадали интересы потребителей и производителей, например, по увеличению производства, то формы их реализации определялись, как правило, лишь одной стороной – государством. Это вызвало бы ответную негативную реакцию хозяйств. Поэтому происходит постоянное давление снизу с целью ослабления административного управления (особенно директивности планирования), расширения производственно-хозяйственной самостоятельности предприятий и возможностей распоряжения произведенной продукцией и полученным доходом.

Усиливался разрыв между системой вертикального планирования и хозяйственным планированием. Происходит не столько выравнивание экономических условий хозяйствования, сколько уравнительное распределение результатов деятельности без должного учета вклада в него каждого хозяйствующего субъекта. Особенно обострилась ситуация, когда начался процесс перехода к новым формам хозяйствования, в том числе образование арендных предприятий, крестьянских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, которые требовали принципиально новых отношений применительно к планированию своей деятельности. Но это входило в противоречие с системой централизованного планирования, которое выражалось, с одной стороны, в стремлении государства собирать и распределять, возможно, большие объемы натуральной продукции, с другой – определять соотношения накопления и потребления[2].

Для устранения такого противоречия предпринимались попытки соединить планирование «сверху» и «снизу», которые, в конечном счете, могли привести к формированию отношений на основе принципов договора, когда в процессе увязки планов удовлетворялись бы интересы сторон.

Однако в этом случае потребовалось бы существенное ослабление функции плана как директивного документа[3].

Развитие самостоятельности хозяйств приводит к необходимости изменения всей системы планирования, его принципов и методов. Для сельского хозяйства это означает изменение политики ценообразования с постепенной либерализацией и перестройку инвестиционного процесса в меру повышения удельного веса собственных средств в финансировании капитальных вложений, усиление роли прибыли, реформирование механизма закупок продукции, а также упорядочение взаимоотношений со сферой переработки и обслуживания АПК[4].

В результате планирование все больше должно было бы вписываться в общий механизм экономических отношений, утрачивая в известной мере роль главного и самостоятельного рычага управления хозяйственной деятельностью в аграрном секторе.

Постепенно стала формироваться система народнохозяйственного планирования, которая включала разработку пятилетних и годовых планов, а также основных направлений развития на более отдаленную перспективу, предполагающих предвидение и выработку мер, упреждающих негативные последствия возможных кризисных периодов, наступление которых практически неминуемо в силу воздействия научно-технического прогресса, необходимости смены производственной базы и изменяющихся производственных отношений.

Такая система себя оправдывала, поскольку создавала условия для непрерывности планирования, совмещения задач текущего и перспективного характера, преемственности плановых решений. Однако формы планирования и методы реализации плановых решений в народном хозяйстве, в том числе в аграрном секторе, становились все менее адекватными новой социально-экономической ситуации. Для сельского хозяйства это было связано с формированием самостоятельного сельскохозяйственного товаропроизводителя и развитием многоукладности, усилением роли воздействия спроса на предложение, вхождением в мировое экономическое пространство, что требовало существенного повышения эффективности производства.

Переход экономики страны на рыночные отношения предполагает период постепенного демонтажа планово-распределительной системы. К сожалению, в настоящее время, этого не происходит. Резкий же переход от централизованных форм практически к отказу от использования планирования в сельском хозяйстве как одной из функций управления одновременно с либерализацией экономики и приватизацией привели к разрыву хозяйственных связей, потере перспективы, неуправляемости экономическими процессами и, в конечном счете, способствовали глубокому спаду производства, снижению его эффективности.

С 1990 г. валовая продукция сельского хозяйства и производительность труда на сельскохозяйственных предприятиях уменьшилась, большая их часть стала убыточной. Произошло не изменение форм и методов хозяйствования, не приспособление к новым экономическим отношениям, а потеря комплексности и системности управления. Начиная с 1996 г. наметились определенные признаки активизации экономической деятельности[5]. Ведется разработка отдельных документов, относящихся к системе организации производства и планирования. Основным из них, выполняющим государственную плановую функцию, стал бюджет, принимаемый на республиканском уровне и субъектами Беларуси. В законе о бюджете на очередной год по сельскому хозяйству утверждаются общие расходы на эту отрасль, а также перечень и объем финансирования отдельных государственных целевых программ по развитию АПК и обеспечению аграрной реформы. Так, удельные затраты на эти программы в общем объеме расходов бюджета на сельское хозяйство составляют около 40%. Однако общий дефицит бюджетного финансирования на развитие сельского хозяйства и при этом имеющее место невыполнение его объемов указывают на то, что этот механизм государственного регулирования агропромышленного производства практически задействован еще недостаточно.

Другим документом планового характера является подготавливаемый министерством экономики прогноз социально-экономического развития страны на очередной год, который правительство представляет в законодательные органы одновременно с проектом бюджета. Для разработки прогноза отраслевые министерства с учетом доведенных им макроэкономических параметров представляют министерству экономики свои предложения. По агропромышленному комплексу они оформляются в виде документа «Свободный план-прогноз развития сельского хозяйства». Он содержит показатели производства продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, объемы заготовок и вывоза за пределы регионов, потребность и использование земельных, трудовых и материально-технических ресурсов, основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности и социального развития. Происходит согласование показателей прогноза и бюджетных проектировок. В основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь определены стратегия и приоритеты на перспективу. Основными целями аграрной реформы являются:

– преодоление негативных тенденций и обеспечение устойчивого развития АПК;

– повышение уровня самообеспечения продуктами питания;

– увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции и укрепление продовольственной безопасности республики.

Достижение поставленных целей предусматривается путем системного реформирования отношений собственности и форм хозяйствования, комплексного проведения преобразований во всех сферах АПК. По прогнозным расчетам ежегодный прирост производства сельскохозяйственной продукции должен составлять не менее 3%, а продовольственных товаров – не менее 8%.[6]

По своему содержанию эти документы представляют собой обоснование показателей бюджета и прогноза возможного развития социально-экономической ситуации в стране в целом и АПК в частности. Определенные в прогнозе параметры носят в основном индикативный характер, являются предположительными, для исполнительных органов рекомендательно-ориентировочными, и не всегда учитываются при оценке их деятельности. Поэтому уровень достоверности и исполнения оказывается еще низким.

Следует отметить, что в годовых планах отсутствуют многие макроэкономические показатели, определяющие условия функционирования АПК:

– паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

– предполагаемый уровень процентной ставки для кратко- и долгосрочного кредитования;

– возможные поставки основных видов техники и минеральных удобрений;

– ориентировочные цены на продукцию и материально-технические ресурсы;

– виды дотаций и государственной поддержки и др[7].

Поэтому такой план-прогноз лишь частично выполняет свою функцию в части реальной оценки возможного развития социально-экономической ситуации, недостаточно представляет исполнительным органам, субъектам рынка материал для ориентации деятельности на предстоящий период. В известной мере этот пробел восполняется принимаемыми указами президента и постановлениями правительства страны по вопросам функционирования АПК на очередной год. Однако предусматриваемые в них меры из-за дефицита ассигнований не всегда выполняются в полном объеме, что усложняет финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей.

На хозяйственном уровне разрабатывается годовой «Бизнес-план экономического и социального развития сельскохозяйственного предприятия», который представляет собой соединение показателей плана организационно-хозяйственного устройства и производственно-финансового плана. Анализ содержания бизнес-плана хозяйства по перечню форм, объему информации в ходе проводимых расчетов при разработке позволяет отметить, что плановый документ более всего отвечает требованиям директивного планирования и недостаточно сориентирован на рыночную деятельность товаропроизводителей.

В бизнес-плане основное внимание следовало бы сосредоточить на разработке производственной программы предприятия, определении затрат по ее реализации, организации коммерческой деятельности и формировании финансового плана с выходом на конечные результаты. Следовательно, для ведения хозяйственной деятельности в рыночных условиях требуется соответствующим образом доработать ныне используемый бизнес-план предприятия на предмет упорядочения перечня и содержания форм с целью исключения порой ненужной детализации исходной и выходной информации, сокращения ее объемов и упрощения проводимых увязок и расчетов.

Таким образом, в сельском хозяйстве разрабатываются и используются отдельные плановые документы – бюджет, программы, прогнозы, бизнес-планы. Однако они не составляют единой системы, которая способствовала бы принятию наиболее целесообразных решений, определению мер по повышению эффективности производства, организации потоков плановой информации. Конечно же, здесь не должно идти речи о восстановлении директивности планов, но придании роли выполнения управленческих функций в новой ситуации – в рыночных экономических отношениях. Поэтому есть необходимость далее рассмотреть вопрос о сущности рыночных отношений, специфике их использования в аграрном секторе, о применении плановых методов в условиях рыночной экономики.

Становление рыночных отношений следует рассматривать как средство обеспечения структурной перестройки и улучшения сбалансированности экономики в интересах повышения эффективности производства и уровня жизни населения. Эти отношения определяются функционированием многообразных форм собственности, возрастающей мотивацией к труду, использованием преимуществ конкуренции и усилением предпринимательской деятельности, главенствующей ролью платежеспособного спроса и предложения в формировании рынка товаров и услуг.

При этом следует учитывать, что принятые в развитых странах модели рыночных отношений соответствуют высокоинтенсивному типу сельскохозяйственного производства, когда стоит задача его ограничения, сохранения и завоевания новых рынков в мировом экономическом пространстве. В Беларуси совершено иная ситуация. Задача состоит в том, чтобы наполнять продовольственный рынок и улучшать качество питания населения, а для этого необходимо наращивать сельскохозяйственное производство, развивать пищевую промышленность. О дефицитности продовольственного рынка свидетельствуют данные не только уровня потребления основных продуктов питания, но и производства сельскохозяйственной продукции на душу населения.

Не менее важным является необходимость учета природно-экономических условий сельскохозяйственного производства, существенно отличающихся от тех стран, которые занимают главенствующее положение на мировом рынке по видам продовольственных товаров, традиционно производящихся в Беларуси. Как известно, биологический потенциал сельского хозяйства Беларуси в 2–2.5 раза ниже, чем в США и странах Западной Европы, поэтому полной конкурентоспособности на рынке достичь крайне сложно[8].

К тому же в силу различных причин объективного и субъективного характера производственный потенциал сельского хозяйства Беларуси также был и остается значительно ниже, чем в развитых странах. Это предопределяет более низкие уровни производительности труда и качественных показателей производства, высокую затратность, включая и энергоресурсы[9].

Учитывая все вышесказанное можно вывести основную причину проведения земельной (аграрной) реформы в Республике Беларусь. Таковой является, прежде всего, переход национальной экономики на рыночные рельсы, возникшая в связи с этим необходимость переустройства всего круга экономических отношений, в том числе и в агропромышленном секторе.

В современных условиях в Республике Беларусь для решения возникающих проблем производства сельскохозяйственной продукции и эффективного использования сельскохозяйственных земель принят ряд директивных мер, итоговое значение которых оставляет желать лучшего. Так и остались на бумаге многопрофильные прибыльные фермерские хозяйства, высокий уровень технологического вооружения сельскохозяйственных производителей, социальная привлекательность деревни и т.д. Эти меры оказались полумерами, не учитывающими интересов предпринимательской инициативы, что, в свою очередь привело к тому, что именно в отрасли сельскохозяйственного производства наименьшую долю воспроизводства занимает частная инициатива, которая оказалась не способна конкурировать с государственными предприятиями, вечно дотирующихся и субсидирующихся из государственного бюджета.

Анализ существующих проблем в агропромышленном комплексе, правовой режим государственных и частных земель сельскохозяйственного значения будет рассмотрен в следующих разделах курсовой работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...