Изобразительно-выразительные средства.
Лексические Антонимы (от греч. anti - против + опута - имя). Слова, имеющие противоположные значения. Многозначность (полисемия). Наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова. Синонимы (греч. synonymos - одноименный). Слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем, и другим. Экспрессивная лексика - слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т. д.
ТРОПЫ Аллегория (греч. allegoria - иносказание). Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличий волка, коварство - в виде змеи и т.д. Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. Например: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). Ирония - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. Например, у И. Крылова в обращении к ослу: Отколе, умная, бредешь ты, голова? Литота - выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. Например: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... (Н. Некрасов). Метафора (греч. metaphora - перенос). Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. «Дворянское гнездо» (прямое значение слова гнездо - «жилище птицы», переносное - «человеческое сообщество»). Это скрытое сравнение, не оформленное союзами. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов.
Метонимия (греч. metonymia - переименование). Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть: 1) между содержимым и содержащим, например: Я три тарелки съел (Крылов); 2) между автором и его произведением, например: 3) между предметом и материалом, из которого предмет сделан, например: Не то на серебре, - на золоте едал (А. Грибоедов); 4) между местом и людьми, находящимися на этом месте, например: Все поле охнуло (А. Пушкин). Олицетворение - троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев). Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость... (А. Пушкин). Перифраза - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Например: автор «Героя нашего времени» (вместо: М. Лермонтов); царь зверей (вместо: лев). Ср. у А. Пушкина: творец Макбета (Шекспир), певец Литвы (Мицкевич), певец Гяура и Жуана (Байрон). Синекдоха (греч. synekdoche - соподразумевание). Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. Начальство осталось довольно (вместо начальник). Взыскательный покупатель (вместо взыскательные покупатели). Во двор въехала машина (в значении автомобиль). В качестве тропа синекдоха представляет собой разновидность метонимии. В синекдохе употребляется:
а) часть вместо целого, например, у А. Пушкина: Всефлаги будут в гости к нам (в значении корабли); б) родовое название вместо видового, например, у В. Маяковского: Ну что ж, садись, светило (вместо солнце); в) видовое название вместо родового, например, у г) единственное число вместо множественного. д) множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин). Сравнение - это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются различными способами: 1) творительным падежом, например: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Б. Горбатов); 2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля (А. Сурков); 3) оборотами со сравнительными союзами: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Ф. Тютчев). Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака (М. Лермонтов). Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная (А. Чехов); 4) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т.д.). Ее любовь к сыну была подобна безумию (М. Горький). Пирамидальные тополя похожи на Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа: веселый ветер, мертвая тишина, седая старина, черная тоска. При расширительном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол. Мороз-воевода, бродяга-ветер, старик-океан; гордо реет Буревестник (М. Горький); Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено (А. Толстой). Синтаксические средства Вставные конструкции -слова, словосочетания и предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие предложение в целом или отдельное слово в нем, иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого. Выделяются скобками или тире. Присоединительные конструкции -это конструкции в форме членов простого предложения, добавляемые к основному высказыванию путем присоединения. Такие конструкции обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, и (в значении «и притом»), да, да и, да и вообще и др.
Анафора - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например, {лексическая анафора): Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин.) Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... (М. Лермонтов) Повторяться могут однотипные синтаксические конструкции {синтаксическая анафора), например: Я стою у высоких дверей. Я слежу за работой твоей. (М. Светлов) Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. Например: Где стол был яств, там гроб стоит (В. Жуковский). Часто антитеза строится на антонимах. Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (посл.). Бессоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. Например: Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (А. Пушкин). Ср. бессоюзное перечисление предметных названий для создания впечатления быстрой смены картин: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах... (А. Пушкин). Градация - это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого им впечатления. Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (С. Аксаков).
Инверсия - это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Обратите внимание, что не всякий обратный порядок слов является инверсией. О ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи - повышение экспрессивности речи. Например: Вывели лошадей. Не понравились они мне (И. Тургенев). Многосоюзие (или полисиндетон) - стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. Например: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Н. Гоголь). То же при повторении союза между сочиненными предложениями, например: По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (А. Куприн). Параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Например: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач). Парцелляция – неполное предложение, умолчание. Риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. Например: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. Гоголь); Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин). Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Например: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (А. Пушкин); О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу! (Н. Некрасов); Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер (В. Маяковский). Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи. Умолчание - это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном. Например: Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. (А. Пушкин) Эллипсис - это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Например: Мы села - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги (В. Жуковский); Вместо хлеба - камень, вместо поучения - колотушка (М. Салтыков-Щедрин); Мужики - за топоры (А. Толстой); Офицер — из пистолета, Теркин - в мягкое штыком (А. Твардовский). Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.
Эпифора - это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений), например: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|