Анализ основных этапов и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, действующая на ОАО «Тайфун»
Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров, действующая на Калужском приборостроительном заводе «Тайфун» осуществляется на основании стандарта предприятия, составленного на основании «Типового положения о непрерывном профессионально-экономическом обучении». Эта система устанавливает формы и методы подготовки, переподготовки рабочих кадров, повышение квалификации, формирование у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в новых экономических условиях. Настоящий стандарт распространяется на весь персонал предприятия, занятый непосредственно управлением, организацией и выполнением работ по созданию, производству и реализации продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Стандарт подлежит исполнению руководителями всех уровней и во всех подразделениях предприятия. На предприятии организуются следующие виды обучения персонала, обеспечивающие его непрерывность: - подготовка новых рабочих; - переподготовка рабочих; - обучение рабочих вторым профессиям; - повышение квалификации рабочих; - повышение квалификации специалистов. В условиях рыночной экономики потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах в значительной степени удовлетворяются за счет их подготовки и переподготовки непосредственно на производстве. На заводе «Тайфун» отдел кадров и бюро по подготовке кадров ведет учет числа обученных кадров, работников, которые повысили квалификацию, прошли переподготовку или стажировку, а также ведет учет затрат на эти цели. Проанализируем данные по количеству рабочих кадров, которые повысили квалификацию, прошли подготовку и переподготовку в учебных заведениях и непосредственно на предприятии (см. Приложение 3). Из данных Приложения 3 видно, что на протяжении трех лет обучению персонала предприятия, переподготовке и повышению квалификации уделяется все большее внимание.
Первым этапом является определение потребностей в обучении. Порядок организации работ по подготовке и обучению персонала представлен на схеме выполнения работ в Приложении 6. 1. ОУП в ноябре рассылает в подразделения бланки заявок на подготовку и обучение персонала на следующий год (Приложение 7). Начальники подразделений на основании производственных задач направляют в ОУП в декабре предложение по подготовке и обучению персонала. 2. ОУП в январе формирует годовой план произвольной формы по подготовке и обучению персонала, согласовывает его с заместителем генерального директора по качеству и главным инженером. 3. Утверждает годовой план подготовки и повышения квалификации генеральный директор предприятия (Приложение 8) Проанализируем средний разряд работ по основному производству на заводе «Тайфун» и средний разряд рабочих (Табл.5). Из данных таблицы 5 видно, что на протяжении 2000, 2001, 2002 годов средний разряд работ по основному производству выше среднего разряда. Но в тоже время разность между средним разрядом работ и средним разрядом рабочих остается неизменной и, следовательно, необходимость в повышении квалификации рабочих кадров остается.
Таблица 5. СРЕДНИЙ РАЗРЯД РАБОТ И СРЕДНИЙ РАЗРЯД РАБОЧИХ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ОАО «ТАЙФУН» за 2000-2002 года
Рассчитать число рабочих, которым следует повысить квалификацию:
Чр.к.=(Рработ – Ррабочих) х Чр.о.п. (9,47), где Чр.к. – численность рабочих, которым необходимо повысить квалификацию; Чр.о.п. – общая численность рабочих по основному производству; Ррабочих – средний разряд рабочих.
Чр.к.2000=(3,69-3,57)х979=117 человек Чр.к.2001=(3,95-3,83)х1062=127 человек Чр.к.2002=(4,21-4,09)х1154=138 человек
Из данных расчета следует, что необходимость в повышении квалификации рабочих кадров в 2002 году существует, несмотря на увеличение численности на 175 человек, и даже увеличилась по сравнению с 2000 годом на 21 человек. В механическом цехе № 2 основными рабочими профессиями являются профессии токаря и фрезеровщика. Удельный вес токарей к общей численности рабочих цеха составляет 17,8% или 13 человек, а удельный вес фрезеровщиков – 19,1% или 14 человек. Общая численность рабочих механического цеха № 2 составляет 73 человека. Рассмотрим профессионально - квалификационную структуру рабочих механического цеха № 2.
Таблица 6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧИХ КАДРОВ МЕХАНИЧЕСКОГО ЦЕХА №2 ПО ПРОФЕССИЯМ И РАЗРЯДАМ В 2002Г.
Наименование профессии |
Кол-во чел. |
Разряды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
работ | I | II | III | IV | V | VI | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Токари | 13 | 5 | 2 | 4 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фрезеровщики | 14 | 5,5 | 2 | 2 | 3 | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Токари-расточники | 8 | 6 | 2 | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шлифовщики | 2 | 6 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слесари механосборочных работ | 9 | 4 | 1 | 6 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Операторы станков с ЧПУ | 1 | 4 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зуборезчик | 1 | 5 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Паяльщик | 1 | 4 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слесари-сборщики | 13 | 5 | 1 | 4 | 2 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулировщики Р/А | 6 | 5,5 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комплектовщики | 2 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Радиомонтажники | 2 | 4 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Намотчики катушек | 1 | 3 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВСЕГО | 73 | 4,5 | 7 | 17 | 18 | 31 |
С помощью данных приведенных в табл.6 проанализируем потребность в повышении квалификации путем сопоставления разряда работ и среднего разряда, рабочих по профессиям токаря и фрезеровщика. Так на заводе рассчитывают средний разряд рабочих.
|
|
Ррабочих = S i Р i Ч i, где Рi – разряд, i – рабочего, Чi – численность рабочих,
SiЧi имеющих Рi – разряд (21,С149)
Токари:
13
Рработ=5
Из данных расчета видно, что средний разряд работ ниже среднего разряда рабочих. Так как квалификационный уровень токарей выше требований производства, то у рабочих может утрачиваться интерес к работе, так как отсутствует возможность реализации знаний и способностей. В итоге может снизиться интенсивность и производительность труда.
Фрезеровщики:
Рработ=5,5
Из расчета следует, что средний разряд работ фрезеровщиков выше среднего разряда рабочих. Необходимо рассчитать численность фрезеровщиков, которым необходимо повысить квалификацию.
Ч=(5,5-5,07)х14=6 человек
В механическом цехе №2 необходимо повысить квалификационный уровень шести фрезеровщикам.
Сложившиеся структура рабочих кадров позволяет распределить их по четырем направлениям: неквалифицированные, малоквалифицированные, квалифицированные, высококвалифицированные. К первой группе относят рабочих без разряда и рабочих 1 разряда, ко второй – 2 разряда, к третьей – 3-4 разрядов, к четвертой – 5-6 разрядов.
Таблица 7.
ГРУППИРОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ МЕХАНИЧЕСКОГО ЦЕХА №2
ПО УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ
Квалификационные группы | Количество человек | Удельный вес группы в % к общей численности цеха |
Неквалифицированные Малоквалифицированные Квалифицированные Высококвалифицированные | - 24 49 | - 32,9 67,1 |
ИТОГО: | 73 | 100 |
Из данных таблицы 7 видно, что наибольший удельный вес приходится на долю высококвалифицированных рабочих, он составляет 67,1%. В цехе №2 сохранился состав старых высококвалифицированных кадров. Они имеют довольно высокий квалификационный разряд (5-6).
ОУП рассчитывает смету затрат на подготовку по повышению квалификации работников предприятия (Приложение 9).
|
|
Следующим этапом является определение затрат на обучение. В начале отчетного периода составляется смета расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Предельный размер расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, включаемый в себестоимость продукции, не должен превышать 4% фонда оплаты труда (основание: приказ Министерства финансов РФ от 15.03.2000г. №26Н). В Приложении 4 представлено смета расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации за 2000-2002гг.
Анализируя данные Приложения 4, можно отметить, что в 2002 году затраты на подготовку и повышение квалификации персонала предприятия возросли по сравнению с 2000 годом. Затраты на подготовку кадров в 2002г. увеличились по сравнению с 2000 годом на 478550 тыс.руб. или на 457%.
Это свидетельствует о том, что руководство предприятия уделяет большое внимание подготовке кадров в современных условиях. Это окажет положительный результат на деятельность предприятия, так как существует взаимосвязь роста производительности труда рабочих за счет повышения квалификации. Рост производительности труда приведет к увеличению объемов выпускаемой продукции, уменьшению затрат на ее изготовление. С повышением квалификации рабочих кадров улучшается качество продукции.
На основании годового плана ОУП организует обучение персонала предприятия, заключает с преподавателями трудовые соглашения на проведение теоретического обучения, обеспечивает преподавателей учебными программами, выделяют учебное помещение и необходимые технические средства. Далее необходимо определить формы и методы обучения. Подробно остановимся на вышеперечисленных формах обучения, переподготовки и повышения квалификации, действующих на предприятии. Ответственным за качество подготовки и обучения персонала является ОУП. Распределение ответственности между должностными лицами и подразделениями предприятия, представлено в матрице распределения ответственности (Приложение 5). Персональная ответственность за конечные результаты подготовки и повышения квалификации работников предприятия, эффективность и результативность в обеспечении качества возлагается на начальника ОУП.
Персональная ответственность за организацию и непосредственное выполнение работ по опережающему планированию, обучению и подготовке кадров в области профессионального обучения качеству возлагается на заместителя начальника ОУП. В стандарте предприятия определены общие требования к подготовке и обучению персонала.
|
|
1. Основной целью подготовки и обучения персонала является обеспечение соответствующей квалификации и уровня подготовки персонала всех категорий.
2. Решаются задачи подготовки, переподготовки и повышения квалификации следующих работников:
a) руководящего персонала предприятия;
б) инженерно-технических работников (специалистов) не служащих (технических исполнителей).
3. Для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, окончательном контроле и испытаниях изделий должна производится опережающая подготовка кадров, которая начинается со знакомства персонала, роли качества в производственной деятельности каждого работника и судьбе предприятия с момента оформления договора о трудовой деятельности, о чем сообщается каждому работнику при приеме на работу в предоставляемой ему для ознакомления «Памятки для поступающих на работу».
4. Постоянное повышение квалификации является прямой обязанностью каждого работника.
5. Ответственным за качество подготовки и обучения работников предприятия является отдел управления персоналом (ОУП).
Производственно-техническое обучение рабочих на предприятии состоит из трех ступеней:
- 1 ступень – подготовка новых рабочих до 1-2 разрядов (начальный уровень квалификации).
- 2-ступень – повышение квалификации рабочих 3-4 разрядов (средний уровень квалификации).
- 3-ступень – повышение квалификации рабочих до 5-6 разрядов на производственно-технических курсах (Высший уровень квалификации).
Схема ступенчатой системы подготовки кадров представлена в Приложении 11. В процессе обучения по ступенчатой системе предусматривается проведение следующих форм повышения квалификации: производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, освоение вторых и совмещенных профессий.
Производственно-технические курсы – профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний в области качества, производственных навыков и умения по имеющейся профессии.
Курсы целевого назначения – программа и методы изучения нового оборудования, изделий, материалов, технических процессов, научной организации труда и вопросов экономики производства и повышение качества выпускаемой продукции.
Подготовка новых рабочих (1 ступень обучения 1-2 разряды).
Подготовка новых рабочих на предприятии – это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессию.
Задача подготовки новых рабочих на 1 ступень обучения состоит в том, чтобы дать обучающимся необходимые производственные навыки и технические знания в соответствии с утвержденными учебными программами. На обучение 1-й степени принимаются выпускники средних школ, не имеющие профессии, неквалифицированные рабочие предприятия и принятые со стороны, а также рабочие желающие сменить профессию.
Подготовка новых рабочих из числа женщин, а также несовершеннолетних производится только по профессиям, а также для тех производств и работ, на которых разрешается применение их труда. Подготовка новых рабочих на предприятии может, производится по индивидуальной групповой и курсовой формам обучения.
При групповой подготовке обучения рабочих осуществляется в учебной группе численностью до 25 человек. Практические занятия осуществляются индивидуально на рабочих местах предприятия под руководством освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего – инструктора производственного обучения. Теоретическое обучение рабочих проводится в рабочее время за счет средств предприятия, выделяемых на подготовку кадров или в учебно-курсовых комбинатах.
При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно и путем консультаций у преподавателей теоретического обучения. Подготовка заканчивается сдачей квалификационных экзаменов.
Теоретические знания и производственное обучение при подготовке новых рабочих на предприятии проводится в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде, для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
По предприятию обучение новых рабочих производится по следующим профессиям; сроки обучения устанавливаются согласно приведенного ниже перечня (Табл. 8).
Таблица 8.
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ ОАО «ТАЙФУН»
Наименование профессий | Общий срок не более месяца |
1 | 2 |
Слесарь механосборочных работ | 5 |
Слесарь-сборщик радиоаппаратуры | 6 |
Слесарь-ремонтник | 6 |
Токарь | 5 |
Токарь-расточник | 5 |
Шлифовщик | 4 |
Фрезеровщик | 5 |
Оператор станков с ЧПУ | 4 |
Резчик металла | 4 |
Зуборезчик | 6 |
Гальваник | 3 |
Паяльщик | 3 |
Штамповщик | 5 |
Намотчик катушек | 3 |
Электрогазосварщик | 6 |
Подготовка новых рабочих связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений (машинисты котлов, операторы котельной, машинисты кранов и т.п.) проводятся в учебно-курсовых комбинатах по договорам с предприятием. Обучение рабочих по указанным профессиям осуществляется на курсах, специально создаваемых предприятием по согласованию с Калужской Технической инспекцией Госгортехнадзора Тульского округа. Индивидуальная подготовка по этим профессиям не допускается.
С целью улучшения подготовки кадров и увеличения заинтересованности молодежи в освоении необходимым для завода профессий, в марте 2001 года на предприятии создан участок по подготовке рабочих станочников и слесарей механосборочных работ «Положение о подготовке рабочих станочников и слесарей механосборочных работ», представлено в Приложении 12.
Переподготовка и обучение вторым профессиям – это обучение рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения дополнительной профессии. Обучение рабочих вторым профессиям организуется для расширения их профессиональных знаний, подготовки к работе в условиях бригадной или другой коллективной формы организации труда, а также по совмещаемым профессиям.
Планирование переподготовки должно осуществляться на основе данных подразделений предприятия при высвобождении рабочих определенных профессий в связи с изменением профиля производства, внедрение новой техники и технологии, модернизации оборудования и др. на основании этих данных и производится расчет потребности в переподготовке рабочих кадров.
Формы переподготовки и обучения, рабочих вторым профессиям аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих. Обучение, как правило, проводится без отрыва от основной работы. В отдельных случаях допускается освобождение обучаемых рабочих от основной работы на весь срок производственного обучения, что оформляется приказом по предприятию.
При невозможности укомплектовать группу (не менее 10 человек) теоретические занятия проводятся путем консультации, как при индивидуальной подготовке рабочих непосредственно на производстве.
Переподготовка и обучение вторым профессиям заканчивается сдачей квалификационных экзаменов с проверкой полученных знаний, а также знаний в области обеспечения качества в процессе своей деятельности.
Повышение квалификации – это профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся профессии, направленное на обеспечение качества.
На предприятии организуются следующие формы повышения квалификации рабочих: производственно-технические курсы (вторая и третья ступень обучения), курсы целевого назначения.
Производственно-технические курсы являются основной формой повышения квалификации рабочих непосредственно на производстве.
Курсы организуются в целях:
- для производственных навыков и технических знаний, рабочих до уровня, необходимого для фактически выполняемых ими работ;
- для повышения квалификации (разряда, класса) с низшего до среднего уровня (вторая ступень);
- для повышения квалификации рабочих со среднего до более высокого уровня в пределах данной профессии и специальности (третья ступень).
Обучение на второй ступени осуществляется на производственно-технических курсах и имеет цель повышение квалификации рабочих по освоенной ими профессии до 3-4 разрядов и овладение одной из смежных профессий. На второй ступени могут обучаться рабочие прошедшие обучение на предприятии в объеме первой ступени (1-2 разряды) и проработавшие на предприятии не менее года, принятые со стороны с 2-3 разрядом и проработавшие на предприятии не менее года.
Работник, прошедший обучение по второй ступени и получивший 3 разряд, имеет право сдать квалификационную пробу и экзамен на 4 разряд без прохождения обучения в течение 2-х лет.
Освоение третьей ступени имеет целью повышение квалификации рабочих по освоенной ими профессии до 5-6 разрядов. На третьей ступени могут обучаться рабочие, окончившие вторую ступень обучения по своей профессии, проработавшие по 4 разряду не менее двух лет, а также совмещающие вторую профессию по начальному разряду, окончившие СПТУ по 4 разряду и проработавшие на предприятии не менее двух лет. Обучение заканчивается квалификационным экзаменом.
Курсы целевого назначения (КЦН) – создаются для изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, трудового законодательства, а также для изучения новых видов выпускаемых изделий и вопросов, связанных с повышением качества продукции.
Занятия рекомендуется проводить в группах численностью от 5 до 25 человек. Комплектование учебной группы осуществляется с тематической направленностью курсов. Тематика курсов целевого назначения разнообразна и тесно связана со спецификой и условиями работы предприятия.
На заводе «Тайфун» обучение на КЦН проводилось по следующим направлениям:
- изучение новой техники, нового оборудования;
- изучение прогрессивных технологических процессов;
- изучение новых способов обработки сырья, изделий, материалов и их применение на предприятии;
- системы качества.
Обучение специалистов заканчивается сдачей экзаменов. Окончивших курсы целевого назначения квалификационные разряды не присваиваются и не повышаются.
Требование к преподавательскому составу.
Преподаватель должен иметь высшее образование и специальную подготовку, подтвержденную специальным документом: сертификатом, аттестатом.
Инструктор производственного обучения назначается из числа квалифицированных рабочих, имеющих стаж работы не менее 3-х лет и образование не ниже среднего.
Обучение рабочих, связанных с обслуживанием технических объектов, подконтрольных Госгортехнадзору, проводится по согласованию с этим органом. Обучение рабочих по указанным профессиям может осуществляться непосредственно на предприятии при наличии лицензии на подготовку кадров.
Учебные группы.
Комплектование учебных групп осуществляется из рабочих одной или родственных профессий, близкой квалификации.
Численность групп устанавливается от 5 до 25 человек.
Составы комиссий.
Заводская комиссия создается приказом по предприятию. Председателем квалификационной комиссии назначается главный инженер, членами комиссии: заместитель генерального директора по качеству, руководители отделов.
Специалистов, сдающих квалификационный экзамен, извещают не позднее, чем за 2 дня до заседания комиссии.
Председателем цеховой квалификационной комиссии является начальник цеха или его заместитель, членами комиссии – представитель ОУП, мастера цеха или участка. Цеховые комиссии имеют право присваивать до 3 разряда включительно. Заводская от 4-го и выше. Все виды обучения заканчиваются сдачей экзаменов и заполнения протоколов, которые хранятся в архиве. Рабочим, повысившим квалификационный разряд, производится запись в трудовой книжке. Специалистам, прошедшим повышение квалификации, делается отметка в личном деле. Общее профессиональное повышение квалификации специалистов проводится с периодичностью не реже одного раза в 5 лет.
Программы обучения.
Теоретическое обучение осуществляется по программам:
- разработанным и утвержденным Комитетом Государственного Образования РФ;
- разработанными специалистами предприятия, согласованные с начальником ОУП и руководителями отделов по направлениям и утвержденные главным инженером.
Программы обучения по обеспечению качества для руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочего персонала утверждаются заместителем генерального директора по качеству.
Учебные программы повышения квалификации предусматривают расширение знаний, умений и навыков рабочих, их совершенствование по основной профессии и приобретение знаний по смежным профессиям.
Соотношение учебного времени на производственное, и теоретическое обучение определяется с учетом характера производства и уровня подготовки.
Повышение квалификации специалистов.
Повышение квалификации специалистов осуществляется с отрывом от производства: в отраслевом институте повышения квалификации при вузах. Общее профессиональное повышение квалификации специалистов проводится с периодичностью не реже одного раза в 5 лет.
На предприятие установлены следующие формы и сроки обучения: до одного месяца с отрывом от производства до трех месяцев без отрыва от производства или с частичным отрывом от производства.
Устанавливаются два вида обучения:
- общее профессиональное повышение квалификации;
- целевое повышение квалификации.
Общее профессиональное повышение квалификации обеспечивает получение слушателями новых теоретических знаний на лекционных занятиях и выработку навыков применение полученных знаний в своей практической деятельности с целью наиболее квалифицированного решения производственных задач. Повышением квалификации считается обучение продолжительностью не менее 80 учебных часов при различных формах обучения.
Целевое обучение организуется для изучения конкретного вида, типа, нового проекта оборудования, технологического процесса, методик, стандарта. Оно обеспечивает получение слушателями новых знаний по изучаемому вопросу и выработку у них навыков использования полученных знаний в практической работе.
Продолжительность целевого обучения не менее 20 учебных часов. Учебный процесс проходит с использованием лекций, консультаций, практических занятий и т.д. Обучение заканчивается сдачей экзаменов или зачетов на квалификационных комиссиях. Результаты фиксируются в протоколах заседаний квалификационных комиссий, на основании которых выпускается приказ по предприятию о присвоении определенной профессии, должности или квалификации повышение разряда. Форма протокола заседания квалификационной комиссии приведена в Приложении 10.
Для принятия экзаменов у рабочих и специалистов создаются заводская и цеховые квалификационные комиссии. При оценке результата обучения необходимо определить его эффективность. В общем, виде оценить эффективность обучения можно, сравнить реальные результаты обучения с целями, которые были поставлены перед обучением с использованием установленных критериев. В заключении можно сказать, что руководители завода «Тайфун» понимают, что в условиях рыночной экономики квалификационные кадры – это одно из условий успешной деятельности предприятия.
|
|