Основные теоремы о пределах
Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования МАТЕМАТИКА Методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальностям
Методическое пособие предназначено для студентов – заочников, обучающихся по специальностям В пособии по каждой теме дисциплины содержится краткий теоретический материал, образцы решения и оформления примеров, литература, необходимая при изучении материала, а также вопросы для самопроверки. Приведены задания обязательной контрольной работы по дисциплине «Математика».
Введение Курс математики, который предстоит освоить студенту – заочнику, является фундаментом математического образования. Математические знания имеют важное значение для успешного изучения общетеоретических и специальных дисциплин, которые предусмотрены учебными планами различных специальностей. По специальностям математика изучается в течении двух семестров. По результатам изучения дисциплины студенты должны выполнить две контрольные работы и сдать экзамен. В межсессионный период и во время сессий со студентами – заочниками проводятся лекционные и практические занятия, а также консультации. В настоящем пособии содержатся общие рекомендации студентам – заочникам по работе над курсом математики, программа курса, методические указания по темам дисциплины с вопросами для самопроверки, решения типовых задач и задания контрольной работы №2. Общие рекомендации по работе над курсом математики
Формой обучения студента – заочника является самостоятельная работа над учебным материалом, которая состоит их следующих элементов: изучение материала по учебникам, решение задач, самопроверка, выполнение контрольных работ. В процессе самостоятельной работы студент может обращаться к преподавателю с вопросами для получения письменной или устной консультации. В помощь заочникам организуются чтение лекций, практические занятия. Завершающим этапом изучения отдельных частей курса математики является сдача семестрового экзамена в соответствии с учебным планом по специальности.
Изучение материала по учебнику Изучение материала по учебнику следует выполнять согласно указанным в программе курса темам. Изучая тот или иной вопрос темы по учебнику, целесообразно выполнять на бумаге все вычисления и вычерчивать имеющиеся в учебнике чертежи. При самостоятельном изучении материала полезно вести конспект. В конспект по мере проработки материала рекомендуется вписывать определения, теоремы, формулы, уравнения и т.п. Поля конспектов могут послужить для выделения тех вопросов, на которые необходимо получить письменную или устную консультации. Ведение конспекта должно быть аккуратным, расположение текста хорошо продуманным. Конспект поможет в подготовке к теоретической части экзамена.
Решение задач Чтение учебника должно сопровождаться разбором предлагаемых решений задач. Решение рекомендуется выполнять в отдельной тетради. Каждый этап решения задачи должен быть обоснован, исходя из теоретических положений курса. Решение задач и примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Чертежи можно выполнять от руки, но аккуратно. В промежуточные вычисления не следует вводить приближенные значения корней, числа p и других математических констант.
Самопроверка Опыт прочного усвоения материала темы показывает, что самопроверку проводить необходимо. В настоящем пособии приводятся для самопроверки вопросы, которые акцентируют внимание на наиболее важных, ключевых положениях темы. В процессе выполнения самопроверки необходимо избегать пользования учебником или конспектом. Желание обратиться к учебнику или конспекту показывает недостаточное усвоение материала темы.
Консультации При изучении теоретического материала или при решении задач у студента могут возникнуть вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается. В такой ситуации студенту следует обратиться к преподавателю для получения от него письменной или устной консультации. При этом необходимо точно указать вопрос, учебник и место в учебнике, где рассмотрен затрудняющий студента вопрос. Если непреодолимые затруднения возникли при решении задачи, то следует указать характер затруднения, привести план решения. Контрольная работа В процессе изучения курса студент должен выполнить одну контрольную работу, которая проходит рецензирование. По полученным результатам студент может сделать выводы о степени усвоения им соответствующего раздела курса, внести коррективы в процесс последующей самостоятельной работы по изучению теоретического материала. К выполнению контрольной работы следует приступать после тщательного разбора имеющихся в учебнике и сборниках задач решений с ответами. В дополнение к предложенным задачам сборников в данном пособии рассмотрены некоторые примеры. Контрольные работы должны выполняться самостоятельно, так как в противном случае рецензирование работы как диалог общения преподавателя – рецензента и студента с целью оказания последнему методической помощи не достигнет цели. Прорецензированные и зачтенные контрольные работы вместе со всеми исправлениями и дополнениями, сделанными по требованию рецензента, следует сохранять, поскольку без их предъявления студент не допускается к сдаче экзамена.
Лекции, практические занятия Во время экзаменационных сессий для студентов - заочников читаются лекции, проводятся занятия. На лекциях и практических занятиях проводится обзор наиболее важных разделов курса, могут рассматриваться отдельные вопросы программы, отсутствующие или недостаточно полно освященные в рекомендуемых учебных пособиях.
Зачеты и экзамены К зачету допускаются студенты, выполнившие контрольную работу (работы должны быть зачтены преподавателем-рецензентом). Экзамен проводится в письменной форме. Студенту предстоит ответить на вопросы экзаменационного билета. Как правило, экзаменационный билет содержит один теоретический вопрос и три практических задания. Определения, теоремы, правила должны формулироваться точно и с пониманием существа дела: решение задач должно выполняться без ошибок и уверенно. Только при выполнении этих условий знания студента могут быть признаны удовлетворяющими требованиям, предъявленными программой.
Программа дисциплины «МАТЕМАТИКА»
Раздел I. Введение в математический анализ
Тема 1: Множества. Переменные величины и функции Числовые множества. Определение функции. Классификация функций. Область определения и область значения функций. Свойства функций: нули функции, четность, нечетность, периодичность, монотонность, точки локального экстремума, промежутки знакопостоянства.
Тема 2. Теория пределов Предел функции в точке и на бесконечности. Основные теоремы о пределах: предел суммы и разности двух функций, предел произведения двух функций, предел отношения двух функций. Техника вычисления пределов.
Раздел II. Дифференциальное исчисление
Тема 3. Производная и дифференциал функции Определение производной. Геометрический и механический смысл производной. Правила дифференцирования функции. Таблица производных. Производные от сложных функций. Дифференциал. Производные высших порядков.
Тема 4. Применение производной к исследованию функций Условия возрастания и убывания функции. Точки экстремума функции. Выпуклость, вогнутость кривой, точки перегиба. Общая схема исследования функции и построения ее графика. Раздел III. Интегральное исчисление
Тема 5. Неопределенный интеграл Понятие первообразной. Свойства неопределенных интегралов. Таблица интегралов. Основные методы интегрирования: непосредственный метод, метод подстановки.
Тема 6: Определенный интеграл Определение определенного интеграла, его геометрический смысл. Свойства определенного интеграла. Формула Ньютона – Лейбница. Основные методы вычисления определенного интеграла: непосредственный метод, метод замены переменных.
Литература
Основная 1. Валуцэ И.И., Дилигул Г.Д. Математика для техникумов на базе средней школы: Учебное пособие., М.: Наука. Гл. ред. физ. мат. литературы., 1990 2. Алгебра и начала анализа/ Под редакцией Г.Н.Яковлева., М.: Наука.: Наука. Гл. ред. физ. мат. литературы., 1981. – Ч.1,2. 3. Богомолов В.Н. Практические занятия по математике., М.: Высшая школа, 1982. 4. Шипачев В.С. Высшая математика., М.: Высшая школа., 1990. 5. Шипачев В.С. Задачник по высшей математике., М.: Высшая школа., 1998 6. Апанасов П.Т., Орлов М.И. Сборник задач по математике., М.: Высшая школа., 1987. Дополнительная 7. Справочник по математике., М.: «Лист».,1999. 8. Математическая энциклопедия. М., 1977 – Т.1; 1979 – Ч.2.; 1983 Т.3. 9. Кудрявцев Л.Д. Краткий курс математического анализа. М.: Наука. Гл. ред. физ. мат. литературы., 1989. Методические указания
Введение в математический анализ
Понятие функции, свойства функций
Определение: Пусть даны два числовых множества X и Y. Функцией называется правило, по которому каждой переменной Функция обозначается
Переменная x – независимая переменная или аргумент функции; переменная y – зависимая переменная или значение функции. Определение: Множество всех значений независимой переменной x, при которых функция существует называется областью определения функции и обозначается D(y). Определение: Множество всех возможных значений зависимой переменной y называется областью значений функции и обозначается E(y). Используют следующие способы задания функции: 1.Аналитический способ – задание функций с помощью формул. Например,
2.Графический способ – задание функций с помощью графика. Например,
3.Табличный способ – задание функций с помощью таблиц. Например,
Свойства функций приведены в таблице:
Теория пределов
Определение: Число А называется пределом функции y=f(х) при х, стремящемсяк а, если для любой последовательности чисел х1, х2, х3, …,.хn ,… сходящейся к числу а, следует, что последовательность значений функции f(х1), f(х2),…, f(хn)… сходится к числу А. Предел функции в точке а обозначается
Основные теоремы о пределах
Приведем основные теоремы, на которых основано вычисление пределов: 1. 2. 3. 4. 5. 6.
! Все правила имеют смысл, если пределы функций
Техника вычисления пределов При вычислении предела элементарной функции f(x) приходится сталкиваться с двумя существенно различными типами примеров. · Функция f(x) определена в предельной точке x = a. Тогда · Функция f(x) в предельной точке x = a не определена или же вычисляется предел функции при x→∞. Тогда вычисление предела требует в каждом случае индивидуального подхода. Необходимо помнить, что Более сложными случаями нахождения предела являются такие, когда функция f(x) в точке x = a или при x→∞ представляет собой неопределенность (типа При вычислении пределов при а) чтобы раскрыть неопределенность типа б) чтобы раскрыть неопределенность типа в) чтобы раскрыть неопределенность типа г) чтобы раскрыть неопределенность типа иррациональности, достаточно перевести иррациональность из числителя в знаменатель или из знаменателя в числитель и сократить на множитель, приводящий к неопределенности; д) чтобы раскрыть неопределенность типа Рассмотрим некоторые примеры.
Вычислить пределы функций: Пример 1:
Пример 2: Пример 3: = Пример 4:
Пример5:
Вопросы для самопроверки: 1. Что называется функцией? 2. Что такое область определения и область значений функции 3. Перечислите способы задания функций, их достоинства. 4. Перечислите основные свойства функций. 5. Дайте определение предела функции в точке. 6. Какая функция называется непрерывной в точке? 7. Сформулируйте основные свойства пределов. 8. Как раскрывается неопределенность вида
Дифференциальное исчисление
Понятие производной Определение: Производной функции
Если этот предел конечный, то функция y=f(x) называется дифференцируемой в точке x. Если же этот предел есть ∞, то говорят, что функция y=f(x) имеет в точке x бесконечную производную.
Механический смысл производной: скорость есть первая производная пути по времени, т.е. Геометрический смысл производной: тангенс угла наклона касательной к графику функции Уравнение касательнойк графику функции Уравнение нормали к графику функции
Таблица производных
Процесс нахождения производных называется дифференцированием функции.
Рассмотрим примеры. Найти производные функций: Пример 1: Решение:
Пример2: Решение: Пример 3: Решение: Дифференциал функции
Определение: Дифференциалом функции y=y(x) называется произведение ее производной на дифференциал независимой переменной:
Для большей наглядности рассмотрим пример.
Пример 1: Найти дифференциал функции Решение: Так как
Дифференцирование сложной функции
Пусть y= y(u), где u= u(x) – дифференцируемые функции. Тогда сложная функция y=y[u(x)] есть также дифференцируемая функция, причем
Это правило распространяется на цепочку из любого конечного числа дифференцируемых функций: производная сложной функции равна произведению производных функций, ее составляющих. Производные сложных функций находятся при помощи таблицы:
Рассмотрим примеры.
Пример 1: Найти производную функции Решение: Пример 2: Найти производную функции Решение: =
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|