Основные теоремы о пределах
Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования МАТЕМАТИКА Методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальностям
Методическое пособие предназначено для студентов – заочников, обучающихся по специальностям В пособии по каждой теме дисциплины содержится краткий теоретический материал, образцы решения и оформления примеров, литература, необходимая при изучении материала, а также вопросы для самопроверки. Приведены задания обязательной контрольной работы по дисциплине «Математика».
Введение Курс математики, который предстоит освоить студенту – заочнику, является фундаментом математического образования. Математические знания имеют важное значение для успешного изучения общетеоретических и специальных дисциплин, которые предусмотрены учебными планами различных специальностей. По специальностям математика изучается в течении двух семестров. По результатам изучения дисциплины студенты должны выполнить две контрольные работы и сдать экзамен. В межсессионный период и во время сессий со студентами – заочниками проводятся лекционные и практические занятия, а также консультации. В настоящем пособии содержатся общие рекомендации студентам – заочникам по работе над курсом математики, программа курса, методические указания по темам дисциплины с вопросами для самопроверки, решения типовых задач и задания контрольной работы №2. Общие рекомендации по работе над курсом математики
Формой обучения студента – заочника является самостоятельная работа над учебным материалом, которая состоит их следующих элементов: изучение материала по учебникам, решение задач, самопроверка, выполнение контрольных работ. В процессе самостоятельной работы студент может обращаться к преподавателю с вопросами для получения письменной или устной консультации. В помощь заочникам организуются чтение лекций, практические занятия. Завершающим этапом изучения отдельных частей курса математики является сдача семестрового экзамена в соответствии с учебным планом по специальности.
Изучение материала по учебнику Изучение материала по учебнику следует выполнять согласно указанным в программе курса темам. Изучая тот или иной вопрос темы по учебнику, целесообразно выполнять на бумаге все вычисления и вычерчивать имеющиеся в учебнике чертежи. При самостоятельном изучении материала полезно вести конспект. В конспект по мере проработки материала рекомендуется вписывать определения, теоремы, формулы, уравнения и т.п. Поля конспектов могут послужить для выделения тех вопросов, на которые необходимо получить письменную или устную консультации. Ведение конспекта должно быть аккуратным, расположение текста хорошо продуманным. Конспект поможет в подготовке к теоретической части экзамена.
Решение задач Чтение учебника должно сопровождаться разбором предлагаемых решений задач. Решение рекомендуется выполнять в отдельной тетради. Каждый этап решения задачи должен быть обоснован, исходя из теоретических положений курса. Решение задач и примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Чертежи можно выполнять от руки, но аккуратно. В промежуточные вычисления не следует вводить приближенные значения корней, числа p и других математических констант.
Самопроверка Опыт прочного усвоения материала темы показывает, что самопроверку проводить необходимо. В настоящем пособии приводятся для самопроверки вопросы, которые акцентируют внимание на наиболее важных, ключевых положениях темы. В процессе выполнения самопроверки необходимо избегать пользования учебником или конспектом. Желание обратиться к учебнику или конспекту показывает недостаточное усвоение материала темы.
Консультации При изучении теоретического материала или при решении задач у студента могут возникнуть вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается. В такой ситуации студенту следует обратиться к преподавателю для получения от него письменной или устной консультации. При этом необходимо точно указать вопрос, учебник и место в учебнике, где рассмотрен затрудняющий студента вопрос. Если непреодолимые затруднения возникли при решении задачи, то следует указать характер затруднения, привести план решения. Контрольная работа В процессе изучения курса студент должен выполнить одну контрольную работу, которая проходит рецензирование. По полученным результатам студент может сделать выводы о степени усвоения им соответствующего раздела курса, внести коррективы в процесс последующей самостоятельной работы по изучению теоретического материала. К выполнению контрольной работы следует приступать после тщательного разбора имеющихся в учебнике и сборниках задач решений с ответами. В дополнение к предложенным задачам сборников в данном пособии рассмотрены некоторые примеры. Контрольные работы должны выполняться самостоятельно, так как в противном случае рецензирование работы как диалог общения преподавателя – рецензента и студента с целью оказания последнему методической помощи не достигнет цели. Прорецензированные и зачтенные контрольные работы вместе со всеми исправлениями и дополнениями, сделанными по требованию рецензента, следует сохранять, поскольку без их предъявления студент не допускается к сдаче экзамена.
Лекции, практические занятия Во время экзаменационных сессий для студентов - заочников читаются лекции, проводятся занятия. На лекциях и практических занятиях проводится обзор наиболее важных разделов курса, могут рассматриваться отдельные вопросы программы, отсутствующие или недостаточно полно освященные в рекомендуемых учебных пособиях.
Зачеты и экзамены К зачету допускаются студенты, выполнившие контрольную работу (работы должны быть зачтены преподавателем-рецензентом). Экзамен проводится в письменной форме. Студенту предстоит ответить на вопросы экзаменационного билета. Как правило, экзаменационный билет содержит один теоретический вопрос и три практических задания. Определения, теоремы, правила должны формулироваться точно и с пониманием существа дела: решение задач должно выполняться без ошибок и уверенно. Только при выполнении этих условий знания студента могут быть признаны удовлетворяющими требованиям, предъявленными программой.
Программа дисциплины «МАТЕМАТИКА»
Раздел I. Введение в математический анализ
Тема 1: Множества. Переменные величины и функции Числовые множества. Определение функции. Классификация функций. Область определения и область значения функций. Свойства функций: нули функции, четность, нечетность, периодичность, монотонность, точки локального экстремума, промежутки знакопостоянства.
Тема 2. Теория пределов Предел функции в точке и на бесконечности. Основные теоремы о пределах: предел суммы и разности двух функций, предел произведения двух функций, предел отношения двух функций. Техника вычисления пределов.
Раздел II. Дифференциальное исчисление
Тема 3. Производная и дифференциал функции Определение производной. Геометрический и механический смысл производной. Правила дифференцирования функции. Таблица производных. Производные от сложных функций. Дифференциал. Производные высших порядков.
Тема 4. Применение производной к исследованию функций Условия возрастания и убывания функции. Точки экстремума функции. Выпуклость, вогнутость кривой, точки перегиба. Общая схема исследования функции и построения ее графика. Раздел III. Интегральное исчисление
Тема 5. Неопределенный интеграл Понятие первообразной. Свойства неопределенных интегралов. Таблица интегралов. Основные методы интегрирования: непосредственный метод, метод подстановки.
Тема 6: Определенный интеграл Определение определенного интеграла, его геометрический смысл. Свойства определенного интеграла. Формула Ньютона – Лейбница. Основные методы вычисления определенного интеграла: непосредственный метод, метод замены переменных.
Литература
Основная 1. Валуцэ И.И., Дилигул Г.Д. Математика для техникумов на базе средней школы: Учебное пособие., М.: Наука. Гл. ред. физ. мат. литературы., 1990 2. Алгебра и начала анализа/ Под редакцией Г.Н.Яковлева., М.: Наука.: Наука. Гл. ред. физ. мат. литературы., 1981. – Ч.1,2. 3. Богомолов В.Н. Практические занятия по математике., М.: Высшая школа, 1982. 4. Шипачев В.С. Высшая математика., М.: Высшая школа., 1990. 5. Шипачев В.С. Задачник по высшей математике., М.: Высшая школа., 1998 6. Апанасов П.Т., Орлов М.И. Сборник задач по математике., М.: Высшая школа., 1987. Дополнительная 7. Справочник по математике., М.: «Лист».,1999. 8. Математическая энциклопедия. М., 1977 – Т.1; 1979 – Ч.2.; 1983 Т.3. 9. Кудрявцев Л.Д. Краткий курс математического анализа. М.: Наука. Гл. ред. физ. мат. литературы., 1989. Методические указания
Введение в математический анализ
Понятие функции, свойства функций
Определение: Пусть даны два числовых множества X и Y. Функцией называется правило, по которому каждой переменной соответствует одно и только одно значение . Функция обозначается или или . Переменная x – независимая переменная или аргумент функции; переменная y – зависимая переменная или значение функции. Определение: Множество всех значений независимой переменной x, при которых функция существует называется областью определения функции и обозначается D(y). Определение: Множество всех возможных значений зависимой переменной y называется областью значений функции и обозначается E(y). Используют следующие способы задания функции: 1.Аналитический способ – задание функций с помощью формул. Например, , . 2.Графический способ – задание функций с помощью графика. Например,
3.Табличный способ – задание функций с помощью таблиц. Например,
Свойства функций приведены в таблице:
Теория пределов
Определение: Число А называется пределом функции y=f(х) при х, стремящемсяк а, если для любой последовательности чисел х1, х2, х3, …,.хn ,… сходящейся к числу а, следует, что последовательность значений функции f(х1), f(х2),…, f(хn)… сходится к числу А. Предел функции в точке а обозначается . Основные теоремы о пределах
Приведем основные теоремы, на которых основано вычисление пределов: 1. 2. 3. 4. 5. 6.
! Все правила имеют смысл, если пределы функций и существуют.
Техника вычисления пределов При вычислении предела элементарной функции f(x) приходится сталкиваться с двумя существенно различными типами примеров. · Функция f(x) определена в предельной точке x = a. Тогда . · Функция f(x) в предельной точке x = a не определена или же вычисляется предел функции при x→∞. Тогда вычисление предела требует в каждом случае индивидуального подхода. Необходимо помнить, что , , , , , . Более сложными случаями нахождения предела являются такие, когда функция f(x) в точке x = a или при x→∞ представляет собой неопределенность (типа , , , , , , ). При вычислении пределов при основные теоремы о пределах сохраняют силу и, кроме того, используются правила: а) чтобы раскрыть неопределенность типа , необходимо числитель и знаменатель дроби разделить на наибольшую степень переменной; б) чтобы раскрыть неопределенность типа , необходимо числитель и знаменатель дроби разделить на наименьшую степень переменной; в) чтобы раскрыть неопределенность типа , иногда достаточно числить и знаменатель дроби разложить на множители и затем сократить дробь на множитель, приводящий к неопределенности; г) чтобы раскрыть неопределенность типа , зависящую от иррациональности, достаточно перевести иррациональность из числителя в знаменатель или из знаменателя в числитель и сократить на множитель, приводящий к неопределенности; д) чтобы раскрыть неопределенность типа , необходимо числитель и знаменатель дроби одновременно умножить на сопряженное выражение и тем самым свести к неопределенности вида или . Рассмотрим некоторые примеры.
Вычислить пределы функций: Пример 1:
Пример 2: Пример 3: = Пример 4:
Пример5:
Вопросы для самопроверки: 1. Что называется функцией? 2. Что такое область определения и область значений функции 3. Перечислите способы задания функций, их достоинства. 4. Перечислите основные свойства функций. 5. Дайте определение предела функции в точке. 6. Какая функция называется непрерывной в точке? 7. Сформулируйте основные свойства пределов. 8. Как раскрывается неопределенность вида , ?
Дифференциальное исчисление
Понятие производной Определение: Производной функции по аргументу x называется предел отношения ее приращения к приращению аргумента x, когда приращение аргумента стремится к нулю: . Если этот предел конечный, то функция y=f(x) называется дифференцируемой в точке x. Если же этот предел есть ∞, то говорят, что функция y=f(x) имеет в точке x бесконечную производную.
Механический смысл производной: скорость есть первая производная пути по времени, т.е. . Геометрический смысл производной: тангенс угла наклона касательной к графику функции равен первой производной этой функции, вычисленной в точке касания, т.е. Уравнение касательнойк графику функции в точке : Уравнение нормали к графику функции в точке :
Таблица производных
Процесс нахождения производных называется дифференцированием функции.
Рассмотрим примеры. Найти производные функций: Пример 1: Решение: +
Пример2: Решение: Пример 3: Решение: Дифференциал функции
Определение: Дифференциалом функции y=y(x) называется произведение ее производной на дифференциал независимой переменной: .
Для большей наглядности рассмотрим пример.
Пример 1: Найти дифференциал функции Решение: Так как , то .
Дифференцирование сложной функции
Пусть y= y(u), где u= u(x) – дифференцируемые функции. Тогда сложная функция y=y[u(x)] есть также дифференцируемая функция, причем , или Это правило распространяется на цепочку из любого конечного числа дифференцируемых функций: производная сложной функции равна произведению производных функций, ее составляющих. Производные сложных функций находятся при помощи таблицы:
Рассмотрим примеры.
Пример 1: Найти производную функции Решение: = Пример 2: Найти производную функции Решение: = +
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|