Толкование на сто пятьдесят псалмов
Блаженный Феодорит Кирский https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_sto_pjatdesat_psalmov/118 Русский текст по Юнгерову https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov/psaltir-proroka-davida-v-russkom-perevode-p-jungerova/17 Толкование на сто пятьдесят псалмов Изъяснение псалма 118-го. «Псалом Давыдов, егда гоняше его сын его Авесолом». В некоторых списках нашел я слова сии: «егда гоняше его сын его Авесолом»; в еврейском же тексте и у других переводчиков не найдено мною сего прибавления. Но оно близко к истине; потому что псалом точно такое имеет содержание. Господи! Услышь молитву мою, вонми молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей, «Аллилуия». Божественный Давид много различных перемен имел в жизни, и бегством спасался от врагов, и в бегство обращал врагов, впадал в горести, и потом вел жизнь радостную; проходил путь божественный, и претыкался в шествии, и снова следовал Божественным законам. Поэтому все сие собрал во едино в настоящем псалме, и все молитвы, какия при каждом обстоятельстве приносимы были им Богу, приведя в один стройный состав, предложил людям единое полезное учение, и в сказанном им показывает, как можно преуспевать в деятельной добродетели. Не оставляет же без особеннаго внимания и точности догматов, но к нравственным урокам присоединяет учение и об оных. А потому псалма сего достаточно к тому, чтобы желающих совершенной добродетели усовершить в ней, живущих в разсеянности возбудить к тщанию, воодушевить упадающих в духе, исправить нерадивых, и одним словом, против различных человеческих немощей дать всякаго рода врачество. Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. «Блажени непорочнии в путь». Пророк ублажает тех, которые неуклонно шествуют путем царским, и следуя внушениям закона, не совращаются ни в правую, ни в левую сторону. Кто же сии блаженные, показывает далее.
«Ходящии в законе Господни». Ибо жительствующим сообразно с законами Божиими принадлежит непорочность. А «путем» Пророк именует жизнь, которую все мы проходим от рождения до гроба. Блаженны изучающие откровения Его: всем сердцем взыщут Его. «Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его». Еще объясняя осмнадцатый псалом, сказали мы, чем различаются закон, свидения, оправдания, судьбы, заповеди. Впрочем кратко напомянем сказанное там. Законом Пророк называет закон, данный Богом всяческих чрез божественнаго Моисея; заповедями и повелениями – тот же опять закон, как царственно преподанный и постановленный; оправданиями, как имеющий силу оправдывать исполняющаго оный; судьбами же, как указующий Божественныя определения и достойныя воздаяния живущим законно и противозаконно; и свидениями, как свидетельствующий и показывающий, каким наказаниям подвергнутся преступающие закон. Посему и здесь Пророк ублажает тех, которые непрестанно испытывают свидения Божии; и всем сердцем взыскуют Бога. Но сие возможно не всякому, а только достигшему самаго верха добродетели; ибо таковый не делит ума своего на помышления и о Боге, и о житейских попечениях, но всего себя посвящает Богу. Не делающие беззакония по путям Его ходят. «Неделающии бо беззакония, в путех Его ходиша». Сие разделение сделал Пророк и в первом псалме. Ибо там, ублажив «поучающагося в законе Господни» дни и ночи, и показав плод сего изучения, присовокупил: «не тако нечестивии не тако» (Псал. 1:4). Посему и здесь, ублажив непорочных, показывает, что делатели беззакония уготовали себе иной путь, а оставили путь уложенный Богом. Ты повелел заповеди Твои твердо хранить.
«Ты заповеда заповеди Твоя сохранити зело». Сие повелевает Владыка и в законе, и у Пророков, и в священном Евангелии; все божественное Писание исполнено таковаго законоположения, потому что предписывает не просто сохранять заповеди, но сохранять «зело», то есть, во всей точности. О если бы направлялись пути мои к сохранению оправданий Твоих! «Еда исправилися быша путие мои, сохранити оправдания Твоя». Поэтому, говорит Пророк, умоляю, чтобы законом Твоим, как бы некиим правилом, исправлен был путь мой, и соблюдал я оправдания Твои. Показывая же плод сего, прибавляет: Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои. «Тогда не постыжюся, егда призрю на вся заповеди Твоя». Ибо плод законопреступления есть стыд. Так сказал и божественный Апостол: «кии убо плод иместе тогда, о нихже ныне стыдитеся» (Рим. зач. 92)? А исполняющие все Божии заповеди имеют дерзновение в совести. Исповедаюсь Тебе в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей. «Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судбам правды Твоея». Пророк исповеданием называет благодарение. Тогда, говорит, в состоянии буду принести чистую песнь; когда познаю все суды Твои, и буду жить согласно с оными. Оправдания Твои сохраню, не оставь меня совершенно. «Оправдания Твоя сохраню, не остави мене до зела». Божественная Благодать не редко оставляет иных ненадолго, направляя и сие к их же пользе. Так великий Илия, быв оставлен, впал в боязнь, и дознал немощь естества человеческаго, но вскоре снова приял Божественную благодать. Так божественный Петр отвергшись поползнулся, но вскоре подкрепил его Владыка. А Иуда, вовсе лишившись Божия о нем промышления, соделался готовою добычею неприязненнаго. И блаженный Давид оставлен был после греха своего, и впал в тяжкия бедствия; но снова восприял дерзновение к Богу, и сподобился Его попечения. А Саул, совершенно лишившись онаго, остался без благодати Духа, и вступил в союз с духом лукавым. Посему, Пророк не без причины умоляет о том, чтобы не быть ему оставленным «до зела», то есть, чтобы вовсе не быть лишенным промышляющей о нем благодати. Чем (руководясь) юный исправит путь свой? Хранением слов Твоих.
«В чесом исправит юнный путь свой, внегда сохранити словеса Твоя». Юность непостоянна и удобопреклонна к пороку; потому что обуревается разными волнениями страстей. Посему имеет нужду в путеводителе, который бы направлял ее к пристани. А это свойственно словесам Божиим, потому что они, отвращая от путей противных, достаточны к тому, чтобы направить и наставить на путь Божественный. Что для молодого коня узда и ездок, то для юноши Божественное слово. Всем сердцем я взыскал Тебя, не удали меня от заповедей Твоих. «Всем сердцем моим взысках Тебе, не отрини мене от заповедей Твоих». Многие взыскуют Бога, но не всем сердцем, потому что уделяют оное не только на заботы о делах житейских, но и на неприличныя пожелания, зависть, обманы, злоумышление против ближних. А любитель Божественнаго весь ум посвящает Богу, и постановляет себя в зависимость от Его промысла. В сердце моем я скрыл слова Твои, чтобы не согрешить пред Тобою. «В сердце моем скрых словеса Твоя, да не согрешу Тебе». Приобретший себе золото, или серебро, или драгоценные камни, не кладет их на виду, но сокрывает во внутренних клетях и храминах, чтобы избегли рук татей. – Так стяжавший богатство добродетели скрывает оное в душе, чтобы по причине тщеславия не расхитили его грабители душ. Дает же пророческое слово и другий урок; ибо повелевает не всем предлагать словеса Божии. Сказано: «не дадите святая псом, ниже пометайте бисер ваших пред свиниями» (Матф. 7, зач. 20). Благословен Ты, Господи, научи меня оправданиям Твоим! «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим»; то есть, кроток Ты и человеколюбив, и достоин песнопения всех. Посему умоляю Тебя, позволь мне дознать от Тебя, чем можно оправдаться. Устами моими я возвещал все изречения уст Твоих. «Устнама моима возвестих вся судбы уст Твоих». Ибо что дознаю от благости Твоей, тому научу неведущих. На пути откровений Твоих я наслаждался, как бы (владея) всеми богатствами.
«На пути свидении Твоих насладихся, яко о всяком богатьстве». Многотруден путь добродетели, но весьма вожделен для совершенных. Потому и сказал Владыка Христос: «возмите иго Мое на себе: иго бо Мое благо, и бремя мое легко есть» (Матф. 11, зач. 43). Сие изрекло и пророческое слово, а именно: стяжание свидений Твоих приятнее для меня всякаго богатства. Сие: о «всяком богатьстве» прибавлено не без намерения, но дает разуметь богатство всякаго рода; потому что видов богатства много. Богатым именуется имеющий у себя, кто – золото, кто – серебро, кто – много земли, или усаженной деревами, или засеянной, а кто – много скота. Но Пророк все сие берет в совокупности, и сравнив с Божиими свидениями, говорит, что ему достолюбезны Божии свидения, как богатолюбивым все виды богатства. О заповедях Твоих буду рассуждать и размышлять о путях Твоих. «В заповедех Твоих поглумлюся, и разумею пути Твоя». Поэтому, говорит Пророк, непрестанно буду упражняться в поучении словесам Твоим, и по Твоим путям совершать шествие свое. Оправданиям Твоим поучусь, не забуду слов Твоих. «Во оправданиих Твоих поучюся, не забуду словес Твоих». Сохраню в себе незабвенную память словес Твоих. Воздай рабу Твоему, оживи меня, и я сохраню слова Твои. «Воздаждь рабу Твоему». Не всякий в состоянии сказать это. Кто имеет лукавую совесть, тот не побуждает судию к воздаянию. А кто водится чистыми помыслами, тот с дерзновением произнесет слова сии. «Живи мя, и сохраню словеса Твоя». Пользуясь Твоею помощию, избегну греховной смерти, и обрету жизнь в словесах Твоих. Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. «Открый очи мои, и разумею чюдеса от закона Твоего». Не все, читающие словеса Божии, уразумевают чудеса их, но только озаряемые свыше. О сем и блаженный Павел сказал: «внегда же братятся к Богу, взимается покрывало, Господь же Дух есть» (2Кор. зач. 173). И Апостол, озаряемый Божественным светом, по праву взывал: «мы же вси откровеным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже Господня Духа» (2Кор. зач. 173). А нам надлежит умолять Владыку, чтобы, сняв покрывало с очей ума нашего, показал нам силу Божественных словес. Пришелец я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. «Пришлец аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоя». На земле мы не постоянные жители, но пришельцы, потому что, прожив малое время, преходим в жизнь иную. Но не все желают знать это: иные гордятся настоящими благами, как постоянными и прочными. А кто наставлен в Божественном, тот знает скоротечность жизни; потому именует себя пришельцем, и молит Бога, чтобы не оставаться ему в неведении заповедей Божиих.
С любовью во всякое время душа моя желает судов Твоих. «Возлюби душа моя вожделети судьбы Твоя на всяко время». Многие вожделевают Божиихь судеб, и желают Царства небеснаго, но не всегда; иногда услаждаются Божественным, а иногда следуют телесным страстям. Пророку же вожделенно непрестанно иметь сие желание. Ты остановил гордых, прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих. «Запретил еси гордым». Небрегущие о Божественных законах впадают в недуг гордыни; но приемлют наказание от праведнаго Судии. Сему подверглись Авессалом, Саул, Фараон, Сеннахирим, Навуходоносор и тысячи других. Пророк зная сие, как Пророк, присовокупил: «Прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих». Сию клятву и закон налагает на преступников. Ибо говорит: «проклят всяк, иже не пребудет» в том, что положено в книге «закона, еже творити я» (Втор. 27:26). Сними с меня поношение и унижение, ибо я взыскал откровения Твои. «Отими от мене понос и уничижение, яко свидении Твоих взысках». Пророка поносил Навал; назвал его рабом, беглецем; поносили его Гефеи. Скорбя о сем, умоляет он, чтобы избавиться ему от поношений, как взыскавшему Божиих свидений. Посему настоящее изречение не может быть приложено к поношениям Семея; потому что те были после греха; а Наваловы и других прежде греха. Ибо вот сели князья и на меня клеветали, раб же Твой размышлял об оправданиях Твоих. «Ибо седоша князи, и на мя клеветаху». И Саул, и Авенир, и Ахитофел, и Авессалом злословили Давида. «Раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих». Признавая Твое владычество, размышлял я о Твоих оправданиях. Откровения Твои – поучение для меня, и советники мои – оправдания Твои. «Ибо свидения Твоя поучение мое есть, и совети мои оправдания Твоя». Отвергнув всякое человеческое наставление, последую Твоим урокам. Прилипла к земле душа моя, оживи меня по слову Твоему. «Прильпе земли душа моя». Пророк выразил сим избыток смирения. Ибо так сказал и в псалме сорок третьем: «яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша» (Псал. 43:26). «Живи мя по словеси Твоему». Пророк просит не жизни неопределенно, но жизни сообразной с законом. Пути мои я возвестил, и Ты услышал меня: научи меня оправданиям Твоим. «Пути моя исповедах и услыша мя, научи мя оправданием Твоим». Все поступки мои открыл я Тебе, Владыка; и не позволил себе что́ либо мое скрыть от Тебя. Посему склонись на мои прошения; умоляю же о том, чтобы в точности дознать мне оправдания Твои. Путь оправданий Твоих дай мне уразуметь, и я буду размышлять о чудесах Твоих. «Пути оправданий Твоих вразуми мя, и поглумлюся в чудесех Твоих». Нужно нам Божественное разумение, чтобы по закону Божию успевать в добродетели, и водящемуся человеколюбием не иметь в виду тщеславия, подвижнику не домогаться человеческой похвалы, целомудренному, не из стыда невоздержной жизни, но из любви к добродетели, хранить целомудрие. Посему Пророк справедливо умоляет о том, чтобы ему стать причастным Божественнаго разумения и познать путь правды. Воздремала душа моя от уныния, укрепи меня словами Твоими. «Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих». Частое приражение греха разслабляет нередко силу помыслов, делает, что подвижник начинает утомляться, производит в нем так называемое уныние; разслабевающая же душа преклоняется к сну, а сон наводит смерть. Посему Пророк просит утвердить и укрепить его. Сие сказал он и в другом псалме: «просвети очи мои, да не когда усну в смерть» (Псал. 12:4), называя смертию грех. Путь неправды удали от меня и согласно закону Твоему помилуй меня. Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл. «Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя». «Путь истинныи изволих, и судьбы Твоя незабых». И сие прошение необходимо; потому что у Бога всяческих надлежит нам просить помощи на то, чтобы уклоняться от пути нечестия, предпочитать хождение во истине и иметь незабвенную память о Божиих свидениях. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи, не посрами меня. «Прилепихся свидении Твоих Господи, не посрами мене». Пророк сказал не просто: следовал, но: «прилепихся», то есть, и краткое время не отвлекал от них помысла своего. Старается же пожать плод такого расположения никогда не испытывать на опыте стыда.
По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое. «Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое». Настоит потребность в том и другом: и в нашем усердии, и в Божием промышлении; потому что благодать Божия не дается неимеющим добраго усердия, и человеческое естество не может преуспевать в добродетели без помощи свыше. Сие и показывает Пророк, говоря: путем заповедей Твоих я тек безпрепятственно, от Тебя пользуясь удобством в сем течении. Ибо сие удобство назвал он широтою. И в другом месте говорит: «в скорби распространил мя еси» (Псал. 4:2); и еще: «уширил еси стопы моя подо мною, и не изнеможете плесне мои» (Пс. 17:37). Поставь для меня законом, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу его всегда. «Законоположи мне Господи путь оправдании Твоих, и взыщу и́ выну». Вместо: «законоположи», Симмах сказал: «укажи», а Акила и Феодотион: «освети». Всегда, говорит Пророк, имею нужду в Твоем озарении и законоположении, чтобы знать путь Твоих оправданий и шествовать по нему безпрепятственно. Вразуми меня, и я исследую закон Твой и сохраню его всем сердцем моим. «Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и́ всем сердцем моим». И Господь повелел испытывать Писания (Иоан. 5:39). Но испытующим потребно озарение свыше, чтобы и найти искомое, и сохранить найденное. Наставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я восхотел ее. «Настави мя на путь заповедей Твоих, яко той восхотех». Не просто просит, чтобы Бог всяческих соделался его руководителем в пути, но показывает стремление свое к шествию путем сим. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к лихоимству. «Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство». Вода обыкновенно стремится по склону, и как скоро находит где выход, стекает туда вся. Так после того, как диавол открыл путь ко греху, человеческое естество устремилось к худшему. Посему весьма прилично Пророк умоляет о том, чтобы сердце его приклонено было в свидения Божии, и избежало поводов испытать стремление к иному. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты, на пути Твоем оживи меня. «Отврати очи мои не видети суеты». Безполезное и ни к чему не служащее суетно: а таковы мнимыя приятности в жизни. Так именует их и премудрый Соломон: «суета суетствии, всяческая суета» (Еккл. 1:2). И пересказав, как созидал он домы, насаждал сады, устроял купели водныя, присовокупил: «и се вся суета изволение духа» (Еккл. 2:11). Посему Пророк умоляет, чтобы очи ума его склонились к иному созерцанию, и не обольщались суетою настоящаго. «В пути твоем живи мя». Даруй мне вести жизнь по Твоим законам. Поставь слово Твое для раба Твоего в страх пред Тобою. «Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой». Соделай меня твердым в словесах Твоих, неизменно охраняя страхом Твоим; то есть, пусть будет на мне страх Твой, содержа меня в боязни, и не попуская мне уклониться от словес Твоих. Удали от меня поношение мое, которое я (постоянно) видел, ибо суды Твои благи. «Отъими поношение Мое, еже непщевах, яко судьбы Твоя благи». Акила, вместо: «непщевах», сказал: укрывался; так перевел и Феодотион; а Симмах: которое для меня страшно. Разумеет же здесь Пророк поношение, навлекаемое грехом. От сего-то он укрывался, сего страшился и проводил боязливую жизнь. Посему и присовокупил, не как обычно ему: судеб Твоих взыскал, или судьбы Твои сохранил; но: «яко судьбы Твоя благи». Ибо не только угрожаешь наказанием согрешающим, но и обещаешь спасение кающимся. «Судьбами» же назвал Пророк правдивыя Божии определения. Вот я возжелал заповедей Твоих: правдою Твоею оживи меня. «Се вожделех заповеди Твоя, в правде Твоей живи мя». Мне, который желаю этого, даруй жить в правде. И да сойдет на меня милость Твоя, Господи, по слову Твоему, спасение Твое. И я дам ответ поносящим меня, ибо я уповал на слова Твои. «И да приидет на мя милость Твоя Господи». Ибо все мы имеем нужду в Божием человеколюбии; даже и тот, кто достиг самой крайней высоты добродетели, непрестанно имеет в нем нужду. «Спасение Твое по словеси Твоему». «И отвещаю поношающим ми слово». Даруй, Владыка, спасение, которое обетовал Ты в священных словесах Твоих, чтобы с дерзновением начать мне речь с смеющимися надо мною; потому что, кто бедствует, тот молча выслушивает делаемыя ему укоризны; а кто живет в радости, тот сам обличает укоряющих его злобно. «Яко уповах на словеса Твоя». Твое обетование поддерживает меня; с этою надеждою совершаю путь. Не отнимай совершенно слова истины от уст моих, ибо на суды Твои я уповал. «И не отъими от уст моих словесе истинна до зела, яко на судбы Твоя уповах». Пророк учит нас любить истину и с великим усердием просить оной у Бога всяческих. И я сохраню закон Твой всегда, в век и во век века. «И сохраню закон Твой всегда, в век и в век века». В таком случае буду усерднее к хранению законов Твоих. А словами: «в век и в век века» Пророк дал разуметь жизнь будущую, в которой всем дано будет чистое и полное хранение законов Божиих. И ходил я свободно, ибо заповеди Твои взыскал. И говорил об откровениях Твоих пред царями и не стыдился. «И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках». «И глаголах о свидении Твоих пред цари, и не стыдяхся». С великим удобством, говорит Пророк, совершал я путь, и живя по заповедям Твоим, не боялся царскаго могущества, и с великим дерзновением обращал речь и к царям, потому что жизнь, согласная с законом, делает человека дерзновенным. Свидетель сему и великий Давид; потому что прежде грехопадения с великим дерзновением говорил пред Саулом; а после греха спасался бегством от сына отцеубийцы, шел поникнув в землю и покрыв главу. И великий Илия, твердо полагаясь на правду, обличал злочестие Ахавово. Так божественный Даниил сказал Навуходоносору: и теперь, «царю, совет мой да ти будет угоден, и грехи своя милостьми разсыпли, и неправды твоя щедротами убогих» (Дан. 4:24). Так и божественный Павел вещал Агриппе, Фесту и Феликсу. Так добропобедные мученики ни во что ставили царей злочестивых. И поучался в заповедях Твоих, которые я сильно возлюбил. И простирал я руки мои к заповедям Твоим, которые я возлюбил, и размышлял об оправданиях Твоих. «И поучахся в заповедех Твоих, ихже возлюбих зело». «И воздвигох руце мои к заповедем Твоим, ихже возлюбих». Ибо «Царство Божие не в словеси, но в силе» (1Кор. зач. 132). «Иже сотворит и научит, сей велий наречется во Царствии небеснем» (Матф. зач. 11). Посему и божественный Пророк к научению присоединил и деятельность. Ибо сказав; «поучахся в заповедех Твоих, ихже возлюбих зело», и показав горячую любовь, присовокупил: «и воздвигох руце мои к заповедем Твоим, ихже возлюбих». Ибо чему научился из словес Божиих, то исполнил и в самых делах. «Не слышателие бо закону праведни пред Богом, - говорит божественный Апостол, - но творцы закону, сии оправдятся» (Рим. зач. 82). «И глумляхся во оправданиих Твоих», потому что непрестанно занимался размышлением о них. Вспомни слова Твои рабу Твоему, на которые Ты велел мне уповать. «Помяни словес Твоих рабу Твоему, ихже упование дал ми еси». Бог, законополагая, обещал и благоволение Свое хранящим закон, и наказание законопреступникам. Посему Пророк умоляя Бога, воспомянуть обещания Свои, говорит: Ты Сам научил меня возлагать на них надежду. И показывая пользу надежды, присовокупил: Это утешило меня в унижении моем, ибо слово Твое оживляло меня. «То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя». Надежду сию имел я утешением в напастях, и ею поддерживаемый, переплыл волны. Гордые до крайности преступали закон, а я не уклонялся от закона Твоего. «Гордии законопреступоваху зело, от закона же Твоего не уклонихся». Пророк «гордыми» называет Саула, Авессалома, царя Аммонитскаго, противозаконно поступившаго с посланником Давидовым. Но как они, говорит, возлюбили жизнь беззаконную, так я следовал Твоим законам. Тоже могли сказать и добропобедные мученики, претерпев страшныя и жестокия мучения от безчеловечных и жестоких мучителей. Я вспоминал суды Твои от века, Господи, и утешался. «Помянух судьбы Твоя от века Господи, и утешихся». Ибо привел я себе на мысль, что было с Авелем, Авраамом, Исааком, Иаковом, Иосифом, Иовом, Моисеем, как попущено было впадать им в различныя искушения, и как соделал Ты их в последствии славными и знаменитыми, и в этом почерпнул для себя достаточное утешение. Печаль объяла меня при виде грешников, оставляющих закон Твой. «Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой». В злостраданиях утешался я памятованием судеб Твоих. Впрочем предавался печали, и не преставал скорбеть, видя, что многие небоязненно преступают законы Твои. Оправдания Твои были мне песнями на месте странствования моего. «Пета бяху мне оправдания Твоя, на месте пришельствия моего». Блаженный Давид, гонимый Саулом, жил в преселении у иноплеменников. Но думаю, что «пришельствием» называет он не это время, а целую жизнь; потому что проводил оную, не как постоянный житель, но как пришелец, и воспевая Божия оправдания, совершал путь жизни. Ибо и прочие переводчики истолковали сие так: песнопениями были для меня все определения Твои на месте пришельствия моего. Вспоминал я (и) ночью имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. «Помянух в нощи имя Твое Господи, и сохраних закон Твой». Лик Святых, всегда воставая ночью, и молится и песнословит Бога всяческих. Но думаю, что ночью именуется здесь время искушений: потому что приносит оно мрак, и подобно ночи, постигает людей. В сие-то время преимущественно необходимо памятование о Боге всяческих; оно утешает, ободряет и отражает противные помыслы. Это было со мною, ибо я оправдания Твои взыскал. «Си бысть мне, яко оправдании Твоих взысках». Это, говорит Пророк, привело меня в состояние одержать верх и избрать для себя стяжание Твоих оправданий. Часть моя – Ты, Господи; (посему) я сказал: (должно) хранить закон Твой. «Часть моя еси Господи, рех сохранити закон Твой». Не для всех Бог есть «часть», но для любящих совершенное. Так был Он частию и жребием священников и левитов; ибо сказано: сынам Левииным да не будет части посреди братий их, часть их Я Господь (Числ. 18:1-2). Так и в псалме пятнадцатом сказал Пророк: «Господь часть достояния моего, и чаши моея» (Псал. 15:5). Так и здесь говорит: презирая все иное, и обилие, и богатство, Тебя имею частию; потому и стараюсь сохранять законы Твои. Помолился я пред лицем Твоим всем сердцем моим: помилуй меня по слову Твоему! «Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим». Пророк везде присовокупляет слова сии: «всем сердцем моим», и в этом повинуясь закону. Ибо так заповедал Бог всяческих: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и от всея силы твоея» (Втор. 6:5; Лук. зач. 53). «Помилуй мя по словеси Твоему». Умоляет не о том, чтобы безусловно быть помилованным, но и о том, чтобы улучить милость по Божию слову. Так и благоразумный больной скажет врачу: как знаешь, как требует искусство, врачуй меня. Так и благоразумный пловец скажет кормчему: по законам искусства правь ладиею, и как велит наука, владей кормилом. Так надлежит и нам просить Божией милости. Ибо Тот, Кого просим, знает, как помиловать; нередко и посредством вразумления соделывает Он спасение, и наказание бывает делом Его человеколюбия. Так врач сечет и прижигает, чтобы страждущаго сделать здоровым. Так и нам надобно просить милости, потому что иногда и с убожеством подается нам милость, и в насылаемой немощи оказывается человеколюбие, и, как говорят врачи, противным врачуется противное. Помышлял я о путях Твоих и обращал стопы мои к откровениям Твоим. «Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе мои во свидения Твоя». В еврейском же читается: пути «мои»; так перевели и другие переводчики и Семьдесят в эксаплах. Сказует же Пророк: вникая в пути мои, направлял я ноги свои к свидениям Твоим, не позволяя им уклоняться от пути, ведущаго к Тебе. Приготовился я без смущения хранить заповеди Твои. «Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя». Ибо, приведя себя в готовность встречать приражения бедствий, не подвергался я обуреванию и при внезапном приражении. Так божественный Даниил, так блаженные отроки, так досточудные Маккавеи, так все мученики Спасителя преодолевали приражения злочестивых. Сие повелевает и Господь в священном Евангелии: «бдите убо, яко не весте в кий час... тать приидет» (Матф. зач. 103). Сети грешников опутали меня, но закона Твоего я не забыл. «Южя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых». Козни или демонов, или людей, Пророк назвал «южами», поводом к сему образу речи взяв затягиваемый узел. Так сказал и Исаия: «горе привлачающим грехи яко ужем долгом» (Ис. 5:18). Когда сии «южя», говорит Пророк, крепко были на мне затянуты, не оставлял я памятования о Божием законе. Потом объясняет и причину памятования. В полночь я вставал славить Тебя за праведные суды Твои. «Полунощи востах, исповедатися на судбы правды Твоея»; потому что не днем только, но и ночью, даже в самую полночь, когда наипаче великое наслаждение приносит людям сон, не преставал я песнословить Тебя, и восхвалять правдивыя Твои определения. Так и божественный Апостол, вместе с Силою, когда, после биения и бичевания, ноги их забиты были «в кладе», с молитвою срастворяли песнопение, и пожали плод добраго бдения; потому что сподобились Божиих щедрот (Деян. зач. 38). Общник я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои. «Причастник аз есмь всем боящимся Тебе, и хранящим заповеди Твоя». А Симмах вместо: «причастник», сказал: союзник; переводчик же сирский: друг. Ибо отвращаясь тех, которые избирают противное законам Твоим, сообщниками и близкими к себе имел поставляющих выше всего страх Божий и вознамерившихся жить согласно с законом. Сие сказал Пророк и в другом псалме: «мне же зело честни быша друзи Твои Боже» (Псал 138:17). Милости Твоей, Господи, полна земля, оправданиям Твоим научи меня. «Милости Твоея Господи исполнь земля, оправданием Твоим научи мя». Пророк говорит: на всех обильно изливаешь Ты источники милости; сияешь «солнце Свое на злыя и благия», дождишь «на праведны и неправедны» (Матф. зач. 15), и «не гнев наводя на всяк день» (Псал. 7:12). Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему. «Благость сотворил еси с рабом Твоим Господи, по словеси Твоему». Изведал я опытом благость Твою; почему умоляю о том, чтобы и еще сподобиться мне оной, и испрашиваю того, чтобы и вперед жить мне по Твоим законам. Благости, наказанию и разумению научи меня, ибо я веровал Твоим заповедям. «Благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах». Пророк знал пользу наказания, знал, что Владыка налагает оное на людей, водясь человеколюбием; поэтому и просит, чтобы и ему изведать на себе оное, потому что Бог по благости налагаег наказание, а наказание производит ведение. Так и Пророк Иеремия умоляет: «накажи мя Господи, обаче в суду и не в ярости твоей, ни убо ни начто же приведеши мя» (Иер. 10:24). Так и больной, желая здоровья, требует, чтобы резали ножем и прижигали. Потом Пророк показывает, из чего познал он пользу наказания. До уничижения моего я погрешал, посему слово Твое храню. «Прежде даже не смирихся, аз прегреших, сего ради слово Твое сохраних». Сам я на себя, говорит Пророк, навлек наказание; в определении о моем наказании нет ни малой несправедливости; за грехом последовало наказание; за наказанием – хранение законов. Был я болен, потерпел от врача сечение, и стал здоров. Благ Ты, Господи, и по благости Твоей научи меня оправданиям Твоим. «Благ еси Ты Господи». Действительно Ты благ и человеколюбив. «И благостию Твоею научи мя оправданием Твоим». Поэтому с упованием прошу, чтобы приять мне от Тебя ведение оправданий Твоих. Умножилась против меня неправда гордых, я же всем сердцем моим вникну в заповеди Твои. «Умножися на мя неправда гордых, аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя». Водимые высокомерием соплетают мне всякаго рода козни, однако не увлекаюсь в их беззаконие, сообразуясь с Твоими заповедями. Отвердело, как (сгустившееся) молоко, сердце их, а я закону Твоему поучался. «Усырися яко млеко сердце их, аз же закону Твоему поучихся». Сие сходно с пророческим изречением: «одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша и очи свои смежиша» (Ис. 6:10); сходно и с тем, что в книге Исхода сказано о Фараоне: «ожесточе же сердце Фараоново» (Исх. 8:19). Посему Пророк говорит: они имеют упорное сердце, и сами мягкость его претворили в грубость, подобно тому, как сгущают и усыряют молоко; а я таял, поучаясь закону Твоему. Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился оправданиям Твоим. «Благо мне яко смирил мя еси, яко да научюся оправданием Твоим». Пророк восписует Врачу благодарность за врачевства жестокия, дознав, что ими возвращено здравие. Закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра. «Благ мне закон уст Твоих, паче тысящь злата и сребра». Если и был я лишен царства сыном, то наказание сие возвратило мне закон Твой, который драгоценнее для меня всякаго богатства. Слава:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|