Раздаточный материал для чтения
В XIV веке в богатых городах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости». Они были хорошо образованы и считали, что Античность можно считать золотым веком, когда процветали науки и искусство, люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары (готы), и воцарились невежество и жестокость. Варвары забыли прекрасную латынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить золотой век и соединить его античную доблесть с христианской верой. Своё время «любители мудрости» назвали эпохой Возрождения. Они изучали латинский и греческий языки, разыскивали античные статуи, переписывали и изучали античные рукописи, тратя на это свободное время и деньги. Они подражали героям и философам Древнего Рима и Греции в поведении и даже в одежде. «Любители мудрости» стали изучать не только Библию, но и книги античных писателей. Они всё больше интересовались прошлым и настоящим своего народа, его нравами и обычаями, текущими событиями. Главное в сочинениях новых ученых — это интерес к человеку, его земной жизни. Свои занятия они назвали по латыни «студиа хуманитатис» — «познание человеческого». Отсюда и второе название «любителей мудрости» — гуманисты. Их воззрения стали называть гуманизмом, эпоха Возрождения — это и эпоха гуманизма. Гуманисты создали новое учение о человеке. Человек, считали они, — это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога, которого они нередко отождествляли с природой. Они считали, что человек может и должен добиться величия и счастья уже в земной жизни. Наградой ему, как учили гуманисты, было не блаженство на небесах, а слава среди современников и потомков.
Идеал гуманистов — «универсальный человек», то есть такой, который достиг совершенства во всём: в физической силе и красоте, в философии и других науках и искусствах, в воинском мастерстве и во многом другом. Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозяином своей судьбы. Господь предоставляет людям свободу выбора пути и помощь, и только от человека зависит, возвысится он до существа почти божественного или упадёт ниже скотов. Природные способности подобны зёрнышку, они заложены в нас при рождении. Величия и успеха достигает только тот, кто день за днём неустанно взращивает это зёрнышко, учится, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух. Поэтому гуманисты (которые обычно были людьми деловыми — служили при правителях, торговали и т. д.) всё свободное время посвящали созданию собственных научных трудов по истории, поэзии, философии, другим наукам. В феодальном обществе благородными (то есть лучшими) людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами.
Линейная перспектива в искусстве. Когда мы смотрим на средневековые изображения – миниатюры, алтарные образа – нам иногда кажется, что художник не умел нарисовать то, что было в действительности. Сидящий на троне король больше, чем окружающие его вассалы. В сценах Распятия фигуры, находящиеся на переднем плане, могут быть меньше, чем распятый Христос, находящийся на втором плане. Но дело не в неумении. Художник показывал мир не таким, каким он видится его обитателям, но таким, каким он предстает перед Господом. Король важнее, значительнее своих вассалов, потому он больше их. Христос много значимее всех иных персонажей картины, поэтому Его изображение крупнее. Предметы, находящиеся ближе к художнику, имеют большие размеры только на его, художника, взгляд. Если же взять за основу единственно верную для человека Средневековья позицию наблюдателя, то точкой отсчета может быть только сам Христос и, естественно, все расположенные рядом с ним люди и предметы, меньше. Но при применении линейной перспективы изображение выглядит иначе. Применение законов линейной перспективы позволяет наиболее правдиво передать изображаемое пространство в пейзаже.
Правила линейной перспективы: (смотрите рисунки) 1. параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним дорогу или рельсы, уходящие вдаль) 2. одинаковые предметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним столбы вдоль дороги) Нимб (от лат. nimbus — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т. д., символизирующие их святость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|