Причины неэффективного функционирования механизма реализации социально-экономических прав и свобод в Российской Федерации и способы их преодоления
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Нарушение законов, принципов и норм Конституции Российской Федерации, регулирующих социально-экономические права человека, пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию. Каковы причины этих негативных явлений? Безусловно, их много. Назовем только некоторые из них. Первая и самая главная - низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Конституцией страны. Между тем повышение правовой культуры граждан тем более актуально в нынешней ситуации, когда государство выделяет огромные средства на повышение качества социальных услуг населению. Вторая проблема. Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен. Третья проблема связана с тем, что деятельность многих государственных органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с тем демократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.
Четвертая проблема обусловлена недостатком средств, методов и приемов, позволяющих своевременно пресечь и эффективно восстановить нарушенные права, свободы и законные интересы граждан. Особенности правоприменения социально-экономических прав состоят в том, что они реализуются не в результате того, что охраняются, а потому, что требуют в большей мере, чем иные конституционные права, действий государства и граждан для их осуществления. В связи с этим серьезной причиной, обусловливающей неэффективность механизма реализации социально-экономических прав в современной России, является то обстоятельство, что норма, провозглашающая социальный характер Российской государственности (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), хотя и имеет не чисто декларативный характер (ее конкретизируют другие конституционные положения, она обеспечена значительными правовыми гарантиями), но значительное большинство этих гарантий нереальны, а соответственно, не смогут обеспечить социальную исполнимость данной правовой нормы. В.Д. Зорькин отмечает, что «государство можно назвать действительно социальным лишь тогда, когда главной его задачей становится решение проблемы создания надлежащих условий воспроизводства жизни человека как биологического существа и как субъекта различных видов общественной жизнедеятельности, когда создана и функционирует адекватная правовая система защиты социальных интересов личности и когда на решение социальных проблем сориентированы экономика, политика и духовная жизнь общества». С теоретической точки зрения, под социальным государством понимается «такое государство, которое стимулирует рост населения, посредством повышения благосостояния семей и отдельных индивидов; обеспечивает своим гражданам реальную возможность использовать право на труд, жилище, достойную жизнь, на бесплатное образование и медицинскую помощь, пенсионное содержание по старости и инвалидности в рамках и на основании неуклонного следования принципам законности, гуманизма и справедливости».
На практике Россия не только ни отвечает требованиям идеальной модели социального государства, но и «проигрывает» во многих сферах обеспечения жизни людей Советскому Союзу первой половины 80-х годов XX столетия. Так, в СССР была ликвидирована безработица, реализовывались права: на труд, бесплатное образование и здравоохранение, на достойную заработную плату и пенсионное обеспечение по старости. Хотя ст. 7 Конституции РФ 1993 года провозгласила, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, она не закрепила право на труд (ст. 37 говорит лишь о свободе труда), без которого реальность социального государства становится абсурдным. Например, Основные законы Финляндии (ч. 2 § Финляндии 1919 г.), Португалии (ст. 58 Конституции Португалии 1976 г.), Испании (ст. 35 Конституции Испании 1978 г.), Греции (ст. 22 Конституции Греции 1975 г.) однозначно, закрепляют обязанность государства предоставлять всем желающим работу и бороться с безработицей, стремясь свести ее к нулю. Примером закрепления права на труд может служить ч. 2. ст. 41 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой обязанностью государства является «создание условий для полной занятости населения». Вместе с тем ч. 2 ст. 12 Конституции РФ закрепляет свободу экономической деятельности и режим поддержки предпринимательской конкуренции, по существу даёт «пищу» к философско-правовым размышлениям о возможности диалектического согласования принципов рыночной экономики, стремящейся к максимальному получению прибыли, с идеями социальной справедливости и равноправия. С точки зрения Н.С. Бондаря, «формирование рыночной экономики в Российской Федерации не самоцель. Решение этой задачи должно служить достижение экономической свободы личности и обеспечению на этой основе наиболее эффективного развития социально ориентированной экономики». Безусловно, что в свете гуманного конституционализма социально-экономическими признаками рынка должны быть признаны принципы:
плюрализма всех форм собственности; свободного предпринимательства; добросовестной конкуренции; возмездности товарных отношений. Юридическим воплощением этих постулатов классическая правовая теория признаёт концепцию формально юридического равенства участников коммерческих обязательств; доминирование диспозитивных начал в нормативном содержании рыночных отношений, в том числе и с участием граждан, а также развитие имущественной самостоятельности хозяйствующих субъектов. Данная политико-правовая конструкция рыночной экономики в условиях социального государства может существовать лишь при закреплении за последним юридических обязанностей в целях поддержания определённого уровня достойной жизни, обеспечивающей свободное развитие каждой личности, как об этом говориться в ч. 1 ст. 7 российского основного закона. Термин «социальное государство» в таком понимании на первый план выдвигает проблему взаимной ответственности общества и человека, государства и гражданина и достижение на этой основе такого результата, который основывался бы на законодательно закреплённых требованиях социальной солидарности, справедливости, преодолении ничем не обоснованных неравенств. Таким образом, следует сделать вывод, что для воплощения на практике идей социального государства необходимо совершенствовать российское законодательство. В связи с этим прежде всего следует отметить, что специфика конституционных социально-экономических прав такова, что эта группа прав связана с установлением конкретных обязанностей государства, поэтому их нормативное выражение нуждается в четкой конкретизации. Между тем, особенности правового выражения, отражающие понятийный уровень специфики социально-экономических прав, состоит в том, что их формулировка менее определенна, чем четкие формулировки гражданских и политических прав. Такие понятия, как «справедливые и благоприятные условия труда», «достойный уровень жизни», «прожиточный минимум», «право на труд», «право на отдых», «свободный выбор профессии» не имеют категориального выражения определенности, но также и те понятия, через которые им все же дается выражение, не обладают качественной определенностью. В качестве примера можно рассмотреть категорию «справедливые и благоприятные условия труда». Согласно Всеобщей декларации прав человека, это понятие включает множество различных элементов, среди них - и вопросы оплаты труда, и некоторые аспекты дискриминации, и критерии карьерного роста.
Эффективная государственная защита социально-экономических прав граждан возможна только при наличии четко очерченного законодательства и целенаправленной работы судов, прокуратуры и других правоохранительных органов. Конституционный суд должен быть гарантом непосредственного действия социально-экономических прав и выступать в качестве инструмента, способного обеспечить проверку соблюдения прав человека и гражданина, их охрану и защиту. Изучение практики Конституционного суда позволяет сделать вывод о том, что систематическое толкование Конституции в наибольшей степени способствует обеспечению и защите прав и свобод граждан, ибо оно предполагает разъяснение положений Конституции с учетом сложившейся иерархии конституционных норм, своего рода конституционных приоритетов. Одним из этих приоритетов, как вытекает из ст. 2 Конституции РФ, является обстоятельство, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства. Итак, несмотря на имеющие место в жизни российского общества и государства проблемы в области прав человека и правоотношений, можно надеяться, что, совершенствуя систему управления через серию реформ, власть сможет способствовать их решению. Прежде всего сами права и свободы личности должны быть строго очерчены правовой сферой, определены объем и содержание социально-экономических свобод; установлены формы и сферы ответственности между личностью и государством. Необходимы единые стандарты по правам человека, и не только в сфере международных отношений (о чем неоднократно заявлял Президент РФ), но и внутри государства; должна быть неотвратимость наказания за правонарушения для всех. Также очевидно, что, кроме демократического законодательства, необходимы и меры по распространению знаний о правах человека, так как у личности, знающей свои права, больше возможностей для их реализации, защиты, а это тоже связано с деятельностью государства: создание системы, обеспечивающей доступ к подлинным текстам международных документов по правам человека; издание справочной информационной юридической литературы, доступной для граждан; организация изучения прав человека и механизмов их реализации на всех ступенях образования, включая дошкольное воспитание, курсов по правам человека в учебных заведениях и учреждениях, циклов передач в СМИ; подключение России к работе международных неправительственных организаций («Союз юристов», «Кафедра прав человека»); активизация Института уполномоченного по правам человека.
Эти меры при их эффективной реализации будут способствовать созданию благоприятных условий для совершенствования самосознания личности, ее правовой культуры, повышению ответственности за свои действия. Государство, осуществляя политику, несет ответственность перед гражданами, поэтому последние вправе предъявлять требования по соблюдению гарантий своих прав и свобод, закрепленных в Конституции. Необходима и организация эффективного контроля со стороны гражданского общества. Таким образом, государство, являясь основной формой консолидации граждан, общества, ценностей, создает условия для развития личности, возможности реализации ее прав и свобод, и личность, все это получая, несет ответственность перед согражданами, государством, т.е. существует взаимоответственность, взаимообусловленность, при нарушении которой вероятен правовой хаос, ведущий к росту преступности и тирании государства. Итак, подводя итоги вышеизложенному, отметим, что для более успешного решения задач по охране и защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе представленного в работе материала мы можем сделать следующие выводы по теме работы: . Конституционные права и свободы человека и гражданина - это установленные Конституцией РФ социальные возможности личности. По сферам жизнедеятельности их принято делить на три группы: 1) личные (гражданские), 2) политические, 3) социально-экономические. . Социально-экономические права - это особая группа основных прав человека и гражданина; комплекс прав, охватывающий экономические, экологические, социальные и культурные права, которые призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. Их можно разделить на четыре подгруппы по определенным сферам жизни: 1) экономические, 2) социальные, 3) экологические, 4) культурные. . Социально-экономические права отличаются следующими особенностями: распространенность на определенную социально-экономическую область жизни человека; допустимость рекомендательных, нестрогих формулировок базовых положений (например: «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»); зависимость реализации данных прав от состояния экономики и ресурсов. Помимо этого, данная группа прав определяет обязанность государства обеспечить каждому нуждающемуся минимум средств для существования, необходимых для поддержания человеческого достоинства. . Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. . В качестве условий реализации социально-экономических прав и свобод в России следует отметить следующие: · провозглашение нашего государства социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; · развивающуюся экономику; · материальную основу, без которой реализация социально-экономических прав через созданный сколько угодно удобный и доступный каждому аппарат практически не возможна. . Следующие государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека обеспечивают их реализацию: ) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами; ) установление гарантированности минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб; ) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы; ) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере; ) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах. . Каждое государство, осуществляя свою политику в том или ином экономическом русле, должно в первую очередь обеспечить реализацию действенного механизма защиты прав своих граждан (независимо от их вида) с целью создания условий для достойной жизни каждого человека. Защита как форма обеспечения прав и свобод - это осуществляемая всеми правовыми способами деятельность уполномоченных на то субъектов по восстановлению нарушенных и (или) признанию оспариваемых (оспоренных) прав и свобод человека и гражданина. . При нарушении социально-экономических, равно как и других прав, каждый вправе защищать их всеми способами, не запрещенными законом. Это означает возможность каждого обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления, а также в суд. В Российской Федерации функция судебного конституционного нормоконтроля возложена на Конституционный Суд Российской Федерации. Помимо этого граждане России имеют право на обращение в Европейский суд по правам человека, если ими были исчерпаны все внутренние эффективные средства правовой защиты. Обращение в органы правосудия должно выступать наиболее эффективным механизмом защиты нарушенных либо оспариваемых прав личности, ведь правосудие, защита конституционных прав и свобод человека и гражданина - основная функция у судебной власти. В структуру государственной защиты прав и свобод входит Уполномоченный и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации. . Основными причинами неэффективной реализации социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в России являются: низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Конституцией страны; Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен; деятельность многих государственных органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной; недостатка средств, методов и приемов, позволяющих своевременно пресечь и эффективно восстановить нарушенные права, свободы и законные интересы граждан. Особенности правоприменения социально-экономических прав состоят в том, что они реализуются не в результате того, что охраняются, а потому, что требуют в большей мере, чем иные конституционные права, действий государства и граждан для их осуществления. В связи с этим серьезной причиной, обусловливающей неэффективность механизма реализации социально-экономических прав в современной России, является то обстоятельство, что норма, провозглашающая социальный характер Российской государственности (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), хотя и имеет не чисто декларативный характер (ее конкретизируют другие конституционные положения, она обеспечена значительными правовыми гарантиями), но значительное большинство этих гарантий нереальны, а соответственно, не смогут обеспечить социальную исполнимость данной правовой нормы. . Для повышения эффективности механизма реализации социально-экономических прав и свобод в России необходимо: совершенствование российского законодательства путем конктретизации обязанностей государства, более четкой формулировки социально-экономических прав. Прежде всего сами права и свободы личности должны быть строго очерчены правовой сферой, определены объем и содержание социально-экономических свобод; установлены формы и сферы ответственности между личностью и государством; совершенствование целенаправленной работы судов, прокуратуры и других правоохранительных органов в целях обеспечения более эффективной защиты социально-экономических прав и свобод. Конституционный суд должен быть гарантом непосредственного действия социально-экономических прав и выступать в качестве инструмента, способного обеспечить проверку соблюдения прав человека и гражданина, их охрану и защиту; повышение правовой культуры российского населения. Необходимы меры по распространению знаний о правах человека, так как у личности, знающей свои права, больше возможностей для их реализации, защиты, а это тоже связано с деятельностью государства: создание системы, обеспечивающей доступ к подлинным текстам международных документов по правам человека; издание справочной информационной юридической литературы, доступной для граждан; организация изучения прав человека и механизмов их реализации на всех ступенях образования, включая дошкольное воспитание, курсов по правам человека в учебных заведениях и учреждениях, циклов передач в СМИ; подключение России к работе международных неправительственных организаций («Союз юристов», «Кафедра прав человека»); активизация Института уполномоченного по правам человека. Таким образом, основываясь на представленном в работе материале, мы можем сделать вывод о том, что механизм регулирования социально-экономических прав и свобод в Российской Федерации еще очень далек от совершенства и во многом это связано с тем, что продекларированное Конституцией Российской Федерации социальное государство в действительности еще находится в стадии формирования. В связи с этим теоретические исследования социально-экономических прав и свобод человека и гражданина, механизма их регулирования будут оставаться актуальными и в дальнейшем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газета. - 21.01.2009. - N 7. . О Конституционном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». . О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней. Федеральный закон от 30.03.1998 N 54-ФЗ// Российская газета. - 07.04.1998. - N 67. . Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации [Электронный документ]: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». . Аксенова Г.П. Защита как форма обеспечения прав и свобод. Современные проблемы юридической науки и правового образования: Материалы Международной научно-практической конференции. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - 286 с. . Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - 712 с. . Амарбаяр Ч. Защита социально-экономических прав граждан в деятельности Конституционного суда РФ и Монголии// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2011. - Том 11. - № 1. - С. 88-91. . Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. - 544 с. . Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. - М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М-Норма, 1997. - 456 с. 10. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год // Официальный интернет-портал Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [сайт]. URL: <http://ombudsmanrf.org/statistika> (дата обращения: 03.12.2013). . Ерохина Ю.Е. Особенности социально-экономических прав человека в контексте глобализации// Вестник Владимирского юридического института <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=923391>. - 2010. - № 3 <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=923391&selid=15511832>. - С. 87-89. . Зиновьев А. В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2002. - 318 с. . Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. - 2008. - № 1 (62). - С. 46-50. . Козлова Е.И. Конституционное право России. / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. - М.: Юристъ, 2003. - 587 с. . Колюшин Е. И. Конституционное (государственное) право: Курс лекций. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 192 с. . Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. - СПб: Издательство Юридического института, 2002. - 336 с. . Конституции государств Европейского Союза. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. - 816 с. . Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учебное пособие / [сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков]. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 598 с. . Малько А.В. Конституционное право России в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2002. - 230 с. . Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2008. - 512 с. . Миронова Т. К. Право и социальная защита. - М.: Права человека, 2006. - 336 с. . Основы государства и права / Под ред. В. Т. Гайкова, В. А. Ржевского. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 704 с. . Копейчиков В.В. Реализация субъективных прав граждан // Советское государство и право. - № 3. - 1984. - С. 13-19. . Кряжков В.А. Российская модель конституционной жалобы // Конституционное и муниципальное право. - № 5.- 2012. - С. 65-71. . Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Вып. 2. - М.: ВЕК, 1998. - 672 с. . Основы российского государства и права / Под ред. Р. Л. Иванова, А. Н. Костюкова, В. Н. Скобелкина. - Омск: Изд-во ОмГУ, 1995. - 334 с. . Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию// Парламентская газета. - 11июля. - 2000. - С. 2. . Серегин А.В. Теория социальной государственности: история и современность // Юридический вестник РГЭУ. - № 2 (34). - 2005. - С. 11-16. . Терещенко Н. Д. Конституционные социальные права личности: история развития и современное состояние в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2004. - 194 с. . По делу о проверке конституционности Закона РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" и постановления Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года... Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.1993 N 12-П// Вестник Конституционного Суда РФ. - N 4-5. - 1995. . По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" в связи с жалобами граждан Э.Д. Жуховицкого, И.Г. Пойма, А.В. Понятовского, А.Е. Чеславского и ОАО "Хабаровскэнерго". Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - N 4.- 2005. . По делу о проверке конституционности Постановления Совета Министров Российской Федерации от 17 июля 1991 года N 403 "О мерах по реализации Распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 г. N 1554-1 "О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года N 43 "Об упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.06.1992 N 7-П // Российская газета. - N 153. - 06.07.1992.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|