Типовые практические задания
Специалисты считают, что в мировом хозяйстве появился ряд длительных тенденций. Основными среди них являются: • возрастание значимости сложных системных производственных продуктов высокой наукоемкости, создание которых требует формирования не менее сложных межотраслевых комплексов, крупных многоотраслевых, научно-производственных высокотехнологичных корпоративных структур; • смещение внимания в управлении нововведениями с отдельных инноваций на создание их систем и системного использования; • усиление интеграции науки, образования, производства и рынка; • усложнение и рост согласованного комплексного ресурсного обеспечения при продвижении к инновационному типу развития национальной экономики. Вопрос: Проанализируйте на основе использования данных о региональных особенностях развития, данных статистики и периодики соответствие развития национальной экономики Российской Федерации общемировым тенденциям. Сделайте выводы и прогнозы.
85% фирм в качестве отправной точки своих дизайнерских разработок используют товары конкурентов. Половине фирм эти товары служат в качестве источников идей. Чуть меньше половины фирм (45%) заявили, что приспосабливают для себя товары конкурентов или пытаются усовершенствовать их, 8% фирм признали, что просто копируют эти товары. Вопрос: К какой группе инноваций относятся разработки85% фирм? Обоснуйте ответ.
Ряд экономистов считает, что инновационная экономика — это не что иное, как национальная реакция государства и населения на значительные ограничения, возникающие на пути экономического роста (например, увеличение или снижение цен на нефть и другие энергоносители), или на изменения «правил игры» на мировом рынке (установление повышенных таможенных тарифов, квот и т.д.),
Вопрос: Как вы думаете, насколько это утверждение верно? Приведите примеры и обоснуйте свой ответ.
История сотовой связи начинается в 1946 г. Компания AT&T Bell Laboratories(США) выдвинула и реализовала инновационную идею — создала радиотелефоны, устанавливающиеся в автомобилях. Радиопередатчик позволял пассажирам или водителю связаться с АТС и таким образом совершить звонок. Для связи выделяется диапазон с фиксированными частотными каналами. Компания разработала систему ячеек или сот, откуда и пошло сегодняшнее название сотовых телефонов. В 1979 г. Япония заинтересовалась американской разработкой и начала проводить соответствующие испытания. В СССР первая автоматическая дуплексная система профессиональной мобильной радиосвязи с подвижными объектами под названием «Алтай» заработала в конце 1950-х гг. В течение долгого времени «Алтай» был единственным средством мобильным связи в стране. В Санкт-Петербурге в 1991 г. начала свою работу сотовая компании «Дельта Телеком». Она являлась первым оператором сотовой связи на российском рынке. На сегодняшний день в России услугами сотовой связи пользуются более 100 млн. человек. Развитие новых сетей идет полным ходом, начинают использоваться и внедряться прогрессивные стандарты и спецификации третьего поколения. Компания NTT DoCoMoсовместно с МТС ввела в нашей стране услугу i-mode, которая позволяет активно пользоваться Интернетом. i -modeочень популярен в Японии. К какой классификационной группе инноваций относится сотовая связь для США, Японии, России? Обоснуйте свое решение.
По данным таблицы рассчитать изменение научно-технического уровня производства под влиянием внедрения процесс-инновации.
До внедрения новой технологии на предприятии; • удельный вес рабочих, занятых автоматизированным трудом, составлял 80%; • удельный вес прогрессивных технологических процессов в общем их количестве — 85%; • уровень технологической оснащенности — 95%. После внедрения новой технологии эти показатели повысились соответственно на 15, 10 и 5%. Коэффициенты весомости показателей - 0,35, 0,3 и 0,35. Рассчитать изменение научно-технического уровня производства под влиянием внедрения процесс-инновации.
В результате реализации мер по реформированию и стимулированию инноваций, предусмотренных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций достигнет 20% в 2010 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на научно-исследовательские и опыт но-конструкторские работы увеличится не менее чем на 10% в год (в сопоставимых ценах). Предполагается рост удельного веса инновационной продукции, как в общем объеме продаж промышленной продукции (в 2010 г. — 15%), так и в экспорте промышленной продукции (в 2010 г. - 20%). Вопрос: Проведите сравнение указанных прогнозных данных с данными настоящего времени, сделайте выводы.
Рассчитайте цену фирмы и выберите наиболее доходную и перспективную на рынке фирму. Критерием выбора является наибольшая цена фирмы. Данные для расчета: фирма 1 имеет чистую прибыль вгод 100 млн. руб. и балансовую стоимость активов 80 млн. руб.; фирма 2 имеет чистую прибыль в год 200 млн. руб. и балансовую стоимость активов 300 млн. руб. Размер ставки банковского процента - 20 %.
Определите количество акций компании, которые она должна выпустить в обмен на выкупаемые ею акции фирмы. Данные для расчета: рыночная стоимость акций компании составляет 200 руб. Рыночная пена акции фирмы равна 120 руб. При выпуске акций для фирмы акционерам этой фирмы делается предложение со стороны компании о включении в цену выпуска акции премии (т. с. надбавки) в размере 20 % ее рыночной стоимости. Общее количество акций фирмы - 200 тыс. штук.
Предложите новшество для улучшения образовательного процесса в высшем учебном заведении. Это может быть компьютерная технология, порядок составления расписания занятий, организация практических занятий, создание базы данных и т.д. Обоснуйте целесообразность осуществления новшества. Обоснование приведите в таблице.
Бостонская матрица. Жизненные циклы бизнес-приложений и ERP-систем. Как правило, хорошо разработанное бизнес-приложение или ERP-пакет окупаются с точки зрения производителя и поддерживаются в течение 15—20 лет. На поздних стадиях архитектура программы устаревает, а программное содержимое становится запутанным и тяжеловесным {так называемый «спагетти-код»). Становится трудно (а иногда просто невозможно) изменить код, не нарушая стабильность системы. Например, защиту от «проблемы 2000» и переход на единую европейскую валюту оказалось гораздо легче внести в новые программы, чем в старые. Можно «омолодить» старые системы с помощью современных инструментов, таких как интерфейс Microsoft Windows. Такая «подтяжка лица» может продлить жизненный цикл системы на несколько лет. Но в то же время она, несомненно, ускорит появление «спагетти-кода» и подтолкнет систему к переходу в стадию «Собаки». В идеале при выборе пакета следует отдавать предпочтение достаточно развитым «Звездам». Как правило, «Звезды» часто выпускают новые версии, поставщики таких систем получают большую прибыль, запас времени до устаревания системы достаточно велик, а большинство ее недоработок устранено. Но в настоящее время очень мало систем находится в этом секторе Бостонской матрицы.
Появление новых разработок и технологий часто означает новые возможности и преимущества для пользователей. В старых же системах внедрение новых технологий проходит туго. Часто результатами являются компромиссные варианты и появление «спагетти-кода». Ни один поставщик еще не сделал двух полных оборотов в Бостонской матрице. Характеристики технологий, поставщиков, технической поддержки, функциональности, надежности и внедренческих баз распределены следующим образом: Дитя (Baby) • Технологии: сверхсовременные, развивающиеся. • Поставщик: новый или устоявшийся. • Поддержка: «Что-нибудь придумаем». • Функциональность: основная. • Надежность: подвержена «детским болезням». Стоимость: низкая. • Внедренческая база: Нет/небольшая. Звезда (Star) • Технологии: современные и развитые. • Поставщик: растущий или устоявшийся. • Поддержка: централизованная. • Функциональность: много дополнений и новых возможностей. • Надежность: растущая. • Стоимость: средняя. • Внедренческая база: быстро растущая. Дойная корова (Cash Cow) • Технологии: «Подтяжка лица». • Поставщик: устоявшийся. • Поддержка: бюрократическая. • Функциональность: дополнительная по требованию. • Надежность: высокая. • Стоимость: высокая. • Внедренческая база: большая. Собака (Doggie) • Технологии: старые. • Поставщик: старый. • Поддержка: пассивна, бездействует. • Функциональность: не развивается. • Надежность: низкая. • Стоимость: неприемлемая. • Внедренческая база: устаревшая. Вопрос: Приведите пример развития отечественного предприятия (фирмы) в соответствии с секторами Бостонской матрицы по вышеприведенной схеме.
В одной и той же отрасли действуют три фирмы. Одна Какую конкурентную стратегию выбрала каждая из фирм?
Все условия деятельности предприятия диктует рынок.
Какая инновационная стратегия реализуется данным предприятием?
Предприятие с 2005 по 2008 г. повысило затраты на НИОКР В 2005 г. 57% доходов компания получала от сбыта продукции, которой не исполнилось и четырех лет, в 2008 г. эта доля возросла до 84%. Обоснуйте вид инновационной стратегии, выбранной предприятием
На базе Саратовского государственного технического университета (СГТУ) создан научно-технологический парк «Волга-техника». Перечень услуг и продукции технопарка Технопарк «Волга-техника» СГТУ входит в категорию технопарков — лидеров высшей школы России. Создаваемая технопарком продукция ориентирована прежде всего на такие отрасли современной экономики, как машиностроение, автотранспорт, энергетика, информатика, дорожная техника, электроника, приборостроение, строительство. Основными видами наукоемкой продукциипредприятий и фирм технопарка являются: • нестандартные подшипники качения; • станки для производства и доводки элементов подшипников; • системы безопасности крановых устройств; • теплообменники с ребристыми поверхностями; • теплосчетчики, приборы медицинского контроля; • приводы и редукторы для автотранспорта и сельхозмашин; • изделия с применением высокоэнергоемких постоянных магнитов; • различное технологическое оборудование. • в области сертификации и проведения сертификационных испытательных работ; • энергоаудита; • по разработке документов нормативно-правовой базы в области инноваций, рекламы; • по подготовке предпринимательских кадров; • по повышению экологической квалификации работников малых фирм. Вопрос: Насколько полно развита инфраструктура технопарка «Волга-техника»? Обоснуйте свой ответ.
12 ноября 2002 г. было принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 640 о создании в Казани инновационно- производственного технопарка «Идея». 5 февраля 2004 г. начал функционировать бизнес-инкубатор инновационного технопарка «Идея». В отличие от многих подобных структур Российской Федерации данная структура является коммерческой и строит свое взаимодействие с партнерами именно на данной основе. Функции бизнес-инкубатора: 1. Обеспечение разработчиков оснащенными рабочими местами, офисными услугами, профессиональными консультациями, опытно-экспериментальным оборудованием. 2. Содействие разработчикам в: • подготовке бизнес-планов коммерциализации идей; • проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; • создании опытных образцов; • нахождении средств на проведение работ по проектам; • участии на выставках, конференциях, семинарах, презентациях. 3. Обеспечение правовой защиты разработок. 4. Бизнес-инкубатор технопарка предоставляет проектантам оборудованное рабочее место, телефон, оргтехнику, выход в Интернет, услуги по делопроизводству, секретарские и иные услуги. Максимальный срок размещения проектов в инкубаторе — год. Этот срок является вполне достаточным для того, чтобы проект смог доказать свою жизнеспособность. Проектант должен предоставить в течение данного периода технологические разработки, опытные образцы или услуги, пригодные для коммерческой реализации. Ограничения по сроку пребывания в бизнес-инкубаторе необходимы для того, чтобы стимулировать компании и предпринимателей к быстрому получению результатов и переходу на самостоятельный уровень развития, а также обеспечить необходимую сменность компаний и предпринимателей в бизнес-инкубаторе для повышения эффективности «селекционной» стадии в формировании клиентской базы технопарка. Такие ограничения также позволят технопарку организовать ротацию наукоемких предприятий в бизнес-инкубаторе. Бизнес-инкубатор позволит развивать промышленную инфраструктуру Республики Татарстан как с количественной стороны, так и с качественной — за счет диверсификации технологической базы. Вопрос: Какие задачи решает бизнес-инкубатор инновационного технопарка «Идея»? Достаточны ли они и условия пребывания, по вашему мнению, для развития инновационного бизнеса?
Предприятие может инвестировать в осуществление инновационных проектов до 55 млн. руб. Разработано 4 инновационных проекта: А, Б, В, Г. Выберите наиболее эффективное сочетание из них при следующих исходных данных: (норма дисконта составляет 10%):
Высшие учебные заведения представляют организации, которые распространяют знания (учебный процесс), перерабатывают информацию, содержащуюся в разных науках, в новое систематизированное знание (учебники, учебные пособия, курсы лекций) и создают новое знание, осуществляя научно-исследовательские работы. Предложите проект создания инновационной организации при высшем учебном заведении, специализирующейся в бизнесе по созданию и распространению знаний (не затрагивая текущий учебный процесс). Оцените в виде таблицы реальность формирования такой организации, ее профиль, создаваемые продукты, возможные группы потребителей и т. д. Характеристика инновационной фирмы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|