Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние и развитие национальной экономики Республики Беларусь в направлении постиндустриализма




постиндустриальный экономика информационный общество

Термин «национальная экономика» вошел в научный арсенал как синоним понятия «экономика суверенной страны», «экономика республики».

Современные ученые рассматривают национальную экономику как пространственно определенную, национально специфическую организацию жизни общества. Национальная экономика - это и отрасль науки, изучающая экономический потенциал страны, национальный рынок, место страны в мировой экономике. Как наука национальная экономика имеет собственный объект, предмет и методологию исследования. Объектом исследования выступает экономика страны в масштабе нации, государства. Предметом - социально-экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов, механизмов. Потенциал развития экономики определяется источниками, ресурсами, движущими силами и составляет сущностный аспект национальной экономики. Содержательный аспект раскрывается в анализе состояния, тенденций, механизмов хозяйственной деятельности и разработке вопросов макроэкономической политики. Анализ хозяйственной деятельности должен проводиться с учетом институциональной среды, включающей систему формальных (законодательно закрепленных) и неформальных (базирующихся на обычаях, традициях, нормах поведения) институтов, в условиях которой ведется любая, в том числе и экономическая, деятельность.

Методология исследования национальной экономики базируется на системном и структурно-функциональном подходах [1, c. 239]. Важнейшими принципами такого анализа являются: 1. комплексность - взаимоувязанное рассмотрение различных аспектов экономической деятельности в рамках национальной экономической системы в целом; 2. сопоставимость - рассмотрение структурных показателей, рассчитанных для однотипных по масштабам структурных подразделений национальной экономики и одинаковых периодов времени; 3. динамичность-рассмотрение всех явлений в динамике за определенный период с целью выявления тенденций развития.

Важнейшими составляющими модели развития национальной экономики Республики Беларусь являются:

сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики - эффективность ведения хозяйства;

многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;

эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

Рассмотрим основные показатели национальной экономики Республики Беларусь.

В мае текущего года ВВП страны продолжил набирать обороты, достигнув самого высокого темпа роста за последние 10 лет - 112,5%.

Прирост экономики поддерживается динамикой промышленного производства, высоким уровнем инвестиций в основной капитал, сохранением активного спроса на потребительском рынке страны.

Основной вклад в рост экономики продолжает вносить сфера производства, на долю которой приходится 45,7% общего объема созданной добавленной стоимости.

Экономический рост обеспечен в условиях сохранения положительной динамики производительности труда, которая достигла по итогам января-апреля 2011 г. 112%.

По итогам 4 месяцев 2011 г. энергоемкость ВВП снижена на 8,9%.

 

Рисунк 2.1 - Валовый внутренний продукт

 


Основной вклад в рост ВВП обеспечен промышленностью (3,9%), видами деятельности «Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» (3,6%) и «Строительство» (1,8%).

Существенный вклад в январе-апреле был также получен по позиции «Чистые налоги на продукты» (2%).

Динамика промышленного производства (темп 112,5%) обеспечена высокими темпами роста объемов в секторе обрабатывающей промышленности (темп 114,2%), где основной прирост сформирован за счет нефтепереработки (темп 126,7%, вклад в темп роста промышленного производства более трети).

Наибольшими темпами росло производство транспортных средств и оборудования - 132,4%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 119,8%.

Основными факторами роста промышленного производства являются благоприятная конъюнктура на внешних рынках и активизация внутреннего спроса.

Высокие темпы роста промышленности достигнуты при положительной динамике отдельных качественных параметров: снижения убыточных предприятий, росте рентабельности продаж.

Одним из показателей эффективности является опережающий рост производительности труда относительно темпов роста производства.

За январь-май 2011 г. в 6 из 14 подсекций обрабатывающей промышленности отмечается опережающий рост производительности труда относительно темпов роста производства, что является показателем эффективности производственной деятельности.

Рентабельность продаж в промышленности республики в январе-апреле 2011 г. достигла 7,7%. Полученная организациями за четыре месяца текущего года чистая прибыль на 65,8% больше, чем за январь-апрель2010 года.

Число убыточных организаций за 4 месяца т. г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. сократилось на 4,8%.

Отмечается тенденция роста удельного веса отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции: за январь - 10%, за январь-март - 11,8%, за январь-май - 12,7%.

Наибольший уровень складывается в отраслях машиностроения: производство машин и оборудования (34,6%), транспортных средств (43,6%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (21,0%).

На фоне роста производства за 5 месяцев 2011 г. характерна стабильная ситуация с соотношением запасов готовой продукции к среднемесячному объему промышленного производства.

На 1 июня 2011 года объем запасов составил 7578,0 млрд. руб. или 54,7% к среднемесячному объему производства.

В январе-мае 2011 г. отмечено ускорение темпа роста использования инвестиций в основной капитал - 131% (в январе-апреле т.г. 123,4%). По-прежнему продолжает оказывать влияние относительно низкая статистическая база соответствующего периода прошлого года (100,6%), однако при этом нельзя не отметить существенный прирост инвестиций в мае относительно апреля т.г. - на 38,1%.

Данная динамика использования инвестиций обусловлена высокими темпами роста в ряде министерств и концернов: в Минпроме, Минстройархитектуры, Минэнерго, Минтрансе, Белнефтехиме, Беллесбумпроме и Белгоспищепроме.

Несколько улучшилась структура инвестиций. Удельный вес затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств (модернизация экономики), сохранявшийся в последние месяцы на уровне наименьших за 10 лет значений (38,1%), увеличился до 40,8%.

Медленными темпами в текущем году продолжает осуществляться привлечение прямых иностранных инвестиций. За пять месяца текущего года в страну привлечено 743,1 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)). Наибольшую активность в привлечении прямых иностранных инвестиций на чистой основе по-прежнему проявляют юридические лица, не имеющие ведомственной подчиненности.

Ситуация во внешней торговле товарами и услугами в январе-апреле 2011 г. демонстрирует тенденцию к стабилизации. Темпы роста импорта и экспорта товаров начали сближаться - если в начале года рост импорта опережал экспорт почти на 40 п.п. то за 4 месяца разрыв сократился до 6,7 п.п. В апреле впервые в истории Республики Беларусь месячный объем экспорта составил более 3,5 млрд. долл. США.

Вместе с тем, опережающие темпы роста импорта (157,6%) по сравнению с ростом экспорта товаров и услуг (149,3%) сформировали отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 2,8 млрд. долларов США или 15,6% к ВВП.

По сравнению с 4 месяцами 2010 года внешнеторговое сальдо товарами ухудшилось на 1,7 млрд. долларов США за счет роста более чем на 1 млрд. долларов отрицательного сальдо торговли нефтью, на 438 млн. долларов США - газа, на 381 млн. - прочих промежуточных товаров и 586 млн. долларов США - легковых автомобилей. В то же время положительное сальдо в торговле нефтепродуктами в январе-апреле 2011 г. увеличилось на 990 млн. долларов по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) за 5 месяцев 2011 г. составил 125,4% к декабрю 2010 г., при этом за счет свободно формируемых цен и тарифов получено около 77% прироста ИПЦ, регулируемых - около 23%.

Рост ИПЦ обусловлен преимущественно ростом цен на продовольственные товары (125,9% к декабрю 2010 года), которые дали 12,7 п.п. прироста сводного индекса потребительских цен. За счет повышения цен (тарифов) на непродовольственные товары и услуги получено соответственно 9,6 и 3,1 п.п. прироста ИПЦ.

На ценовую ситуацию оказали существенное влияние:

ситуация на валютном рынке - девальвация обменного курса белорусского рубля, и как следствие, закладываемые в цену товаров инфляционно-девальвационные риски, и рост импортной сырьевой составляющей в затратах на производство продукции;

внешние факторы - рост мировых цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, существующий разрыв в уровнях цен на продукты питания с сопредельными странами;

внутренние факторы - повышение регулируемых цен (тарифов) в целях сокращения перекрестного и бюджетного субсидирования (ЖКХ, связь, транспорт и т.д.).

В январе-апреле 2011 года продолжает сохраняться положительная тенденция улучшения финансовых показателей.

Так, выручка от реализации возросла за указанный период на 40,6%, прибыль от реализации - на 59%, чистая прибыль - на 68,3%, рентабельность продаж возросла с 6,1 до 6,9%, а удельный вес убыточных организаций снизился с 11,2% до 10,3%. При этом темпы роста основных финансовых показателей за январь-апрель текущего года были значительно выше темпов роста данных показателей в январе-апреле предыдущего года.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений: развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования; радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств; стимулирование предпринимательства и деловой инициативы; рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; развитие импортозамещающих производств; устойчивое развитие регионов; строительство качественного и доступного жилья; повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Таким образом, основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства [16, c. 317].

Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии - динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%.

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011-2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2-3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.

В предстоящем пятилетии продолжится реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Усилится их роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности.


Заключение

Итак, по итогам проведенной работы мы можем сделать следующие выводы.

Термин «постиндустриальная экономика» появился в то время, когда еще было трудно определить, что станет основой экономических отношений, поэтому эпоха и была названа «после индустриальной». С развитием экономики в этом направлении стали использоваться более практичные определения сервисной, информационной, инновационной экономики, экономики знаний.

Постиндустриальная экономика определяется экономическими отношениями, которые возникают в постиндустриальном обществе.

Постиндустриальное общество можно определить как общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения сместился приоритет от преимущественного производства товаров к производству услуг, а доминирующим производственным ресурсом стали информация и знания, то есть научные разработки становятся главной движущей силой экономики, поэтому наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Информационное общество - теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве.

К признакам информационного общества можно отнести следующие:

осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека;

первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация;

информация же является продуктом деятельности современного человека;

информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли - продажи;

равные возможности в доступе к информации всех слоев населения;

безопасность информационного общества, информации;

защита интеллектуальной собственности;

взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ;

управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Термин «национальная экономика» вошел в научный арсенал как синоним понятия «экономика суверенной страны», «экономика республики».

Современные ученые рассматривают национальную экономику как пространственно определенную, национально специфическую организацию жизни общества. Национальная экономика - это и отрасль науки, изучающая экономический потенциал страны, национальный рынок, место страны в мировой экономике. Методология исследования национальной экономики базируется на системном и структурно-функциональном подходах. Важнейшими принципами такого анализа являются:

. комплексность - взаимоувязанное рассмотрение различных аспектов экономической деятельности в рамках национальной экономической системы в целом;

. сопоставимость - рассмотрение структурных показателей, рассчитанных для однотипных по масштабам структурных подразделений национальной экономики и одинаковых периодов времени;

. динамичность-рассмотрение всех явлений в динамике за определенный период с целью выявления тенденций развития.

Важнейшими составляющими модели развития национальной экономики Республики Беларусь являются:

сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики - эффективность ведения хозяйства;

многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;

эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...