II. Описание установки и метода измерения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
При относительном перемещении соприкасающихся тел или их отдельных частей возникают силы трения. Трение, наблюдающееся между поверхностями двух тел при отсутствии смазки между ними, называется сухим. Трение между твердым телом и жидкостью или газом, а также слоями жидкости или газа, называется вязким. Возникновение силы трения связано со строением вещества. Физическая природа силы трения заключается в электромагнитном взаимодействии молекул вещества. При деформации выступов шероховатой поверхности содержащей микронеровности, происходит сближение положительно заряженных ядер атомов, и они отталкиваются. В результате между выступами неоднородностей возникают силы упругости. Они складываются и это приводит к появлению силы трения. Сила трения направлена противоположно движению. Кроме того, при контакте микронеровности колеблются, эти колебания передаются соседним атомам и часть энергии уходит в тепло. Вторая причина трения проявляется при сближении трущихся поверхностей на очень маленькое расстояние, при котором возникают силы притяжения между молекулами. Эти силы тоже направлены против движения и также проявляются в виде силы трения. Таким образом, причинами трения являются шероховатость трущихся поверхностей, а также межмолекулярное притяжение материалов. Силы трения направлены по касательной к трущимся поверхностям тел в сторону, противоположную направлению движения данного тела. Различают три вида сухого трения: трение покоя, трение скольжения и трение качения. Сила трения покоя возникает при попытке вызвать скольжение одного тела по поверхности другого. Рассмотрим два соприкасающихся тела 1 и 2 (Рис. 1),
причем тело 2 закреплено неподвижно. Пусть в направлении, перпендикулярном поверхности соприкосновения, тело 1 действует на тело 2 с силой , называемой силой нормального давления. может быть обусловлена силой тяжести и другими причинами. Если к телу 1 приложить внешнюю силу , направленную параллельно поверхности соприкосновения, то при значениях внешней силы, лежащей в пределах , тело 1 останется в покое. При этом в соответствии со вторым законом Ньютона сила уравновешивается равной ей по величине и противоположной по направлению силой, которая является силой трения покоя . Сила трения покоя автоматически принимает значение, равное по модулю внешней силе . Величина является максимальным значением силы трения покоя. Когда внешняя сила превзойдет по модулю , тело начинает скользить. При этом сила трения продолжает действовать на тело – она называется в данном случае силой трения скольжения. Величина силы трения скольжения зависит от скорости скольжения. Характер этой зависимости определяется природой тел и обработкой их поверхности. На рис. 2 изображен обычно встречающийся вид зависимости силы трения от относительной скорости движения V.
В случае однородных пар твердых материалов сила трения скольжения практически не зависит от скорости и равна максимальной силе трения покоя. Этого можно добиться и при специальной обработке соприкасающихся поверхностей. Законы сухого трения были сформулированы Кулоном и заключаются в следующем. Максимальная сила трения покоя и равная ей сила трения скольжения: 1) не зависят от площади соприкосновения трущихся тел; 2) пропорциональны силе нормального давления: . (1)
Безразмерный коэффициент пропорциональности k называется коэффициентом трения (покоя или скольжения, соответственно). Значение коэффициента трения зависит от природы и степени обработки трущихся поверхностей. По третьему закону Ньютона, сила нормального давления равна по величине и противоположна по направлению силе нормальной реакции опоры: . Поэтому формулу (1) можем переписать в виде: , причем данное соотношение справедливо как для горизонтальной, так и для наклонной поверхности.
В случае скольжения коэффициент трения слабо зависит от относительной скорости движения трущихся поверхностей. Поэтому для инженерных целей коэффициент трения в достаточно широких пределах можно считать не зависящим от скорости. Силы трения качения возникают если тело (например, цилиндр или шар) катится по некоторой поверхности. Трение качения значительно отличается от трения покоя и скольжения своим коэффициентом трения. Коэффициент трения качения значительно меньше коэффициента трения скольжения для аналогичных материалов. Таблица 1
Силы трения играют чрезвычайно большую роль в нашей жизни. Например, именно силы трения покоя, возникающие при ходьбе между подошвами и землей, позволяют человеку двигаться. Силы трения покоя используются в технике для передачи усилия от одних частей машины к другим (ременные передачи, ленточные транспортеры и т.п.), на явлениях трения основано скрепление деталей с помощью гвоздей и винтов. Но во многих случаях трение играет отрицательную роль, вызывая торможение движения, поэтому приходится принимать меры для его ослабления. В целях уменьшения сухого трения применяется: 1) смазка трущихся поверхностей; при этом трение уменьшается в среднем в 8-10 раз; 2) замена трения скольжения трением качения. Так как трение возникает при всяком движении в земных условиях, то при расчете движений необходимо учитывать силы трения.
II. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДА ИЗМЕРЕНИЯ
Коэффициент трения определяется на лабораторной установке называемой трибометром (рис. 3).
Трибометр состоит из шлифованных полозьев 1, 2 и бруса 3 из материалов, трение для которых определяется, неподвижных блоков 4 и нити 5 для подвеса держателя грузов 6. В работе применяют брус 3 с чугунной и пластмассовой поверхностями. Для фиксации бруса 3 в исходном положении служит стопор 7. На держатель 6 помещается груз 8, приводящий систему тел – брус и держатель с грузом – в равноускоренное движение. Вычисление силы трения скольжения выполняется с помощью основного уравнения поступательного движения (второго закона Ньютона). Для этого рассмотрим силы, действующие на груз 3 и на держатель с грузом 6. Силы изображены на рис. 4.
В проекциях на оси OX и OY уравнение движения груза имеет вид:
, (2) , (3)
где m – масса груза, a – его ускорение, – ускорение свободного падения. Уравнение движения держателя с грузом в проекциях на ось OY запишется в виде:
, (4)
где – масса держателя с грузом. Учитывая, что , после совместного решения уравнений (2) и (4) для силы трения получаем выражение:
(5)
Принимая во внимание определения силы трения (1) и силы нормального давления с учетом (5) находим:
. (6) Ускорение бруса a определяем из формулы пути для равноускоренного движения:
, откуда , (7)
где S – путь, пройденный брусом 3 при движении (измеряется масштабной линейкой), t – время, затраченное на прохождение этого пути (измеряется электронным секундомером). С учетом (6) и (7) получаем расчетную формулу для коэффициента трения:
. (8)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|