Назови первый звук в слове.
Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко. (Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».) 30. Отвечай – не торопясь. Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах. I. Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас. II. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …) III. Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …) IV. Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…) V. Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.) VI. Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …) 31."Где нужный звук? Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук. 32. "Клубочки - моточки"
Вариант2 "Клубочек" Оборудование. Клубочек Ход игры. Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (Имя) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше
Усложнение. Ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук.
33. "Лови звук" Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.) 34"Лови слово" Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. 35."Какой звук чаще всего слышим?" Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук. Кот копеек накопил, 36. "Кто-кто в теремочке живет?"
37. "Два прихлопа- три притопа" Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков 38. "Попугайчики"
39."Озорные бубенцы" Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет. 40. "Ау"5. Паучок. Педагог читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы. На невидимой тропинке Проверим, как вы можете делить слова на слоги. · Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?.. · Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний? · Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)? · Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога. Поймай слово. Педагог: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка… Разбросай слово. Педагог предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А… 43.. Крестики – нолики. У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек. А
44."Найди звук". Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал". 45. "Слог сбежал". Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал". 46."Цветные фишки"
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков. 47."Подушечка и кирпич"
48."Какое слово получилось " Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово. 49."Цепи-цепи-кованы" Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку. 50"Сколько звуков " Оборудование. Пуговицы или пробки 51. «Отбери картинки» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например звук [м]. 52.«Будь внимателен» Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с]. 53.«Чудесный мешочек» Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет первый звук в слове. 54.«Рыболов» Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый (последний) звук в слове.
55.«Отгадай загадку» Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке. Например: Мягкие лапки, А в лапках царапки (кот) Под крышей четыре ножки, А на крыше суп да ложки (стол). 56.«Цепочка из слов» Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Например: лес— сок—кот—тапки...
57.«Квартирка звука» Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части: начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове: начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место. 58.«Внимательные глазки» Взрослыйпредлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове. 59.«Отгадай и назови звуки» Взрослый называет слияния звуков, слогов, слов. Например: иуа, ап, ма, кот и т. п. Ребенку определяет последовательность и количество звуков в слоге (слове). 60.«Подружи звуки» Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребенка назвать получившееся слово (слог). Например: [м], [а], [к] - мак. Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам: [м], а не эм! 61.Послушай и назови нужное слово. Читаете стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук. Ж Жук жужжит в железной банке – З – Заяц, заяц, 62. Шутки-минутки. Читаете ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет её. Хвост с узорами, 63. Тихо – громко говори. Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука). Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила». Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|