Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прислушайтесь к своему телу




 

Уделите несколько минут тому, чтобы выслушать историю вашего собственного тела. Один из способов, который может помочь вам сделать это, состоит в том, чтобы понаблюдать за вашим дыханием.

Спокойно сядьте так, чтобы было удобно вашей спине, и начните уделять внимание ощущениям в вашем теле. Слежение за дыханием может помочь вам. Просто заметьте, как вы дышите, но не пытайтесь что-либо изменить. Когда вы вдыхаете и выдыхаете, определите, как это действует на вас. Отметьте любые производимые ощущения и их характер. Посмотрите, сможете ли вы прислушиваться в течение, по крайней мере, нескольких минут. Затем расширьте вашу область внимания, так чтобы она охватила ощущение всего вашего организма. Понаблюдайте за различными областями вашего тела сверху донизу и из стороны в сторону. Возможно, есть некоторые области, где вы чувствуете расслабление, и другие, где вы чувствуете неудобство. Возможно, вы почувствуете некоторую тяжесть или лёгкость, свободу или сокращение, полноту или застой. Можете ли вы заметить пульсации или места, которые ощущаются как напряжённые или как расслабленные? Обладаете ли вы ощущением того, как ваше тело обрело свою форму? Что эти ощущения говорят вам о самом себе?

(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F
Ипохо́ндрия (от греч. hypochóndria — подреберье) (ипохондри́ческое расстро́йство, ипохондри́ческий синдро́м) — состояние [1][2] человека, проявляющееся в постоянном беспокойстве по поводу возможности заболеть одной или несколькими болезнями, жалобах или озабоченности своим физическим здоровьем; восприятии своих обычных ощущений как ненормальных и неприятных; предположениях, что кроме основного заболевания есть какое-то дополнительное. При этом человек может считать, что знает, какое у него «на самом деле» заболевание, но степень его убежденности обычно раз от раза меняется, и он считает более вероятным то одно заболевание, то другое.

http://www.mkb10.ru/?class=5&bloc=68&diag=3237
Международная классификация
болезней МКБ-10.

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/IPOHONDRIYA.html

ИПОХОНДРИЯ, или ипохондрический невроз, состояние повышенной фиксации внимания на проблемах собственного здоровья, характеризующееся полной убежденностью человека в наличии у него серьезного заболевания, основанной на каких-либо соматических (телесных) симптомах или физических проявлениях, которые на самом деле не являются признаками заболевания. Уверенность в наличии серьезной болезни обычно сопровождается чрезмерной озабоченностью и страхом. Любые попытки разубедить человека тщетны и не смягчают тревогу или страх, а зачастую приводят к продолжению поисков медицинского диагноза и лечения.

Озабоченность, как правило, в большей степени вызывают физиологические функции, чем собственно симптомы. Сердцебиение, потоотделение, дыхание проверяются ежеминутно – не изменился ли ритм, нет ли необычных ощущений; любое отклонение от нормы немедленно воспринимается как подтверждение болезни. Даже медицинские данные в форме отрицательных результатов диагностических исследований обычно не разубеждают пациента. Он, если и признает с неохотой, что болезни нет, а симптомы, возможно, преувеличены, тем не менее продолжает «ходить по врачам».

Для объяснения клинической картины ипохондрии одни психотерапевты выдвигают гипотезу о том, что подобное поведение вызвано чувствами злости, раздражения, стремлением к зависимости, депрессивными переживаниями вины и низкой самооценкой. Другие не исключают, что таким людям свойственна повышенная болевая и иная чувствительность, что приводит к ошибочной интерпретации нормальных ощущений. С точки зрения взаимоотношений с окружающими ипохондрия может рассматриваться как способ получить социальную поддержку с помощью принятой на себя роли больного.

При любом подходе, однако, очевидно, что ипохондрия почти всегда сочетается с каким-либо другим психическим расстройством, чаще всего с депрессией. Исследования показали, что у лиц, страдающих депрессией, значительно учащаются соматические жалобы, для которых не находится физических причин. Эти симптомы включают боли всех типов, тошноту, головокружение и такие неопределенные ощущения, как тяжесть в груди. Более того, при лечении депрессии и улучшении состояния соматические жалобы исчезают, так что, видимо, они представляют собой еще один тип депрессивных симптомов.

http://zhurnal.lib.ru/l/lewchenko_jurij_nikolaewich/scvbbgtr.shtml
Бывает такой вид ипохондрии, когда человек очень сконцентрирован на заболевании, из-за которого, в общем-то, большого шума и поднимать не стоит. Он тщательно фиксирует все симптомы, любые проявления болезни. Допустим, у него легкая стенокардия, а он щупает пульс, пройдя сто шагов, смотрит, как у него изменилось то да это. Самостоятельно изучает аннотации лекарств, очень пунктуален в приеме таблеток, даже дает советы врачу на приеме.

Еще один вариант: когда человек проходит обследование, считая, что он болен каким-то тяжелым заболеванием вроде рака, и не получив подтверждения своим опасениям, что врачи специально от него скрывают диагноз, требует повторного обследования.

Бывают и такие, которые полагают, что больны неизвестным науке заболеванием.

Ипохондрику, уверенному в какой-либо болезни, строго-настрого запрещается читать любую медицинскую литературу. Старайтесь контролировать, какие журналы читает и какие передачи смотрит ипохондрик. Желательно, чтобы среди них не было медицинских. Уберите медицинскую литературу подальше.

Не надо стремиться, во что бы то ни стало, переубеждать человека в отсутствии у него болезни. Отнеситесь к его словам внимательно, выслушайте его, дайте ему понять, что поняли его переживания... и все.

Ни советов, ни переубеждений — ничего.

Во всем остальном общение должно протекать как обычно. Это должно стать правилом для всех членов семьи. Ипохондрик, не находя подтверждения своих страхов у окружающих, легче откажется от идеи выдуманной болезни.

Старайтесь, чтобы ипохондрик больше общался, гулял, занимался нетяжелыми видами спорта.

Из всех рецептов народной медицины, мне кажется, что только два можно использовать в преодолении ипохондрии.

— H.B.)

 

 

Глава 6
Искусство диагностики

 

«Для того, чтобы лучше видеть,
не нужно бежать на улицу или выглядывать в окно.
Вместо этого пребывайте в центре вашего существа...
Ищите ваше сердце, и вы увидите...
Для того, чтобы что-то делать, нужно быть»
[1]

Лао Тзу

Аспекты диагностики

 

«Ядро этой работы связано с восприятием;
данное понятие выросло из повторного наблюдения до тех пор,
пока законы природы не стали более ясными.
Мы учимся чувствовать Целое.
Когда мы встречаемся с пациентом, мы встречаемся с Целым —
это очень редкий случай в нашем современном мире»
[2]

Доктор остеопатии Джеймс Джилоус

Запись истории болезни и (в особенности) навыки пальпации и восприятия являются главными диагностическими подходами, используемыми краниосакральными операторами. Они сосредоточиваются на том, как здоровье выражается в пациенте и на местоположении любых паттернов фиксации. При такой оценке акцент ставится на движение, равновесие и качества, выражаемые первичной дыхательной системой.

 

Запись истории болезни

 

История болезни записывается в начале любой программы лечения. Она информирует оператора о деталях текущих симптомов пациента и его медицинской истории.

Очень важно отмечать любую информацию о травме (например, дорожном происшествии), о хирургическом вмешательстве, трудных родах или лечении зубов, поскольку эти сведения могут дать жизненно важные ключи к источнику проблемы.

Подробности, касающиеся семьи, социального положения, диеты и психологических проблем пациента, также очень полезны и могут помочь идентифицировать те ресурсы пациента, которые способны поддержать процесс исцеления. Медицинские исследования (типа рентгена, анализов крови или сканирования) могут быть рекомендованы, если потребуется дальнейшее диагностическое уточнение.

 

Осмотр пациента

 

Источник любой проблемы может изначально быть определён при помощи внимательного наблюдения. Замечали ли вы когда-нибудь, что ваше первое впечатление о незнакомом человеке, идущем по улице, часто является самым полным? Этот навык можно развить для уточнения понимания состояния пациента. Например, то, как человек входит в комнату, садится или держится, может выявить природу того, что происходит. Поведение пациентов и их настроение указывают на то, как произошло повреждение тканей вследствие напряжения или травмы. Двигаются ли они свободно или имеют ограниченные и прерывистые паттерны движения? Как выглядят пациенты? Как они говорят? Каково выражение их лица? Как все это отражает их состояние?

Наблюдение за любыми асимметриями формы черепа или других частей тела может выявить присутствие фиксированных паттернов, которые заставили ткани принять структурные изменения. Постуральная оценка тела в положении стоя, сидя или лёжа может помочь определить любые проблемные области. Особое внимание нужно уделить форме и равновесию позвоночника, который действует как центральная поддерживающая колонна тела и имеет важные последствия для нашего здоровья (см. раздел «Фасилитированный сегмент», глава 5). Кроме того, кожа часто отражает равновесие внутренних процессов тела и, таким образом, выявление любых характерных черт или изменений в текстуре кожи также может помочь определить местонахождение участков фиксации.

 

Пальпация и восприятие

 

В добавление ко всем этим процедурам кардинальный диагностический подход в краниосакральной работе состоит в том, чтобы оценить ритмичные движения Дыхания Жизни. Это достигается благодаря пальпации и восприятию. Пальпацией называется способность оператора ощущать физиологические паттерны пациента при помощи ощущений, полученных через пальцы. Эта способность зависит от развития точно настроенного чувства осязания. Краниосакральная диагностика и лечение совершаются при помощи навыка прикосновения, которое должно быть мягким и неагрессивным. Восприятием называется способность оператора отмечать явления, полученные через любые из его органов чувств, включая так называемое шестое чувство инстинктивных и интуитивных впечатлений.

Теперь мы рассмотрим некоторые из основных элементов, которые позволяют оператору пальпировать и более ясно воспринимать тонкие области первичного дыхания.

 

Подготовка почвы

 

«То, что мы имеем теперь, — не воображение.
Это — не горе или радость, не осуждение,
восторг или печаль — всё это приходит и уходит.
А это — присутствие, которое остаётся».
[3]

Джелалудин Руми

Быть присутствующим

 

Качество присутствия оператора является отправной точкой любого диагностического процесса и также оказывает большое влияние на результаты лечения. Быть присутствующим означает быть открытым для всех аспектов (физического, энергетического и психологического), не имея других интересов, кроме ощущения организующих сил тела и его врождённого здоровья. По своей сути эта практика включает способность «быть вместе». Например, нам может потребоваться «быть вместе» с чьей-либо болью, радостью, горем, удовольствием, гневом или любовью. Если мы способны сделать это, не стремясь скрыть или зафиксировать что-либо, это может быть мощной терапевтической помощью [4]. Кроме того, если мы не будем «присутствовать» в другом человеке, будет фактически невозможно почувствовать его и облегчить его боль [5]. При краниосакральной диагностике и лечении оператор должен установить достаточный контакт с пациентом и почувствовать уникальный путь, посредством которого Дыхание Жизни организовано в каждом пациенте.

 

Умение настраиваться

 

Тип присутствия, которое может обеспечить терапевтическую пользу, основан на глубоком слушании. Это подразумевает, что оператор готов к участию в ясных и простых отношениях с пациентом, и это требует развития «тонкого и точного качества внимания» [6]. Это означает фактически настраиваться! Подобно точно настроенному инструменту, оператор не должен быть ни слишком расслабленным, ни слишком напряжённым при этом процессе. Он должен быть способен ощутить тонкие изменения, которые происходят в организме пациента, и легко реагировать на них. Это — танец между пациентом и оператором, в котором Дыхание Жизни внутри пациента производит мелодию.

Присутствие — это, возможно, один из самых стимулирующих аспектов в практике любого из исцеляющих искусств, поскольку многие из нас не привыкли уделять внимание этой степени простоты. И все же во многих отношениях присутствие является самой естественной вещью в мире. Когда мы присутствуем, мы способны устанавливать скорее личностный контакт с людьми, чем деловой. Даже несмотря на то, что присутствие лежит в основе хорошей клинической практики, слишком часто операторы прячутся за изобилием методов, протоколов, проектов и мнений или за своим широким столом вместо того, чтобы просто быть открытым и доступным. Франклин Силлз замечает, что «присутствие проявляется, когда мы позволяем нашему разуму успокоиться и оставаться неподвижным в настоящем. В состоянии покоя можно ощутить присутствие глубокого Разума, который работает внутри человеческой системы» [7].

 

Мнения

 

В способе «быть присутствующим» многое может нас удивить. Доктор Роллин Беккер указывает на то, что прежде всего существует мнение, которое оператор может иметь о состоянии пациента. Затем существует мнение пациента о своём состоянии и, наконец, есть то, что действительно происходит в организме пациента [8]. Эти три вещи не обязательно совпадают. Для того, чтобы «присутствовать» в организме пациента, необходимо освободиться от того, о чём мы думаем, что мы знаем и что мы ожидаем найти. Тогда и только тогда мы сможем услышать то, что действительно есть. Доктор Сатерленд отметил, что именно благодаря этому жизненному опыту мы можем получить знание, а не простую информацию о состоянии пациента [9].

 

Быть и делать

 

Ясное качество присутствия может само по себе являться важным фактором в стимулировании процесса выздоровления. Вероятно, большинство из нас испытали, как признаки здоровья могут быть вызваны одним видом поддержки. Всего лишь доброжелательной руки, положенной на плечо, может быть достаточно, для того чтобы устранить недомогание. По наблюдению психотерапевта Гадженбахл-Крэйга, «когда два человека встречаются, их души сталкиваются друг с другом; сознательное и бессознательное, произнесённое и невысказанное — всё оказывает влияние друг на друга» [10]. В краниосакральной практике между пациентом и оператором создаётся резонансная область, которая обеспечивает пространство для исцеляющего процесса. Здесь смысл состоит в том, что результаты лечения связаны (по крайней мере, в равной степени) с умением оператора «быть» и «делать».

 

Исцеление через резонанс

 

Приведу пример того, как может произойти исцеление через резонанс. Работая с одним пациентом, который страдал от боли в голове и шее, я обнаружил вздрагивание и волнение, которые пальпировались в его теле. Когда я настроился на его первичное дыхание, стало очевидным ощущение нарушения продольной флюктуации спинномозговой жидкости. Я заметил, что это жидкостное движение сопровождалось различными водоворотами и сотрясениями. Когда я расширил свою область восприятия, чтобы охватить большее количество целого ощущения того, что происходило, я получил впечатление, что там были тысячи крошечных люминесцентных «молекул энергии», которые хаотично раскачивались по кругу в его системе. У меня сложилось такое впечатление, как будто эти молекулы не знали, что делать или куда пойти.

Этот пациент подтвердил, что он переживал очень тревожные времена. Он чувствовал давление необходимости принятия важного решения, которое могло изменить направление его жизни, но не знал, что выбрать. Я смог почувствовать его беспокойство и волнение, которые были направлены на меня, хотя я держал его голову свободно.

Спустя некоторое время я заметил, как наши две системы, кажется, стали синхронными. Флюктуация его спинномозговой жидкости замедлилась и стала более ровной. Однако, фактически я ничего не сделал; нарушение в его системе просто отреагировало на мой контакт и, следовательно, смогло успокоиться. В этот момент появилось ощущение глубокой неподвижности. Когда он встал с кушетки в конце лечения, он сделал это с ясным представлением о правильном решении, которое должен был принять. В этом случае моё прикосновение как будто просто направило его первичную дыхательную систему; природа сделала всё остальное. Этот принцип исцеления через резонанс часто происходит при краниосакральной работе, особенно когда оператор способен работать от места внутренней неподвижности.

Часы с маятником

 

Этот тот же самый принцип можно наблюдать в физике и биологии. Более чем 350 лет назад Кристиан Хьюдженс, изобретатель часов с маятником, заметил, что эти часы в одном и том же месте и с одной и той же длиной маятника имеют тенденцию двигаться синхронно [11]. Хьюдженс также заметил, что самый тяжёлый маятник имеет тенденцию определять частоту других. Даже если самый тяжёлый маятник не способен полностью влиять на другие, он всё-таки будет частично притягивать паттерн поведения других маятников к своему собственному [12]. По мнению остеопата Леона Чэйтоу, в биологии «один организм или функция, или клетка, или доминирующая деятельность начинают притягивать другие к своему способу поведен«я» [13]. Чэйтоу сравнивает здорового, хорошо уравновешенного оператора с тяжёлым маятником, который может создать резонанс, который «притягивает» пациента к состоянию большей гармонии.

Во время моих путешествий мне посчастливилось поучиться у некоторых великих тибетских буддистских учителей нашего времени. Я сразу же заметил, насколько легко можно было почувствовать себя хорошо в их обществе. Некоторые из этих учителей провели многие годы в тихом уединении и излучали чувство спокойствия, теплоты и присутствия, которое распространялось на окружающих. Несколько лет назад один из опытных приверженцев этой традиции Гиалванг Друкпа объяснил мне, что часть его практики состоит в том, чтобы смотреть на каждого, кого он встречает — на молодого и старого, богатого и бедного — как на Будду. Он объяснял это так: «Это явяется не привнесением чего-то несуществующего, а признание, того, чем мы действительно являемся, нашей фундаментальной природы» [14]. Именно в тот момент я понял, почему мне так легко было чувствовать себя хорошо в его обществе — когда он смотрел на меня, он видел Будду! Как сказал Нельсон Мандела в своей речи при вступлении в должность президента: «Когда мы освобождаемся от собственного страха, наше присутствие автоматически освобождает других. И когда мы позволяем зажечься собственному свету, мы подсознательно позволяем другим людям сделать то же самое» [15].

 

Быть сосредоточенным

 

Если мы хотим помочь кому-то обрести здоровье, мы сами должны быть в контакте с ощущением собственного равновесия и перспективы. Есть множество путей, которые можно использовать для того, чтобы найти это равновесие, но каждый человек может обладать собственным подходом. Некоторые делают несколько медленных вдохов и выдохов, чтобы сосредоточиться, или же спокойно сидят в течение нескольких мгновений, прежде чем установить физический контакт. Не очень важно, как это достигается, но важно хорошо «заземлиться», чтобы пальпировать и слушать.

Одним из подходов, обычно используемых краниосакральными операторами для того, чтобы сосредоточиться, является установление так называемых «точек опоры оператора». Как мы уже сказали выше, точка опоры — это то место, которое ориентирует движение. Точка опоры оператора — это контрольная точка, вокруг которой оператор может ориентироваться так, чтобы не нарушить своё прослушивание. Простая визуализация может использоваться для того, чтобы установить эти контрольные точки, которые помогут оператору ощутить себя в устойчивом положении и обрести ясные отношения со своим пациентом. Этот навык очень важен для краниосакральной работы и за её пределами. Это — жизненно важный навык, который может использоваться как способ помнить о том, кто мы есть и где мы находимся. На собственном опыте я убедился в том, что если эти точки опоры визуализируются, это помогает устанавливать состояние спокойствия, даже когда вокруг бушует буря.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...