Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная политика в области международной торговли




Тема: Международное разделение труда. Внешняя торговля

План

1. Что такое мировая экономика.

2. Международная торговля.

3. Государственная политика в области международной торговли

4. Глобальные проблемы экономики

До сих пор мы с вами рассматривали национальную экономику и ничего не говорили о связях с внешним миром. Но в нашей жизни таких связей очень много. Мы идём в магазин и видим там, наряду с отечественными, множество товаров из разных стран мира. В фирмах, организациях и в доме у многих есть импортные компьютеры, оборудование или бытовая техника тоже из разных стран. Люди из России едут работать или учиться за границу, а из других стран, наоборот, приезжают учиться и работать в Россию.

Всё это говорит о связях и зависимости различных стран друг от друга в рамках мирового хозяйства.

 

Что такое мировая экономика?

Мировая экономика – это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.

Какие отношения имеются в виду? Это, прежде всего, международное разделение труда, которое составляет основу международной торговли товарами и услугами, это международное движение капитала и рабочей силы, это валютные отношения. Многие страны вообще объединились в блоки и сняли почти все преграды на пути движения товара, капитала и рабочей силы. Данное явление получило название интеграция. Но начало всех этих процессов в мировой экономике – международное разделение труда.

Международное разделение труда – это специализация стран на производстве той или иной продукции. Предпосылками специализации являются:

1) природные условия страны – климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов. Например, страны, располагающие теми или иными полезными ископаемыми (вспомните из географии размещение полезных ископаемых), продают их тем странам, где их нет, а взамен покупают ту продукцию, которую сами не производят;

2) уровень экономического и научно-технического развития. Из раздела об экономическом росте вы знаете, что страны развиваются неравномерно. Экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны – на производстве сырья;

3) сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров. Например, Франция славится своей косметикой, а Бразилия – своим кофе.

 

Международная торговля

Если существует международное разделение труда, значит, существует и международная торговля. Какая бы большая страна ни была, она не может производить все товары, которые ей необходимы. Но крупные и богатые страны могут лучше обеспечить себя большинством необходимых благ. К тому же если в таких странах многочисленное население, то они имеют значительный внутренний рынок и остаётся меньше излишков, которые надо вывозить в другие страны.

Основные термины международной торговли – экспорт, импорт и сальдо торгового баланса.

Экспорт – это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке.

Импорт – это товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке.

Сальдо торгового баланса – разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период. Например, США – самая развитая и богатая страна в мире – постоянно имеет отрицательное сальдо торгового баланса, т. е. импорт в США значительно превышает экспорт. Россия, напротив, вывозит больше товаров (напомним, что преимущественно это сырьё), чем ввозит, и её торговое сальдо положительно.

Международная торговля имеет очень древнюю историю. Это первая форма экономических отношений между странами. Из истории вы помните, что в XVII-XVIII вв. самой крупной торговой державой были Нидерланды, а затем Великобритания.

Ещё в XVII в. учёные-экономисты задавались вопросом: «Почему страны торгуют друг с другом?» В то время они полагали, что внешняя торговля создаёт богатство, которое ассоциировалось с золотом, и призывали правительства вывозить больше товаров, чтобы получать больше золота для страны, и меньше ввозить, чтобы не было оттока золота.

Но уже во второй половине XVIII в., когда в Англии начался промышленный переворот, т. е. переход от мануфактуры к фабрично-заводскому производству, отношение к торговле изменилось. Шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) подверг критике идею о богатстве как владении большим количеством золота и показал, «как государство богатеет, и чем живёт, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет» (А. С. Пушкин).

А. Смит высоко ценил разделение труда и считал, что для граждан любой страны выгодно покупать заграничные товары, особенно если они продаются дешевле, чем отечественные. Учёный разработал теорию абсолютного преимущества во внешней торговле, суть которой состоит в том, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие, и поэтому имеют абсолютные преимущества в свободной торговле с другими странами. Россия, например, имеет абсолютные преимущества по газу, которого она производит больше всех в мире. Наша страна поставляет газ в развитые страны Европы в обмен на оборудование, так как его производство в России менее эффективно.

Другой английский экономист Давид Рикардо (1772-1823) разработал теорию сравнительных преимуществ во внешней торговле. Суть её состояла в том, что страна получает выгоду, если она специализируется на производстве тех товаров, средние издержки которых относительно меньше, чем при производстве тех же товаров в других странах. Д. Рикардо в качестве примера взаимовыгодного обмена между Англией и Португалией приводил обмен такими товарами, как сукно (помните, что Англия была «мастерской мира»?) и вино, поскольку Португалия находится южнее Англии и природные условия там более благоприятны для выращивания винограда.

В настоящее время почти все страны втянуты в мировую торговлю. Но удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте очень различается. Доля развитых стран в мировой торговле в 2000 г. составляла по экспорту 72%, а по импорту – 75,8%.

Самая большая доля в мировом экспорте и мировом импорте приходится на США – соответственно 13 и 20,3%, на втором месте Германия – 8,9 и 8,1%, на третьем – Япония – 8,0 и 6,1%. Доля России более чем скромная: в мировом экспорте – 1,7%, в мировом импорте – 0,5%.

А теперь посмотрим, что представляет собой внешняя торговля России. Специфика экспорта России состоит в том, что большую его часть составляют топливно-энергетическое сырьё и продукты добывающей промышленности. В 2001 г. на экспорт этой продукции приходилось 60,4%, доля продукции обрабатывающей промышленности (например, машиностроения, приборостроения и др.) составляла 37,8%, сельского хозяйства и пищевой промышленности – 1,8%. По импорту в 2001 г. первое место занимали машины и оборудование – 33,2%, на третьем месте продукция сельского хозяйства и продовольствие – 22%.

Главные партнёры современной России: по экспорту – Германия (9,3%), Италия (7,5%), Китай (5,6%), Украина и Белоруссия (по 5,3%); по импорту – Германия (13,9%), Белоруссия (9,5%), Украина (9,2%), США (7,7%), Казахстан (4,8%).

Выгодна ли для государства внешняя торговля? С одной стороны, ответ положительный – выгодна, ибо потребители, как правило, получают качественные товары зачастую по более низким ценам. Но, с другой стороны, товары отечественных производителей не выдерживают конкуренции, не имеют спроса, производство их сокращается, люди теряют зарплату, работу, а значит, их платёжеспособность сокращается. Это отрицательные моменты внешней торговли.

Выйти из этого положения поможет политика государства в области международной торговли.

 

Государственная политика в области международной торговли

Уже не одно столетие в международной торговле сохраняются две взаимосвязанные тенденции, или две экономические политики государства. Это протекционизм и свободная торговля (фритредерство).

Протекционизм (фр. protectionisme от лат. protectio – букв. «прикрытие») – это политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов.

Свободная торговля – это политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли.

Протекционизм появился очень давно, ещё в XVII-XVIII вв., и выражался в установлении государством импортных пошлин на те товары, ввоз которых был нежелателен. Пошлины составляли определённый процент от цены товара и сильно удорожали импортный товар, который становился менее конкурентным по сравнению с местными товарами. В России таможенные тарифы впервые были введены Петром I.

Политика свободной торговли стала применяться в Англии в середине XIX в. Но широкое распространение она получила только после Второй мировой войны, т. е. с середины XX в.

В настоящее время эта политика проявляется в либерализации свободной торговли, переходе многих стран к открытой экономике. Однако у политики свободной торговли есть свои положительные черты и недостатки.

К положительным чертам следует отнести прежде всего насыщение национального рынка дешёвыми и качественными товарами. Значит, население сможет купить больше товаров и по выгодным ценам мирового рынка. Государство будет собирать больше налогов и с иностранных компаний, которые будут перевозить товар через наши границы, и со своих граждан, которые будут покупать эти товары. Кроме того, иностранные фирмы должны будут открыть свои филиалы в другой стране для продажи своих товаров, а это дополнительные рабочие места для местного населения.

Но у свободной торговли есть и отрицательные черты. Поскольку население предпочтёт более качественные импортные товары, спрос на отечественную продукцию упадёт, производители сократят производство, уволят своих рабочих, будут платить меньше налогов государству. Хорошо, если иностранная конкуренция заставит наших производителей улучшить свою продукцию, уменьшить издержки, снизить цены. А если нет? Тогда возрастёт зависимость страны от иностранных товаров, цены на них повысятся, большинство населения не сможет их покупать.

В 80-х гг. XX в. в России существовал дефицит почти на все потребительские товары, цены были низкими, а очереди огромными. В 1992 г. была отменена монополия государства на внешнюю торговлю, и иностранные товары бурным потоком стали прибывать на наш рынок. Торговля начала развиваться, появились так называемые челноки, которые привозили дешёвые товары из Турции и Китая и продавали их прямо на улице рядом с рынками и магазинами. Сейчас этот этап уже миновал. У потребителя есть выбор: покупать либо импортные товары, либо товары отечественных производителей. Например, по продовольственным товарам у наших продуктов есть преимущества – они свежие, натуральные, в большинстве своём без всякого рода вредных добавок. Но, к сожалению, они стоят дороже и внешне выглядят менее привлекательно, чем красивые заморские продукты. Нам ещё многому надо научиться, чтобы как можно лучше удовлетворять запросы наших потребителей отечественными товарами.

Именно поэтому Россия, как и многие другие, даже самые развитые страны, не отказалась от политики протекционизма, используя разные методы регулирования внешней торговли.

Рассмотрим методы протекционистской политики, которые можно разделить на две большие группы – тарифные и нетарифные.

К тарифным методам регулирования относятся таможенные тарифы на импорт и экспортные тарифы, а также таможенные союзы.

Таможенные тарифы на импорт – это пошлины на импортные товары, ввозимые в страну, взимаемые таможенными ведомствами при пересечении границы государства. Обычно на готовые изделия тарифы достаточно высокие, а на сырьё и материалы – более низкие. Цель такой политики – поднять отечественную цену на импортный товар выше мировой и таким образом защитить отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Экспортный тариф – это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибегают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. К тому же установленные экспортные пошлины дают дополнительный доход в государственный бюджет.

Таможенные союзы – это объединения стран, которые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран. Примером может служить Европейский союз, куда вошли бывшие прибалтийские республики СССР (Латвия, Литва, Эстония), или Азиатско-Тихоокеанское сообщество, куда входит Россия.

К нетарифным методам регулирования международной торговли относятся установление квот, экспортные кредиты, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др.

Установление квот – это количественные ограничения ввоза или вывоза определённого товара. Например, США стараются ограничить ввоз японских автомобилей и электроники, чтобы оградить от конкуренции отечественных производителей. Россия не установила квот, но повысила тарифы на ввоз импортных автомобилей, особенно подержанных, которые уже отработали 5-7 лет и цена которых очень низкая, чтобы защитить своих производителей, и таким путём ограничила ввоз автомобилей.

Квоты устанавливаются путём лицензирования, его проводит государство. Иностранные компании для получения лицензии на ввоз товара должны присылать в данную страну его образцы. Задержка во времени и неопределённость, связанная с этой процедурой, негативно влияют на внешнюю торговлю.

Ещё один приём скрытого протекционизма на ввозимые из-за рубежа товары – это установление стандартов на ту или иную продукцию. Стандарты связаны с классификацией, маркировкой, проведением испытаний продукции и часто вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья населения. Например, в маркировке должен быть указан состав продукта; если это продукты питания, то должны быть указаны пищевые добавки. Если они не соответствуют российским стандартам, то ввоз этих продуктов будет запрещён.

Экономические санкции – эмбарго – это установленный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной. Эмбарго применяется в основном с целью давления на эту страну по политическим мотивам. Например, США, которые не хотели терпеть рядом собой прокоммунистическую страну, в 1962 г. объявили Кубе полное эмбарго. Иногда эмбарго может объявляться и на отдельные товары. Так, США в начале 1980-х гг. объявили эмбарго на поставку компьютеров в СССР под предлогом, что это может укрепить военный потенциал Советского Союза.

Международная торговля очень быстро развивается и поэтому нуждается в регулировании со стороны международной организации. Такая организация была создана и начала действовать в 1948 г. – это Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В 1995 г. она была преобразована в ВТО – Всемирную торговую организацию, которая регулирует около 90% мировой торговли (по данным на октябрь 2009 г., в неё входило 153 государства).

Цель этой организации – создать для своих членов режим наибольшего благоприятствования в торговле, отменить дискриминацию и создать равные условия для всех участников. ВТО устанавливает общие тарифы и борется с нетарифными ограничениями в торговле – квотами, государственными субсидиями экспортных отраслей, налоговыми льготами для экспортных предприятий.

Россия только с августа 2012 года является членом ВТО, хотя заявку на вступление в организацию подавал ещё СССР. Переговоры касались как раз нетарифных инструментов, которые Россия использует для защиты своей промышленности. До вступления в ВТО Россия теряла, по оценкам наших экономистов, от 1 до 4 млрд долл. в год от неблагоприятных тарифов для стран – не членов ВТО по экспорту металлургической, химической, текстильной и других отраслей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...