Анализ педагогической работы по созданию условий адаптации ребенка в ДОУ
Адаптация ребенка к новым общественным отношениям, совершенствование и образование его разнообразных коммуникаций с другими людьми, так же как развитие способностей завязывать упрочивать и обогащать межчеловеческие отношения очень важна с периода раннего детства для состояния здоровья и развития ребенка. Развитие ребенка не автоматический процесс, реализующийся сам по себе, а осуществляющиеся только при активном участии самого ребенка. «Способность устанавливать и укреплять межличностные контакты предполагает возможность адаптации к микросоциальной среде при ее изменении.» Таким образом адаптация необходима и неправильно, на мой взгляд, думать, что ребенка следует охранять от нее. Это не совместимо с условиями современной жизни, и задача заключается в том, чтобы целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка, без чего невозможно активное участие в жизни социума. «Всякая адаптация к внезапному изменению окружающих условий означает, после соответствующей ориентировки, выработку новых или перестройку более или менее прочных привычек и форм поведения.Эти задачи требуют перестройки имеющихся динамических стереотипов, что приводит к определенному нервному напряжению, а в результате этого к более или менее выраженным колебаниям в вегетативной регуляции, нарушениям в эмоциональном состоянии и поведении». Можно различать несколько фаз адаптации: 1. Острая фаза адаптации, когда наиболее выражены сдвиги по различным параметрам. Почти у всех детей при поступлении в детский сад нарушался аппетит, сон. Эмоционально они в этот момент очень неустойчивы. 2. Подострая фаза, при которой эти сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам. Например, нормализуется сон, но очень долго отсутствует аппетит или наоборот.
. Фаза убыстренного развития или компенсации, во время которой не только исчезают какие-либо отклонения, но и отчетливо проявляются положительные сдвиги в поведении детей. Многие дети перейдя на эту фазу становятся очень общительными, активными, помогают друг другу. «Длительность острой фазы различна в зависимости от возраста. Для детей первых лет жизни это в среднем первый месяц их пребывания в детском коллективе; у детей переходящих из яслей в детский сад - до 15 дней. Подострая фаза длится у детей раннего возраста 2-3 месяца. Затем наступает как бы «взрыв», при котором темп развития несколько опережает обычный для данного возраста. Фаза компенсации наблюдается около 3-6 месяцев, а затем ход развития приобретает нормальное течение». Все указанные выше фазы адаптации выявляются только при легкой или средней адаптации. Тяжелая же, вследствие ее причин обычно более длительная и неблагоприятно отражается на развитии и состоянии здоровья. Еще одна сторона, которую следует отметить - восприятие ребенком детского сада со стороны отношения с семьей. При адаптации к коллективу детского учреждения речь идет не о нарушении связей с родителями, давно образовавшихся и закрепившихся в те первые месяцы жизни, которые ребенок при нормальных семейных условиях проводит исключительно в семье. Речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и о формировании новых связей, которые однако, не имеют и не должны иметь характера семейных. Важной задачей в этом аспекте является донести до ребенка эту мысль, помочь побороть этот страх и тем самым открыть притягательные возможности нового мира, новой окружающей среды. Это и новые неизвестные игрушки, и кончно же новые взрослые, которые откроют этот новый мир.
Подводя итоги, можно сказать, что требования, стоящие перед ребятами с момента знакомства с новыми условиями среды, безусловно являются в той или иной мере трудной задачей. Степень трудности зависит от индивидуальных особенностей имевших место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребенка. Поэтому следует искать пути, помогающие ребенку возможно более легко преодолевать эти трудности, поскольку в это же время происходит расширение его социальных связей и тренировка адаптационных возможностей. Максимально облегчить адаптационный период - задача ДОУ, которая реализуется последствием педагогических возможностей. Когда ребенок приходит в группу есть много способов и приемов безболезненного расставания со взрослыми, настройки его на новый день в новой обстановке, но все они подчинены одной цели: пробудить у ребенка познавательный интерес. Остановим внимание на дидактических и развивающих играх, которые являются большим подспорьем в руках воспитателя при благоприятном прохождении ребенком адаптационного периода. Конечно же при их организации следует учитывать некоторые требования, без которых цель игры не будет достигнута.Необходимо хорошо знать возрастные особенности детей. Внимание малышей пока еще не устойчиво, они быстро отвлекаются, а решение задачи, например, в дидактических играх требует от них большой усидчивости, внимания, усиленной мыслительной деятельности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических и развивающих игр, повышающих интерес малыша к знаниям и, прежде всего дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием (поющие игрушки, «дергунчики»). «Важное значение имеет сочетание в игре умственной здачи с активными действиями и движениями самого ребенка». Например. Катать цветные шарики в воротца такого же цвета. Здесь малыш выполняет действие, но при этом действие для него нужно обдумать. Также известные игры становятся для детей более интересными и занимательными если в них вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому в практической деятельности должны повторяться игры в разных вариантах с постепенным усложнением.
Адаптационный период высокочувствителен для детей. В это время ребенок особенно остро воспринимает мимику воспитателя, его жесты, каждое слово. Потому в игре с ребенком от педагога требуется большая внимательность не только к ребенку, но и к себе. В развивающих и дидактических играх мы знакомим малыша с правилами игры во время игры. Например, при сборке пирамидки мы объясняем правила во время игры; показывая увеличительное стекло, мы объясняем на примере как с ним действовать; при собирании «сокровищ» на прогулке правила объясняются попутно. Но, пожалуй, самое главное, наряду со всеми аспектами - занять ребенка содержательной деятельностью. С первых минут прихода ребенка в группу мы предлагаем ему интересное занятие. Причем это должна быть именно игра, так как в таком возрасте для ребенка это ведущий вид деятельности. Также, в группе должно быть несколько знакомых игрушек, с которыми дети уже играли. Это могут быть и игрушки, которые они принесли с собой, и игрушки, подаренные родителями детскому саду. А при переходе из группы раннего возраста в младшую, например можно взять несколько игрушек, с которыми дети очень любили играть в предыдущей группе. Одним из эффективных приемов в адаптационный период являются совместные игры взрослого и детей. Такие игры проводятся с утра и в течении всего дня. Обычно это простые сюжетные игры, доступные пониманию ребенка, отражающие близкие и знакомые детям явления окружающей жизни: поездку на транспорте, поход в магазин, стирку белья. Основная задача таких игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. В своей работе по организации игры, педагог вначале сам выполняет главную роль, становится продавцом в магазине, снимает одежду с кукол, предлагая постирать ее вместе с детьми. Игра становится занимательной, когда заинтересовавшись малыши сами включаются в нее, и тем более, когда им достаются активные роли.
Да в группах помимо воспитателя есть и другие дети и здесь при организации игр одной из важнейших адаптационных задач является воспитание у ребят умения играть вместе со сверстниками. (Следует оговорить то, что такая задача ставится уже на 3 этапе адаптационного периода). В процессе игры необходимо приучать детей доброжелательно относится друг к другу, не отнимать игрушки, не разрушать постройки. Нужно подсказать детям, как договорится, как вместе играть одной игрушкой, как распределить роли, поощряя хорошие поступки и осуждая плохие. В практике так же используют игры с природным материалом, что является большим подспорьем в развитии детского воображения. мелкой моторики и речи («Собирание сокровищ», «Коллаж» и др.). В основном эта занимательная игровая деятельность происходит на улице. Здесь собранный материал можно легко обыграть в песочнице, которая представляет для детей особый интерес. Вместе с детьми можно придумать замок с небывалыми крышами, попросить шофера нагрузить песок самосвалом, отвезти его на площадку, где будет строится дом для маленькой куклы. Как дополнение в практике используются, и подвижные игры для эмоционального раскрепощения детей, создания положительной эмоциональной обстановки. У детей немалый интерес пробуждают и такие игры. Ребята легко понимают роль цыплят в игре «Наседка и цыплята». Эта игра состоит из 1-2 подражательных действий: цыплята бегают, клюют зернышки, на призыв наседки «ко-ко-ко!» они бегут к матери и садятся вокруг. Вместе с детьми можно играть в подвижную игру «Солнышко и дождик». В такого рода играх есть два заслуживающих внимания момента: ) все участники должны действовать одновременно друг с другом и выполнять одинаковые действия; ) по сигналу (он выступает в роли правила) следует производить смену действий. Эти моменты являются подготовительными к действиям по правилам, помогают ребятам ощутить себя не только в игре, но и в игре с коллективом, а значит приблизится к детям, переступить адаптационный порог. Помогают так же различные атрибуты в двигательно-игровой деятельности малышей. Игры с каталками, вожжами, мячами, обручами. воротцами, интересны для ребят, так как дома у них нет таких игрушек. Нередко в таких играх с детьми присутствуют сюжеты знакомых им сказок, рассказов, потешек, песенок, прибауток, литературных персонажей. Очень забавным представляется перевоплотится в лисичку и съесть колобка, стать козленком и из корзиночки раздать овощи своим братцам и сестричками. Театральный уголок в группе всегда таит что-то неизведанное для детей. Примерив маску, оживив зайца, надев его на руку, можно смело осуществлять сюжет сказки, импровизировать. Всегда радуются дети приходу Петрушки, который принес погремушки или другие подарки детям, какую-либо новую игру. Первоочередной задачей в таких развлечениях является формирование эмоционального контакта между воспитателем и детьми.
Еще очень интересны детям музыкальные игры. «Угадай», «Что звенит?», «К нам гости пришли», «Чей домик?», «Тихие и громкие звоночки.» и многие другие игры не только развивают музыкально-сенсорные способности но и способствуют созданию теплого эмоционального климата в группе. После таких игр дети эмоционально раскрепощаются, становятся более доверительными в отношениях. Помимо всех этих игр немалой важностью обладает и предметно-развивающая среда в группе. Здесь в основном находятся дидактические игры, которые используются как на занятиях, так и вне их. Они помогают удовлетворить познавательный интерес ребят. Занятия с дидактическими игрушками направлены в основном на развитие активной ориентировки, умения более осмысленно действовать в умственном плане, в воображаемой ситуации самостоятельно проносить знакомые приемы и средства решения поставленной перед ними задачи в новую ситуацию. Но тем не менее эмоциональный аспект идет впереди. Даже собирая пирамиду или играв в «Почтовый ящик» необходим эмоциональны фон. Здесь можно просто похвалить ребенка за успехи, а можно придумать историю о потерявшихся колечках (фигурках), которым необходимо жить в одном домике. Сюда же относятся и настольно-печатные игры: «Что к чему», «Оденем куклу», «Где чей домик?», «Лото». Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, изменения социальной среды сказывается и на психическом и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует младший возраст, в котором многие малыши впервые приходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько в семье подготовлены к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, который может продолжаться в течении полугода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремиться к контакту со взрослыми или наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом его социальные связи оказываются нарушенными… Установлен ряд факторов, определяющих насколько успешно малыш справиться с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны с физическим и психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены. Каково состояние здоровья ребенка; умеет ли и достаточно часто общается со взрослыми и сверстниками? Вот основные критерии по которым можно судить о степени его готовности поступлению в ясли и благополучного пребывания в них. Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду? Прежде всего, нужно хорошо осознать, что без совместной работы родителя и воспитателя здесь не обойтись. Одинаковые цели, единые требования, взаимопомощь в воспитании ребенка - те вехи, которые помогут достичь благополучного поступления в сад и пребывания в нем. Во время адаптационного периода родителям следует создавать условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит водить его в гости, в неумные компании, связанные с поздним возвращением, а так же принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, не следует перегружать его нервную систему. Как правило, все дети, впервые поступающие в детский сад на 5-7 день заболевают. Поэтому особое внимание нужно уделять состоянию здоровья вашего ребенка. Поводя итоги можно сказать, что при поступлении в ДОУ следует обратить внимание на следующие особенности вашего ребенка. 1. Какой тип общения предпочитает малыш в период подготовки к детскому саду. 2. Стремиться ли ребенок к самостоятельности в игре и самообслуживании? Если он предпочитает, чтобы в этих видах деятельности активными были взрослые, нужно постепенно воспитывать в нем собственную инициативность. . Как ребенок относится к посторонним взрослым? Если он пугается их, плачет, пытается спрятаться за маму, отказывается от общения с ними, нужно обратить на это внимание. Постарайтесь сделать так, чтобы взрослые не только гладили ребенка по голове, и дарили ему конфеты, но и немного поиграли с ним. Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие чувства он испытывает в обществе сверстников. Если он испытывает трудности в этой сфере можно воспользоваться нашими советами. Проблемы адаптации. Посещают ясли 53% мальчиков и 55% девочек. Из них состояние аффекта возникает первое время у 92% детей без различий по полу. Пребывание в яслях представляет для них психотравмирующую ситуацию в результате разлуки с матерью как объектом эмоционального предпочтения и безопасности, появления новых, незнакомых взрослых, которых еще боится ребенок, и ломки жизненного уклада в целом. Под воздействием этих факторов не смогли адаптироваться в яслях 73% мальчиков и 52% девочек. Большая трудность приспособления к яслям у мальчиков обусловлена их более интенсивной привязанностью к матери, чем у девочек, в связи с чем более травмирующим становится отделение от нее и прекращение эмоционального контакта. В свою очередь, более выраженный стресс является одной из причин достоверно более высокой (р<0,01) заболеваемости (большей частью ОРВИ) у мальчиков, посещающих ясли (у 84%), по сравнению с девочками (у 44%). Посещение яслей в этих условиях становится невозможным и ребенок остается дома, но в более худшем состоянии, чем до их посещения. Выраженным психотравмирующим воздействием обладает также госпитализация в первые годы жизни по поводу заболеваний, обследования и операции (60% из обследуемого контингента детей, бывших свыше недели в больнице). Госпитализация без матери имеет место у каждого второго ребенка. В этом случае почти всегда отмечается различной длительности и выраженности реактивное состояние. После выписки некоторые дети из-за пережитого эмоционального шока первое время не узнают родителей, затем болезненно реагируют на замечания, становятся более обидчивыми, требовательными и капризными. У них часто расстраивается сон, увеличиваются количество страхов и "прилипчивость" к родителям. Нарастают эмоциональная и вегетативная неустойчивость, вероятность появления психомоторных нарушений в виде тиков, заикания, энуреза. Определенную роль в происхождении невротического состояния может иметь отношение обслуживающего персонала, недостаточно учитывающее психологические особенности детей. Причиной невротического состояния при госпитализации являются в большинстве случаев те же факторы, что и при помещении детей в ясли (отрыв от матери, ломка стереотипа, страх незнакомых взрослых, как и чрезвычайно остро воспринимаемое чувство боли в раннем возрасте). Безусловно, не все реагируют подобным образом. Так, большинство из консультированных нами детей из детского дома не обнаруживают ярких реакций при госпитализации из-за отсутствия возрастных страхов, привязанности или недостаточного понимания происходящего, доходящего временами до степени безразличия. Но даже на детей, заболевающих неврозами, госпитализация действует неодинаково. Наиболее травматична она у детей с последующим развитием невроза страха и истерического невроза, особенно при госпитализации без матери. Это не случайно, поскольку дети с истерическим неврозом эмоционально более тяжело переживают разрыв привычных связей, лишение любви, признания и поддержки. Для детей, заболевающих неврозом страха, более характерно беспокойство в ответ на появление в больнице незнакомых взрослых, контрастирующих своим поведением с привычным отношением матери. Следует коснуться и вопроса о неблагоприятных последствиях для детей с неврозами раннего помещения в санаторий, где срок пребывания, как правило, несколько месяцев. Даже в современных условиях приходящие воспитатели не могут заменить внимание и заботу матери для детей 2-5 лет. Отсутствие психологически регламентированной службы только усиливает эффект невротизации эмоционально чувствительных детей, когда их выбирают в качестве жертвы для проявления агрессивных чувств дети с психопатоподобными и психопатическими чертами поведения. Немалое число этих детей имеет почти каждый санаторий. Это еще больше осложняет адаптацию у детей с неврозами ввиду их беззащитности. Вместе с родительской депривацией подобная психогенная ситуация приводит к снижению эмоционального тонуса, расстройству настроения и замедлению процесса соматического оздоровления, что способствует заболеванию неврозом. Рассмотрим более подробно проблемы адаптации в детском саду, поскольку большинство детей дошкольного возраста являются организованными. Состояние аффекта в первое время посещения детского сада выявлено у 44% детей (49% мальчиков и 37,5% девочек). В большинстве случаев оно не достигает степени реактивного состояния, как в яслях: меньше и число детей, неадаптированных в детском саду - 41% (45% мальчиков и 35% девочек). Обращает внимание несколько большее число неадаптированных мальчиков в детском саду, больше их также в яслях и школе. Если в яслях это объясняется более выраженным, чем у девочек, беспокойством при отделении от матери, то в детском саду и школе зависит от недостаточно сформированного навыка общения с отцом. В отношении частых соматических заболеваний различия у мальчиков и девочек отсутствуют (48 и 45% соответственно). Сравнение с нормой (мальчики и девочки вместе) показывает заметное преобладание у детей, заболевающих неврозами, состояния аффекта при начале посещения детского сада (р<0,001) и отсутствие адаптации в дальнейшем (р<0,001). Прежде всего, это относится к эмоционально чувствительным, впечатлительным и боязливым детям, обнаруживающим тревожную зависимость от матери и невропатически обусловленные проблемы еды и дневного сна. Плохой аппетит и отсутствие дневного сна являются часто источником конфликтных отношений со стороны воспитателей, стыдящих, а то и наказывающих детей как непослушных. В целом, число плохо адаптированных детей при неврозах заметно снижается в детском саду (41%) и особенно в школе (26%) по сравнению с яслями (65%), что подчеркивает улучшение адаптации с возрастом. Родители детей, у которых выявляется состояние аффекта при помещении в детский сад и неадаптированные в нем в дальнейшем, сравнивались по вопроснику MMPI с родителями детей без проявления аффекта и адаптированных в детском саду (для краткости обозначим детей соответственно как адаптированных и неадаптированных). В профиле MMPI у матерей и отцов неадаптированных детей заметен подъем 4-й шкалы (у матерей мальчиков различия достоверны (р<0,001). Ввиду относительно невысоких подъемов шкалы ее следует трактовать как наличие у родителей неадаптированных детей трудностей самоконтроля, конфликтности, проблем взаимоотношений с окружающими и, прежде всего, - с детьми. Обращает внимание и подъем 1-й шкалы у матерей неадаптированных мальчиков (р<0,001). Это указывает на большое количество жалоб, хроническое чувство усталости и недомогания, тревожно-мнительную фиксацию болезненных ощущений. Подобный настрой неблагоприятно отражается на выздоровлении детей, поскольку матери продолжают считать их больными даже тогда, когда практически они здоровы. У матерей неадаптированных девочек достоверно более выражены 6-я и 7-я шкалы. Посредством механизма ролевой идентификации с матерью дочь усваивает такие особенности ее поведения, как нетерпимость к чужому мнению, чрезмерную настойчивость в осуществлении своих желаний, подозрительность и настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и категоричным суждениям (6-я шкала). Эти особенности характера матери сочетаются с неуверенностью и тревожной мнительностью (7-я шкала), создавая внутренне противоречивый облик ее личности. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера родителей осложняет отношения со сверстниками и затрудняет адаптацию в детском саду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|