Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция базальной стимуляции

А. Фрёлих
Главным принципом базальной стимуляции может считаться то, что предпринимается попытка через тело, т.е. через человека в реальности, запустить целостную передачу опыта и впечатлений. Эти опыт и впечатления постоянно соотносятся с индивидуумом в ходе тщательного наблюдения (или также планирования). В данном случае речь идет об индивидуальном развитии, а не о заданном, которое ориентируется на возрастные ступени или другие предписанные нормы. Мы исходим из того, что каждый человек проходит свое собственное развитие со своей собственной логикой, и что вполне возможно оказать ему поддержку в создании дифференциации.
Передача через тело является взаимной целостной передачей, т.е. воспитательница, терапевт, учительница, мать, учитель или тот, кто постоянно занимается с инвалидом, втянут собственным телом в эту передачу. Телесность обнаруживает определенную параллельность или равноценность обоих партнеров. Урсула Хаупт сконструировала модель, которая пытается сделать целостность более наглядной.

Между семью важнейшими разделами развития и личности человека были созданы свои отношения. Намеченные в графике связующие линии должны показать, что ни один раздел личности/развития не может быть представлен в отрыве от других. Каждый раздел одновременно влияет на каждый другой. Только все разделы вместе создают целостность. Мы исходим из того, что каждый живущий человек во всех этих разделах собирает свой опыт, во всех этих разделах переживает что-то:

· все разделы являются одинаково настоящими.

· они одинаково важны.

· эти разделы действуют одновременно.

 

Отдельные разделы развивающего воздействия


Тяжелая степень нарушений означает часто радикальное ограничение активности. Человек, которого это коснулось, вынужден ограничиваться самыми элементарными жизненными процессами, которые чаще всего происходят только в его собственном теле. Кажется, что мир вокруг него едва ли существует, он не может развить возможности контактов, а мир, со своей стороны, не пытается добраться до него. Этими базальными предложениями можно хотя бы частично или временно приоткрыть эту индивидуальную изоляцию.


Соматическая стимуляция


Все тело, а особенно кожа как самый большой орган, представляет собой наше ограничение и, одновременно, точки нашего контакта с окружающим миром. Строение нашего тела дифференцировано по-разному, в соответствии с нашим опытом. Наша кожа и мускулы в существенной степени создают наше представление о себе. Длительная неподвижность, высокая степень спастичности или же гипотония не позволяют возникнуть желаемой дифференциации. Можно предположить, что самовосприятие своего тела инвалидами далеко не дифференцировано, за исключением некоторых моментов с часто негативной концентрацией (боли, нелюбимые процедуры по уходу и т.п.)
При помощи соматической, т.е. затрагивающей все тело, стимуляции должен создаваться положительный опыт своего собственного тела, своей собственной фигуры, с границами и точками контакта с миром. Первичный телесный опыт создается прикосновениями. Начиная с центра тела "моделируется" туловище, потом присоединяются конечности, пока в завершение стимуляция не завершится в кистях рук и ступнях. Очень полезными при этом оказались приемы стимуляции из индийского детского массажа, несмотря на то, что он был упрощен и модифицирован для наших специальных нужд.
Многие люди со значительной степенью нарушений имеют большие проблемы, они интерпретируют простое прикосновение рукой как нечто, имеющее большое значение. Стимуляция должна проводиться интенсивнее, так что мы включаем в этот процесс дополнительные материалы. Хорошую службу могут сослужить махровые полотенца, а также меховые перчатки. Включением дополнительного материала (ткань/мех) можно приглушить чувство прикосновения кожи к коже и тем самым подчеркнуть ощущение собственного тела.
Возможны вариации, когда одновременно применяется поток теплого воздуха из фена, чтобы дать коже ощущение ее протяженности и связности. Такой стимуляцией в определенной мере моделируется ощущение тела, которое человек с нарушениями (больше) не может создать сам из-за узости своей собственной активности. Из-за ограниченности и стереотипии движений его представления о собственном теле остаются недифференцированными и, возможно, односторонними. Это, в свою очередь, снова ограничивает двигательный потенциал, поскольку тело в целом или существенные части его больше не воспринимаются.

 

Прикосновение к коже, прикосновение ко всему телу эмоционально стимулирует и стабилизирует. Это – форма систематической, равномерно повторяющейся нежности, которая сигнализирует о близости, внимательности и определенной исключительности отношений. Это самая интенсивная форма коммуникации, помимо специфических сексуальных контактов.


Вибрационная стимуляция


Соматическая стимуляция относится только к мускулатуре и коже, так что она охватывает только часть человеческого тела. Костную систему трудно достать снаружи при помощи прикосновений и надавливаний. Мы можем установить, что применение вибрации вдоль туловища создает интенсивное ощущение несущих частей и суставов. Подходящие небольшие вибраторы могут располагаться таким образом, что, например, от голеностопного сустава через колено к бедру будет чувствоваться вся нога. Обычно весь этот опыт приобретается и запоминается во время стояния, ходьбы. Маленький ребенок копошится, ползает, припрыгивает, бегает и прыгает и таким способом снова и снова через колебания, изменение нагрузки знакомится с сопротивлением земли. Тяжелая инвалидность делает это в большинстве случаев невозможным, монотонные положения лежа и сидя приводят скорее к хабитуации (привыканию к раздражителям), чем у улучшению восприятия собственного тела.
Однако, вибрация может, в особенности если она осторожно размещается на грудной клетке и голове, помочь началу восприятия колебаний в направлении аудитивной перцепции. Даже глухие и слабослышащие люди могут воспринимать колебания и могут с течением времени научиться, что подобное колебание, например, может быть идентично человеческому голосу партнера по коммуникации. "Прослушивание" колебаний при непосредственном телесном контакте, когда головы партнеров по коммуникации лежат рядом (костное проведение), действует потрясающе успокаивающе и, возможно, представляют собой "воспоминание" об пренатальном мире восприятия колебаний.


Вестибулярная стимуляция

В последние годы благодаря "сенсорной интеграционной терапии" широко распространилась вестибулярная стимуляция. Не обсуждая здесь в деталях определенные теоретические предпосылки, следует указать на то, что ориентированность на силу притяжения в любом случае возникает уже в ранние месяцы беременности, и при ненарушенном развитии это особенно важно в первый год жизни, когда ребенок стремится с горизонтали в вертикаль. Вестибулярная стимуляция сообщает людям с тяжелыми нарушениями информацию об их положении в пространстве, о движении всего тела в пространстве. Она находится в тесной взаимосвязи с переработкой информации от всех возможных визуальных впечатлений. Благодаря этому мы можем уже очень рано установить, что умеренная вестибулярная стимуляция очевидно стабилизирует положение и при необходимости нормализует тонус. Внешние признаки у детей указывают на то, что благодаря этому устанавливалось интенсивное хорошее самочувствие. Во многих случаях мы впервые могли наблюдать расслабленную улыбку, когда могли предложить умеренную вестибулярную стимуляцию, в других же приятных ситуациях этого не было.
Вестибулярная стимуляция для людей с тяжелейшими нарушениями должна быть гораздо умереннее, чем для активных детей и подростков, которые могут двигаться сами. В основном это медленные раскачивающиеся движения наискосок и вдоль к оси тела, но особенно это движения на терапевтической дорожке или на большом мяче, которые могут стать расслабленным "танцем" под музыку.
Три раздела соматической, вибрационной и вестибулярной стимуляции вообще соотносятся, как было уже сказано раньше, с самыми ранними и элементарными функциями восприятия. Пренатальная психология показала, что еще не рожденный ребенок возможно уже с момента зачатия, а точно с 4 месяца беременности может дифференцированно воспринимать эти формы стимуляции. Мы убеждены, что такие возможности принятия и переработки имеются у любого живого человека, без них он, вероятно, не смог бы жить.
Но и для взрослого человека безо всяких нарушений в экстремальных ситуациях эти три раздела представляют собой важные формы восприятия; вспомните здесь о ситуации утешения: кто-то кого-то берет в руки, прижимает к себе, смотрит в сторону: руки смыкаются за спиной, человек бормочет и мурлычет слова утешения, которые едва ли имеют какой-то смысл, и медленно качается при этом вперед и назад. Таким образом мы заботимся об интенсивной соматической стимуляции через тепло и прикосновение. С вибрацией мы переносим наш голос, и даем, кроме того, спокойную вестибулярную стимуляцию. Это триединство элементарных и ранних ощущений создает покой. Надежность и защищенность как раз и ведет к психофизическому выравниванию.
По нашей оценке, уже просто работой с этими тремя разделами можно многого добиться с людьми, имеющими тяжелейшие нарушения. Правда, стало видно все более отчетливо, что очень трудно рассказать словами и едва ли возможно написать собственно о процессе, о "методике и технике". Посмотрите видео оно даст некое представление.

Запах и вкус

Из-за постоянного специального питания и потребления пищи в виде пюре или протертой, равномерно перемешанной, ощущение вкуса в полости рта "хиреет". Неиспользованным остается одна из самых чувствительных и способных к разнообразному восприятию зон человеческого тела, а вместе с нею и соответствующие отделы мозга. Связь с возможной чисто "речевой" коммуникацией совершенно отчетлива. Но и детское распознавание объектов, выработка понятий, стимуляция действий рука-рот должно включаться в раннюю стимуляцию. Опыт показывает, что для людей в тяжелыми нарушениями следует отдавать предпочтение по возможности однозначным и интенсивным предложениям для восприятия запаха и вкуса, которые заметно выделялись бы на фоне повседневных запахов.
К сожалению, люди с тяжелыми нарушениями чаще всего не в состоянии воспринять различные, быстро возникающие и также быстро исчезающие ароматы естественной окружающей среды. Очевидно, что они, как и все остальные впечатления, сплываются в одно диффузное "серое". Поэтому педагогической терапевтической задачей является позаботиться о четких контурах и контрастах восприятия. Тогда индивидуум при помощи доступных ему действий сможет сконцентрироваться на приеме и переработке таких предложений.


Все наши усилия, обращенные к человеку с тяжелейшими нарушениями, наши прикосновения, наши движения и его восприятие приводят в результате к эмоциональному окрашиванию всех этих переживаний. Из них возникает социальный опыт. Человеческий голос, лицо, положение, прикосновение, движение относятся к одной составной части целостного процесса взаимодействия друг с другом, они не могут быть оторваны от всех других действий. Но одновременно становится отчетливо видно, что "чистого" лечения, "чистой" стимуляции не существует; гораздо больше коммуникация становится все более важной составной частью. Если я отказываюсь от хорошо структурированной, четкой и обращенной к человеку с нарушениями коммуникации, то я лишаю моего визави существенной части его опыта и обогащения. Остаться анонимным и сигнализировать о дистанции. Но и это является коммуникативным и социальным опытом – хотя и негативным.

 

Материал подготовлен Верзиной Дарьей

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...