Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурное пространство Сампсониевского собора Санкт-Петербурга и эмблематических фейерверков первой половины XVIII века.

Наймарк Елена Александровна, г.Санкт-Петербург

Naimark Elena Aleksandrovna, Saint-Petersburg

Статья посвящена культурному пространству Выборгского района Санкт-Петербурга. The article is devoted to the cultural space of the Vyborg district of St. Petersburg.

Ключевые слова: культурное пространство, эмблема

Keywords: cultural space, emblem

Культурное пространство Сампсониевского собора Санкт-Петербурга и эмблематических фейерверков первой половины XVIII века.

Своему Выборгскому району к его 300-летию посвящается.

Культурное пространство предлагаемой методологии складывается следующим образом: культурные объекты и субъекты, которые несут в себе социально значимый смысл, в частности, это соборы, здания, площади, парки, кладбища, жители, эмблемы, символы, декорации интерьеров, роспись храмов, смыслы. Методологической основой данной работы является определение культурного пространства. Идя вслед за современным, передовым успешным петербургским профессором-преподавателем Л.В. Никифоровой, можно заявить, что культурное пространство –это вместилище топосов [10], то есть мест (в том числе и таких временных, как театр эмблематических фейерверков, древнее церковное кладбище), исполненных смысла. Нельзя не добавить повторно, что культурное пространство, это поле, на котором есть субъекты и объекты, «передающие» позитивный, добрый смысл. В то же время соглашаясь с Е.В. Орловой, А.Н. Быстровой, А.Я. Зись можно заявить, чтокультурное пространство - это также область осуществления социальных программ, целей и интересов, распространения идей и взглядов, языка и традиций, верований и норм, и т. д., что невозможно без привлечения опыта искусства. В последующем теоретико-методологическом пассаже применены подходы и труды Т.Ф. Ляпкиной [8]. Работа также построена, исходя из данных, полученных А.В. Любичанковским и В.А. Любичанковским [7]. В 2018 году отмечается 300-летний юбилей Выборгского района. Можно рассчитывать, что представленная на суд читателей работа к памятной дате дополнит существующие исследования и принесет пользу.

М.С.Каганвыстраивает его архитектонику: Улица – Площадь – Парк (сад, сквер) – Река. Ученый противопоставил личностную активность петербуржцев разрушительной «образованщине». В.П.Большаковпоказал серьезную аксиологическую концепцию в осмыслении культурного пространства. Исследователь рассматривает культурное пространство как «вместилище» культурных ценностей, артефактов культуры, культурных процессов. Важна методология работы с феноменами культуры и искусства С.Т. Махлиной, а также ее схема воздействия культуры на человека через чувства и ощущения. С.Т. Махлина считает, что невербальная семиотика, которая является инструментом в понимании культурного пространства, состоит из большого количества отдельных дисциплин. Сюда входят паралингвистика, кинесика, проксемика, которые относятся к ведущим для невербальной семиотики. Но столь же важными оказываются окулесика, аускультация, гаптика, ольфакция, гастика. В область невербальной семиотики входят также проксемика и хронемика.

Интересны исследования и выводы С.Н.Иконниковой, которая рассматривает пространство как культурно-интегрирующее начало существования и развития народов и как ценность. Историки и искусствоведы, исследующие XVIII век, внесли большой вклад в формирование представлений о том, как определяется культурное пространство. Д.А. Ровинский и Д.Д. Зелов. сопоставили эмблематические фейерверки, гравюры, иконы, барельефы, триумфальные сооружения. Метод компаративистики позволил прийти к данным промежуточным выводам. Важно и изучение понятия символа для его идентификации в XVIII веке. Из интересных авторов, сравнивших изобразительные символы и литературу, можно выделить иностранного ученого Б. Меггс [2] и отечественного автора Гребенюк В.П [6].

Внимание культурному пространству уделила и профессор РГПУ им. А.И. Герцена Л.М. Мосолова. Она принесла большой вклад в исследование культурного просвещения в период вызовам ему глобализации и применила синергетический подход при анализе данных явлений. Историей Выборгского района занимался ученый, кандидат наук С.Е. Глезеров[4, 5]. По истории Сампсониевского собора вышла научная книга в год празднования юбилея в честь Полтавской битвы [13]. Не очень давно издан атлас по Выборгской стороне [3].

Основные дефиниции, входящие в культурное пространство – символ здания, смысл, который показывает объект, и эмблема фейерверков. Символ – особая разновидность знака, обозначающего обширную область значений, употребление его включает культурно-смысловой регистр. Форма символа должна ассоциироваться с ощущениями, которые человек получает с помощью зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса. Смысл — это внутреннее содержание, значение чего-либо, то, что может быть понято. Эмблема фейерверков—это условное символическое изображение содержательной истории, которая передана в фейерверке, какого-либо понятия или идеи; в отличие от символа не воплощает содержания понятия, лишь указывает на него.

Церковь Святого Сампсония Странноприимца (ныне-Сампсониевский собор) был заложен 27 июня 1709 года впервые в честь Полтавской битвы. Она была заложена в конце ноября и через 8 месяцев была освящена. Ее место было на месте нынешней часовни. Это место располагается на Большом Самсониевском проспекте, рядом со станцией метро «Выборгская».

Собор строился в 1728-1760-егоды. Пределы был освещен в честь Святого Иоанна Богослова и Архангела Михаила. Первоночально храм был однокупольным, в настоящее время он многокупольный. На соборе есть триумфальные знаки и декор в честь победы в Полтавском сражении. Эти знаки показывались в фейерверках в честь побед в первой половине XVIII века.

В соборном музее показывалась Полтавская битва. По некоторым научным измерениям, это триумфальные изобразительные традиции «Марсовой книги» [9] и других петровских реликвий. Уникально «Всевидящее око» в треугольнике— символическая эмблема Сампсониевского собора. Оно также, как и большинство декоративных изображений, икон, обрамлено украшениями в стиле барокко.

Немаловажны знаки триумфальных завитушек в стиле барокко, восходящих, как бы к небу. Они есть и в экстерьере Сампсониевского собора и эмблемах фейерверков [11]. Символы в декорациях зданий, монументов первой половины XVIII века являлись популярными не только в Петербурге (и на Выборгской стороне), но и в Москве [1].

Культурное пространство Сампсониеского собора и памятника Петра Великого перед ним эффективно выстроено, что доказывается тремя памятниками культуры, описанными далее. Данные монументы можно перечислить следующим образом: 1)мемориальный знак в честь репрессированных Э.Бироном по делу политического деятеля А.П. Волынского и архитектора П.М. Еропкина (ск. А.М. Опекушин, 1885 год), 2)памятный знак около часовни в честь кладбища XVIII века, на котором похоронен великий архитектор Д. Трезини и выставка исторических надгробий восемнадцатого столетия при нем, 3) «Памятник первостроителям Санкт-Петербурга», который также поставлен в честь кладбища мирных деятелей культуры XVIII века (ск. М.М. Шемякин, 1995).

Директор Государственного Эрмитажа, профессор, доктор исторических наук М.Б. Пиотровского [12, с. 17], считает, что Петр Великий – самый тоталитарный русский царь. Даже в сравнении с деспотичным тираном Иваном Грозным, Петр I в тяжелых условиях Великой Северной войны, «Россию так вздернул на дыбы», что в нашем секуляризированном государстве проевропейской ориентации до сих пор наблюдаются начала агрессивной пропаганды. Поэтому в дополнение к повсеместному прославления царской власти и военного героизма необходимо просвещать народ про мученеческий подвиг простых людей, невинно уничтоженных чиновниками и палачами государственных режимов и рассказывать также о местах захоронений деятелей культуры. В данном смысле, культурное пространство Сампсониевского собора, памятного знака в честь кладбища XVIII века, памятника «Первостроителям Санкт-Петербурга», стеллы в честь несправедливо репрессированных императрицей Анной Иоанновной Э. Бироном и выставки надгробий времени Д. Трезини, организовано эффективно. Надо только внести дополнения в отношении каменной мемориальной доски о захоронении одних из самых знаменитых архитекторов первой половины XVIII века и доски жертвам (простым горожанам) сталинских репрессий на Поклонной горе и на здании около нее. Культурное пространство следует наполнить позитивом, порядочностью, справедливостью, гуманизмом, просвещением. Не должно быть немыслимых по жестокости репрессий. В случае данной безопасной информатизации населения, выявление смыслов из эмблем фейерверков первой половины XVIII века станет более мирным и «речей ненависти» станет меньше.

Культурное пространство Сампсониевского собора известно в северной столице России. Мемориалы Выборгской стороны хранят память о мирных и замечательных событиях первой половины XVIII века.

Использованные источники:

1. «Изображение фейерверка, горящего в день коронования Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской Анны Иоанновны. 1730, апреля 30 дня» // Гравюра из издания: Описание коронации Ее Величества Императрицы и Самодержицы Всероссийской Анны Иоанновны торжественно отправленной в царствующем граде Москве 28 апреля 1730 году. —М., 1730.

2. Maggs B. W. Firework Art and literature: Eighteenth- Centure Pyrotehnics / B. Maggs // The Slavonic and East European Review. Vol. LIV. No. 1, January. 1976. — P. 24–31.

3. Атлас Выборгского района города Санкт-Петербурга. СПб., 2004.

4. Глезеров С.Е. Издательская деятельность на территориях антибольшевистских правительств Северо-Запада России в период гражданской войны 1918 - 1920 гг. Диссертация на соиск. уч. ст. к.филолог.н. СПб.: 2001.

5. Глезеров С.Е. Удельная. Очерки истории. СПб.: 2012.

6. Гребенюк В.П. Эволюция поэтических символов российского абсолютизма (от Симеона Полоцкого до М.В. Ломоносова) /В.П. Гребенюк // Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII–начала XVIII в. — М.: «Наука». 1989. — С. 190–199.

7. Любичанковский А.В., Любичанковский В.А. Культурное пространство региона в оценке современной российской историографии // Вестник ОГУ №7 (126)/июль`2011. С.124-130.

8. Ляпкина Т.Ф. Методология изучения культурного пространства региона http://www.riku.ru/confs/vrem_cul/LyapkT.htm. Просмотр: 30.08.2017, 00:00.

9. Наймарк Е.А. Сборники эмблем к фейерверкам начала XVIII века в собрании Российской национальной библиотеки//Петровские реликвии в собраниях России и Европы. Материалы III Международного конгресса петровских городов. Спб., 2012. C.227-231.

10. Никифорова Л.В. Введение/ Никифорова Л.В. Дворец в истории русской культуры. Опыт типологии. СПб.: Астерион, 2006.

11. Описание иллуминации, которая при благополучном в Санкт- Петербурге пришествии ея императорского Величества представлена была// Примечания на Ведомости. Часть XXI. СПб., марта 13 дня, 1732 года.

12. Пиотровский М.Б. Петр и музей.// Культурные инициативы Петра Великого. Материалы II международного конгресса петровских городов. СПб., 2011.

13. Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге. СПб., 2009.

Личная анкета участника:

1. Наймарк Елена Александровна

2. [email protected]

3. Требуемое количество печатных экземпляров сборников-1

4. Требуемое количество сертификатов (указать в электронном или печатном виде)-0

5. Требуемое количество дипломов (указать в электронном или печатном виде)-0

6. Почтовый адрес для отправки материалов, ФИО получателя: 194156, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Сердобольская ул., д.1, кв. 42.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...